Ослепляло солнце, дул слабый ветер, за бортом шумела вода. Потом он не раз вспоминал тот злополучный день.
Через несколько недель корабль должен был вернуться на сушу. Почти все члены экипажа радовались скорой встрече с родными. Общий настрой не заразил лишь хмурого матроса. Звали его Чернушкиным.
Отчего же он один сидел хмурый? Да всё просто: его никто не ждал. Была когда-то жена, но та заявила, что не хочет быть вдовой с живым мужем, который «шляется со своими дружками по морю». Так прямо и сказала. С тех пор Чернушкин стал одиноким.
Но как же родители? Они здоровы и счастливы в полувековом браке. Вот только матрос с ними поссорился. Это случилось перед самым отплытием, то бишь пару месяцев назад. Причина всё та же – любовь к морю.
Этим утром он, как обычно, принялся за работу. Отмыл вечно грязную палубу, попытался отдраить ржавчину, проверил паруса и присел отдохнуть. Имелось у него одно интересное увлечение: игра на дудочке. За это его любила вся команда. Бывало, поужинают и тут же просят подудеть. Сперва он отнекивался: смущался. А потом привык и делал это безо всяких просьб. За этим его и застал товарищ.
– Чернушкин, чего прохлаждаешься? – Паяцин по-дружески толкнул его в плечо.
– Только это и умею, – матрос снова заиграл.
– Ну и скромняга ты! Слыхал, чего капитан говорит? – Паяцин подмигнул.
– Чего? – он отложил дудочку.
– Боцманом будешь!
– Да ну тебя.
– Зуб даю! – он покачал и без того шатающийся зуб.
– Внимание! – донеслось из рупора. – Говорит капитан. Всем собраться на палубе. Важные новости. Повторяю: всем собраться на палубе, важные новости.
Два матроса переглянулись.
– Если сменим курс, поднимется бунт. Ей-богу! – сказал Паяцин и сплюнул на пол. Чернушкин поморщился, вспоминая недавнюю уборку, но промолчал.
Вскоре палуба наполнилась шумящей толпой. Когда вышел седой капитан, сразу воцарилась тишина.
– Радиорубка уловила дурные вести, – начал он. – Все мы знакомы с морской болезнью. У неё появились осложнения, приводящие к смерти. Врачи говорят, дело в составе солёного воздуха и в постоянной качке. Но главное – болезнь заразна. В опасности и те, кто сейчас на суше.
Моряки разом заговорили:
– Какого чёрта?!
– О чём вы, капитан?
– Быть не может! Помереть от тошноты!
– Вот-вот, и я о том же!
– Вы не перегрелись, капитан? – выкрикнул кто-то.
После этой фразы все замолчали. Капитан нахмурился, обвёл взглядом команду и приказал расходиться.