ВВЕДЕНИЕ


Сегодня в отношениях между Великобританией и ЕС складывается весьма сложная и нестандартная ситуация. Уникальность ситуации заключается в том, что ранее ни одна страна не выходила из состава Европейского Союза. Многолетняя интеграция государств-членов ЕС по различным направлениям политики с целью формирования единого рынка, свободного передвижения граждан внутри ЕС, привела не только к положительной динамике экономического развития этих государств. Помимо всего прочего, выход из ЕС стал юридически очень затруднителен. Сегодня Великобритании в рамках проведения «брексита» (выхода страны из ЕС) придется изменить множество европейских законов (начиная от законодательства, касающегося прав рабочих до охраны окружающей среды). 12 сентября 2017 года этот процесс был начат. После невероятно напряженных дебатов в палате Общин во втором чтении был принят билль об отмене юрисдикции общеевропейского законодательства на территории Великобритании. Коротко напряженность и неоднозначность принятого решения демонстрируют результаты голосования палаты Общин по данному биллю: 326 депутатов проголосовали «за», 290 – «против». По результатам парламентских выборов 8 июня 2017 года консервативная партия (во главе с Терезой Мэй) получила 317 мест в палате Общин, лейбористская партия (во главе с Джереми Корбином) – 262 места, Шотландская национальная партия – 21 место, либерал-демократы – 12 мест, демократическая юнионистская партия – 10 мест, Шин Фейн – 7 мест. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что политику консерваторов в отношении ЕС, помимо представителей самой партии, поддерживало минимальное количество парламентариев. Число же противников подхода консервативной партии к отношениям с ЕС в палате Общин возрастало.

Противоречия по вопросу «брексита» в палате Общин лишь один уровень сложной совокупности сложившихся, причем весьма различных, подходов. На международном уровне также проявляются противоречия между правительством Великобритании и ЕС. С одной стороны, Жан-Клод Юнкер (председатель Европейской Комиссии) выступая перед Европейским парламентом 13 марта 2018 года заявил (в очередной раз), что Великобритания пожалеет о выходе из Европейского Союза. Помимо этого, он неоднократно выступал с обращениями к британскому премьер-министру с просьбой конкретизировать подход британского правительства. То есть представители ЕС подчеркивали декларативность заявлений правительства Великобритании по вопросам сотрудничества с ЕС. С другой стороны, Тереза Мэй (премьер-министр Великобритании в период запуска «брексита») в своих выступлениях подчеркивала свой «амбициозный, но практичный» взгляд на экономические отношения Великобритании с ЕС и считала, что бизнес в Великобритании только выиграет от выхода страны из ЕС.

Внутри страны также существовало и продолжает существовать противоречивое отношение к выходу из ЕС. Например, в Шотландии сохраняется негативное отношение к «брекситу». В частности, шотландское правительство сформировало альтернативный билль о «брексите». В Уэльсе беспокойство вызывает выход Великобритании из единого рынка и возможное заключение договоров с КНР о свободной торговле. Подобные договора могут нести угрозы промышленности Уэльса. Пересмотр законодательства с ЕС, затрагивает также и распределение полномочий внутри страны. В свете проведенной на рубеже XX-XXI веков деволюции в Великобритании возврат полномочий из ЕС поднимает спор между Вестминстером и регионами о том, как должны быть распределены эти полномочия.

Еще одним острым вопросом разграничения полномочий и участия в таможенном союзе ЕС остается Северная Ирландия. Тереза Мэй подчеркивала, что предложения ЕС о границе Северной Ирландии несут угрозу национальной целостности Великобритании. В частности, проект правового соглашения ЕС по Ирландии предусматривал общую область регулирования, а также участие Северной Ирландии в таможенном союзе ЕС. Этот подход правительство консерваторов посчитало неприемлемым.

Помимо этого, стоит помнить, что в рамках национального референдума за выход из ЕС проголосовало 51,9 % избирателей. То есть решение было принято с минимальным перевесом. Бывшие премьер-министры Великобритании Джон Мейджор и Энтони Блэр периодически озвучивали предложение о том, что парламент должен подготовить и провести еще один референдум по вопросу о выходе страны из ЕС. Естественно, это предложение вносилось по той причине, что мнение трех-четырех процентов избирателей с 2016 года могло измениться. Однако пока правительство не считает возможным проведение повторного референдума.

Примечательно, что именно Джон Мейджор и Энтони Блэр являлись сторонниками второго референдума по вопросу об участии Великобритании в ЕС. Так как именно в период их премьерских сроков (1990 – 1997 г. и 1997 – 2007 г.) были сформированы и вступили в действие европейские договора, которые заложили основы усиления интеграционных процессов по некоторым направлениям сотрудничества в ЕС. В рамках заключения этих договоров правительства Великобритании действовали исходя исключительно из национальных интересов государства, однако, евроскептики и оппозиция в палате Общин даже такие действия характеризовали как «потерю национальной независимости и суверенных прав государства».

В 2014 – 2016 г. в связи с экономическим кризисом и его последствиями Европейский Союз переживал далеко не лучшие времена. Складывавшаяся экономическая ситуация вызывала еще более осторожное отношение Великобритании к данному интеграционному объединению. В некоторых странах-участницах всерьез поднимался вопрос о выходе из ЕС (Греция, Великобритания), и в большинстве стран ЕС такой вопрос возникал у скептичной части представителей общественности и политических кругов. В частности, в ноябре 2015 года Дэвид Кэмерон сформулировал четыре важнейших пункта, которые на его взгляд должны были быть пересмотрены в ЕС. Это защита единого рынка стран ЕС, конкурентоспособность, освобождение Великобритании от «более тесного союза» и укрепление роли национальных парламентов, а также контроль над миграцией. В такие моменты в британском обществе усиливается евроскептицизм, и так в высокой мере присущий гражданам и политикам Великобритании. Во многом требования, которые предъявляла правящая консервативная партия к условиям дальнейшего участия Великобритании в ЕС еще до проведения референдума о дальнейшем участии страны в ЕС, не были реализованы, или стали следствием компромисса с партнерами в процессе выработки новых европейских договоров 1990 – 2007 годов. Важную роль в данном процессе сыграла партия лейбористов и ее лидер Энтони Блэр, в период премьерства которого (1997 – 2007 гг.) были выработаны три договора (Амстердамский, Ниццкий, Лиссабонский), две декларации (Кёльнская, Лаакенская) и один не ратифицированный проект договора (Конституционный) в ЕС.

Для понимания истоков и причин протекающих процессов в отношениях между Великобританией и Европейским Союзом сегодня, крайне важно понять, проанализировать партийно-политическую борьбу в Великобритании по отношению к формированию новых европейских договоров в 1997 – 2007 гг.

Объектом исследования является общественно-политическая борьба по проблемам взаимоотношений Великобритании и ЕС в конце XX – начале XXI в..

Предметом исследования является партийно-политическая борьба в Великобритании в период 1997 – 2007 гг. по проблеме формирования европейских договоров (Амстердамского, Ниццкого, проекта Конституционного, Лиссабонского).

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить содержание и сущность подходов ведущих политических партий Великобритании (лейбористской, консервативной) к вопросу европейской интеграции, выделить влияние этой борьбы на позицию правительства.

Для достижения поставленной цели мы попытаемся выполнить следующие задачи:

Определить (показать) основные подходы к данной проблеме в зарубежной и отечественной историографии;

Выявить позиции лейбористской, консервативной партий Великобритании по вопросу европейской интеграции в период 1990 – 1997 гг..;

Проследить подходы лейбористской, консервативной партий Великобритании к Амстердамскому договору;

Рассмотреть позиции ведущих партий Великобритании (лейбористской, консервативной) по формированию Ниццкого договора в 2000 – 2001 гг.;

Проанализировать внутриполитическую борьбу в Великобритании по вопросу формирования проекта Конституционного договора в 2002 – 2005 гг.;

Выявить ключевые подходы правительства и лейбористской, консервативной партий Великобритании по формированию реформированного договора (Лиссабонского) в 2007 г..

Географическими рамками исследования выступают территории Великобритании и Европейского Союза.

Уникальность географического положения Великобритании является одной из наиболее значительных причин формирования «особых» взаимоотношений с другими странами, в том числе и странами Западной Европы. Географическая обособленность Британских островов от континентальной Европы способствует формированию особого взгляда на цели и подходы к сотрудничеству с соседними государствами и с коллегами по ЕС.

В первую очередь, именно по причине особого географического положения Великобритания смогла настоять на своем ограниченном участии в инициативе по формированию Шенгенской зоны. Аспект контроля собственных границ, и тех, кто эти границы пересекает, воспринимается как исключительные полномочия суверенного независимого государства. В отличие от Великобритании, в странах континентальной Европы придерживались подхода к необходимости введения свободного перемещения людей по территории стран участниц ЕС. В свое время именно прозрачность границ для людей и товаров стала одним из основополагающих принципов формирования ЕС.

Помимо этого, Великобритания (особенно в периоды премьерских сроков Э. Блэра) преподносилась правительством как исторически естественный «мост» во взаимоотношениях между США и ЕС. Специфика взаимоотношений метрополии и бывших колоний существовала в рамках всего периода исторического развития, в том числе и в новейший период истории.

Хронологические рамки исследования охватывают весь период пребывания Энтони Блэра на посту премьер-министра Великобритании (с 5 мая 1997 г. по 27 июня 2007 г.). Подобный подход дает возможность проведения комплексного анализа политики лейбористов на протяжении работы двух с половиной парламентских циклов. Начальная хронологическая граница (5 мая 1997 г.) характеризуется датой парламентских выборов в Великобритании в 1997 г. После которых правительство и политический курс развития Великобритании стала определять лейбористская партия под руководством Энтони Блэра. Данный момент отмечен изменением подхода и к европейской политике. Конечная хронологическая граница отмечена датой ухода в отставку Энтони Блэра с поста премьер-министра 27 июня 2007 г. Эта граница обусловлена тем, что произошел переход власти к Гордону Брауну, который проводил менее активную европейскую политику, находился под усилившимся внутриполитическим давлением, и имел несколько другое видение участия Великобритании в европейской интеграции, чем Энтони Блэр.

Для более четкого понимания рассматриваемой проблемы в исследовании необходимо было провести общий анализ наследия консервативного правительства Джона Мейджора (1990 – 1997 гг.) по вопросу новых европейских договоров. Так как именно в период премьерских сроков Д. Мейджора был заключен и ратифицирован Маастрихтский договор, проводилась межправительственная конференция по формированию Амстердамского договора.

Для завершенности исследования, было необходимо проанализировать дальнейшую политику правительства преемника Энтони Блэра на посту премьер-министра Великобритании (Гордона Брауна) по заключению Лиссабонского договора в 2007 г. и запуску процесса его ратификации в парламенте Великобритании.

Именно этот факт послужил причиной введения в исследование первого параграфа второй главы и последнего параграфа четвертой главы, в которых внимание несколько смещено от исследуемой темы. Однако без этих дополнительных параграфов, на взгляд автора, было бы неизмеримо сложнее проследить различия в подходах к решению вопросов европейской политики правительствами Великобритании под руководством Э. Блэра.

Основными методологическими принципами исследования стали принципы объективности, научного историзма и системный подход. Они предполагают беспристрастное, всестороннее аргументированное исследование событий, характеризующих предмет и объект исследования. В соответствии с принципом объективности, автор при рассмотрении и анализе фактов стремился минимизировать субъективность, факты и явления рассматривались в их многогранности и противоречивости. В частности, этот метод позволил оценить использование правительством под руководством Г. Брауна в переговорах о реформированном договоре на европейском уровне евроскептичного подхода оппозиции внутри страны. В соответствии с принципом историзма, факты, процессы и явления, анализируемые в исследовании, рассматривались в развитии, с учетом конкретной ситуации. Автор стремился рассмотреть факты и события с учетом причин (в том числе политических) их возникновения и дальнейшего их развития во времени и пространстве. В частности, именно по этой причине в первом параграфе второй главы проводится анализ подходов к формированию европейских договоров и европейской политике в целом не только консервативной, но и лейбористской партий Великобритании. Анализ периода 1990 – 1997 г. позволил продемонстрировать каким был подход лейбористской партии и как он трансформировался перед победой на парламентских выборах 1997 г.. Кроме этого, в работе применялись основные принципы системного подхода. В основе этого подхода лежит рассмотрение объекта исследования как целостной системы, а также сведение составляющих ее структуру элементов в общую картину.

Из общенаучных методов исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение. В частности, метод анализа применялся для выделения отдельных характерных и особенных признаков, свойств, характеристик в подходах политических партий Великобритании к формированию европейских договоров. Методом синтеза удалось сформулировать закономерности и причинно-следственные связи формирования тех или иных подходов политических партий, правительств Великобритании к сотрудничеству в рамках ЕС. Метод индукции позволил сформулировать общие выводы о подходах ведущих политических партий Великобритании к формированию европейских договоров (в частности, Проекта Конституционного договора). Метод дедукции использовался для формулирования выводов об итогах деятельности политических партий Великобритании в процессе формирования европейских договоров на основании ранее сформулированных индуктивных обобщений. В частности, на основе дедуктивного метода сделан вывод о подходах консервативной партии к формированию реформированного договора (Лиссабонского). Метод абстрагирования применялся с целью выделения свойств, характеристик, закономерностей именно в сфере партийно-политической борьбы по вопросам формирования европейских договоров. Этот метод позволил выделить только те характеристики, которые были необходимы для проведения исследования по определенной изначально тематике. Метод сравнения позволил выявить общее и различное в подходах политических партий к исследуемому вопросу, общее и различное в подходах каждой из партий во времени, проследить изменение подходов правительства к указанному вопросу.

Из специальных методов исторического познания автором были использованы следующие: дескриптивный, историко-сравнительный, историко-хронологический, ретроспективный, историко-генетический. Дескриптивный метод применялся с целью описания событий и фактов исследуемой темы. В частности, для описания подхода консервативной партии Великобритании к межправительственной конференции 1996 – 1997 г. Историко-хронологический метод позволил сформировать последовательное изложение фактов. Историко-сравнительный метод был использован с целью сравнения подходов политических партий Великобритании к формированию европейских договоров. Ретроспективный метод применялся для исследования событий прошлого с целью выявления причин подходов к европейской политике политических партий Великобритании. Также применялся историко-генетический метод, позволивший выявить причины необходимости трансформационных процессов ЕС и проследить закономерности и специфику политической борьбы внутри страны, а также особенности взаимоотношений между Великобританией и Европейским Союзом в рамках выбранного для исследования периода.

Помимо этого, в связи со спецификой объекта и предмета исследования, стремлением провести комплексное качественное исследование автором применялись междисциплинарные подходы. В том числе были использованы теории, методология и терминология социологии и политологии. В частности, методы социологии применялись для анализа опросов общественного мнения, проводимых по проблемам европейской политики в Великобритании и ЕС. Методы политологии – причин формирования и целей политических партий Великобритании по вопросам европейской политики, их подходов к формированию европейских договоров, анализу предвыборных манифестов.

Источниковая база исследования достаточно обширна и разнообразна. Сегодня источники различного характера широко представлены в интернете. С одной стороны, это несколько упрощает доступ к материалам. С другой стороны, серьезно усложняет работу исследователя. Так как увеличивается объем исследуемых источников, усложняется процесс отбора достоверных источников для исследования. Для проведения представленного исследования использовались документальные и нарративные источники, которые можно разделить на несколько групп.

В первую группу входит наиболее важный источник для написания исследования по партийно-политической борьбе в Великобритании – стенограммы заседаний палаты Общин, палаты Лордов, постоянных комитетов при парламенте Великобритании. Эти источники представлены в интернете. В частности, на сайте “HANSARD 1803 – 2005”1. На нем можно найти открытые тексты заседаний британского парламента с 1803 по 2005 г.. Информацию о сессиях палат можно найти на сайте парламента Великобритании2. Кроме этого, данный сайт несет массу важной для исследования информации о британском парламенте, обеих палатах парламента, членах палат парламента (списки министров правительства и списки министров теневого кабинета), а также данные о современных прениях в парламенте (повестка дня, комитеты, референдумы). Кроме этого, на данном сайте в разделе Публикации, выбрав «Дебаты Общин»3, а затем «по дате» можно найти стенограммы заседания Палаты Общин с ноября 1988 г. по текущую сессию. Также дебаты постоянных Комитетов при Парламенте Великобритании с 1965 по 2005 г. можно найти на сайте Парламента4. Особо интересно проследить трансформацию подходов политических деятелей партий Великобритании по вопросу формирования европейских договоров и участию в европейской интеграции во времени. В дебатах палаты Общин представители различных партий зачастую используют цитаты и апеллируют к противоречивым высказываниям друг друга в качестве давления и критики подходов правительства, или вспоминая об «ошибках» предыдущих правительств.

Во второй группе источников представлены законодательные акты Великобритании. Они также отображены в интернете. Сайт «Законодательство Соединенного Королевства»5 стал проектом министерства юстиции Великобритании при сотрудничестве национальных архивов Великобритании. В нем собраны законодательные акты Великобритании от Великой Хартии Вольностей (1215 г.) до нашего времени, и сайт продолжает пополняться в соответствии с изменениями в законодательстве государства. Например, закон 1997 г. о частном финансировании Национальной службы здравоохранения (Энтони Блэр многократно ссылался на опыт европейских партнеров в процессе обсуждения законопроекта), закон 2001 г. Европейских сообществ (финансы), директивы ЕС.

Третья группа использованных источников – данные официальной статистики Великобритании. Эти официальные данные, а также результаты опросов мнения граждан страны отражены в интернете на сайте Управления Национальной статистики6 и сайте Результатов опросов Великобритании7. На сайте Результатов опросов Великобритании постоянно отслеживается колебание общественного мнения Великобритании по вопросам выборов, как в национальный парламент, так и в Европейский парламент. Очень четко показаны результаты выборов по округам. Легко проследить поддержку электоратом той или иной партии в зависимости от групп населения характерных для округа. Также на сайте представлены обзоры статей по анализу данных опросов, блоги аналитиков и партий, ссылки на новостные сайты. Кроме этого, в сводной таблице отражены результаты опросов различных организаций (например, результаты, полученные Populus, YouGov и BBC). Дополнительно представлены схемы изменения предпочтений населения в период между выборами. Найти результаты парламентских выборов с 1931 г. можно на сайте «Политические исследования»8.

Четвертую группу источников представляет официальная документация политических партий Великобритании, которая также широко представлена в интернете. Однако на действующих официальных сайтах партии лейбористов, консервативной партии и партии либерал-демократов представлены только программы и отражены события текущего периода. Копии старых сайтов с доступом к программам, уставам, политическим предвыборным манифестам, воззваниям, резолюциям, отчетам общенациональных съездов доступны на сайте веб архива Великобритании9.

Существенный интерес представляет пятая группа источников – периодические издания. В частности, «Файненшел Таймс» (“Financial Times”) отражает все существенные действия на уровне Великобритании и ЕС по отношению к формированию единой валюты, вступления в еврозону и экономическим реформам ЕС. Значительное количество статей по подходам к европейской политике и к формированию европейских договоров публикуется в газете «Гардиан» (“the Guardian”). Статьи в этом периодическом издании четко отражают «красные линии» правительства в переговорах с европейскими партнерами. В том числе и сегодня требования Дэвида Кэмерона по критериям реформирования ЕС в ноябре 2015 г. были опубликованы в статье в «Гардиан» (“the Guardian”). Издание «Экономист» (“The Economist”) поступательно отражает все актуальные вопросы европейского сотрудничества по комплексу сфер, предоставляет анализ и комментарии саммитов Европейского Совета, проекты новых договоров, межправительственные конференции и позиции различных правительств по этим вопросам.

Шестая группа источников включает в себя мемуары. Некоторая отдаленность времени написания работы от рассматриваемого периода, позволила автору работать с мемуарами и биографиями ведущих политических и общественных деятелей Великобритании и ЕС того времени. В частности, изданы мемуары Энтони Блэра: «Путешествие. Моя политическая жизнь»10 сквозь которые красной линией проходит его отношение к вопросам европейского сотрудничества. Из мемуаров британских политиков – лейбористов выбранного для исследования периода важны работы Аластера Кэмпбела «Дневники»11 (три тома), Филипа Гоулда «Незавершенная революция. Как модернизация спасла лейбористскую партию»12, Питера Хейна «Снаружи»13, Питера Мендельсона «Третий человек. Жизнь в сердце новых лейбористов»14, Джека Стро «Последний герой: мемуары выжившего»15.

Из мемуаров представителей консервативной партии важны работы ее лидеров: М. Тэтчер16 «Искусство управления государством. Стратегия для меняющегося мира» и «Автобиография»17 Джона Мейджора, в которых показывается взгляд предшественников Э. Блэра на посту премьер-министра на европейскую политику Великобритании в 1979 – 1997 г.. К сожалению, еще не изданы мемуары Майкла Говарда, Йена Дункана Смита, Майкла Анкрама и Уильяма Хейга. Существуют лишь коллективные монографии посвященные анализу политики консервативной партии, в которых уделяется внимание анализу подхода партии к европейскому направлению.

Кроме этого, интересны мемуары Жака Ширака «Моя жизнь в политике»18 и Герхарда Шрёдера «Биография»19. Эта группа источников позволяет исследовать, оценить, рассмотреть, сравнить и проанализировать подходы ведущих политических деятелей ЕС исследуемого периода по вопросу формирования европейской политики. Мемуары представителей лейбористской партии кроме отражения подходов к европейским вопросам показывают исследователям и ситуацию внутри лейбористской партии, наиболее острые моменты конфронтации с оппозиционной партией в палате Общин, восприятие правительством отношения общества страны к европейской интеграции. Очень интересно сравнить эти моменты с результатами опросов общественного мнения того периода по отдельным моментам формирования европейских договоров. В частности, тогда как правительство демонстрировало уверенность в том, что население наиболее полно осведомлено о приоритетах и «красных линиях» руководства страны в вопросе реформирования договоров, опросы общественного мнения четко показывали, что среди населения Великобритании широко распространены «мифы и легенды» касательно потери национального суверенитета страны.

Седьмая группа источников включает в себя официальные документы ЕС. Учредительные договоры Европейских сообществ и Европейского Союза, документы, подписанные при вступлении Великобритании в ЕЭС, первичное право ЕС представлены на русском языке на сайте «Право Европейского Союза»20. Большее внимание в связи со спецификой уделено юридическим аспектам. На английском языке можно найти все основополагающие документы Европейского Союза, начиная с Римского договора 1957 г., на сайте «Европейские договоры»21.

В восьмую группу источников входят все законодательные акты, решения и рекомендации обязательные для всех стран-участниц Европейского Союза, которые публикуются в официальном журнале ЕС, выпускающемся с 2003 г.. До 2003 г. эта информация публиковалась в официальном журнале Европейского Объединения Угля и Стали, с момента основания данного объединения. Журналы публикуются на государственных языках всех стран-участниц. В электронном варианте информацию по законодательству ЕС можно найти на сайте Европейского Права22.

На сайте Европейского Союза23 особый интерес представляет раздел «Публикации» (“Publications”), и подраздел «библиотеки и архивы». В нем представлены библиотеки институтов ЕС, библиотеки Европейской Комиссии, другие библиотеки, занимающиеся европейской интеграцией, а также материалы архивов сайтов Европейского Центрального Банка (с 1964 г.), бюллетень Европейского Союза (1994 – 2009 гг.). Старый сайт бюллетеня Европейского Союза перенесен в Европейский веб архив в 2009 г.. Архив Официального журнала Европейского Союза, в котором публикуются законодательные акты, с 1952 г. (по мере расширения Сообщества увеличивается и количество официальных языков, на которых издается журнал) представлен на сайте Евро-Лекс (EUR-Lex)24 в разделе Официальный журнал.

Материалы саммитов Европейского Совета составляют девятую группу исследованных источников, они доступны на официальном сайте Европейского парламента в разделе саммиты25. Они охватывают период с 1985 по 2006 г.. Разделены на три группы: 1985 – 1993, 1994 – 2002, 2003 – 2006. Каждый документ представлен на всех государственных языках стран-участниц Европейского Союза. Именно по этой группе источников можно выявить разницу в подходах между правительством Великобритании и партнерами по ЕС. В том числе и по отношению к формированию европейских договоров в исследуемый период.

Десятая группа источников включает в себя данные официальной статистики Европейского Союза. Эти материалы представлены в интернете на сайтах Европейской Комиссии (выложена информация об опросах общественного мнения относительно европейской интеграции с 1990 г.)26, и на сайте Евростат27 (Европейская статистика) в разделе публикации, предыдущие издания доступны ежегодные публикации с 1985 по 2015 г..

Одним из самых важных проектов является сайт интернет-центра документации и европейских исследований28 в Люксембурге. В разделе исторические события в процессе европейской интеграции (1945 – 2009 гг.) доступны общие данные и сведения по различным этапам интеграции, а также документы по различным вопросам интеграции, например: статья из «Монд» от 1.12.1987 г. «Динамика единого рынка»; заявление Гордона Брауна от 27.10.1997 г. по отношению Великобритании к третьей стадии экономического и валютного союза стран ЕС; интервью для «Фигаро» еврокомиссара Майкла Барньера от 11.06.2001 г. по поводу референдума в Ирландии о принятии Ниццкого договора.

Кроме этого, для понимания позиций различных государств в рамках ЕС по тем или иным вопросам в ходе подготовки межправительственных конференций, обсуждения реформ ЕС, подготовки к заседаниям Европейского Совета рассматривались дополнительные источники по другим ведущим странам ЕС. Основная информация содержится в заседаниях и дебатах комитетов и законодательных органов этих стран. В частности, Официальный бюллетень и дебаты Генеральных кортесов Испании доступен на сайте Генеральных кортесов29 в разделе официальных изданий: официальный бюллетень доступен с 1977 г., дебаты и пленарные заседания доступны с 1996 г.. Парламентские дебаты Национальной ассамблеи Франции с 1952 г. доступны на сайте архива Национальной ассамблеи Франции30. На сайте Бундестага ФРГ31 можно найти Протоколы пленарных заседаний Бундестага.

Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной науке было проведено комплексное исследование партийно-политической борьбы в Великобритании по вопросам формирования европейских договоров (1997 – 2007 г.). Как будет продемонстрировано в первой главе диссертационного исследования, ранее тема исследования не рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях в подобной формулировке, с подобными акцентами. Автору исследования было важно продемонстрировать на примере борьбы по отдельно взятому вопросу внешнеполитических отношений между национальным суверенным государством (Великобританией) и интеграционным объединением (ЕС) взаимозависимость и взаимовлияние двух уровней (внутреннего и внешнего) сотрудничества.

Практическая применимость данного исследования и ценность научных работ соискателя заключается в следующем: возможно использование материала в рамках формирования методических разработок, написания научных работ по новейшей истории стран Западной Европы, новейшей истории Великобритании, истории Европейского Союза, истории международных отношений. Диссертационное исследование будет полезно при чтении курсов лекций, проведении семинаров по всеобщей истории, политологии, истории международных отношений, истории зарубежного государства и права, в деятельности российских дипломатических и иных учреждений, участвующих в развитии политических, экономических и культурных контактов с Великобританией. А также в дальнейших диссертационных исследованиях вопроса внутриполитической борьбы по проблемам европейской интеграции в Великобритании и вопроса участия Великобритании в процессе европейской интеграции.

Теоретическая значимость исследования заключается в применении к анализу источников различных исторических методов исследования. По итогам проведенного исследования это вносит значительный вклад в развитие теорий, направленных на изучение партийно-политической борьбы в государствах, взаимодействия национальных суверенных государств и различных интеграционных объединений. Также представленная работа вносит свой вклад в историю международных отношений и внешней политики Великобритании.

Ключевые результаты проведенного исследования кратко можно сформулировать следующим образом:

1)В рамках партийно-политической борьбы в период 1997 – 2007 гг. принципиальным отличием подхода лейбористов к европейской политике и европейским договорам от консерваторов было стремление реализовывать национальные интересы в данной сфере через активное сотрудничество с европейскими партнерами. Лейбористскому правительству Великобритании на этом этапе удалось сменить «имидж» страны в ЕС и продемонстрировать готовность к переговорам.

2) В 1997 – 2001 гг. проведение активной еврооптимистичной политики правительством не стояло на повестке дня. «Нейтрализация» вопросов европейской политики перед электоратом лейбористов вполне устраивала.

3) Консервативная партия, потерпевшая сокрушительное поражение на парламентских выборах 1997 г. пыталась проводить активные действия против европейской политики лейбористов и дискредитировать правительство перед электоратом в период 1997 – 1999 гг. Однако данные действия в партийно-политической борьбе не приводили к поставленной цели.

4) На следующем этапе (2001 – 2005 гг.) в дебатах палаты Общин партийное большинство лейбористов способствовало поддержке линии правительства в стремлении ратифицировать проект Конституционного договора через парламент, без национального референдума. Однако в рамках партийно-политической борьбы представители консервативной партии в своих выступлениях перед СМИ и в палате Общин подогревали евроскептицизм, присущий общественности Великобритании.

5) На третьем этапе (2005 – 2007 гг.) вопрос формирования и ратификации нового европейского договора также был ценен для правительства Энтони Блэра. Если бы проводился референдум по ратификации Лиссабонского договора в Великобритании, как показывали опросы общественного мнения, лейбористы потерпели бы поражение и, возможно, вновь понесли бы непоправимый политический урон. Также, несмотря на партийно-политическую борьбу по данному вопросу, обе ведущие партии Великобритании не были заинтересованы в срыве формирования нового европейского договора.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Состоит из четырех глав. В первой главе проводится анализ степени изученности проблемы. Три последующие главы разделены по принципу трех премьерских сроков Энтони Блэра. Каждая из глав состоит из параграфов, которые освещают процесс формирования европейских договоров и соглашений на каждом из выделенных этапов (премьерских сроков Э. Блэра).

Представленное исследование было проведено, опираясь на значительный пласт источников и литературы на английском языке, их самостоятельном переводе (что позволило не утратить значительные нюансы, которые зачастую опускаются переводчиками). Были использованы в исследовании официальные источники различного уровня, материалы средств массовой информации и социологических центров. Теоретико-методологической основой исследования послужили, в свою очередь, труды известных отечественных и зарубежных ученых.

Источники, необходимые для решения каждой из поставленных в исследовании задач, прорабатывались автором с привлечением различных точек зрения исследователей и участников событий. Достоверность статистических данных подтверждается данными официальных социологических центров.

Апробация результатов работы была проведена в рамках различных конференций. В частности, в рамках XXII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ им. Ломоносова, 2015).

По теме исследования были публикованы работы (в том числе по результатам участия в конференциях), с которыми можно ознакомиться, зайдя в профиль автора на портале elibrary.

Диссертация «Партийно-политическая борьба в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии по проблеме формирования европейских договоров (1997 – 2007 г.)», которая стала основой представленной монографии, была успешно защищена в диссертационном совете Казанского федерального университета под руководством И. Р. Тагирова 27.12.2018 г..

Загрузка...