Голод 1891–1892 годов и использование его революционными элементами. – Организация Егупова и Бруснева. – Тверской кружок Барыбина. – Петербургская группа народовольцев. – Социально-революционная партия «Народное право». – Эмигранты. – Фонд вольной русской прессы. – Группа «старых народовольцев». – Заграничный Союз русских социалистов-революционеров
Начало девяностых годов принесло с собою вновь подъем в революционном движении. Постигший Россию в 1891–1892 годах и охвативший до 20 губерний голод, холерная эпидемия и обусловленные ими беспорядки в деревнях всколыхнули общество. Как правительством, так и общественными кругами была организована в широких размерах помощь голодающим. Отзывчивая молодежь двинулась в деревню в составе различных отрядов помощи. Народ сделался вновь предметом особого внимания интеллигенции.
Оживилось и революционное подполье. Вновь поднялись споры: как спасать русский народ – учить ли его и просвещать сначала и потом уже пытаться перейти на социалистический строй, или же, пользуясь волнениями, начать поднимать крестьянство в целях государственного переворота? К этим старым революционным теориям прибавлялась все более и более завоевывавшая симпатии интеллигенции проповедь социал-демократов, указывавших, что единственный правильный путь спасения русского народа – это классовая борьба пролетариата, обоснованная на выводах научного социализма.
Возвращавшаяся из голодных мест, познакомившаяся воочию с деревенской нуждой, молодежь была проникнута лучшими по отношению к крестьянству намерениями, и руководителям революционных организаций разных толков представлялся удобный момент воспользоваться энтузиазмом молодежи и облечь их намерения в желательные для руководителей революционные формы. И представители обоих направлений – социал-демократического и социально-революционного – постарались использовать благоприятную обстановку момента в своих революционных целях.
Проживавшие в Женеве эмигранты отозвались на голод выпуском прокламации, в которой призывали действующие организации воспользоваться народным недовольством для возбуждения революционного движения. В Париже же в конце 1891 года по инициативе Петра Лаврова образовалось Общество борьбы с голодом, которое в своих воззваниях доказывало, что постигший Россию голод есть результат правительственной системы, и вело агитацию за объединенную борьбу против правительства.
Повсюду возникали так называемые кружки саморазвития молодежи, участники которых особенно усердно принялись за размножение и распространение среди интеллигенции и рабочих разного сорта революционной литературы. Из-за границы переправлялись большие транспорты той же литературы, которые, однако, весьма часто при переправе арестовывались. В обращении появились прокламации и брошюры, техника которых ясно указывала, что они печатаются в России. Заметно усилилось революционное движение в привислинских губерниях, и особенно в Варшаве, что много содействовало успешному водворению во внутренние губернии шедшей из-за границы нелегальной литературы.
Деятельность наиболее важных кружков народовольческого направления выразилась тогда следующими предприятиями. В начале января 1892 года занимавшийся уже с 1891 года революционной пропагандой среди рабочих и учащихся Москвы и Тулы конторщик Московско-Брестской железной дороги Михаил Егупов, а также служащий мастерских той же дороги Михаил Бруснев и студент Петр Кашинский, из которых каждый имел свой революционный кружок, а Егупов так даже и несколько, вошли в соглашение о слиянии руководимых ими кружков в одну организацию с одной общей кассой. Они предполагали присоединить затем к своей организации народовольческие кружки и других городов, мечтая создать таким образом одну обширную организацию с руководящим центром в Москве. Имея благодаря высшим учебным заведениям, где учились ранее Егупов и Бруснев и продолжал учиться Кашинский, сотоварищей по учению по разным городам, они легко завязали сношения кроме Москвы и Тулы с представителями революционных кружков Риги, Харькова, Люблина, Варшавы и Киева, вошли в связь с членами польской революционной партии «Пролетариат», наладили получение через них революционной литературы из-за границы и настолько заинтересовали их своею работою, что поляки стали высказываться за совместную революционную работу.
Приняв в свою среду еще трех лиц, Егупов, Бруснев и Кашинский составили так называемый организационный комитет и уже в апреле устроили в Москве несколько сходок с участием представителя от «Пролетариата», на которых разработали ряд организационных вопросов и выработали программу Временного организационного исполнительного комитета.
«Убежденные социалисты-революционеры, – значилось в первом параграфе программы, – мы стремимся к созданию в ближайшем будущем боевой социально-революционной организации». Выяснив затем, что только целостное воплощение социалистического идеала в общественных формах приведет человечество к осуществлению идей свободы, равенства и братства, программа указывала, что в России главным препятствием на пути к социализму является современный политический строй, почему таковой и нужно изменить.
«Мы непосредственно стремимся к достижению политической свободы и в ней видим первый шаг на пути целостного осуществления социалистического идеала. Мы глубоко убеждены, что при современном отношении общественных сил в России политическая свобода в ближайшем будущем может быть достигнута лишь путем систематического, в форме политического террора воздействия на центральное правительство со стороны строго централизованной и дисциплинированной революционной партии при дружном содействии всех живых сил страны. Стремясь к созданию боевой социально-революционной организации, мы утверждаем, что таковая может и должна быть создана на почве широкой устной и письменной пропаганды идей социализма в связи с пропагандой идеи политического террора среди демократической интеллигенции всех общественных категорий, среди рабочего пролетариата и, отчасти, среди сектантов-рационалистов».
Рабочий пролетариат и демократическая интеллигенция – вот та сила, с помощью которой предполагалось добиться политической свободы в России, добиться ее путем систематического политического террора.
При обсуждении вопроса о количестве сил и средств, которыми мог располагать комитет, были указаны сторонники членов комитета по городам Москва, Харьков, Варшава, Рига и Петербург. Деньги в кассу комитета предполагалось раздобывать от пожертвований, а также от устройства подписок, лотерей и вечеринок. Деньги должны были идти на покупку нелегальной литературы и на разъезды членов комитета. Комитет предполагал созвать в дальнейшем общий съезд для выработки общей программы и минимума требований на случай государственного переворота, что составляло, как и указано выше, главную задачу организации. Выработав затем план объезда разных городов с революционно-организационными целями, руководители вновь нарождавшейся партии окончили свои заседания и поехали было по намеченным пунктам, но начинания их были прекращены начавшимися 25 апреля 1892 года арестами, как их самих, так и их сообщников.
В том же 1892 году в Твери около состоявшего под надзором частного поверенного Владимира Барыбина образовался кружок, ставивший целью издание революционной литературы. Кружок, начав сначала перепечатывать и распространять различные революционные издания, задумал затем и более планомерную программную издательскую работу. Первая брошюра этого направления появилась в начале 1893 года и называлась «Союз. Революционный сборник. Январь 1893 года». По заявлению редакции, сборник был издан с целью «содействовать пробуждению революционного сознания и помогать организации революционных сил в России». В сборнике были помещены, среди других, статьи «С чего начать?» и «Голос народовольца», первая из которых развивала мысль о том, что причина неудач борьбы с существующим государственным строем заключается в разрозненности организаций и что необходимо выработать такой план борьбы с правительством, который дал бы возможность объединиться с этой целью всем враждебным для правительства силам под знаменем союза.
Руководители заявляли также, что по окончательном сформировании руководящего коллектива они приступят к выработке объединительной для всех программы. Вскоре затем появилось воззвание «От соединенных групп социалистов-революционеров», в марте же был отпечатан № 2 «Союза» с несколькими руководящими статьями, как, например: «Революционная подготовка», «Программа революционного съезда» и др. Позже было издано несколько прежних агитационных брошюр. Все эти издания распространялись по кружкам молодежи в Москве и Петербурге. Издательская деятельность этих социалистов-революционеров была прекращена 8 октября 1893 года, когда у всех лиц, причастных к кружку, были произведены обыски. При обыске в доме Барыбина, кроме всевозможных рукописных материалов и большого количества всякой революционной литературы, были обнаружены всевозможные принадлежности для гектографирования, большой литографский камень и разные к нему приспособления. Там же зарытыми в землю были обнаружены: типографский станок, банки с краской, литографский камень, три гектографа и много всяких принадлежностей для размножения рукописей. У прочих обысканных было найдено также множество нелегальной литературы, у одного же из них обнаружена рукопись «От соединенных групп социалистов-революционеров», которая представляла собою программу какой-то «Народной партии» и была дана в типографию для напечатания из Москвы, но приостановлена печатанием.
В этот же период времени начала развивать свою деятельность группа народовольцев, образовавшаяся еще осенью 1891 года в Петербурге из лиц, работавших по пропаганде среди рабочих и молодежи. Руководящую роль в ней играли Александр Федулов, супруги Михаил и Екатерина Александровы и Ергин. Цели группы и средства для достижения их вполне определялись программой «Народной воли», почему о них руководители группы и не делали никаких новых разъяснений.
Группа оборудовала небольшую типографию, в которой в январе 1892 года были отпечатаны две прокламации: составленное известным публицистом Михайловским «Свободное слово» и «От группы народовольцев». Первая из них, обсуждая и критикуя мероприятия правительства по отношению к местностям, пострадавшим от неурожая, указывала, что действительную помощь населению может принести не правительство, а общество. Спасение России не в администрации, а в ней самой, и как на путь к нему указывалось на необходимость созыва выборных представителей земли и свободного обсуждения настоящего положения вещей. Вторая прокламация возлагала вину за неурожай на правительство и призывала всех революционеров составлять местные группы, а из них уже и одну общую организацию; призывала к подготовке всех средств, нужных для революционной деятельности. Старые революционеры приглашались взять в свои руки инициативу дела.
Прокламации появились в обеих столицах, возбудили много толков и скоро были перепечатаны и за границей, и в России. Издав затем на гектографе брошюру «Подготовительная работа партии», группа, по просьбе проживавшего в Москве литератора Астырева, отпечатала в своей типографии для московского кружка Ефима Мягкова[9] составленное Астыревым «Первое письмо к голодающим крестьянам».
Затем были изданы «Народовольческая программа», под каковым именем отпечатали старую «Программу Исполнительного комитета», и воззвание «От группы народовольцев к молодежи», являвшееся призывом организоваться в партию «Народная воля». В программе были сделаны некоторые изменения, ослаблявшие ее исключительно народнический характер. Все эти произведения были распространены в Ростове-на-Дону, Харькове, Москве и Петербурге, причем распространением их занимались не только члены группы, но и вообще появившиеся тогда в некоторых пунктах студенческие кружки, ставившие целью своей деятельности распространение нелегальной литературы разного сорта. Благодаря этой молодежи литература группы попадала и в среду рабочих. Летом 1892 года группа выпустила «Летучий листок группы народовольцев», после чего типография бездействовала, по недостатку сил, средств и материалов, почти целый год, и по этой причине второй номер «Летучего листка» вышел только летом 1893 года. Он был распространен в Москве, Рязани, Киеве и Одессе. Тогда же были отпечатаны брошюры: «Александр III (к десятилетию коронации)» и составленная одним из рабочих брошюра «Братцы-товарищи», распространенные осенью в Нижнем Новгороде, Орле, Киеве и Воронеже.
Помимо этой издательской деятельности группа успешно работала и по устной пропаганде. В то время строгого разграничения рабочих кружков на социально-революционные и социал-демократические еще не было. Начавшаяся у интеллигенции идейная распря этих обоих направлений не проникала еще к рабочим. Рабочие кружки еще не были партийными в строгом смысле этого слова; они были лишь вообще революционные. Кружки группировались порайонно; каждый район давал представителя в центральный рабочий кружок, куда назначался представитель и от интеллигенции. Всей организацией руководили социал-демократы, но по недостатку у них пропагандистов для занятий в кружках приглашали и народовольцев. В 1891 году народоволец Александров даже был назначен представителем от интеллигенции в центральный кружок. Центральный кружок имел кассу, откуда выдавались вспомоществования рабочим, уплачивалось за конспиративные квартиры, за книги для библиотеки и шли расходы на другие партийные надобности. Занятия в кружках заключались главным образом в преподавании рабочим общеобразовательных предметов, в агитации против хозяев, в прививке рабочим общереволюционных взглядов и убеждений, что действительное улучшение положения рабочего класса возможно только при перемене существующего образа правления на иной, более свободный и демократический.
Для того же, чтобы добиться всего этого, внушалось рабочим, что они должны объединяться в кружки, слиться затем в одну крепкую организацию и произвести восстание для ниспровержения существующего порядка. Из рабочих старались вырабатывать людей, способных руководить движением без интеллигенции. Когда группа народовольцев оформилась и поставила прочно свою технику, она стала вести дело пропаганды среди рабочих более энергично. В 1893 году у группы была уже своя рабочая подгруппа, возник вопрос и об издании специального для рабочих органа, для которого рабочие соглашались доставлять хронику с фабрик и заводов. Было предположено издавать печатный журнал «Голос рабочих», но затем решили издать в виде опыта гектографированный «Рабочий сборник», первый номер которого вышел 1 апреля 1894 года[10]. Сборник содержал статьи по рабочему вопросу и носил довольно яркий социал-демократический характер – результат того влияния, которому незаметно для себя поддавались интеллигенты, называвшие себя по-прежнему народовольцами.
Влияние это было столь велико, что из пяти человек, составлявших руководящий коллектив группы, четверо сделались впоследствии социал-демократами и лишь один вошел позднее в партию социалистов-революционеров. Были завязаны связи с некоторыми иногородними кружками, благодаря чему группа и могла распространять свои издания в указанных выше городах.
В числе иногородних организаций, с которыми вошла в связь группа народовольцев, была и вновь народившаяся социально-революционная партия «Народное право», история возникновения которой такова. В 1893 году три опытных, побывавших уже за революционную работу в ссылках революционера – дворянин Николай Тютчев, сын купца Марк Натансон и дворянин Петр Николаев, из которых последний даже отбыл по приговору суда 8 лет каторжных работ, взялись за объединение всех революционных и оппозиционных организаций в одну партию, думая сплотить их на программе, на первый взгляд, более умеренной, нежели старая народовольческая.
Первые двое проживали в Орле, где занимали выдающееся положение среди кружка неблагонадежных лиц, сплотившихся из служащих, частью в контроле Орловско-Грязской железной дороги, частью в статистическом отделе Орловской губернской земской управы. Николаев же проживал в городе Руза. Объединив орловский и московский кружки, они к осени того же года организовали сообщество, которое назвали социально-революционной партией «Народное право». В состав ее вошел целый ряд революционных работников, занявших позднее в партии социалистов-революционеров солидное, а некоторые даже и особо выдающееся положение (Марк Натансон, Александр Гедеоновский, Иван Зосимов Попов, Виктор и Владимир Черновы, Надежда Чернова, Николай Флеров и другие). Руководители партии вошли затем в тесные сношения с петербургской группой народовольцев, поставили в Смоленске хорошо оборудованную типографию, отпечатали в ней программную брошюру «Насущные вопросы» и «Манифест социально-революционной партии „Народного права“» и распространили их в обществе.
Манифест, имевший дату 19 февраля 1894 года, являлся как бы изложением, но лишь в сжатой форме, положений вышеуказанной брошюры; сущность его заключается в следующем.
Указав на то, что самодержавие в России доказало якобы свое бессилие создать такой общественный и государственный строй, который обеспечил бы правильное развитие духовных и материальных сил страны, авторы манифеста видят выход из создавшегося положения только в замене самодержавия установлением свободных представительных учреждений.
«Партия ставит своей задачей, – говорит манифест, – объединение всех оппозиционных элементов страны и организацию такой активной силы, которая всеми доступными ей моральными и материальными средствами добивалась бы освобождения от современного политического гнета самодержавия и обеспечила бы за всеми права человека и гражданина».
В манифесте не указывалось ясно на то, какими способами предполагала партия добиваться намеченных целей, однако как по личному составу руководящего коллектива партии, так и по результатам обысков и по другим имевшимся в то время данным есть основания утверждать, что руководители партии предполагали пользоваться для достижения своих целей теми же средствами, как и старая «Народная воля», до систематического террора включительно, о чем пока умалчивали, дабы не отпугнуть от партии оппозиционные круги.
Поняв правильно эту конспирацию руководителей «Народного права» и усваивая вполне, что собою представляла в действительности народившаяся партия, известный эмигрант Лавров в статье «О программных вопросах», помещенной в № 4 «Летучего листка», высказал о народоправцах следующее: «Социалисты надевают маску политиков-несоциалистов, но не могут сами перед собою скрыть, что они лицемерят перед собою и перед другими… Народоправцы повторяют снова эту маскарадную попытку…»
Таким образом, почти одновременно в Санкт-Петербурге и в центре России возникли две социально-революционные организации, из которых одна всей своей деятельностью безусловно способствовала объединению различных революционных кружков в одну организацию, другая же открыто стремилась к такому объединению всех революционных и оппозиционных элементов.
Обе организации успешно развивали свою деятельность, но скоро были разрушены. 21 апреля 1894 года в Смоленске была арестована типография партии «Народное право», причем взяты нелегальными мужчина и две женщины (по установке это оказались: отбывшие пятилетнюю ссылку в Сибири член «Пролетариата» Михаил Монцевич, дочь коллежского асессора Людмила Александрова, сестра члена группы народовольцев Михаила Александрова, и Надежда Фонякова). Подверглись аресту и наиболее активные члены ее по городам: Москва, Харьков, Смоленск и Орел. Произведенными обысками были обнаружены: большое количество революционной литературы, изданной преимущественно группой народовольцев, а также впервые появившийся в России журнал «Русский рабочий», № 1, и отгектографированная, усиленно распространявшаяся среди рабочих брошюра «Хитрая механика». Партия прекратила свое существование.
Одновременно с тем по связям с партией «Народное право» была разгромлена и петербургская группа народовольцев. Произведенными обысками были взяты большие склады революционной литературы и обнаружены экземпляры «Русского рабочего», отобраны гектографы и принадлежности для массового размножения при посредстве их различных рукописей. Однако типография группы обнаружена не была. Она уцелела, так как была хорошо законспирирована, и лишь прекратила свою деятельность.
Сколь обширны были наладившие свое революционное дело обе описанные выше организации, может служить показателем то, что к возбужденному по настоящему делу дознанию было привлечено 158 человек.
В рассматриваемый период времени положение дел у народовольческой эмиграции было таково. После репрессий, которым подверглись русские эмигранты в Швейцарии и Париже в 1889–1890 годах, они сгруппировались главным образом в Лондоне, где к началу 1891 года, кроме живших там постоянно Чайковского и Кравчинского, поселились Волховской, Шишко, Бурцев, Гармидор, Дембский и другие приверженцы народовольчества. Благодаря такому наплыву их в Лондон там начались рефераты о революционном движении в России, на которых рассказывались ужасы о тех якобы мучениях, которым подвергаются в России политические преступники, и усиленно велась агитация против русского правительства и существующего в России режима. Результатом этой деятельности эмигрантов явилось образование в Лондоне в 1890 году английского Общества друзей свободы в России, начавшего издавать журнал «Свободная Россия» и открывшего позже несколько отделов по другим городам.
Годом позже, в 1891 году, в Лондоне был основан фонд для вспомоществования проживающим за границей русским эмигрантам и революционная организация, названная Фонд вольной русской прессы; основатели: Кравчинский (Степняк), Волховский, Чайковский, Шишко и Войнич (Кельчевский). В 1894 году Войнич вышел из комитета Фонда и его заменили Лазарев и Гольденберг. Фонд являлся учреждением, которое ставило целью своей деятельности издание и водворение в Россию брошюр и воззваний как революционного, так и вообще противоправительственного характера независимо от их партийности. Первое издание Фонда вышло в 1892 году; это была брошюра Степняка «Что нам нужно и начало конца». Фонд существовал до 1901 года и успел за время своей деятельности издать до ста названий разных книг, брошюр и «Летучих листков».
По примеру Англии эмигранты Лазарев и Гольденберг образовали и в Америке Общество американских друзей свободы в России и стали выпускать отдельное издание «Свободной России» («Свободная Россия» издавалась также и в Швейцарии на немецком языке). Успеху агитации в Америке много способствовал журналист Джорж Кеннан. Посетив Сибирь и познакомившись там с условиями жизни политических ссыльных, Кеннан, вернувшись на родину, начал чтение рефератов об «ужасах» русского режима, а затем с той же целью поехал в Англию. Успех от всего поднятого в Англии и Америке шума был большой, а в кассы фондов в первый год их образования притекали значительные суммы.
Что касается Парижа, то там в 1893 году организовалась группа «старых народовольцев» (Лавров, Рубанович, Тарасов и др.), поставившая своей задачей оказывать коллективное содействие русскому социально-революционному делу и с этой целью предпринявшая издание сборника под заглавием «Материалы для истории русского социально-революционного движения» с приложением «С родины на родину». В объявлении об этом издании группа так заявляла о своих намерениях: «Нам хотелось бы в этих трудах дать необходимую подкладку деятельности нынешних русских социалистов-революционеров, уяснить их связь с предшественниками, их связь с теми принципами, которые они унаследовали от этих предшественников и которые лежат в основе всех задач мирового социалистического движения, в наше время происходящего».
В том же году до эмигрантских кругов стали доходить слухи об усилении в России народовольческого движения, и это подало Лаврову и другим эмигрантам мысль об объединении всех сторонников социально-революционного направления за границей и о слиянии их деятельности с действующими в России организациями. Не находя для осуществления задуманного предприятия соответствующего, стоящего вне кружков человека в Европе, вызвали из Америки Лазарева. Прибыв в Париж весной 1894 года и ознакомившись с положением дел среди эмигрантов, Лазарев предложил образовать в Париже центральное учреждение, вроде прежнего Исполнительного комитета, которое прежде всего должно было обратить на себя внимание рядом террористических актов. Одновременно с этим он предлагал начать разъяснять террор массовым распространением прокламаций, образовать особый фонд для выдачи денежных пособий отъезжающим на родину в Россию террористам, обратить внимание на находящуюся за границей учащуюся молодежь, дабы чрез нее завязать связи с Россией и навербовать в ее рядах будущих работников революционного дела в империи.
Обсудив проекты Лазарева, народовольцы стали вырабатывать особую декларацию к единомышленникам в России, в которой высказывалась необходимость возрождения народовольческой организации с центральным органом и особым бюро за границей, необходимость возобновления систематического террора и пропаганды среди интеллигенции, рабочих и крестьян. Все эти начинания создали особое оживление среди эмигрантов, и многие начали уже собираться на работу в Россию, но дальнейшему развитию этого движения помешало совершенное анархистом убийство президента Карно. Последовавшие за ним преследования анархистов коснулись и наших эмигрантов. Лазарев и несколько других народовольцев были высланы из Парижа, оставшиеся нетронутыми временно притихли.
Заметно было в 1893 году оживление среди русских революционеров и в Швейцарии. Так, в Цюрихе около Бурцева образовался террористический кружок, который вступил в сношения с лондонскими эмигрантами и предпринял шаги для установления связи с Россией, куда весною 1894 года отправил трех своих членов, но все они были арестованы (Куцый, Ханжи, Цуссенбаум). В Берне же с 1894 года из молодых народовольцев составилась группа во главе с Хаимом Житловским, принявшая название «Союз русских социалистов-революционеров» и начавшая издавать газету «Русский рабочий».
Первый номер «Русского рабочего» был отпечатан в Париже в январе 1894 года. Газета предназначалась для рабочего народа в широком смысле этого слова, то есть не только для фабричного люда, но и для крестьянства. Вышедший номер представлял листок в восемь страниц. Кроме двух руководящих статей, он содержал обзор политической борьбы рабочих на Западе, две корреспонденции о рабочих делах за границей и письмо П. Лаврова, в котором тот выражал сочувствие и пожелание успеха затеянному делу создания органа для рабочих. В статье «Что делать русскому рабочему» редакция говорила:
«Русские рабочие должны последовать примеру своих братьев-рабочих в других землях и потребовать: 1) народной воли, 2) Земского собора (выборных из народа вместо царских чиновников), 3) вольного слова.
Вольным словом и Земским собором народ должен воспользоваться прежде всего для того, чтобы требовать себе земли, чтобы сбросить с себя огромные подати, которые теперь разоряют его, чтобы завести повсюду школы и положить конец народной темноте и непониманию, чтобы начать правильную и открытую войну со всеми народными грабителями, со всякой неправдой и злом на русской земле».
Газета печаталась Соломоном Раппопортом под редакцией сначала Степанова и Кашинцева, а затем Теплова, Бека и Шейниса. Второй номер газеты вышел лишь в феврале 1895 года, на нем был уже подзаголовок «Ежемесячное издание Союза русских социалистов-революционеров», что, однако, не соответствовало действительности относительно времени выхода газеты и было заменено позже подзаголовком «Непериодическое издание». Союз был первой организацией, принявшей официально название «социалистов-революционеров» и вошедшей, как будет указано ниже, в состав образовавшейся позже партии социалистов-революционеров.