В конце 2009 года Национальный фонд поддержки искусств США (National Endovement for the Arts, NEA) выпустил безрадостный доклад о состоянии дел с посещением учреждений культуры в США. Авторы говорили без экивоков; в предисловии было написано: «Результаты подсчетов за 2008 год как минимум разочаровывают»[1]. За последние двадцать лет посещение музеев, галерей, театров и концертных залов упало, зрительская аудитория стареет и все медленнее обновляется. Учреждения культуры, со своей стороны, утверждают, что предлагаемые ими программы обладают особой эстетической и общественной ценностью, но, несмотря на это, люди все чаще отдают предпочтение другим видам досуга, обучения и общения. Они вывешивают свои картины, музыку и тексты в сети. Они участвуют в политической жизни; быстро растет число волонтеров. Они даже читать стали больше. А вот в музеи и на спектакли ходят гораздо реже, чем раньше.
Как музеям, театрам и библиотекам вернуть себе любовь публики и показать, что они не утратили значения в современной жизни? Как мне представляется, для этого нужно пригласить зрителей быть активными соучастниками, а не пассивными потребителями. Публика все больше привыкает к интерактивному обучению, интерактивным развлечениям, ей недостаточно просто «посещать» культурные учреждения и мероприятия. Социальные сети выработали невероятное множество инструментов и способов, которые делают соучастие небывало простым. Посетители ожидают, что им дадут доступ к более обширной информации, откроют перед ними более широкие культурные перспективы. Они надеются, что им предоставят возможность высказаться и будут воспринимать их серьезно. Они рассчитывают на возможность обсуждать, обмениваться информацией, вновь возвращаться к тому, что они уже посмотрели. Когда люди могут активно взаимодействовать с учреждениями культуры, такие места превращаются в центры социализации.
В этой книге рассмотрены методики, с помощью которых учреждения культуры могут пригласить посетителей к соучастию, не отвлекаясь при этом от своих основных целей. Массовое соучастие особенно важно в мире, где, благодаря социальным сетям, возможности для личного участия стали почти безграничны. При этом само это понятие далеко не ново: призывы к посетителям участвовать в деятельности учреждений культуры звучали как минимум сто лет назад. В основе этой книги лежат три ключевые идеи:
1. Учреждение культуры ориентировано на публику: оно должно быть столь же удобным, функциональным и доступным, как торговый центр или железнодорожный вокзал (за эту идею я благодарю Джона Коттона Дейну, Элейн Хьюман Гуриан и Стивена Вайла).
2. Посетители создают в общении с культурой свои собственные смыслы (за эту идею я благодарю Джорджа Хейна, Джона Фалька и Линн Диркинг).
3. Отклики зрителей могут активным и творческим образом влиять как на организацию выставок, так и на публично-ориентированные программы (за эту идею я благодарю Кэтлин Маклин, Венди Поллок и дизайнерскую фирму IDEO).
Я написала книгу не для того, чтобы развить или обосновать эти идеи; моя цель – продемонстрировать конкретные методики и примеры, которые могут быть использованы на практике в современных учреждениях культуры. Речь идет не о дорогих театральных постановках и не о выставках-блокбастерах, а всего лишь о том, что учреждения должны с подлинным уважением и интересом относиться к впечатлениям, откликам и способностям посетителей.
Для меня партиципаторное учреждение культуры – это такое место, где посетители могут заниматься творчеством, обмениваться впечатлениями и общаться на связанные с учреждением темы. «Заниматься творчеством» значит делиться своими мыслями, целями, художественными способностями и с учреждением, и друг с другом. «Обмениваться впечатлениями» значит обсуждать, сохранять на потом, переосмысливать и передавать дальше то, что было увидено и создано за время визита. «Общаться» значит вступать в диалог с другими людьми – как сотрудниками учреждения, так и другими посетителями, – с которыми есть общие интересы. «Связанные с учреждением темы» – это факты, предметы и идеи, которые являются для данного учреждения основными.
Задача партиципаторных техник – дать зрителям возможность активного соучастия, не теряя из виду основных задач и системы ценностей учреждения. Вместо того чтобы сообщать всем одно и то же, партиципаторный музей собирает и распространяет разнообразный, постоянно меняющийся персонализированный контент, генерируемый совместно с посетителями. Он предлагает посетителям реагировать на представленные в экспозиции артефакты, научные данные и исторические документы, а также дополнять их. В нем уделяется особое внимание творчеству и мнениям неспециалистов. Он создает пространства диалога публики с представленным содержанием. Партиципаторный музей не имеет жесткой темы и целевой аудитории, он создается и развивается при участии посетителей.
Зачем учреждению культуры привлекать посетителей к взаимодействию? Как и все методы организации публичной работы, соучастие – это стратегия, направленная на решение конкретных проблем. Мне представляется, что стратегии соучастия – это практический путь к обновлению традиционных учреждений культуры, вовсе не стремящийся отправить их в прошлое.
Вот пять самых распространенных причин неудовлетворенности зрителей, устранить которые призваны партиципаторные техники:
1. Музеи и библиотеки ничего не привносят в мою жизнь. Активно откликаясь на мысли, рассказы, творчество посетителей, учреждения культуры могут помочь им развить личную заинтересованность как в своем контенте, так и в самом своем существовании.
2. Там ничего не меняется – раз сходил, возвращаться незачем. Создавая платформы, где посетители могут обмениваться мнениями и общаться в реальном времени, учреждения культуры предлагают им новые впечатления, не затрачивая средств на смену экспозиции.
3. Со мной разговаривают свысока, не интересуются моим мнением, не предоставляют более широкого контекста для осмысления экспонатов. Представляя многообразие историй и голосов, учреждения культуры могут помочь зрителю выбрать именно то, что ему нравится, выработать свою собственную точку зрения.
4. Здесь нет возможности для занятий творчеством и самовыражения, я не могу внести свой вклад в историю, науку, искусство. Приглашая зрителей к соучастию, можно учесть интересы тех, кто предпочитает не просто смотреть, но и что-то создавать.
5. У меня нет возможности для комфортного общения, а хочется обсудить свои впечатления со знакомыми и незнакомыми людьми. Создавая пространство для диалога, учреждения культуры показывают, что они – часть «реального» мира, где можно говорить о важных вещах, связанных с тематикой учреждения.
Эти пять причин неудовлетворенности дают все основания для применения техник соучастия, как на уровне отдельной образовательной программы, так и на уровне общей схемы работы с посетителями. Задача и основной предмет этой книги – показать, как эти техники могут быть применены. Используя методы соучастия, не противоречащие основным задачам конкретного учреждения, можно сделать его более доступным, более значимым для публики.
Книга можно условно поделить на две части. В 1–4 главах рассмотрены основные принципы соучастия в работе учреждений культуры и показаны три подхода к партиципаторному планированию выставок, образовательных программ и обслуживания посетителей. В 6–11 главах представлены три типа партиципаторных проектов и даны конкретные рекомендации по поводу того, как создавать, оценивать, проводить и поддерживать партиципаторные проекты, не отступая от основных задач учреждения.
Дополнением к книге служит Интернет-сайт www.participatorymuseum.org.
На сайте имеется полный текст книги, все ссылки, а также мультимедийный контент, который невозможно представить в печатном виде. На сайт можно добавлять комментарии и примеры – они, возможно, войдут в последующие издания и, разумеется, будут полезны тем, кто читает книгу в сети.
Я писала эту книгу, применяя принцип соучастия на практике: в ней учтены мнения и профессиональный опыт тысяч людей, которые занимаются партиципаторными методиками. Дискуссия не завершена. Надеюсь, что и ваши соображения и вопросы появятся на сайте www.participatorymuseum.org, и мы сможем с успехом развивать сообщество людей, занимающихся вопросами соучастия в учреждениях культуры.