Евгений Шалашов Парламент Её Величества

Императрица Анна Иоанновна без Бирона От автора

Десятилетняя эпоха правления Анны Иоанновны (1730–1740 гг.) получила среди современников и потомков название «бироновщина». Историки до сих пор спорят – существовало ли засилье немцев при дворе императрицы или нет?[1] Было бы лучше, если бы императрица приняла «Кондиции» – своего рода Конституцию, ограничивающую ее права, как самодержицы? Впрочем, в России слова Конституция, еще не было, да и сам термин, обозначивший основной закон государства (Constitutio – от латинского, устанавливать), появился только в конце XVIII века. Из учебников истории мы знаем, что герцогиня Курляндская, став русской царицей, с наслаждением изорвала Кондиции и, к радости «простого народа» вновь установила абсолютную монархию.

Но кроме «соглашения» между императрицей и олигархами, существовали и другие проекты ограничения власти самодержавия, или, по крайней мере, попытка отделить законодательную власть от власти исполнительной. Что бы было, если бы в тридцатые годы осьмнадцатого столетия в России появился парламент? И, вообще – возможно ли его появление?

Чем хорош формат художественного произведения, в отличие от научного, так это возможностью поговорить о том, «что бы было, если бы было». И еще – а чтобы было, если бы у трона оказался человек иного склада, нежели Бирон? Не «рыцарь без страха и упрека», а просто – порядочный человек, насколько это возможно в ту эпоху…

Загрузка...