Примечания

1

«Если человек обладает книжными знаниями и не применяет их на деле, он подобен слепому, который даже с лампой в руках не может разобрать дороги» (Нагарджуна, Shes-rab sdong-bu (Древо Мудрости), stanza 169).

2

Krte srutyuktamargah syat tretayam smrtibhasitah – dvapare vai puranoktah kalavagamasambhavah Purascaryarnava 1, 213; и с некоторыми изменениями – Sarvollasa Tantra 23; Visvasara Tantra I. 3771–3772; KulamuktikallolinT I. 1972-73; Tantracintamani I. 968-9; Brhattantrasara 40.

3

Younghusband, F. Kashmir as it was. Calcutta, 2000. C. 1.

4

Ko’mohah kah sokah ekatvam anupasyatah (Ишаупанишада, 7).

5

См. статью «Изучающим тантру» в настоящем издании.

6

Сандхи (санскр.) – связь, смычка, соединение. В грамматике санскрита изменение звуков, в зависимости от их окружения в слове или предложении. Сандхи бывают внешними и внутренними. Перевод «сумеречный» не совсем точен, что часто случается с переводами весьма многозначных санскритских терминов. Но такой перевод общепринят для обозначения особого тайного языка агам, часто метафоричного и доступного лишь посвященным.

7

От санскритского корня drs — видеть, смотреть. – Прим. пер.

8

Все эти состояния подробно описываются в 4 главе.

9

От санскр. кевалам — «только, лишь, единственно». – Прим. пер.

10

Имеются в виду шесть классических школ индийской философии: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурва-миманса и адвайта-веданта. Ньяю принято объединять с вайшешикой, а санкхью – с йогой. – Прим. пер.

11

Неведение, эгоизм, привязанность, отвращение, цепляние за мирское существование (по мнению шиваитов, побуждение, непосредственно вызванное первыми четырьмя).

12

Шивасутры считаются откровением, полученным Васугуптой непосредственно от Шивы.

13

Также известна как кула.

14

Матсьендранатха – великий йогин и тантрик, по легенде пришедший из Ассама. Вместе с Горакхнатхом (также Горакшанатхом) считается основателем хатха-йоги. – Прим. пер.

15

Кшема, племянник Абхинавагупты, имя которого упоминается в Тантралоке, – без сомнения, Кшемагупта, определенно отличный от Кшемараджи. Кшемараджа не принадлежал к семье Гупта, а был выходцем из семьи ученых, которая произвела блестящих шиваитов, таких как Бхатта Бхутираджа, Хелараджа, Индураджа, Адитьяраджа, и т. д.

16

Из-за ошибок, допущенных переписчиками и некоторыми предыдущими редакторами, работы Паратришика и Паратришикавиварана сегодня известны как Паратримшика и Паратримшикавиварана. В настоящем издании даны верные названия этих сочинений.

Загрузка...