Особенности папуасского менталитета

«Мне тау-китянин – как вам папуас: мне вкратце об них намекнули», – пел Высоцкий. Итак, вкратце намекну вам о папуасах, каков их менталитет и чего от ваших с ними отношений можно ожидать. Менталитет у папуасов на обоих половинах острова похожий. Отличие вот в чём: ПНГ вся полностью папуасская, а в Западной Папуа основные города больше всё же индонезийские, и там папуасские «приколы» не заметны. Но в сельской местности папуасы – что на западной, что на восточной половине острова – сходны. Так что скажу, чем папуасы отличаются в целом.


Папуасы с мобильниками


Папуасы-курильщики


Папуасы с «котеками» (Энаротали, Западная Папуа)


Во-первых. В представлении папуаса, белый мистер (в ПНГ он называется «вайтмен») должен быть, как правило, как-то прикреплён к одному из папуасов – должен быть сопровождаем кем-то. Вайтмен, разгуливающий свободно, без сопровождения, это нонсенс, непорядок, неправильное положение вещей, которое обязательно нужно исправить – по мнению папуаса! Вайтмен без сопровождения может как-то «испортиться», ведь он нежное, тепличное существо!

Теория о несамоходности «вайтменов» несёт как отрицательные, так и положительные практические следствия.

Отрицательным результатом является то, что папуасы, увидев свободного иностранного человека в папуасской местности, стараются прикрепиться к нему, сопровождать на улице, на трассе, в деревне, хотите ли вы этого или нет. Вас будут провожать в туалет, на помывку на речку, вы будете «под конвоем» купаться, рассматривать деревни и города, и даже спать в школе или в церкви вы будете в обществе добровольного помощника. Уединиться нет возможности. Даже не спрашивая вас, кто-то прицепится к вам. В некоторых случаях один человек может сопровождать вас несколько дней, иногда гиды-надсмотрщики будут сменяться. Папуасы будут крайне бояться оставить вас одних или же наедине с другими местными, но новыми папауасами. И даже если много раз сказать, что сопровождение не нужно, оно всё равно будет.

«Гиды» ведут иностранца не очень прилежно. Обычно помощник сопровождает «вайтмена» сзади, на расстоянии метров двух. Реже он идёт впереди, тоже впритиску, что весьма неудобно – нет простора для манёвра, и легче оступиться и упасть в грязь – склоны круты, тропинки мокры и грязны, а вильнуть и уклониться от падения некуда, «гид» мешает. Если остановиться, «гид» тоже останавливается, так что непонятно, знает он дорогу или же нет. Когда вайтмен оступается, ударяется об что-то или перецепляется об корень, травинку или корягу, или попадает в грязь, гид неизменно говорит «сорри!».

Ещё недостатком гидов является то, что на любое расстояние они готовы переться пешком напрямик через горы и по глубокой грязи. Ходовые способности у них отличны, они неприхотливы, и если автодорога имеет длину пять километров, но можно срезать вдвое – но с подъёмом в полкилометра и потом соответствующим крутым спуском – гид попрётся через «шорткат» (срезку) и вас туда потащит. Не ведитесь на «шорткаты», они часто бывают очень грязными и скользкими тропинками. А если пойдёт дождь, то вас смоет вниз, как в унитазном сливе (папуасы босиком – более устойчивы).

Оплачивать самозваных гидов, провожающих в туалет и на речку, не нужно. Но минусом является также то, что «гид» может увязаться за вами даже в другой город, и в таком случае подразумевается, что оплачивать транспортировку себя и помощника придётся «вайтмену», ну и также гид попросит денег на обратный путь. Также долгом вежливости является то, что «вайтмен» угощает прикреплённого папуаса, если совместное путешествие затягивается. То есть если вас ведут в другую деревню или совершаются другие далёкие экскурсии на 10 км и более, то наверняка вы сами будете что-то есть, – тут самое время накормить и прикреплённого папуаса. Если же помощник прикрепился к вам в пределах своей деревни, где вы например ночуете, то тут кормить его не обязательно – в своей деревне папуас всегда знает, где водится пропитание.


Есть некоторые случаи, когда сопровождающий человек действительно пригодится. В некоторых глухих местностях и горах, если вам нужна тропинка, правильную тропинку знает только папуас – ведь указателей нет даже на хайвеях, а в глуши и спросить не у кого. Кроме того, папуас может знать и английский язык, и местные наречия, а вы наверняка местных наречий не знаете. И наконец, многие папуасы предлагают понести ваш рюкзак – но если вы и впрямь нуждаетесь в такого рода услуге, за неё, в конце пути, ожидается соответствующая оплата, это уж подразумевается по умолчанию.


Прикреплённые папуасы могут неожиданно для вас меняться – они сами выясняют, кто дальше будет приглядывать за вами. Если им кажется, что вы далеко не убежите, или вы уже изъявили желание остановиться на день/вечер/ночь в какой-то деревне – пасти вас в пределах одного населённого пункта может какой-нибудь подросток, или инвалид, или иной гражданин, не пригодный ни к какой производственной деятельности – разве что присматривать за иностранцем.


Идея о «прикреплении» оказывает хорошую услугу при автостопе и поиске ночлега. Водители-папуасы, завидев не прикреплённого «вайтмена» на дороге, тут же все стопятся и таким образом прикрепляются к вам (и потом потащат в гости, во всяком случае предложат такое). Важно для этого стопить в достаточно глухом месте, где хотя бы на двести метров нет ни одного местного. Иначе не успеете дождаться машины, как кто-то вас заметит и прикрепится, а водители будут видеть, что вы уже прикреплены и уже не будут охотно стопиться, не видя в том необходимости.

Минус в автостопе тот, что водитель, если он сворачивает куда-то, будет навязчиво тащить вас к себе в деревню, ведь оставлять на дороге («бросить») вайтмена ему психологически очень тяжело.

В поиске ночлега аналогичная ситуация – директор школы, обитатель деревенской хижины или дорожный рабочий, увидев неприкреплённого вайтмена в вечернее время, скорее всего впишет вас на ночлег (к себе, или к своим знакомым, если он сам не имеет жилплощади). И будет ночью вас охранять – или подошлёт кого-то приглядывать за вами. А утром будет сопровождать по городу или помогать застопить (найти) транспортное средство.

Указанное свойство папуасов действует почти везде (кроме крупных городов) на Восточной половине острова, и только в деревнях Западной половины острова. В больших облцентрах ПНГ (Лаэ, Порт-Морсби), а также в городах и городках Западной Папуа (где преобладают или часто встречаются индонезийцы), папуасы не прикрепляются.


Вежливость. Папуасы очень предупредительны и вежливы, и это вторая особенность их взаимоотношений с белым человеком. Вежливость их имеет и положительные, и отрицательные (для нас) стороны. Вот, например, папуасы хотят вам помочь, отвести вас куда-то, но они ещё не собрались. И вы тоже, пока они не собрались, решили – чем терять время зря – что-то почитать, написать, поспать, пожевать и т. д. Скоро вы поменяетесь местами, но не заметите этого: папуасы уже ждут вас, и сами что-то жуют (бетель-нат), но стесняются поторопить или намекнуть, вежливо думая, что вы заняты важным делом (чтением, сном, разбором фотографий). И вот, они ждут вас, а вы – их, и это может длиться час, пока вы не скажете: ну что, вы уж собрались? Да, давно в сборе, вас ждём! – ответят они.

Папуасы утром постесняются вас разбудить, хотя надо бы. Но зато они будут, опасаясь что ваши вещи похитят, – вас бдительно охранять. Думая, что иначе вас самих убьют, украдут, заколдуют – они будут рядом с вами сидеть, будут прятать ваши вещи от мифических грабителей, будут проверять – хорошо ли заперта дверь от этих же грабителей, и при этом скрипеть ею и мешать вам спать. Узнав, что белый мистер хочет по-большому в туалет, они будут разыскивать для вас туалетную бумагу или хотя бы кусок картонной коробки, ночью будут светить вокруг вас свечками, фонариками, керосиновыми лампами (чтоб вам не страшно было спать в темноте), а ваши ботинки они будут прятать от воров так, что и вам будет трудно их обнаружить. Такова их вежливость.


Третья особенность менталитета. Никто не способен оценить в километрах (или милях) расстояние до любого населённого пункта. Ни местные жители, ни водители, не привыкли измерять что-то в километрах или иных единицах длины. Одно и то же место может оказаться и «недалеко», и «очень далеко» (по словам папуасов). Максимум, чего можно добиться – это «неделя пути [пешком]», «дней десять пути [пешком]», «два-три часа [езды на машине]», «всего пять кин [стоимость проезда на грузовике]». В ПНГ дороги обычно не размечены, указателей и километровых столбов почти нигде нет, а на Западном Папуа почти нет и самих дорог (а те немногие, что есть, они тоже часто не размечены). Поэтому расстояние тут – понятие очень условное.


Четвёртая и важная особенность. Время для них ничего не значит. Папуас не умеет куда-то спешить. Редкие люди, которые тут могут как-то организоваться, становятся быстро большими начальниками, и мы их не видим на улицах. Но обычно и начальники не торопятся, тоже опаздывают. Всё может происходить очень не вовремя, или не происходить вообще. Автобус может часами собирать пассажиров, чай или рис могут тоже готовить часами, нужный человек может не появиться сегодня вообще, машина может заезжать в лес и на базар – поболтать с приятелями, пожевать с ними бетель-нат, лодка может не пойти. Соответственно КПД папуасской работы – не очень большой.


Пятое свойство, особенно заметное в восточной части острова – низкопоклонство перед «вайтменом». Папуасы (в восточной Папуа) имеют скрытый комплекс вины перед белыми мистерами за то, что они (папуасы) от них отделились преждевременно и так запустили страну. Поэтому они всё время виноватятся и говорят «сорри», что бы не случилось с белым мистером. Если вы запнулись о камень, ударились головой о потолок, перецепились через корягу или упали в грязь, папуас будет неизменно говорить «сорри». Белого человека в разговоре между собой они могут называть «Бикпела» – «господин» – слово, к которым в Библии обращаются к Христу. Папуас предлагает помощь в тех вещах, где он не разбирается, но прямо тянется помочь белому мистеру; папуас извиняется, что в его туалете нет туалетной бумаги и тщетно ищет картонку б/у для вашей белой попы; ведя грузовик по ухабистой дороге, он будет извиняться перед вами за кочки и колдобины; он стесняется того, что у него в доме, деревне, школе и в стране тесно, неубрано и грязно, и обещает всё это исправить – когда-нибудь после вашего отъезда.

При этом, напившись, папуас может почувствовать себя сильнее и важнее вайтмена, может украсть что-то у него, может хотеть денег или требовать что-то, находясь в неадекватно пьяном виде, а потом, протрезвев, опять будет говорить «сорри» и виноватиться.

При этом папуас уверен в сказочном богатстве вайтмена и подозревает, что денег и прикольных вещиц у вас при себе неограниченное количество, так что «вдруг и перепадёт что?» – мечтает он.


Шестое свойство – вредные привычки. Папуасы, в большинстве своём, имеют вредную привычку – они жуют бетель-нат. От жевания папуас чувствует радость, и может некоторое время не спать, если он например за рулём.

Бетель-нат растёт на побережье, и там и продаётся, и оттуда экспортируется в горы. Продают его везде, в прибрежных местах дёшево, в горах – дорого. Все имеющиеся деньги папуас способен прожевать. Десятки тысяч людей вовлечены в бизнес по транспортировке и продаже этого вредного папуасского наркотика. С помощью бетель-ната папуасы поддерживают дружбу, хорошие отношения друг с другом, ведь можно угостить друга или потенциального друга бетель-натом, с помощью его убивают время, в ожидании маршрутки, грузовика, в ожидании ночи. В электрифицированных городах и сёлах убить время помогает телевизор, а где нет света – там бетель-нат преобладает.


Ещё из вредных привычек папуасов – алкоголизм. Не все, но многие папуасы (на обоих половинах острова) не прочь выпить. Если купить выпивку не удаётся, потому что нет в продаже, или нет денег в наличии, – выпивка изготовляется ими самостоятельно. Самогоноварение, из бананов и других фруктов, тут распространено (хотя папуасы и секретятся). Пьют они самые разные по крепости жидкости, и способны напиваться до утраты ума – сперва становятся буйными, весёлыми, потом навязчивыми, потом агрессивными, потом – неподвижными. Пьянство одолевает папуасов и в сельской местности, и в городе, разница только в сортах выпитого: в селе самодельное, в городе – и что-то официальное, покупное.


И последнее. Папуасы вообще-то люди добрые и не жадные. Но наблюдательные. Если им покажется, что вайтмен, поселившийся у них (или как-то попавший в их зону влияния), чрезвычайно богат, то они могут попросить в подарок или сами взять какую-нибудь вещицу – под предлогом, что у белого мистера много всего и так есть. Это не считается каким-либо грехом. Если у кого-то чего-то много, папуас, отщипнувший чуток, не чувствует себя виноватым. Он может и сорвать фрукт из чужого сада, и унести коробку макарон из перевернувшейся фуры – ведь фруктов и ящиков так много, никому не будет вреда, если он возьмёт немного и себе.

Рюкзак всегда, в папуасском доме, нужно держать закрытым и застёгнутым – если и не пропадёт ничего, но папуасы могут начать без спросу перетаскивать ваш рюкзак в более «надёжное» место, и если он открыт, разроняют часть содержимого, а если хрупкое – то могут и разбить что-то.

Загрузка...