Хороший, заботливый отец – предмет восхищений и воздыханий многих женщин и «бельмо на глазу» для многих мужчин.
Почему-то в мужских кругах последний айфон, квартира и крутая тачка – показатель успеха; сомнительные друзья, тату по всему телу, куча девушек – признак брутальности и крутости.
И даже если у тебя есть семья и дети, все равно ты обязан гулять до утра с друзьями, не спешить домой с работы, на звонки жены отвечать закатыванием глаз и резким: «Я занят!», хотя в это время неторопливо попиваешь кофе. В остальных случаях – ты подкаблучник и слабак.
В одну из моих вечерних «посиделок» с друзьями мне позвонила жена и сказала, что дочка заболела, у нее поднялась температура. Я сорвался и поехал домой. У жены на руках малышка капризничала и не засыпала, но стоило взять ее на руки мне – маленькую, слабую, горячую – она тут же уснула. Жена примостилась рядом и тоже задремала, а я сидел с малышкой на руках и думал… Думал о том, что сделал свой выбор. И с теми, кто этот выбор не понимает и не принимает, мне не по пути.
Конечно, не стоит впадать в крайности и приковывать себя наручниками к детской кроватке и жене. Мужчине обязательно нужно встречаться с друзьями, заниматься любимым делом, работать.
Я бы не смог сидеть сутками рядом с семьей, как наседка. Впрочем, возникали в нашей жизни и такие ситуации, когда внимание было сосредоточено исключительно на семье: например, когда мы находились в чужой стране и жена должна была вот-вот родить. В это время все мои мысли крутились только вокруг одного: поскорее бы она родила и все прошло хорошо. Вообще время перед родами жены для меня всегда было очень стрессовым и нервным, я как бы «отрывался» от реальности и своих дел. Не скажу, что мне это было в тягость, но в итоге я чувствовал облегчение оттого, что все закончилось и жизнь возвращается в привычное русло.
Сейчас и в России, и за рубежом набирает популярность «декрет для пап». Мое отношение к этому явлению скорее неоднозначное, чем положительное. С одной стороны, бесспорно, отец должен помогать жене в воспитании детей. С другой, я против смещения ролей, когда женщина пашет на двух работах, добывая на пропитание, а дома ее ждет муж в переднике. Мужчина – в любом случае главный добытчик. Я считаю, что женщина может работать, если сама этого хочет, для саморазвития, например, или если ее работа выступает в роли хобби, любимого дела. Но мужчина, как глава семьи, как ее стержень и опора, – должен найти в себе силы совмещать и работу, и заботу о семье и детях. Хотя при нормальном ходе событий работа, а тем более общение и помощь семье должны приносить ему только радость, вдохновение и удовольствие.
В наше время роль отца сильно обесценилась. Отчасти это стереотип, навязанный обществом, отчасти – обусловлено безответственностью мужчин, отчасти – вина самих женщин. С появлением маленького ребенка жизнь в семье меняется, и муж для жены уходит на второй план.
Более того, при попытках как-то проявить заботу и участие мужчина часто натыкается на «женский террор» в виде бабушек, тетушек и мамы малыша. «А вдруг уронит? Сделает что-то не так? Нет, лучше я сама», – думает новоиспеченная мать, исходя из лучших побуждений. А потом удивляется, почему, интересно, ее муж не проявляет особых чувств к ребенку.
Но откуда взяться чувствам, если женщина сама на протяжении долгого времени только и делала, что отталкивала мужа от малыша своим недоверием, не давая проводить время с ребенком?
Поэтому, милые женщины, не бойтесь привлекать мужа к заботе о малыше, не пресекайте его инициатив строгими взглядами, охами и выхватыванием малыша, даже если вам кажется (ключевое слово тут «кажется»!), что отец недостаточно мастерски надевает на него штанишки или кормит морковным пюре.
Отец для ребенка не менее важен и нужен, чем мать, – и не имеет значения, мальчик это или девочка. Оба родителя – как два крыла, две опоры для человека, и заменить отца не сможет никакая, даже самая замечательная мама или бабушка.
Для мальчика отец – это в первую очередь пример, образец. Глядя на него, ребенок учится отношениям с женщинами, детьми, друзьями, соседями… Учится работать, любить свое дело, не стоять на месте, заниматься самообразованием, самосовершенствованием. Быть сильным и смелым, но при этом – заботливым и надежным. Учится стоять на своем, сдерживать обещания, нести ответственность за свои поступки и близких.
Отцу нужно обязательно выделять время на общение с сыном. Пусть его будет не так много – здесь главное не количество, а качество! С отцом можно обсудить очень многое – важно иметь общие темы и точки соприкосновения: один вид спорта, любимая команда, хобби, книга, прочитанная обоими. Отец должен помочь мальчику выбрать свой путь в жизни, найти призвание, мотивировать на покорение новых и новых вершин.
Задача отца – быть рядом, подбадривать, сочувствовать, выслушивать… Но не стараться делать все за ребенка, не давая ему права на ошибку. Поощрять стремления и старания, не навязывая помощь, давая уверенность в том, что у него все получится.
Мой отец был и остается для меня главным примером. Настоящий мужчина – сильный, волевой, мудрый. Прекрасный семьянин, муж, отец, добытчик, опора и поддержка для всех окружающих. Помню, как часто мы разговаривали с ним о важных вещах. Помню, как меня, совсем еще маленького, отец возил с собой по делам и каким важным и взрослым тогда я себя чувствовал! Он привил мне любовь к спорту. Научил держать молоток, пользоваться дрелью и отличать гвозди от саморезов. Он доверял мне, давал свободу, но при этом всегда был рядом, даря ощущение надежного тыла. Он воспитывал настоящего мужчину – такого, каким являлся сам. Он не критиковал меня за неудачи, а хвалил за хорошие поступки и победы, но просто так – никогда. Он прилагал усилия, чтобы я старался, превозмогая себя, шел вперед, и лучшим стимулом и поощрением была его похвала. Он казался мне строгим, но справедливым. А сейчас я понимаю, что сам становлюсь похожим на него в отношении своих сыновей…
У каждого из нас есть детское воспоминание, которое если не повлияло на всю дальнейшую жизнь, то оставило глубокий след в сердце.
Мне было 10 лет. Жили мы с родителями в частном доме с огромным двором с небольшим склоном. В то время мой отец уехал в командировку на пару недель. На переднем дворе, на пригорке, стояли две новые машины «жигули»: одна дядина, а другая – отца. Каждый день я, безумно любивший машины, садился за руль в отцовский «жигуль» и представлял себя гонщиком Формулы 1. Ключей у меня не было, водить я не умел, поэтому просто крутил руль, нажимал на педали, дергал-вертел все подряд.
В один прекрасный день я, как всегда, «мчался к победе» и… случайно убрал машину с тормоза. И та, повинуясь законам физики, медленно съехала на середину двора и остановилась. В общем, ничего страшного не случилось – машина цела, я в порядке.
Но… я решил, что машина посреди двора – это непорядок.
Зашел домой, потихоньку взял ключи. Я в теории знал, как нужно водить: завести, выжать сцепление, нажать на педаль – и вуаля, машина поедет, я аккуратно поставлю ее на место, как будто ничего не случилось. Но стоило мне нажать на газ, как что-то пошло не так. Свист колес, я растерялся, и… врезался прямиком в «жигули» дяди. Обе машины – разбиты.
В тот момент я испытал всеохватывающий ужас. Мой отец был строгим и сурово наказывал меня и за менее серьезные вещи.
До его приезда оставалось три дня.
Эти три дня показались мне вечностью. Я прополол весь огород, каждый день убирал дома. Мне было так плохо, что даже маме не удавалось меня успокоить.
И вот настал этот момент – приехал отец. Я убежал на задний двор, спрятался где-то в сарае. Сидел там, представляя, как отец сейчас увидит две покореженные машины и какое наказание будет меня ждать. Вдруг голос мамы: «Сынок, иди сюда!»
Я вышел из своего укрытия. Ноги были ватными, на лбу выступил пот, все похолодело внутри. Не поднимая глаз, подошел к отцу, ожидая расплаты.
Он молча стоял напротив меня. Я уставился в пол, застыв от ужаса. Отец подошел ко мне, положил руку на плечо и спокойно сказал:
– Не переживай, сынок, в жизни всякое случается.
Все.
Я запомнил этот момент на всю жизнь. Не потому, что мне повезло избежать наказания. А потому, что именно таким должно быть поведение мудрого родителя.
Да, за проступки детей все же надо наказывать (о методах наказания мы еще поговорим), но порой детского осознания и раскаяния бывает достаточно.
Если свой проступок ребенок воспринимает очень близко к сердцу, вплоть до психологической травмы, наказание при этом только усугубляет ситуацию.
Родитель должен показать, что видит, принимает и поддерживает чувства ребенка. Иначе представьте: вы, взрослый человек, страдаете оттого, что совершили какой-то нехороший поступок, испытываете стыд, мечтая обо всем поскорее забыть, и вдруг слышите от родного человека: «Я так и знал! Вот и страдай теперь еще сильнее, потому что я не буду тебя любить после этого!» – и подзатыльник – бац! Уверен, вам не только не станет легче, но еще и появится ощущение, что вас не понимают и не принимают.
Более великодушного, скромного, мягкого, чуткого человека в своей жизни я не видел.
Она полностью отдавала себя семье, есть и остаётся для нас светом, путеводным маяком, вокруг которого мы – уже повзрослевшие дети – собираемся, чтобы напитаться теплом и любовью.