1

На мой взгляд, удачнее было бы назвать его принципом полноты, но поскольку в русском переводе В. А. Софронова-Антомони (Лавджой А. Великая цепь бытия. М., 2001) используется слово «изобилие», я буду, не без некоторой досады, придерживаться именно такого варианта.

2

Ламетри Ж. О. де. Человек-машина // Ламетри Ж. О. де. Сочинения. М., 1983. С. 190.

3

Elkins J. On Visual Desperation and the Bodies of Protozoa // Representations. 1992. № 40. P. 33–56.

4

Ibid. P. 33.

5

См.: Михайлов А. В. Поэтика барокко // А. В. Михайлов. Избранное. Завершение риторической эпохи. СПб., 2007. С. 5–189.

6

Elkins J. Op. cit. P. 33.

7

См.: Дегтярев В. Барокко как связь и разрыв. М., 2021. С. 20–21.

8

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Собр. соч.: В 10 т. / Пер. А. М. Боковикова. Т. 9. М., 2007. С. 222.

9

Butler S. Lucubratio Ebria // Samuel Butler. A First Year in Canterbury Settlement and Other Early Essays. London; New York, 1923. P. 217.

10

Ibid. P. 218–219.

11

Беньямин В. О понятии истории // Вальтер Беньямин. Учение о подобии. М., 2012. С. 237.

12

Riskin J. Eighteenth-Century Wetware // Representations. Vol. 83. № 1. 2003. P. 97–125.

13

Ibid. P. 99–100.

14

Маринетти Ф. Т. Первый манифест футуризма // Итальянский футуризм: Манифесты и программы, 1909–1941. Т. 1. М., 2020. С. 28.

15

Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 316.

16

Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля. СПб., 2002. С. 72.

17

Дегтярев В. Указ. соч. С. 192.

18

Scully V. The Earth, the Temple and the Gods. Greek Sacred Architecture. New York, 1969.

19

Старобинский Ж. Чернила меланхолии. М., 2016.

20

Черный автомобиль, стирающий память. – В. Д.

21

См.: Лавджой А. Указ. соч. С. 95 и далее.

22

Иоганн Густав Дройзен (1808–1884) – немецкий историк и философ истории. В своем сочинении «Историка» (1868) разрабатывал концепцию исторического метода как искусства понимания других эпох и культур.

23

Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк (1814–1878) – французский архитектор и реставратор, знаток готики и культуры Средних веков.

24

Хаттон П. История как искусство памяти. СПб., 2003. С. 27–28.

25

Viollet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonne de l’architecture. Paris, 1866. Vol. 8. P. 14.

26

Пруст М. Содом и Гоморра / Пер. Н. М. Любимова. М., 1992. С. 249.

27

Watkin D. Morality and Architecture. Chicago; London, 1984. P. 28–30.

28

Беньямин В. Указ. соч. С. 242.

29

Шёнле А. Архитектура забвения: руины и историческое сознание в России Нового времени. М., 2018. С. 30–31.

30

Платон. Тимей. 22b / Пер. С. С. Аверинцева // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. М., 1994. С. 426.

31

Bernal M. Black Athena: The Afroasiatic Roots of Classical Civilization. Vol. 1. The Fabrication of Ancient Greece, 1785–1985. New Brunswick, 1987.

32

Фуко М. Другие пространства // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Часть 3. М., 2006. С. 191–204.

33

Перси Биши Шелли, Хорас Смит. Два сонета об одном царе царей / Пер. с англ. и вступление А. Золотаревой // Новый мир. 2016. № 4. С. 135.

34

Там же. С. 136.

35

Толстой А. Аэлита // Толстой А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. М., 1958. С. 559.

36

Жерар де Нерваль. Дочери огня / Пер. Н. Я. Рыковой. Л., 1985. С. 393.

37

Ригль А. Современный культ памятников: его сущность и возникновение. М., 2018. С. 16–19 и 37–46.

38

Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. С. 21–23.

39

Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. С. 463.

40

То есть до ее изобретения.

41

Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Пер. Ф. А. Петровского. Кн. V. 1446–1447. М., 1983. С. 198.

42

Ассман Ян. Указ. соч. С. 33.

43

[Thomas Whately]. Observations on modern gardening. London, 1770. P. 131.

44

Macaulay R. Pleasure of Ruins. London, 1984. P. 29.

45

Olalquiaga C. The Artificial Kingdom. On the Kitsch Experience. Minneapolis, 2002. P. 118.

46

Ibid. P. 122.

47

Wind E. Two Notes on the Cult of Ruins // Journal of the Warburg Institute. 1938. Vol. 1. № 3. P. 259–260.

48

Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979. С. 80.

49

Ригль А. Указ. соч. С. 34.

50

Kircher A. Turris Babel. Amstelodami, 1679.

51

Scully V. The Earth, the Temple and the Gods. Greek Sacred Architecture. New York, 1969.

52

Ригль А. Указ. соч. С. 13–14.

53

Там же. С. 30.

54

См.: Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.

55

Хоум Г. Основания критики. М., 1977. С. 522.

56

Хаттон П. История как искусство памяти. СПб., 2003. С. 27.

57

Beiser F. C. Hegel and Ranke: A Re-examination // A Companion to Hegel / Eds. S. Houlgate, M. Baur. Chichester, 2011. P. 335.

58

Bright M. Cities Built to Music. Aesthetic Theories of the Victorian Gothic Revival. Columbus, 1984. P. 17.

59

См. о нем: Креленко Н. С. Отражение культурной жизни эпохи Просвещения в письмах, книгах и домах Хораса Уолпола. М., 2023.

60

Walpole H. Letter to sir Horace Mann, November 24th, 1774 // The Letters of Horace Walpole, 4th earl of Orford. Vol. 9. Oxford, 1904. P. 100–101.

61

Ситар С. Архитектура внешнего мира. Искусство проектирования и становление европейских физических представлений. М., 2013. С. 177.

62

Старобинский Ж. Урок ностальгии // Старобинский Ж. Указ. соч. С. 250.

63

Lewis M. J. The Gothic Revival. London, 2002. P. 38.

64

Brooks C. The Gothic Revival. London, 1999. P. 156–157.

65

Rutter J. A Description of Fonthill Abbey and Demesne, in the County of Wilts. London, 1822. P. 25–68.

66

Idem. Delineations of Fonthill and its Abbey. London, 1823.

67

Ревзин Г. Почему от WTC не осталось руин? // Проект классика. VI. MMIII. Цит. по сетевой версии: http://projectclassica.ru/v_o/06_ 2003/06_2003_o_01b.htm (дата обращения 25.06.2023).

68

Впрочем, голландский художник и историк искусства Давид Пьер Хумберт де Супервиль (1770–1849) считал руиной Вавилонской башни пирамиду Хеопса. См.: Stafford B. ‘Medusa’ or the Physiognomy of the Earth: Humbert de Superville’s Cosmological Aesthetics // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1972. Vol. 35. P. 308–338.

69

Macaulay. Op. cit. P. 40–254.

70

Эко У. Функция и знак (семиология архитектуры) // Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 2006. С. 255–328.

71

Banham R. Theory and Design in the First Machine Age. New York, 1967.

72

Ibid. P. 10–11.

73

Маринетти Ф. Т. Первый манифест футуризма // Итальянский футуризм: Манифесты и программы, 1909–1941 / Пер. М. Энгельгардта. Т. 1. М., 2020. С. 26–27.

74

Banham. Op. cit. P. 102.

75

Гетеротопии, подобные заводам и фабрикам, также были (и остаются) вынесенными за пределы обыденной городской ткани.

76

Ревзин Г. Как устроен город. М., 2019. С. 86.

77

White H. «The nineteenth century» as chronotope // Nineteenth-Century Contexts. 1987. Vol. 11. № 2. P. 124.

78

Ibid. P. 122.

79

Кобрин К. Кирико: меланхолия вечного (не)отбытия // Кобрин К. Modernité в избранных сюжетах. М., 2015. С. 85–86.

80

Кобрин К. Кирико: меланхолия вечного (не)отбытия. С. 88.

81

Там же. С. 88–89.

82

Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.

83

Там же. С. 143.

84

Ямпольский М. Изображение. М., 2019. С. 305.

85

Термин принадлежит Полю Вирильо. См.: Вирильо П. Машина зрения. СПб., 2004.

86

Doane M. A. The Emergence of Cinematic Time: Modernity, Contingency, the Archive. Cambridge (Mass.); London, 2002. P. 10–16.

87

Ямпольский М. Указ. соч. С. 74.

88

Бальзак О. де. Неведомый шедевр // Бальзак О. де. Неведомый шедевр. Поиски абсолюта. М., 1966. С. 30.

89

Бальзак О. де. Неведомый шедевр. С. 31.

90

Линдсей Коутс (1824–1913) – английский художник-акварелист и меценат, одна из центральных фигур Эстетического движения. Основатель (совместно с женой) существовавшей в 1877–1890 годах Галереи Гровнер, где выставлялись работы художников, не принятые в Королевскую академию.

91

Цит. по: Уистлер Дж. Изящное искусство создавать себе врагов. М., 1970. С. 133.

92

Lambourne L. The Aesthetic Movement. London, 2011. P. 101–102.

93

Джованни Баттиста Брачелли (ок. 1584 – ок. 1650) – итальянский художник и гравер, автор сборника гравюр Bizzarie di Varie Figure (1624).

94

Александр Александрович Малиновский (псевд. Богданов, 1873–1928) – мыслитель-утопист, социалист, член РСДРП с 1898 года, идеолог Пролеткульта. Автор фантастических романов «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1912). Создатель проекта универсальной науки «тектологии». Энтузиаст переливания крови, организатор и директор Института переливания крови (сейчас – Национальный медицинский исследовательский центр гематологии).

95

Эткинд А. Содом и Психея. М., 2015. С. 13–14.

96

Завадовский П. Рождение архитектуры модернизма из духа античности // Проект Байкал. № 66. 2020. С. 118–125.

97

Предисловие // Ле Корбюзье. Путешествие на Восток. М. 1991. С. 3.

98

Завадовский П. Указ. соч. С. 119.

99

Ле Корбюзье. Путешествие на Восток / Пер. М. В. Предтеченского. М., 1991. С. 103–113.

Загрузка...