Если задаться вопросом – какой человек в мире удостоился наибольшего количества памятников, то ответ будет однозначный. Это Владимир Ильич Ленин. Хотя точных данных не существует. А вот какой памятник Ильичу стал первым в мире, доподлинно известно. И никакие новые исследования, если бы они вдруг появились, это первенство не поколеблют. Потому что памятник этот открыт в подмосковном Ногинске 22 января 1924 года, т. е. на следующий день после кончины Ленина. Правда, были так называемые прижизненные памятники, но в полном смысле их памятниками нельзя считать. По самому определению этого термина, не может существовать памятник живому человеку. А такая прижизненная скульптура Ленина, единственная в Воронежской губернии, была в 1918 году установлена на постамент в уездном тогда центре Коротояке. Учительница А. И. Казарцева вылепила бюсты Маркса и Ленина, и их в годовщину Октябрьской революции установили в городском парке. А менее чем через год их разрушили занявшие город деникинцы.
Памятник в Ногинске непосредственного отношения к Воронежу не имеет, и мы не будем больше ничего о нём говорить. Кто захочет, может обратиться к литературе /1/, /2/. А вот на судьбу автора этих строк первый памятник Ленину оказал, можно сказать, роковое влияние.
Если бы полвека назад меня после вуза не направили на работу в Ногинск, и если бы я там не увидел этот необычный памятник и не занялся тогда его историей, то не было бы, скорее всего, книги, которую вы держите в руках, и других моих книг по памятникам. И занимался бы я только своей любимой электроникой, а памятниками не заинтересовался.
В Воронежской области тоже можно назвать памятник Владимиру Ильичу, который первым появился на свет. Если вы попадёте в посёлок Маклок Новоусманского района (это совсем недалеко от Воронежа), то в центре его увидите бюст Ленина с табличкой на постаменте, утверждающей, что это первый в области памятник Ленину, и открыт он 13 июля 1924 года. Эта табличка соответствовала истине до 1971 года, пока мне не попалась информация об открытии памятника вождю на станции Новохопёрск, состоявшемся 1 мая 1924 года. Мне удалось найти автора памятника – слесаря местного депо А. П. Горшкова и нескольких бывших железнодорожников, участвовавших в его сооружении. А после того, как я написал о памятнике в местных газетах, его и стали считать первым в области. Он сохранился до наших дней. У этого бюста, родоначальника воронежской монументальной Ленинианы, интересная истории, но рассказ о нём выходит за рамки настоящей книги, и автор снова отсылает любознательных читателей к перечню литературы, что в конце книги /3/