Изобретение парашюта

Первый в мире парашют появился в России. 9 ноября 1911 года пропило успешное испытание ранцевого парашюта РК-1, разработанного Глебом Евгеньевичем Котельниковым (1872–1944). Хотя случаи использования устройства типа зонта для плавного спуска с высоты известны были ещё несколько столетий тому назад. В бумагах великого Леонардо да Винчи напили эскиз такого зонта. И сам термин «парашют», образованный от греческого слова «пара» – «против» и французского «шют» – «падение», появился во Франции еще в XVIII столетии.

Г. Е. Котельников родился в семье петербургского профессора механики и высшей математики. С детства он любил мастерить разные игрушки. После окончания Киевского военного училища и трёх лет службы в армии оставил военное поприще.


Г. Е. Котельников


Однажды он стал свидетелем гибели лётчика при авиакатастрофе и после этого занялся созданием спасательного устройства для пилотов, покидающих самолёт при аварии в полёте. Разработанный им парашют РК-1 имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца располагались пружины, которые выбрасывали купол в воздушный поток после того, как прыгающий выдёргивал вытяжное кольцо.

Проведя успешные испытания своего изобретения в ноябре 1911 года, в декабре Котельников попытался зарегистрировать в России своё изобретение – ранцевый парашют свободного действия, однако в выдаче патента ему отказали. Чиновники посчитали это изобретение бесполезным.

Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во Франции и 20 марта 1912 года получил патент за № 438 612. После этого автор провёл испытание своего парашюта в России. Его привязывали к автомобилю, на полном ходу открывали, и раскрывавпгийся парашют останавливал автомашину. Успешно прошли испытания с манекеном, который сбрасывали на парашюте с аэростата на разных высотах. И, тем не менее, российское военное руководство не приняло его в производство. Великий князь Александр Михайлович, курировавший в военном ведомстве авиацию, был против оснащения лётчиков парашютами, опасаясь, что при малейшей неисправности пилоты будут покидать самолёт.

Загрузка...