Как называется тот гейзер детской активности, который выплёскивается в разные стороны, то умиляя нас, то раздражая? Все мы чувствуем, что есть разница между озорством и хулиганством и что детям свойственно скорее первое, чем второе. Но существует ли точное обозначение этой границы? Может быть, она зависит ещё и от воспитателя, склонного к снисходительности или строгости?
Впрочем, ребёнок растёт, с возрастом у него появляются новые силы и возможности, а окружающие всё менее склонны к снисходительности. Можно изо всех сил пытаться его дисциплинировать, загонять в рамки нормированного поведения. Тогда мы либо постепенно заглушим этот гейзер, либо будем всё больше противопоставлять его «правильному» поведению тех, с чьими гейзерами операция заглушения прошла успешно.
Но если педагог сам полон творческой энергии, то ни тот, ни другой результат не покажется ему соблазнительным. Наша цель – помочь ребёнку сохранить весёлость и резвость, творческую и поисковую активность, но при этом научить его не досаждать окружающим, не развлекаться за их счёт. Можно ли направить энергию озорства в созидательное русло и как это сделать? Как быть, если она прорывается в неудачном направлении? Как вести себя с тем, кого всё чаще хочется назвать хулиганом? Как помочь ему управиться с собой, не теряя себя?