1

Открытие душевного мира внутри человека: «мир идей», «я», «Атман». Общие утверждение об объективном мире, полагание его «основы» или же «субстанции»: «атомов», «мысли», тех или иных физических субстанций, «Брахмана», «Бога». И самые большие потрясения в виде «прозрения» неких универсальных законов мироздания: «Логоса», «Дао», «гармонии», «причинности» и пр.

2

Преподобный Силуан Афонский. М., 1999. С. 237.

3

Преподобный Силуан Афонский. М., 1999. С. 72.

4

«Ты удостоил мою память Своего пребывания, но в какой части ее Ты пребываешь? …Ты ведь не телесный образ, не душевное состояние, испытываемое нами, когда мы радуемся, огорчаемся, желаем, боимся, вспоминаем, забываем и прочее; и Ты не сама душа, ибо Ты Господь Бог души моей. Все меняется, Ты же пребываешь неизменным над всем, и Ты удостоил мою память стать Твоим жилищем с того дня, как я узнал Тебя» (Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. С. 145).

5

«Бог является во свете и как свет» (Силуан. Указ. соч. С. 307).

6

Лествица, возводящая на небо, Преподобного Иоанна Лествичника, Игумена монахов Синайской горы. М.: Изд-во «Лествица», 1999. С. 453.

7

Лествица, возводящая на небо, Преподобного Иоанна Лествичника, Игумена монахов Синайской горы. М.: Изд-во «Лествица», 1999. С. 32-33, 56-57, 29.

8

Виртуозы доходят до 1,5-2 часов в сутки. Так Силуан спал несколько раз в сутки по 15-20 минут, сидя на табурете, чтобы именно контролировать постоянно длительность сна (Силуан. Указ. соч. С. 64-65).

9

«Силой адского пламени пожигать в себе всякую страсть» (Силуан. Указ. соч. С. 359).

10

Лествица, возводящая на небо, Преподобного Иоанна Лествичника, Игумена монахов Синайской горы. М.: Изд-во «Лествица», 1999. С. 159-160.

11

Силуан. Указ. соч. С. 408.

12

Толстой Л. Исповедь. Тайный дневник. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 43-44.

13

Шелер М. Философское мировоззрение // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 4.

14

Мыслью (Логос, абсолютная идея), любовью (Бог = любовь), психическим в широком смысле (мировая симпатия, длительность, жизнь), волей и аффективной жизнью в узком смысле (Мировая Воля, мировое бессознательное, Ungrund), духовностью как синтезом «человеческого» (Дух, целе-формальное начало) и пр.

15

Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб.: Наука, 1999. С. 145.

16

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 59.

17

Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. Отд. 2, кн. 2, разд. 2-3.

18

Шелер М. Феноменология и теория познания // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 215.

19

«Религия – связь, объединяющая религиозно настроенных индивидов как членов одного целого» (Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. С. 81).

20

Там же. С. 83.

21

Юнг К. Г. Предисловие к книге Судзуки Д. «Основы Дзэн-Буддизма» // Дзэн-Буддизм. Бишкек: МП «Одиссей», 1993. С. 5-8.

22

Цит. по: Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. С. 88.

23

Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 11.

24

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 55-58.

25

Степин В. С. Генезис научного познания // Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 57, 65, 67, 69.

26

Экхарт М. Об отрешенности. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 210.

Загрузка...