В начале были тишина и неподвижность.
В начале были тишина и неподвижность; затем сила Источника начала свое движение. Через движение силы Источника все вещи и все сущее начало свое существование. С тех пор это движение дает и поддерживает жизнь. И когда жизнь становится неподвижной, она возвращается к Источнику.
Наша жизнь – это движение нашего тела, включая его очень маленькие клеточки. Если бы наши клетки прекратили свое движение, они бы вернулись в состояние минералов; так происходит, когда мы становимся зажатыми, когда мы умираем.
Также есть движение наших эмоций и движение наших мыслей. Когда все это останавливается, мы умираем. В смерти есть возвращение через разложение. Мы растворяемся в Источнике. Это происходит в минеральном, растительном и животном мирах, из которых мы частично состоим.
Человек способен вернуться к неподвижности Источника иным способом, и только он способен это сделать. Он способен добровольно и сознательно войти в физическую неподвижность, неподвижность эмоций и мыслей, позволяя иной силе, силе Источника, сознательно воссоединить его с Источником, который выше, чем животный, растительный и минеральный миры.
Когда человек гармонизирует свое физическое тело, эмоциональный и интеллектуальный центры в тишине и неподвижности, сила Источника сможет войти в него. Тогда он находится в неподвижности и тишине, а не в смерти и растворении; в начале жизни, в движении силы Источника. Мостом от его физического тела, его мыслей и его эмоций к силе Источника является его собственная душа, или его Сущность. Это наиболее быстрый способ воссоединиться с тем, что в религии называется Божественным, или Богом, или Духом. Но для большинства людей этот путь практически невозможен, пока они не смогут овладеть движениями своего физического тела, движениями своих эмоций и мыслей. Это означает, что они практически никогда не смогут гармонизировать их, и контакт с Источником для них будет просто сном или иллюзией.
Религия говорит, что Бог милосерден и сострадателен. Сила Источника позволяет человеку быть уникальным существом, способным сознательно жить и переживать это присутствие, которое передается человеку. Все действительно станет возможным в тот момент, когда человек осознает, что его воля и усилия могут стать подготовкой – подготовкой для развития его как зрелого человека, через Работу над собой, Работу с другими и Работу для окружения, в котором он живет, для всего человечества или всей Земли. Когда человек выполняет эту Работу с помощью силы личной воли, однажды он достигнет момента, когда сможет отказаться от своей эгоистической воли и вернуться к тому, что является источником его собственной жизни. Он сможет вернуться к Источнику, движению Источника, движению Высшего в себе самом, к мосту, к связи с Источником – к его собственной душе, его Сущности. Когда он будет готов отбросить, отпустить свою эгоистическую волю и отдаться движению своей души, отдать себя, довериться Источнику, он сможет вновь воссоединиться с ним. В этот момент может произойти величайшая внутренняя трансформация – она поднимет его на высший уровень, которого бы он никогда не смог бы достичь по своей собственной воле.
Духовный Путь имеет две стороны: с одной стороны, это путь усилий и воли, с другой – путь отказа от воли и усилий. Три линии Работы: над собой, с другими людьми и для человечества – это путь усилий и воли. Ойа Самадева – путь отказа от воли эго.
Движение – источник всего. Каждое движение – это выражение, или манифестация архетипа, воли Источника (для религиозных людей – Бога). В соответствии со своей собственной природой каждая вещь, каждое существо имеет возможность к тому, что мы называем эвфоническими движениями. Эвфонические движения – это движения, гармонично соответствующие собственному бытию существа и его взаимосвязи со всеми другими существами. Каждое существо имеет возможность к движениям, происходящим из его собственной природы, и когда оно начинает гармонично жить в движениях, соответствующих его природе, оно начинает осознавать себя и полностью пробуждаться. Когда существу не удается реализовать движения своей природы, оно вырождается, заболевает, и преждевременно умирает.
В человеке существует движение минеральных сил, поскольку часть его природы – минералы; движение растительных сил, поскольку часть его природы – растительная сила; существует движение животных сил, поскольку часть его природы – животная; и существует человеческое движение, поскольку в нем есть часть человеческой природы, обусловленная или сформированная памятью предков, запечатленной в клетках. Эти четыре элемента составляют эго. Однако человек также обладает чем-то более великим, чем человеческое, – мы называем это духовным, и оно также имеет собственное движение.
Когда движения человека начинают вырождаться, они затвердевают, застывают в нем. Если вы посмотритесь в зеркало, то увидите, сколько движений уже заморожено на вашем лице, вы увидите все места, где вы потеряли жизнь движения, где уже более нет силы движения. На человеческом лице застывают не только мускулы и морщины, но также мысли и эмоции. Когда внутренние движения эмоций и мыслей уже не гармоничны или заблокированы в каком-то месте, они также блокируются в его физическом теле. Когда человек становится рабом материальных сил из-за своей жадности, движение останавливается в нем. Когда человек находится под сильным влиянием растительных сил и их избыточной природы, движение затвердевает в нем. Когда над человеком доминируют его животные энергии, он становится все более животным, нежели человеческим существом: человеческое в нем затвердевает, а животное возрастает.
Существуют некоторые виды движений, которые, воздействуя на физическое тело, нейтрализуют распад движений тела, эмоций и мыслей. Это эвфонические движения Самадева, архетип терапевтических и целительных движений. Со временем религии потеряли контакт с движениями тела, с тем, что находится ближе к Богу – ближе, чем эмоции и мысли. Но во всех религиях еще остались следы этого знания.
Во всех религиях есть движения тела, которые являются настоящей молитвой, настоящим путем воссоединения с Источником, или Богом. В некоторых религиях эти движения очень сложны. В индуизме мы можем найти все виды молитв и йогу тела. В исламе мы можем найти молитву дервишей «Приветствие солнцу», которая исходит из Школ Мудрости и выполняется мусульманами при простирании. В христианстве существует огромное количество жестов, простираний, коленопреклонений, движений руками и знаков креста. В буддизме есть все техники для медитаций, физических позиций и простираний. В иудаизме есть танец-вращение, который также можно найти в определенных орденах дервишей, а также разнообразные жесты и движения, особенно значимые – повторяемые движения перед Стеной Плача… В религиях еще остался некий след знания о важности движений. Но это, очевидно, стало формой ритуального, механического движения, которое более не соединяет их с Богом этих религий, и тем более с Источником.
Через Ойа Самадеву человек получает возможность вновь соединиться с Источником; при этом не имеет значения, является ли он атеистом или приверженцем какой-либо религии, для человека важна только одна вещь – осознать, что существует нечто более высокое, чем его собственная воля, его собственные эмоции, его собственные мысли. Когда кто-то осознает существование Высшего, кем он и является (название, к которому он привык, не играет роли – религиозные люди называет это Богом, или Абсолютом, или Единым, или Божественным), для него становится возможным воссоединиться с Источником.
Через практику Ойа Самадева, которая состоит в полном отказе от своего эго и отдаче себя тому, что находится за пределами человека, в соответствии с правилами и при достаточной подготовке (в подготовку входит работа над телом, волей, эмоциями, мыслями, а впоследствии усилия, чтобы оставить это), возможно, в человеке сможет проявиться сила его собственной души. Она инициирует великую трансформацию, очищение животных, растительных и минеральных сил, а также сил, приходящих от наших предков (те из них, которые негативны, приносят беспокойство и не дают нам возможности быть самими собой).
Затем, возможно, сила души и сила Источника могут дать начало движению, которые мы чувствуем внутри себя, в середине нашей груди, где согласно древнему Учению находится тимус (вилочковая железа) и живет душа. Эту силу можно почувствовать в середине груди – из этого места она дает каждому человеку настоящее движение его жизни и его индивидуальности. Внутренняя реализация, или освобождение от всех низших сил, может прийти только из этого места, когда мы вновь соединимся с тимусом, или силой нашей души, которая полностью отдается силе Источника. В противном случае человек подвергается отвердеванию, его Сущность разрушается, и он исчезает… Религия о таком говорит: «Попал в ад». В действительности ад соответствует времени, необходимому существу, которое намеревалось индивидуализироваться, для дезинтеграции, и этот распад занимает эоны в других мирах, миллионы и миллионы лет страдания. Поэтому религии назвали это адом.
Теперь вы понимаете, что если человек желает пробудиться, для него очень важно научиться быть в неподвижности и тишине по отношению ко всем его энергиям. Пока люди отклоняются от своего истинного движения из-за своей обусловленности, воспитания, возможно, кармы, другие энергии перехватывают их существо и навязывают свое собственное движение. Они перестают осознавать движение собственной души, поэтому душа более не способна управлять их телом, которое теперь управляется их интеллектуальным, эмоциональным и физическим центрами.
Человек отворачивается от движения своей души; он теряет внутреннее чувство истинного себя, своей собственной Сущности. Эмоциональными людьми управляют их эмоции, интеллектуалами – их мысли и теории, инстинкты управляют физическими людьми, при этом отсутствует контакт с реальным человеком, с его Сущностью.
Только Работа и усилия, которые устанавливают тишину и неподвижность на уровне физического тела, эмоций и мыслей, могут позволить истинному внутреннему движению проявить Сущность, с которой мы заново устанавливаем связь – при условии, что мы научились отдавать себя своей душе. Наша душа настолько тонка, что нам необходимо отдаться ей, предоставить ей пространство. Если место для души и Сущности полностью заполнено тривиальными мыслями, желаниями, возбуждением, конфликтными эмоциями, душа не сможет прийти, войти в это пространство.
Поэтому для завершения Работы, состоящей из усилий, есть Ойа Самадева: человек встает в вертикальную позицию человека, позицию не животного, не растения, не минерала, а человека: он стоит вертикально и прекращает все свои обычные мысли, эмоции, желания и движения, он оставляет все это и полностью отдается движению своей Сущности, или движению Источника. И здесь может начаться настоящий процесс пробуждения души и Сущности.
Проблема в том, что тот, кто не знает, как отдать себя своей Сущности, или движению Источника, рискует не войти с ним в контакт. Тому, кто имеет этот контакт, необходимо передать его тому, кто его пока не имеет. Иначе движение, проявляющее себя, будет иметь минеральное, растительное или животное происхождение. Это движение, связанное с негативными свойствами, негативными эмоциями или желаниями, религии прошлых времен называли демонами или дьяволом. В реальности это просто энергия желаний человека, его мыслей, теорий, проявляющая себя, если человек не прошел инициацию.
Слушатель: Есть ли какой-то путь достигнуть большего понимания разницы между эгоистической волей и тем, что не является эгоистической волей? Есть какой-нибудь критерий?
Сегодня нет. Когда вы отпустите свою эгоистическую волю, она вновь немедленно схватит вас. Но люди, получившие инициацию в Ойа Самадеву, заново смогут войти в контакт с тем, что мы называем внутренним чувством или внутренним чувством истины, которую никто (ни вы, ни я) не может объяснить кому-то еще. После того как человек практиковал предание всего себя этой Силе, путь посвящения себя внутренней Силе, он сможет войти в контакт на какой-то определенный момент времени. Это не интуиция или чувства эмоциональных людей – это полностью другая Сила, Сила, которая дает понимание того, что есть правильно и объективно. Она не имеет ничего общего с чувствами эмоциональных людей. Она может существовать только в том, кто был инициирован в Ойа Самадеву, кто ее практиковал и кто уверен в контакте с этим внутренним чувством. И эту уверенность можно показать и доказать. Это не чья-либо прихоть или какая-то эмоциональная фантазия. До этой инициации человек работает так, как может; он обязуется делать то, на что способен, от всего сердца, если оно есть, с пониманием и со здравым смыслом. Затем он продолжает делать все, что в его силах, принимая ответственность за свои решения на себя, причем даже в случае ошибки, поскольку это его судьба.
С.: Можно ли с помощью движений тайцзи-цюань соединиться с чем-то высшим?
Эти движения – животной природы, поэтому они не соединяют нас ни с высшим, ни с силой души, ни с силой Источника, они соединяют нас с животными энергиями. Практика этих движений позволяет человеку привести в баланс весь животный мир внутри него. Минеральная, растительная или животная природа – это не плохо, это часть человеческой природы. Она становится плохой, отрицательной и опасной, когда доминирует над человеком. В животных должны преобладать животные энергии, поскольку это их природа. Человек, напротив, должен подчинить свою животную природу и животные энергии человеческой цели.
Множество двигательных техник имеют минеральную, растительную или животную природу и позволяют гармонизировать их в человеке. Движения Самадева включают в себя движения минеральной природы, чтобы гармонизировать минеральный мир, движения растительной природы, и движения животной природы для их гармонизации. Они также включают движения человеческой природы для гармонизации человеческого мира и архетипичные движения духовного измерения, целью которых является воссоздание связи с духовным.
С.: Существовали ли в прошлом какие-нибудь другие движения, соответствующие этим духовным движениям?
Это не интересно для нас. Сегодня у нас есть движения Самадева, и это очень здорово. К слову, каждый может поступать так, как ему нравится. По данной теме я уже сказал достаточно.
С.: В «Приветствии солнцу» (движение йоги дервишей) присутствуют также минеральное, растительное и животное царства…
Да. Поэтому оно считается одним из великих движений.
С.: Все ли пророки высокого духовного уровня знакомы с этими видами движений?
Они знакомы с определенными аспектами этих движений, поэтому они часто учили им. В Исламе мы можем найти один из аспектов «Приветствия Солнцу», главнейшее из всех движений. Основатели религий – отцы иудаизма Моисей и Авраам; Мухаммед, отец ислама; Будда, отец буддизма; Иисус из Назарета, отец христианства; аватары индусов – все эти люди были более великими, чем сами религии, которые они создали. Их ученики приняли то, что эти основатели, или пророки передали, взяли Великое и адаптировали это для людей. При этой адаптации они что-то сокращали, а временами и фальсифицировали.
Поэтому в религиях есть все виды конфликтов между людьми и между направлениями, тогда как душа пророков, душа основателей была в союзе с Единым. Эти религии превратились в религии войн, преступлений, разделенности и исключения, хотя они, конечно же, заявляют о противоположном… Но такова природа эволюции вещей. Иногда в рамках этих религий или вне их определенные люди вновь соединяются с началом, Источником почти таким же способом, как великие основатели и пророки. Этот путь не находится в какой-то конкретной религии, конкретном методе, это происходит с помощью собственной души. Когда человек способен будет восстановить контакт со своей душой, это создаст связь с Источником, к какой бы религии он ни принадлежал. Если последователь определенной религии способен воссоздать эту связь, он по-настоящему поймет свою религию – он поймет ее так же, как ее понял сам основатель. Поэтому не имеет значения, к какой религии принадлежит человек, – самым важным является контакт со своей душой.
Некоторые люди думают, что они в контакте со своей душой, тогда как они находятся в контакте только со своими теориями или теориями своих религий или общества. Другие думают, что они в контакте со своей душой, тогда как они в контакте со своим низшим эмоциональным центром и своими чувствами, своими эмоциями.
Контакт со своей Сущностью, душой – это нечто не известное человеку. Когда он начнет чувствовать это, он почувствует что-то, что он еще ранее не чувствовал. До этого момента в религии или на духовном пути он может только двигаться к этому контакту – со своими идеями, эмоциями, теориями, своей религией или другой обусловленностью, со своими сомнениями. Начиная с момента, когда он впервые ощущает это внутреннее чувство своей души, больше не возникает никаких сомнений. Человек знает, где находится жизнь, где Источник жизни. В нем есть чувство уверенности неэмоционального характера, чувство уверенности в Абсолюте, в своей принадлежности к чему-то незримо большему, для которого нет слов, чтобы это описать, – и никто не сможет отнять это у него. Равно как никто не сможет и дать это ему. В нем проявляется сам Источник.
С.: Каковы критерии готовности к получению инициации в Ойа Самадеву?
Есть только два, и они соответствуют двойному вопросу: вы признаете, что существует нечто более великое, чем вы, и вы согласны отдать этому себя? Это только вопрос. Затем идет подготовка. На протяжении последних нескольких месяцев вы видели, как я предлагал некоторые упражнения, которые позволяли мне лучше понять, как западные люди (или люди, получившие западное образование) смогут войти в резонанс с Ойа Самадева. Вы позволили мне изучить путь, в котором все другие энергии проявляют себя, и понять, насколько невозможно сегодняшнему человеку войти в контакт с Ойа Самадева без подготовки и инициации. Иначе он сможет войти в контакт только с тем, что дервиши называют нафсу Самадева (нафсу – это низшие энергии). Если человек не инициирован – ему не показали, как войти в контакт с Высшим, он сам входит в контакт с нафсу: с минеральными, растительными и животными энергиями, с энергиями предков, места, иногда с энергией другого духа.
По своей воле человек не может войти в контакт с истинной силой своей души, тем более, с тем, что является большим, чем его собственная душа. Я называю это силой Источника – не имеет значения, что каждый понимает под этим словом. В человеке слишком много негативных свойств, негативных эмоций, обусловленности и схем мышления, чтобы быть способным войти в непосредственный контакт с чем-то еще. В тот момент, когда он устанавливает контакт с силой своей Сущности, внутри него начинается процесс великого очищения. Эта сила начинает устранять избыток нафсу – низшие энергии, животные, растительные и минеральные энергии. В то же время, подобно тому как в семейных и системных расстановках включается чей-то предок, в Ойа Самадева также возможно соединиться с позитивными силами. Но без контакта, переданного в соответствии с очень строгими правилами, возможно только войти в контакт с движением низших энергий, а не с самой силой.
Итак, достаточно просто захотеть установить этот контакт: вы верите, что существует Сила, большая, чем вы сами? Вы готовы отдать себя в распоряжение этой силы, которая является наиболее великой силой внутри вас, силой вашей настоящей жизни? Если ваш ответ на эти два вопроса – «да», тогда нет никаких препятствий.
С.: Проблема следующая: кто отвечает на эти вопросы? Эго? Это искреннее намерение?
Нет, подумайте об этом серьезно. Эго не может ответить на эти два вопроса. Подумайте об этом. Эго, которое ответило бы «да» на эти два вопроса, принесло бы себя в жертву. Поэтому оно не может ответить на эти вопросы. Ответ эго – «нет». Ответ эго: «Я – Бог». Ответ эго: «Я – моя Душа». Когда дается дар Контакта, и пройдены определенные испытания, эго выходит из равновесия.
С.: В среде моего воспитания люди молятся, чтобы отправиться в Царство Небесное…
Царство Небесное для религий – это всегда что-то забавное. Однажды один мусульманин заговорил со мной о небесах и описал их как сплошное удовольствие, женщины. Я просто задал ему вопрос: «А ваша жена, жена, которая вас сегодня любит и которую вы любите, как насчет нее, когда вы будете оба на небесах?» Для него-то эта проблема уже решена на небесах… Мы никогда больше не заговаривали на эту тему.
Религии, с духовной точки зрения, на сегодняшний день являются учениями низшего уровня. Им необходимо использовать образы для общения с людьми, которые не способны понять духовное более прямым способом. Небеса подобны Богу – Он ближе к вам, чем ваша душа, Он более внутри вас, чем ваша душа, он не вне вас. В момент вхождения в контакт с Высшим вы понимаете, что означают Небеса.
С.: Является ли целью духовности спасение человечества, или просто достижение счастья, которое появляется, когда человек получает этот контакт?
Вы не можете спасти себя, пока не принимаете участия в спасении человечества. Это и есть духовность.
С.: Так каковы же критерии готовности человека к получению контакта с Ойа Самадева?
Прежде всего, Ойа Самадева невозможна для тех, кто ее не хочет. Этот контакт невозможен для людей, не верящих во что-то высшее, не принимающих существование высшего в целом. Больше ни в чем нет необходимости – просто принять гипотезу о существовании некой Силы вне нас. Не смогут получить контакт люди, проходящие психиатрическое лечение или имевшие в прошлом психиатрические проблемы – эти люди должны сначала пройти осмотр у психиатра, который выдаст разрешение. Нельзя практиковать женщинам со сроком беременности от трех месяцев, а также в первые три месяца после рождения ребенка. Нельзя практиковать женщинам во время менструации, которая является периодом очищения, а также детям и подросткам младше 18 лет.
Сегодня агапе[1] символизирует еду. В прошлом агапе означала любовь. За обеденный стол во время приема пищи (агапе) допускались только те люди, которые были наполнены любовью или двигались к любви. Всех остальных просили никогда не садиться за стол в таких случаях. Когда мы наполнены чем-то, противоположным духу агапе, божественной и братской любви, нам лучше подождать, пока мы не очистим себя от конфликтных или негативных эмоций, живущих внутри нас.
На этом Пути мы знакомимся со многими способами очищения себя от своих конфликтных и негативных эмоций. Перед тем как сесть за обеденный стол, мы очищаем себя различными методами. В прошлом люди выполняли омовение. Мы также можем делать как Эдмонд[2]: принять холодный душ – это подобно омовению давних времен. Иногда методы прошлого содержат в себе нечто позитивное – достаточно редко, но иногда случается! Каждая эпоха – это новая эпоха. То, что вчера было истиной, сегодня стало просто неким воспоминанием о ней. То, что вчера было истиной, сегодня уже не является ею. Путь, который был вчера, не является путем сегодня.
В любой эпохе каждая религия, каждый духовный путь, каждое течение являлись путем возвращения к Богу, или путем в Рай, как называют это верующие. Эпохи проходят, кроме хлеба в молельнях ничего не осталось; ковчег потерян, сломан или пуст; в человеческих жестах и движениях, называемых ритуалами, не осталось более никакой силы, кроме силы, которую поместили в них сами люди. Но сила Источника, или сила Абсолюта, или сила Божественного там отсутствует. Все опустело. Некоторые люди еще верят в них, но сила, присутствующая в этих вещах, – их собственная вера. Нет более силы Источника. В прошлых традициях, в религиях прошлых столетий, в методах вчерашних дней люди найдут только то, что они сами поместили в них. Тот, кто имеет много силы, – найдет в них много силы. Тот, у кого силы поменьше, – ничего не найдет.
На протяжении веков в духовных течениях существовали люди, приносившие другую практику, другое видение, другую возможность для воплощения этой Силы. Каждый раз это рождало новый путь, новую религию, новую практику, новые ритуалы – все они были с самого начала наполнены этой Силой. Движение силы Источника присутствовало в словах, движениях, жестах, песнях, музыке, картинах – оно было во всем. Затем, постепенно, Сила снова исчезала. Оставалась только суета и волнения – как в церквях, храмах и мечетях. Люди до сих пор туда ходят, но в этих местах ничего нет, кроме того, что они сами туда вложили: иногда хорошее, иногда плохое; иногда мир, чаще войну.
Мы живем в век, когда человек более не нуждается в ритуалах. Сегодня каждый человек способен непосредственно проживать и испытывать силу своей души и силу Источника без какой-либо внешней помощи, без каких-либо ритуалов. Несколько десятилетий назад сила души, сила Источника была доступна посвященным (настоящим посвященным – Мастерам и Просветленным). Сегодня эта Сила стала напрямую доступна любому человеку, который ее пожелает. Сегодня каждое человеческое существо способно напрямую войти в контакт с силой своей души, силой Источника. У него больше нет необходимости в посреднике или в чем-то еще. Ни в церковном гимне, ни в месте, ни в здании, ни в молитве, ни в жесте – он более не нуждается ни в чем. Если человек целиком отдаст себя в распоряжение своей душе, или силе Источника, то она немедленно проявит себя, и ему никто не будет нужен. Все другие пути идут из прошлого. Будь это религиозный путь или духовный – все они устарели. Каждый человек может стать самим собой, он может прямо действовать и учиться, чтобы освободить себя от всего, что навязано ему из прошлого: его обществом, семьей, религией и воспитанием, давлением его предков в крови, в его клетках. Он может освободить себя от этих низших сил, имеющих животную, растительную, минеральную или полностью иную природу. Он самостоятельно может избавиться от всего этого.