Те, кто могут что-то в подробностях представить, способны сотворить невозможное.
Как мы определили в прошлой главе, у каждой системы есть единственная цель. Методологиям правильного определения этой цели посвящена данная глава.
Аббревиатура S.M.A.R.T. используется в различных областях человеческой деятельности. Когда вбиваешь ее в любой поисковик, чаще всего сначала выходит механизм самодиагностики жестких дисков (которые «винчестеры» – не путать с дробовиками!).
Нас же эта аббревиатура интересует с более (для нас) прикладной точки зрения. Это гениальный, универсальный и обладающий огромным потенциалом развития механизм целеполагания.
Да, именно так. Методология S.M.A.R.T. применительно к задачам бизнес-целеполагания и системного анализа была изобретена в 1981 году Джорджем Дораном, Артуром Миллером и Джеймсом Каннингэмом (George Doran, Arthur Miller, James Cunningham: «There’s a S.M.A.R.T. way to write management goals and objectives»).
Лучшее объяснение – всегда на понятном примере. Методология S.M.A.R.T. свидетельствует о том, что цель должна быть (на примере проекта – нас же интересуют именно они, верно?) следующей.
• S. – Specific – конкретной и единственной.
• M. – Measurable – измеримой: что вы хотите получить в результате в килограммах, рублях, клиентах или автомашинах.
• A. – Achievable – достижимой. Ведь мы все – от конкретного человека до государства – любим ставить себе недостижимые цели? От «с Нового года похудею на двадцать килограммов» до «к 2050 году перегоним Китай по плотности населения». Животные, кстати, в этом умнее нас: они планируют только то, на что реально способны.
• R. – Relevant – цель должна быть релевантной, нужной. Например, можно поставить себе цель стать мастером спорта по шахматам через десять лет. Но спросите себя – зачем?
• T. – Timely – время на достижение цели должно быть лимитировано и не соответствовать поговорке «Или ишак сдохнет, или падишах умрет». Когда у нас закончатся периоды точного (не стратегического, оно должно быть обязательно, а с постоянным увеличением точных показателей каждый год) планирования на десять лет вперед, мы обязательно всех победим. В перспективе. Ближайшей.
Да, про шахматы на десять лет вперед тоже не нужно загадывать. На себе проверено – бесполезно!
Ура! Мы можем дать нормальное, формализованное введение нашей книге. И все благодаря рассмотренной нами концепции S.M.A.R.T. (кстати, smart в переводе с английского означает не только умный и умелый, но и «страдания» – смотря как Вы к этой методологии будете подходить).
Итак, чему же учит наша книга, в чем ее цель?
S-Specific. Отражать в Ваших проектах то, что Вам нужно, и так, как Вы считаете нужным.
M-Measurable. Количество сил и средств, потраченных на формулирование, реализацию и сдачу.
A-Achievable. Да, если Вы хотите. Если же нет – о чем нам говорить?
R-Relevant. Время – основная универсальная валюта. Ваше время (теоретически) для Вас должно быть особенно дорого. И сколько Вы его потратили (трудоемкость), и на сколько Вам его уменьшили (нервы). Разве это не так?)
T-Timely. В итоге у нас получится 11—12 лекций. Это меньше трех месяцев. Компактный, понятный, ограниченный срок.
В следующих главах мы рассмотрим с Вами особенности и подходы к самому процессу проектирования – достижению выбранной цели. Сейчас достаточно сказать, что в том случае, когда цели меняются с течением времени, необходимо закладывать саму возможность данного процесса изменения в структуру целеполагания.
Автором было предложено расширение методологии S.M.A.R.T., обеспечивающее учет такого свойства целей современных проектов, как постоянная изменчивость (эволюционность), необходимость разделения функционала проекта на мелкие независимые (атомарные) функции и, наконец, ограниченность имеющихся ресурсов.
Результатам стала методология S.M.A.R.T.E.S.T.= S.M.A.R.T.+
• E – Evolution. Цель проекта меняется со временем.
Неважно, вы проектируете по Agile, изменяют техническое задание по окончании этапа проектирования либо изменились предпочтения целевой аудитории вашего продукта.
• S – Set of functions. Цель может быть достигнута путем решения (параллельного, последовательного или комбинированного – это не так важно) ряда задач. Каждая из этих задач должна являться атомарной – относительно простой и независимой от других.
Примерами здесь является проектирование любой программной библиотеки или – внезапно – диссертации: кандидатской или докторской. Собственно, написание которых и натолкнуло на формулирование данного элемента целеполагания.
• T – Tolerance limits. Достаточно очевидное, казалось бы, расширение. Действительно, уже в оригинальном SMART мы ставим ограничение на время, но почему-то не на другие ресурсы.
А ведь мы всегда ограничены деньгами, трудовыми единицами, доступными рынками… В общем, в процессе корректного целеполагания необходимо максимально трезво представлять себе ограничения, с которыми Вы можете столкнуться. Да, они могут меняться со временем, но на то разработанная методология и ориентирована – на эволюционные цели.
Если Вы думаете, что понимаете квантовую механику, значит, Вы не понимаете квантовую механику.