Заветной мечтой каждого мальчишки является кругосветное путешествие на корабле. И лучше, чтобы это было путешествие под парусом. Готов спорить, что нет в мире человека, который не хотел бы пройти под парусом хоть раз в жизни. Пусть даже не очень далеко. Да так, чтобы поднимать и опускать паруса. Так, чтобы подчиняться командам капитана, произносимым на непонятном для «сухопутных» людей «птичьем языке»: «Поднять якоря, распустить стаксель и грот…». Виноваты в этом, возможно, многочисленные книги и фильмы о море. «Одиссея капитана Блада», «Пятнадцатилетний капитан», «На «Баунти» в южные моря» – список книг бесконечен. Кинематограф тоже постарался. Одна киноэпопея «Пираты Карибского моря» чего стоит? А Фёдор Конюхов, Юрий Сенкевич и другие герои походов под парусом? В результате все мы заражены морем. В каждом из нас сидит бацилла, готовая неожиданно проснуться, активизироваться и заставить нас пойти в безумно романтичное путешествие под парусом.
Вывод – найти компанию единомышленников для круиза на яхте можно. Но потребуются некоторые усилия и время для того, чтобы преодолеть некоторые предубеждения и опасения компаньонов, касающиеся морских путешествий.
Главное предубеждение против круизов на парусных судах – это безопасность плавания. Есть опасения, что яхта во время шторма может перевернуться или лечь парусом на воду. Опасения подогреваются многочисленными изображениями штормов на картинах художников-маринистов. Айвазовский создал целую морскую серию картин-катастроф, будоражащих воображение. А когда по телевизору показывают соревнования спортивных яхт, часто делают акцент на кадры, где яхты идут под большим креном. Команда в этот момент вывешивается на леерах, стараясь уменьшить крен.
На самом деле, во время круиза на яхте таких глубоких кренов не возникает. Современная круизная яхта имеет под собой киль, в нижней части которого находится груз, составляющий до 2/3 веса всей яхты. Такой мощный противовес гарантирует устойчивость яхты при любом шторме. В этом смысле яхта сродни хорошо знакомой нам кукле ванька-встанька. Яхта, благодаря тяжёлому килю, перевернуться не может в принципе. К тому же корпус яхты имеет несколько водонепроницаемых изолированных пространств, не связанных между собой. Эти своеобразные «спасательные круги» не дадут судну утонуть. Для каждого члена экипажа на яхте предусмотрен современный спасательный жилет, который включает в себя систему наполнения жилета воздухом, и радиомаяк. Кроме того, путешествие на круизной яхте проходит вдоль берега, до которого в критической ситуации можно доплыть даже без спасательного жилета. Все современные яхты имеют системы навигации, оборудованные GPS. С помощью GPS яхты в акваториях Средиземного моря и связанных с ним морях находятся под постоянным контролем береговых служб. В случае сигнала SOS, поступившего с яхты, помощь придёт очень быстро. Гораздо быстрей, чем в случае аварии на дороге. Согласно статистике, путешествие на яхте в разы более безопасно, чем путешествие на автомобиле.
Вторым после безопасности предубеждением является страх морской болезни. Да, некоторых людей в море укачивает. Но определить реакцию организма на морскую качку можно, только побывав в море. Людей, страдающих морской болезнью, по статистике ничтожно мало. Если вас не укачивало во время путешествия на малых прогулочных судах, то не укачает и на яхте. К тому же на яхте есть аптечка, в которой в обязательном порядке находятся таблетки от морской болезни. Средством против морской болезни является физическая активность и свежий воздух.
Ещё одним общим заблуждением является то, что детей не нужно брать в круиз на яхте. На самом деле, если маршрут запланирован в спокойной акватории, предполагаются переходы не дольше 2–3 часов, и капитан – опытный, то детей можно брать в плавание без опасений. Детский организм легче адаптируется к качке. Дети воспринимают волны и брызги как игру. И главное – детям на яхте совсем не скучно. Наблюдение за работой капитана, купание в уединённых бухтах, завтраки на борту – всё это очень нравится маленьким путешественникам.
Ещё одним сдерживающим фактором является солнце. Кажется, что во время круиза на яхте придётся всё время находиться под палящими лучами и можно сгореть. На самом деле это не так. Яхты имеют тенты, защищающие кокпит от солнечных лучей. Рубашка с длинными рукавами и кепка с козырьком дополняют защиту от солнца. Невозможно также обойтись без солнцезащитных очков.
Многих интересует, в каком режиме проходит путешествие на яхте. Понятно, что яхта швартуется в интересных местах, которые можно изучить во время стоянок. Но люди без опыта морских путешествий не могут представить, чем можно заниматься во время переходов и как вообще распределяется время во время круиза между переходами и стоянками.
Если коротко, то алгоритм путешествия на яхте таков – морской переход длительностью не более 3-х часов сменяется остановкой в живописной бухте для купания или прогулки. Во время остановок можно также выпить бокал просекко и легко перекусить фруктами и сэндвичами. Ночные переходы исключены. На ночь яхта швартуется в порту или марине. Команда получает возможность поужинать в таверне на берегу. Ночуем на яхте в каюте или в спальном мешке на палубе, если вы романтик. Если спального мешка нет, то используются одеяла, которых на борту много.
Во время перехода можно получить у капитана первые уроки управления яхтой. Капитан даст вам «порулить», покажет, как запускается дизельный двигатель яхты, научит опускать и поднимать якорь, покажет, как пользоваться шкотовыми лебёдками. Вы на практике поймёте, чем управление яхтой отличается от управления автомобилем.
ВЫБИРАЕМ АКВАТОРИЮ ДЛЯ КРУИЗА
Для первого круиза на яхте нужно выбрать спокойную акваторию с большим количеством островов. Можно предварительно совершить пробные однодневные путешествия по Подмосковным водохранилищам или по маршрутам в районе Санкт-Петербурга. Но для многодневного круиза лучше выбрать Средиземное море.
КАРТА ИОНИЧЕСКИХ ОСТРОВОВ
Наиболее комфортной будет прибрежная зона Греции с большой концентрацией островов. Если у вас нет чётко выраженных предпочтений, то выбирайте для первого путешествия спокойную акваторию Ионического моря. В Ионическом море вероятность плохой погоды в летний период минимальна. Островов много и все они очень интересные.
Для первого путешествия можно выбрать и Турцию. Однако будьте внимательны – заход в территориальные воды Греции вам будет запрещён.
Хорошие условия для круизов предлагает Хорватия.
ВЫБИРАЕМ ЯХТУ
Чтобы правильно выбрать яхту нужно хотя бы поверхностно разобраться в устройстве судна. Это позволит задать правильные вопросы представителю чартерной компании. Главным критерием при выборе судна должен быть год производства яхты, затем количество кают (оно должно соответствовать предполагаемому количеству участников), затем комплектация яхты.
Сразу объясните всем участникам, что планируемое мероприятие не есть участие в гонке. Поэтому приоритеты должны выстраиваться следующим образом:
1. год постройки яхты,
2 удобство экипажа,
стоимость аренды,
3. согласие капитана.
Почему на первое место поставлен год постройки? Потому что яхта – очень сложное сооружение. Вы не сможете протестировать яхту в полном объёме за несколько отведённых для этого часов. Да и соответствующего опыта у вас априори для этого нет. Это сможет сделать наёмный капитан. Но возможности капитана не безграничны. Он, капитан, имеет опыт управления ограниченным количеством типов яхт. Поэтому рассуждаем от обратного. Чем яхта старше, тем больше вероятности случайных поломок. И даже если эти поломки не повлекут за собой денежных компенсаций чартерной компании, лучше провести неделю на яхте без технических сюрпризов. Так что берём максимально новую яхту. Лучше выбрать новую круизную яхту, чем быстроходное спортивное потрёпанное судно. Но в любом случае выбор за коллективом. Это ведь очень увлекательное занятие – рассматривать разные типы яхт. Обсуждать, какую из предложенного многообразия яхту арендовать, а какую – нет, и почему… Но в определённый момент нужно остановить свои фантазии и внести залог. Залог привяжет вас и к марине, в которой стоит яхта.