Кристина из Санкт-Петербурга. Здравствуйте!
Добрый вечер! Я начала замечать, что испытываю конкуренцию с дочерью за внимание мужа. Иногда я ревную из-за того, что, по моему мнению, они уже долго общаются. Хочется ей сказать: «Ксюша, отойди, теперь я буду общаться». Сейчас ей одиннадцать лет. Если раньше она была такой маленькой принцессой, которую можно было обнять, поцеловать и успокоить, то теперь она выросла, у нас с ней бывают разногласия… Ловлю себя на том, что порой хочу, чтобы меня слушали больше. Например, мы с ней рассказываем вечером об одном и том же событии, которое произошло днем, и я становлюсь как ребенок: хочу рассказать первая, чтобы услышали именно мою версию. Или, допустим, она рисует по-детски, а я рисую профессионально. У меня есть небольшая студия, масло, холсты и т. д. Мне нравится этим заниматься уже много лет. И вот она начинает меня копировать: я пишу картину – она пытается сделать то же самое. Мне бы надо радоваться, но чувствую я совсем противоположное. Мне кажется, будто она хочет забрать у меня что-то или может стать лучше меня. Я понимаю, звучит очень глупо…
Нет-нет, это не звучит глупо.
Муж меня ругает, спрашивает, почему я не разрешаю ей рисовать. Я ему объясняю, что у нее нет таланта к этому. Предлагаю ей: «Давай ты все-таки будешь заниматься танцами. Ты танцуешь хорошо, тебя хвалят, давай на этом сосредоточимся». А она говорит: «Я тоже хочу, как ты, рисовать». Муж даже спросил: «Ты специально, что ли, не даешь ей рисовать? Зачем ты так?» А мне кажется, что я вроде объективно оценила, что у нее нет к этому способностей.
Кристина, должен вам сказать, что это очень здорово, что вы такое про себя поняли. Чаще всего мы не замечаем в себе подобного. Теперь давайте разбираться. То, что вы описываете, называется любовью. Я имею в виду вашу любовь к мужу. Любовь, как известно, рождает ревность. Это прекрасно, что после стольких лет брака вы хотите для мужа быть самым главным человеком на свете. Однако пришло время вам делить отношения как инструмент. Что это значит? Это значит, что Ксюша достигла того возраста, когда стала совершенно самостоятельной личностью. Значит, вам нужно придумать приятные занятия отдельно с ней и отдельно с мужем. Не в смысле исключить общее времяпрепровождение, но у вас должны появиться свои личные отношения. Короче говоря, что-то, что вы с Ксюшей делаете вместе. Это необязательно должно быть рисование. Выберите то, от чего обе получаете удовольствие. С мужем вам тоже нужно иметь какие-то свои увлечения. Полагаюсь на вашу интуицию, вы придумаете, что бы это могло быть. Первое, что мне приходит в голову, – это пойти вместе заниматься танцами.
Ну мы куда-то ходим, конечно. В кино, например, или в театр.
Нет, я не об этом. Совместное времяпрепровождение не означает, что вы вдвоем сидите и вас кто-то развлекает со сцены. Смотреть киношку, держась за руки, действительно здорово. Но я говорю о совместных занятиях или о чем-то, чему вы вместе можете учиться.
Мы катаемся на лыжах.
Ура! Замечательно.
Но вот недавно муж хотел взять с нами Ксюшу, чтобы мы покатались втроем, и я представила эту картину, что кто-то будет рядом с папой ехать по лыжне…
Ревнивица.
…а кто-то будет сзади. Я говорю: «Давайте вы вдвоем съездите, а мы с тобой потом как-нибудь, когда у нас получится». Потому что я заподозрила, что у меня не получится…
Сейчас я вас поругаю. Это был плохой ответ: «Давайте-ка вы отдельно, а мы отдельно». Потому что это действительно начинает походить на отношение ревнующей жены.
Я просто не хотела им испортить что-то, например настроение.
Вы не испортили бы, поверьте мне, Кристина. Вы бы катались и глубоко дышали, смотрели на деревья и на небо и радовались, что ваш любимый человек (я мужа сейчас имею в виду) получает такое удовольствие от общения с другим любимым человеком. Это еще не открытое для вас удовольствие. Ведь что такое «любить»? Это радоваться, что он счастлив. В подобных ситуациях надо бы с мужем поговорить не о том, что «давай пойдем без дочки», а о том, как вам важно быть с ним вдвоем в какое-то время, и дочка тут совершенно ни при чем. Вот попробуйте это отделить.
Ага, я поняла.
Если вдруг я прав и это дефицит парного общения, то можно об этом попросить. И тогда все само начнет налаживаться. Я не верю, что на самом деле вы страдаете от того, что вашему ребенку хорошо, быть такого не может.
Я согласна с фразой «дефицит общения». Это вы хорошо сказали, потому что действительно получается, что я даже не могу с ним поговорить о личном, пока ребенок не уснет. А это совсем поздно, муж уже уставший. Иногда я весь день жду, чтобы что-то сказать.
А вы придумайте для этого какие-то хитрости, чтобы побыть вдвоем. Может, вы вечером будете выходить гулять с собакой или просто говорить ему: «Дорогой, хочу с тобой пройтись. Мне это очень важно, я тебя очень об этом прошу». Разные штуки могут быть.
Да, я понимаю.
И последнее. Ваша дочка хочет рисовать, как и вы. Это же здорово, что она стремится быть похожей на маму, что вы для нее так важны и она идет по вашим стопам!
Я об этом думала, но сначала испугалась, что нужно будет поделиться своим рисованием.
Правильно, испугались, имеете на это право. В вашем лице я имею дело с человеком очень рефлексирующим, который занимается самопознанием и не боится смотреть правде в глаза. Вы способны сделать и следующий шаг. Тогда вы почувствуете кайф от того, что дочка восхищенными глазами смотрит на маму и идет по маминым стопам. Потому что «хочу быть как мама» – это такая круть! Так что в этом смысле у вас еще и совершенно удивительный ребенок, на которого вы с мужем с разных сторон влияете, а она на вас.
Да, я поняла… Хочу сказать по поводу «хочу быть как мама». Она постоянно сравнивает мои заслуги и свои, то есть первая начинает: «А как ты училась по английскому? А вот когда тебе было десять, ты так делала?»
Кристиночка, ну она же это делает, потому что рядом с ней такая хорошая «учительница»!
Просто я к тому, что иногда не знаю, что ответить.
Если, например, я знаю, что по каким-то предметам училась лучше, то не хочется, чтобы она чувствовала себя неловко из-за этого. И в то же время не хочется врать: «Да нет, у меня тоже не получалось, как и у тебя». Что лучше отвечать в такие моменты?
Мне кажется, лучше говорить, что это все неважно и что вы самые близкие друг другу люди вне зависимости от того, как каждая из вас училась и как каждая из вас вышивает крестиком. Вы друг друга любите по другой причине, потому что вы мама и дочь, и на многие вещи смотрите одинаково. «Почему тебе важно, как я училась? Да по-разному училась. Могу рассказать, если тебе интересно».
Ну, на учебе мы не зацикливаемся. Ей важно знать, например, в каком возрасте я села на шпагат или когда у меня стало получаться рисовать человека.
«Не помню, неважно», – так и говорите.
Поняла.
«Мне это не кажется важным. Интересно даже, почему тебя это волнует, а меня нет». Пусть и она научится так же чудесно рефлексировать, как вы.
Спасибо вам большое!