Часть 1. Что такое личный бренд

Для того чтобы обсудить инструменты построения личного бренда, нам надо начать разговор с того, а что же это такое. Из чего состоит этот самый бренд?

Мы уже говорили о том, что когда человек приходит в магазин и делает покупки, перед ним стоит порой очень непростой выбор: товаров много, все они на первый (а иногда и на второй) взгляд мало чем отличаются друг от друга. Какой брать?

И вдруг среди всего этого непонятного разнообразия мы замечаем товар под маркой, которую мы знаем. Еще не покупали, но слышали, видели, читали. Лейбл уже где-то мелькал, логотип кажется знакомым. И в наших глазах этот товар получает определенное преимущество.

А если это не просто смутное припоминание, а осознанное узнавание, то шансы на покупку еще выше. Что такое осознанное узнавание? Это когда мы не просто увидели знакомую этикетку, но у нас в голове нарисовался определенный образ этого продукта: мы знаем какие-то его потребительские свойства, качества и преимущества. Знаем, что сок такой-то марки делают из качественных яблок (все это, конечно, туфта, делают его, как и все, из химикатов, но книга у нас о другом). Знаем, что этой клининговой фирме можно доверять, потому что они тщательно отбирают и проверяют уборщиц, прежде чем нанять их и отправить к клиенту. Знаем, что гаджеты этой марки надежные, потому что ломаются и глючат гораздо реже, чем аналогичный товар других производителей. Знаем, что автомобили этой конкретной фирмы более безопасные. А автомобили, сделанные вот в той конкретной стране, более надежные.

Откуда мы все это знаем? Далеко не всегда на основе личного потребительского опыта. Просто эта информация откуда-то есть в нашей голове и прочно там сидит. И на ее основе мы не только сами совершаем покупки, но и рекомендуем те или иные товары другим людям – нашим друзьям и знакомым.

Вот это и значит, что у этих товаров – сильный бренд. Мы их узнаем, выделяем среди других и знаем, чем они отличаются, в чем их те или иные преимущества. «О чем» эти товары, если можно так выразиться.

Это один аспект. А второй аспект – количество людей, которые осознанно узнают тот или иной продукт/ компанию. На языке маркетинга это называется «охват».

Если марку знают только некоторые жители небольшого городка – это слабый бренд. Если все жители региона – уже лучше. Но самые сильные бренды, конечно, перешагивают все возможные границы и становятся известными не только в своей стране, но и за ее пределами.

Чем больше охват, тем сильнее бренд.

Все это также справедливо и для личного бренда.

Вас должны узнавать. Понимать, кто вы и в чем ваше отличие от других. И делать это должно как можно большее количество людей.

То есть для того, чтобы выбирали вас, вы должны быть:

а) известным;

б) понятным.

Понятным – это значит, что люди должны понимать, какую ценность вы несете и какую пользу от вас можно получить. Должны понимать, «про что» вы. В чем вы хороши. В чем вы эксперт. В чем вы лучше других. Это самое главное в построении и продвижении личного бренда.

Одной лишь известности мало.

Если наша цель – просто потешить самолюбие и подкормить тщеславие, то просто узнаваемость – это прикольно. Вы снялись в популярной рекламе или стали звездой какого-то Интернет-мема. Все смотрят ролик на YouTube о том, как вы отожгли на корпоративной вечеринке и потом, встретив на улице, узнают, веселятся и даже фотографируются с вами. Вам тоже весело и приятно.

Но если мы говорим о серьезных задачах: о построении карьеры, бизнеса или политических амбициях, то простой узнаваемости мало.

Исходя из конкретной цели, которая у нас есть, мы должны определить целевую аудиторию для продвижения нашего личного бренда. И поставить себе задачу: а что именно мы хотим заложить в голову той аудитории? Какую картинку? А самое главное – какое целевое действие мы хотим, чтобы они выполнили.

Если наша цель – стать мэром конкретного города, то на ближайшее время наша целевая аудитория – жители этого города, а целевые действия – поддержка нашего выдвижения, наших программ, участие в наших предвыборных мероприятиях, позитивные высказывания о нас в социальных сетях и, наконец, отданный за нас голос на выборах.

Так же раскладываем любую другую цель.

И важный момент – нас не просто должны узнавать. Мы должны нравиться. Причем не всегда сразу. Об этом поговорим чуть позже.

Теперь давайте посмотрим, как этого добиться.

Подготовка к строительству личного бренда

Что мешает построить личный бренд?

Итак, мы с вами начинаем длинный путь построения и развития личного бренда. И прежде чем мы отправимся в это увлекательное путешествие, надо провести некоторую подготовительную работу.

Во-первых, необходимо понять, насколько вы готовы к тому, чтобы продвигать себя. К тому результату, который мы должны получить в итоге, – насколько вы готовы к публичности, узнаваемости и известности. Даже ставя перед собой амбициозные цели, не все люди готовы продвигать себя. Выводить на первый план. Выпячивать.

Порой этому мешает наша ментальность.

В России не принято себя хвалить, не принято хвастаться. В нашем менталитете испокон веков сидит желание быть незаметным. Я не утверждаю, что так у всех. Я говорю о тенденциях, о том, что происходит, на мой взгляд, с большинством людей. Нам с детства говорили: «Я – последняя буква алфавита! Не надо себя выпячивать, не надо высовываться». Тех, кто все равно выделялся, презрительно называли выскочками.

В советские годы детям вдалбливали, что общественное важнее личного, что главное – коллектив. Что «единица – вздор, единица – ноль», как писал Маяковский. Нам вдалбливали, что коллектив важнее личности. Что не надо отрываться от коллектива. Нам говорили: не выделяйся, не выпендривайся. Будь как все. Будь незаметным.

Нам говорили, что если быть тихим и слиться с массой, то можно избежать неприятностей: авось никто не заметит и не обратит на вас внимания, а значит, ничего не отнимет и не обидит. И вырабатывался защитный рефлекс – сидеть в раковине и не отсвечивать.

Если хочется сохранить свое жалкое барахлишко и скучную жизнь – может быть, это и нормальная позиция. Но мы с вами договорились, что будем бороться за победу, и нам не подходит такая стратегия. На фоне тихонь, сидящих в норах, мы будем как раз выделяться, выпендриваться и выскакивать!

И если вас воспитывали в том же ключе, то в какой-то момент вам будет очень некомфортно. Вы будете чувствовать себя голым и уязвимым, вам станет неловко рассказывать про свои достижения. Ваши действия вдруг покажутся неуместными, неприличными и неправильными. Вам будет хотеться повернуть назад и все отменить.

Это непросто! Но скромность – сомнительное украшение. Она украшает, когда ничего другого просто нет.

Синдром самозванца

Есть еще одно препятствие, которое часто мешает добиваться успеха. Оно стоит как шлагбаум на пути и иногда сильно бьет по голове. И вы должны быть готовы к тому, что и вас оно может настигнуть, то есть вы резко стартуете в развитии карьеры и начнете взлетать. Препятствие это носит смешное название – синдром самозванца. Но явление это очень распространенное и весьма серьезное. Возможно, вы с ним уже сталкивались, а может быть, вам все еще только предстоит.

Заключается синдром самозванца в том, что человек постоянно сомневается в своей компетенции. Вы что-то делаете и притом довольно успешно – пишете учебники, по которым учится много людей, читаете лекции, разрабатываете новые технологии, и в один прекрасный момент вас накрывает мысль: но ведь я же не идеален, я так многого не знаю, есть люди более компетентные, чем я в этой области. А не обманщик ли я? Не разоблачат ли меня и не прогонят ли с позором?

Вы удивитесь, но этот синдром очень распространен. И в первую очередь распространен он среди людей успешных и действительно чего-то стоящих. Как показывает практика, люди с низким IQ и плохим образованием сомневаются в себе гораздо меньше. Они более решительно прут напролом, не думая о том, правы они или нет, достойны или нет. Поэтому они часто добиваются успеха – им не мешают ненужные переживания и рефлексии.

Поэтому я, например, не люблю брать на работу в отдел продаж сотрудников с высшим образованием. У них сомнений в себе гораздо больше. Гораздо больше внутренних шор и самозапретов. Им сложнее открывать непростые двери.

Люди более интеллектуально развитые больше сомневаются в себе и своих возможностях. И предъявляют к себе завышенные требования, думая порой, что они не достойны, не дотягивают и занимают не свое место. Это не значит, что у них нет амбиций и они не стремятся к вершинам. Просто они менее уверены в себе. Они грызут себя сомнениями и подозрениями, колеблются и тратят драгоценную энергию на эти самые колебания. Это есть и у меня, и у многих моих знакомых, и у многих известных и великих людей. Это проверенный факт.

Если вы хотите добиться высот в жизни и карьере – научитесь душить эти мысли в зародыше. Сомневаться хорошо. Само по себе сомнение помогает развиваться. Проверять и сравнивать надо. Но это не должно вас тормозить и мешать вашему взлету. Поверьте мне, в этом мире достаточно людей, которые будут вас одергивать и говорить, что вы не сможете или что вы не самый достойный. Спрашивать, тыкая в вас пальцем: «А почему он, а не я?» Указывать вам на вашу некомпетентность (порой мнимую), ошибки (порой выдуманные) и так далее.

Вам не надо быть в числе этой армии противника, не надо ей помогать. Вам надо ей противостоять. На заре моей карьеры, когда мне не было еще и тридцати, так получилось, что меня должны были назначить на очень высокую должность в одной весьма серьезной организации. Мой хороший товарищ, который имел отношение к назначению, обсуждал со мной предстоящую работу. И я, конечно, задал волнующий меня вопрос:

– А ты уверен, что я справлюсь? У меня же не очень много опыта вот именно такой работы, ведь есть, наверное, более достойные кандидаты. А вдруг я тебя подведу?

Товарищ мой сурово сдвинул брови и довольно резко сказал:

– Вот только не надо этих интеллигентских сомнений! Не боги горшки обжигают!

Эта фраза была для меня как холодный отрезвляющий душ. Иногда важно, чтобы такие простые, но правильные слова сказал кто-то извне. Привел в чувство. Иначе можно очень сильно загнать себя сомнениями.

Какая-то пелена спала, и я подумал: «Ну а правда… ведь не бывает людей полностью компетентных. У всех есть какие-то изъяны. Изъяны можно ликвидировать. Но если отказаться от назначения, то вместо того чтобы перескочить в карьере сразу пару этажей, я буду плестись как все, ступенька за ступенькой, медленно и печально».

И с тех пор, когда у меня возникают похожие переживания, я мысленно повторяю фразу про интеллигентские сомнения и горшки. И это работает!

Синдром самозванца – это ваше самовосприятие. Это вы себя так видите. Вы знаете, что когда-то были совсем некомпетентны, потом мастерство наращивалось, но вы понимаете, что еще многое предстоит изучить, что вы прошли не весь путь. И вы воспринимаете себя недостаточно готовым и знающим. Но весь путь порой пройти просто невозможно. И большинство людей, претендующих на те же позиции, на те же роли и должности, тоже не во всем компетентны, а порою компетентны меньше вашего. Хотя внешне они могут выглядеть более подготовленными. Но это опять – восприятие. И на это восприятие влияют их PR и ваши комплексы.

Это жизнь. Она так устроена. А у нас с вами задача, как мы говорили вначале, – получить от нее максимум, захватить максимум ресурсов. Подняться на самую высокую ступеньку, на какую возможно. У нас с вами нет задачи дать дорогу более достойному, установить справедливость. И нет задачи дать себя победить более шустрому. Наша цель – самому всех обогнать и собрать лучшие плоды. Даже если ваш конкурент реально больше подходит на должность или больше вас заслуживает Нобелевскую премию. Это не ваша забота. Ваша забота – забрать себе все лучшее.

Звучит не очень экологично. Но только с таким настроем мы сможем победить синдром самозванца и не дать ему помешать нам двигаться к вершине. Поэтому не надо давать волю этим страхам. Не надо выпускать эту мерзкую змею из норы. Пусть она сидит там тихо. Надо не бояться своей некомпетентности и отступать из-за нее. Надо ее устранять системной работой, регулярно повышая компетенцию и становясь каждый день лучше.

Нет идеальных людей, нет абсолютной компетенции!

Часто синдром самозванца возникает в конкретных ситуациях. Например, когда вы выходите на сцену и боитесь, что в зале окажется человек, который лучше вас разбирается в предмете, что он поднимет вас на смех, что будет задавать каверзные вопросы, на которые у вас не будет ответа, и все поймут, что вы мошенник.

Чаще всего это происходит на этапе, когда у вас не очень много опыта, потому что чем больше вы занимаетесь какой-то темой, чем чаще выступаете, тем больше у вас уверенности и тем меньше людей, которые компетентнее вас. Наращивайте экспертизу. Выступайте чаще. Не бойтесь сложных вопросов. Воспринимайте их как вызов. Преодолевайте себя, и с каждым разом страха будет все меньше.

Для того чтобы легче справляться с сомнениями, вам нужны аргументы в диалоге со своим внутренним критиком. Эти аргументы – ваши достижения. Ведите дневник успехов. Фиксируйте все ваши победы, даже самые маленькие. И в минуты душевного смятения перечитывайте этот дневник. Это поможет вам приобрести чуть больше уверенности.

«Я еще так молод, никто не поверит, что я эксперт. Давайте подождем еще пару-тройку лет, и тогда я смогу раскручивать себя как гуру», – так иногда говорят или думают очень многие. Это полная ерунда и вредное заблуждение. Можно и в полтинник быть никчемной бестолочью, и в 22 прекрасно разбираться в определенных вопросах. При грамотной работе по раскрутке себя вы найдете свою аудиторию и убедите ее в том, что вы – эксперт. А если будете сидеть дома и стесняться, то отдадите свое место под солнцем более решительным конкурентам, и вас обойдут не только ровесники, но и те, кто моложе вас.

Загрузка...