Вступление

Проведя несколько исследований по вопросу зарождения человеческой цивилизации, перед нами последовательно раскрылись некоторые значимые моменты древнейшей истории, в частности, – откуда появился человек на планете Земля, что явилось толчком и основным моментом появления человечества, участие в этом процессе космических сил или сил иного рода, роли при этом «дарвиновской» обезьяны, кто такие арии1, и их значение в становлении цивилизации и т. д. При этом набралось достаточно значимой информации из различных независимых источников и соотносимой с разными периодами существования жизни на планете, что в целом подтверждало правильность направления наших исследований и давало основание выстраивать в результате последовательную, непротиворечивую мозаику далекого прошлого. Вот итогами этой работы и хочется поделиться. Оговоримся сразу, конечно же, что бы не было представлено на суд читателя в этом издании, это будет всего лишь наброском древнейшей истории человечества, лишь попыткой сложить историческую мозаику, раскрывающую процесс появления нашей цивилизации.

Итак, относительно недавно (в конце XIX – начале XX века) ученые обнаружили упоминания о неведомых северных странах, где был так называемый золотой век, откуда происходили боги. И что удивительно, отголоски этих воспоминаний сохранились в древнеиндийских и древнеперсидских литературных памятниках. Поэтому и считается, что первые письменные сообщения о некой Северной земле оставили нам древние индийцы и персы. Греки назвали эту страну Гипербореей. С утверждением христианства и падением античного мира миф о Гиперборее канул в лету. На целые века он выпал из центра внимания европейских мыслителей. Ни эпоха Возрождения, ни века Просвещения не восстановили былой интерес к тайне Северной земли. Тотальное забвение длилось до тех пор, пока в конце 19 – начале 20 веков одна за другой не грянули несколько научных сенсаций. Некоторыми учеными была выдвинута так называемая Полярная теория о происхождении человечества. Суть ее заключалась в следующем. При изучении древней ведической литературы исследователи столкнулись с очень любопытными описаниями природных явлений, как ни странно, абсолютно не соответствующими, в частности, природным условиям в Индии, да и в других южных, близлежащих к ней странам. Это были скорее описания длительных полярных дней и ночей, полярных сияний, характерных только для крайнего Севера. Это дало повод выдвинуть предположение, что эпические произведения (хотя вначале это были устные предания, передаваемые из поколения в поколение) древних индийцев и персов не могли создаваться на территории современных Индии или Ирана, а только в северных широтах Заполярья, поэтому прародину всех арийских народов, к коим и относились индийцы и персы, надо искать в этом далеком северном крае. Это было предположение о зарождение Белой расы людей в северных широтах.

Основоположником полярной теории считается известный астроном и общественный деятель XVIII века француз Жан Сильвен Байи (см. отдельный раздел). Он дал серьёзное научное обоснование полярной концепции происхождения цивилизации и мировых культур. Изучив доступные ему сведения, Байи пришёл к выводу, что все имеющиеся наработки древних опираются на ещё более ранние достижения неизвестного, в его интерпретации «потерянного» народа, обладавшего высокоразвитым знанием. В числе прочего он проанализировал астрономические расчёты древности и понял: те народы, которые в ХVIII веке относились к южным этносам, ранее обитали в северных (полярных) широтах. Жан Байи привел в одном из своих знаменитых «Писем к Вольтеру» свидетельство Ферекида (одного из семи мудрецов древности) о том, что северные люди – гиперборейцы происходили из рода Титанов2, а Гиперборея – легендарная страна титанов. «Атланты, вышедшие с острова в Ледовитом море, определенно есть гиперборейцы…», – пишет Байи. Байи также отсылает нас к сообщению Плутарха о земле, населённой прародителями греков, «где Солнце в летний месяц лишь час скрыто за горизонтом, и сию столь короткую ночь освещают сумерки». Байи пишет в этой связи: «Лучше, чем это астрономическое обстоятельство, и не обозначить климат Севера», и прямо указывает, что «сии мнимые противоположные острова, населенные греческими народами, где солнце на протяжении месяца покоится за горизонтом едва час, могут быть только Московской Лапландией, севером Финляндии, где почти схожие дни…». Отметим при этом четкое указание Байи на Север, а также на упоминание некоего острова в Ледовитом океане, что нам пригодится в ходе исследования.

Байи первым указал на полярное происхождение мифа об умирающем и воскресающем боге, который есть во многих культурах. Такие древние божества, как египетский Осирис или сирийский Адонис (перекочевавший затем в греко-римский пантеон), в далёком прошлом олицетворяли Солнце. А оно, как известно, в северных широтах на несколько месяцев скрывается за горизонтом, уступая место долгой полярной ночи. Байи рассчитал, что 40-дневный цикл, предшествующий воскрешению Осириса, соответствует «умиранию и воскрешению» Солнца на северной широте 68 градусов. Именно здесь стоит искать прародину египтян3 с их солнечным культом Осириса. Если мы взглянем на карту Восточного полушария, то увидим, что шестьдесят восьмая параллель проходит по центру Кольского полуострова, пересекает Ямал и Обскую губу, а также обширные территории Западной и Восточной Сибири.

Продолжателем взглядов Байи стал американский историк, ректор Бостонского университета Уильям Ф. Уоррен, который на основе анализа древних мифов, легенд и преданий в свете научных открытий написал в 1885 году интереснейшую книгу «Найденный рай на Северном полюсе» (книга выдержала десять изданий и была переведена на русский язык известным индологом, доктором исторических наук Н. Р. Гусевой). В ходе исследований ученый пришел к заключению, что исходная прародина всех людей планеты4 должна располагаться в области Северного полюса и Заполярья. Автор, обобщивший и проанализировавший в своей книге малоизвестные современникам факты, утверждал, что первоначальные истоки человеческой цивилизации следует искать не на Юге, не в Малой Азии или Африке (что соответствует академической точке зрения), а в районе Арктики, где в доисторические времена были благоприятные климатические условия для природного развития.

Причем Уильям Уоррен проследил, как в мифах самых разных народов ставится вопрос о нахождении места, где зародился человек! Поражает не только широта приводимых сопоставлений мифов самых разных народов, но и сам факт возможности проведения таких сопоставлений. Так вот, в своей книге У. Уоррен отбирает фрагменты содержания мифов, которые касаются локализации рая и ада как изначального очага зарождения людей и места их посмертного пребывания соответственно. Применяя единый подход к материалу мифов, он вычленяет универсальные общие элементы, упрощая сюжеты и содержание так, чтобы мифы можно было сопоставлять. Строго соблюдая единство подхода, Уоррен рассматривает утвердившиеся в сознании христиан библейские представления, как из Ветхого, так и из Нового Завета, и исходные представления из религий иранцев, китайцев, индусов и других народов. Демонстрируя обширные познания и интерпретируя эти исходные представления в соответствии с уровнем современной ему науки, исследователь впервые наглядно доказал возможность их сопоставления с особым акцентом на проблеме зарождения таких воззрений. И Уоррен убедительно показал при этом, что в коллективной памяти каждого народа сохраняются наиболее архаичные элементы отдаленнейшего прошлого этого народа. В этой памяти прочно закреплены признаки, уводящие эту память в одну сторону света – на Север. И не просто по северному направлению, а гораздо конкретнее – к Северному полюсу.

У. Уоррен пришёл к закономерному выводу, что указанная память хранит в себе наидревнейшие образы, отличающиеся у всех поразительным сходством, а то и прямыми совпадениями. И в каждом из этих образов вырисовывается картина года, состоящего из единого долгого дня и единой долгой ночи, а также просматривается и описание «небесной горы», обиталища богов или просветленных душ, взбираясь по которой, души праведников достигают рая. Там, в этом раю, стоит в центре великое дерево (по распространившемуся в среде мифологов определению, «дерево жизни», или мировое древо), или же столб, достигающий неба, или же некий мост, ведущий на небо, или же лестница, достигающая тех же сфер. Из этого рая вытекают по четырем главным направлениям четыре великих реки (видим точное соответствие так называемой карте Меркатора), питающие все воды земли, или же струится некая общемировая влага из светлого источника. Там царят свет и благодать, к достижению которых следует стремиться всем живущим, и это достижение связывается с безгреховным образом жизни. Туда должны устремляться души как к колыбели своего зарождения. С этим итоговым выводом и было связано заглавие книги «Найденный рай на Северном полюсе».

Новые аргументы в пользу полярной теории высказал индийский ученый Б. Г. Тилак в своей книге «Арктическая родина в Ведах», вышедшей в 1903 году в Бомбее (см. о нем отдельный раздел). Известный политический деятель и ученый5 Индии, анализируя древние тексты, написанные на ведическом санскрите, убедительно доказал, что арьи – предки индийцев в доледниковый и межледниковые периоды обитали на Севере, так как климат арктических районов в то время был теплым и там мог быть иной растительный и животный мир. Около 10 – 8 тысяч лет назад, считал Тилак, под влиянием наступивших холодов арьи двинулись на юг. Тем самым ученый подтвердил исторический факт существования прародины ариев в арктическом регионе. В своей книге он не раз подчеркивает ценность находок Уоррена и объясняет по-новому переводы Вед, сделанные западными учеными. В своем исследовании он выявляет и оценивает древнейшие описания астрономических явлений, подтверждая в каждой главе книги неизбежность их соотнесения с реалиями севера.

Эти и другие сенсационные открытия не могли не привлечь внимания русских исследователей. В России на труды Уоррена и Тилака откликнулся петербургский ученый Е. Елачич, выпустивший собственную книгу под названием «Крайний Север как родина человечества» (1910). Привлекая данные из древнеиндийской и древнеперсидской литературы, он полемизировал со своими коллегами, подвергая сомнению наиболее спорные части гипотезы и дополняя новыми фактами очевидное. Елачич заметил, что Полярная звезда из созвездия Малой Медведицы появилась над земной осью сравнительно недавно. Еще в 3 – 2 тысячелетии до н.э. над Северным Полюсом стояла другая звезда – альфа созвездия Дракона. Ведическое почитание Дхрувы6 может относиться к альфе Дракона или даже к альфе Лиры – Веге. В гимне Видевдата, посвященном «звезде блестящей Тиштрия», говорится, что она стоит со своим спутником (звездой Сатаваэса) «над горой, стоящей посередине на море Ворукаша. Ее почитают наравне со звездами семизначными» (т.е. созвездием Большой Медведицы). Елачич сообщает также, что в священных книгах говорится, что по воле богов и в поисках новой земли арьи переместились с севера – на юг. Приняв в целом гипотезу Уоррена-Тилака, подкрепленную данными современной археологии, Елачич пришел к аналогичному им выводу, что «человек разумный» (homo sapiens) появился в Европе, исходя с Севера под давлением наступающих холодов периода последнего оледенения. Согласен он и с утверждением о генетической связи арийцев различных ветвей.

Другим крупным событием в области изучения истоков человеческой цивилизации стали открытия немецкого ученого Германа Вирта, обобщенные в фундаментальных исследованиях «Происхождение человечества» (Herman Wirth. Die Aufgang der Menschheit, Berlin,1927) и «Священная протописьменность человечества» (Die Heilige Urschrift der Menschheit, Berlin-Leipzig, 1936). В России они впервые введены в научный оборот современным метафизиком и историком религий А. Г. Дугиным, который добросовестно излагает наиболее существенные и ценные открытия Вирта в книге «Гиперборейская теория» (1993). Немецкий ученый, в отличие от своих предшественников, избирает в качестве объекта исследования не внешние стороны культуры древнего мира, а внутренние. Он сосредотачивает свое внимание на содержательных, эзотерических аспектах сакральной традиции. Через исследование языковых и религиозных символов Вирт проникает в святая святых духовной жизни предков. Различные элементы древнего космоса выстраиваются в органичное целое, и перед нашими глазами встает кристаллически ясная картина мира.

Исходной точкой для Вирта стала теория «полярного», северного происхождения человечества. По убеждению ученого древнейший палеоконтинет был некогда расположен в Арктике. Именно оттуда, с крайнего Севера вышли изначальные люди, основавшие прарелигии. По Вирту, полярный человек был не только восприемником этого своеобразного «нордического христианства», но и сам был символом Сына Божьего, микрокосмическим аспектом макрокосмоса. Первые люди, вышедшие из Арктики и были богами, мыслящими бого-человеками, наделенными 1-й группой крови, от которых произошла Белая раса людей. После природных катаклизмов, когда арктические острова затонули в океане, жители Арктики стали мигрировать с Севера на Юг в Евразию, а оттуда расселились по всему миру.

Известный индолог, доктор исторических наук Н. Р. Гусева также является активной сторонницей полярной теории. В дополнение к выводам Уоррена и Тилака ученый-индолог привлекла данные современных геологии, географии и археологии. Она излагала в своих работах новые материалы индийского исследователя вед Р. К. Прабху «Арктический год ведических ариев», привлекала к анализу «Голубиную книгу», также обращала внимание на образ жертвенного белого коня, сравнивала Индру с Индриком. Н. Р. Гусеву чрезвычайно увлекали славяно-индийские параллели. Отдельную свою статью она посвящает родству санскрита с русским языком и приводит убедительную сводку однокоренных слов (как пример, праматерь – праматрь, твой – тва, этот – этат, первый – пурва, любить – лубх, творить – твар, переплыть – параплу, чашка – чашака, дева – деви, дверь – двар, дырка – дрька и др.) Она ссылается на статью Д. П. Шастри «Связь между русским языком и санскритом», где тоже даются красноречивые языковые параллели. Н. Р. Гусева приводит и параллели религиозно-мистических терминов: Ведать – Веда, Дажьбог – Дакша, Индрик – Индра, Лада – Лата, Огонь – Агни, Перун – Варуна, Род – Рудра, Сварог – Сварга, Ярило – Яр и др.

По мнению Н. Р. Гусевой, внимание ученого Б. Тилака, занимавшегося исследованием древних ведических текстов, привлекли те места священных книг, где говорилось о северной прародине древних ариев. В Ведах, датируемых примерно 2 тысячелетием до н.э., описывалось такое время, когда год людей был равен суткам богов и делился на две половины: день – период движения солнца к северу, и ночь – период движения к югу7. Но солнце, уходящее к югу на полгода, могло означать только полярную ночь, равно как вторая половина года – полярный день. На такой же вывод наводило и упоминание о том, что Полярная звезда (на санскрите – Дхрува) на родине ариев стояла в зените, а вокруг нее описывали круги все небесные светила. Такое могло быть только на Северном полюсе, либо очень близко к нему, ибо в современной Индии Большая Медведица с Полярной звездой появляется низко над северным горизонтом. Гусева подчеркивала, что Тилак, проанализировав те места ведических гимнов, где воспевается период «мерцающего полумрака», именуемого Зарей (на санскрите – Ушас), которая бывает дважды в году и длится примерно 50 – 60 дней, подтвердил гипотезу Уоррена, которая приобрела еще один сильный аргумент. Такие длинные «зори» бывают только в Заполярье. Н. Р. Гусева приводит при этом большое количество примеров из ведических произведений – описаний и рассказов о впечатлениях, порождаемых грандиозным зрелищем полярных зорь. Она отмечала, что важно не их изобилие, а их точность, которую не могли бы породить пересказы чужих повествований, услышанных, возможно, тоже в чьих-то пересказах. Эти примеры говорят о прочности памяти, сохранявшей знания и впечатления, полученные некогда предками арьев, т.е. теми их давними прародителями, проживавшими в областях, где видели полярные зори и глубоко понимали и описали обстановку и условия жизни в арктических областях.

В близком направлении к Н. Р. Гусевой работала искусствовед С. В. Жарникова (см. отдельный раздел). Она являлась сторонником арктической теории. Следуя отечественной традиции сравнительной культурологии (А. Н. Афанасьев, И. И. Срезневский, А. Журавский, В. А. Городцов, А. В. Миллер и др.), она приводит дополнительные источники и факты в подтверждение родства северных и южных ариев. Привлекая ведические тексты, С. В. Жарникова сумела локализовать и географически точно идентифицировать те места, о которых упоминается в «Ригведе» и «Авесте».

Свидетельства о пребывании исторических народов в Арктике можно найти у Гомера в «Одиссее». Полярные реалии встречаются даже в Библии. Например, в Книге Иисуса Навина есть ссылка на поведение солнца: «Стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день». Есть данные исследований славянского фольклора, их проводила наша соотечественница Лилия Алексеева. Результатом явилась её монография «Полярные сияния в мифологии славян». В ней убедительно показано, что многие образы в сказках, а также обрядовая поэзия, народные поверья, заговоры и заклинания наших предков были навеяны созерцанием зрелища полярных сияний.

Итак, кто же является исконным жителем крайнего севера Евразии? К какой этнокультурной группе современности можно их отнести? Сегодня население края в основном состоит из представителей двух языково-этнических семей: угро-финнов в лице карелов (несколько процентов) и индоевропейцев в лице русских (около 90% населения). Всегда ли они жили здесь? Если нет, то кто пришел сюда раньше?

Существует две основные версии. Первая, традиционная – академическая, предполагает, что здесь издревле жили кочевые угро-финские племена – скотоводы, охотники и собиратели (к ним также относятся коми, эстонцы, ненцы, венгры, финны и др.). По этой гипотезе славяне пришли сюда лишь около тысячи лет назад с юга и мирно расселились на огромных просторах севера. Подчеркиваем – это неверная трактовка исторических событий. Очевидно, основой для этой гипотезы стало распространенное представление о том, что культура зародилась на юге, и что более примитивные общества на окраинах ойкумены моложе более развитых народов, обнаруживающих родство с очагами культуры Средиземноморья. Данный подход заранее предполагал, что вопрос о прародине решен. Однако, это далеко не так. Народы и культуры вокруг Средиземного моря на поверку все оказываются пришлыми, причем часто можно найти их же собственные свидетельства о том, что они пришли с севера. Наука, к тому же, до сих пор не может решить вопрос о происхождении индоевропейских народов и их культуры. Пока ученые называют в качестве прародины то причерноморские степи с Кавказом, то Скандинавию, то Среднюю Азию с Памиром, то Тибет с Гималаями. Иные указывают на долину Вислы или верховья Волги. А есть и такие, кто упорно настаивает на Месопотамии, или Египте, или на Ближнем Востоке, а то и на Индии! Куда только не отправляют академические исследователи наших далеких предков!

Трудным необъяснимым моментом акаднмической гипотезы применительно к крайнему северу является проблема топонимики. Наука о наименовании мест давно уже установила, что пришлые народы обычно перенимают те названия, которые озера, реки, горы и долины получили от туземного населения. Так вот, на карте Русского севера мы видим архаичные имена, относящиеся к индоевропейской культурно-языковой семье. Значит, индоевропейцы жили здесь раньше угро-финов? Значит, русские являются автохтонами, туземцами этих мест, а карелы – пришельцы. Индоевропейские топонимы Русского севера появились в той глубокой древности, когда индоевропейцы еще не успели разделиться на отдельные группы. Очевидно, именно Русский Север и является той почти мифической прародиной, которую безуспешно ищут европейские ученые по всему свету, кроме России.

Полярная версия заселения Русского севера находит множество подтверждений в мифологии народов индоевропейской семьи. Полярная теория говорит о том, что расселение индоевропейских народов шло не с юга на север, а наоборот с севера на юг в период, предшествующий расцвету цивилизаций в Египте, Месопотамии, Индии и Греции. В греческой мифологии сохранились, например, многочисленные следы северных корней античной культуры. Так, бог Аполлон прямо считается выходцем с севера, так же как и его сестра-близнец Артемида, богиня охоты и диких зверей. Оба они – дети богини Лето (Ладо), бежавшей от гнева Зевса на юг. Получается, что и Зевс – северянин? Артемидой, что значит Медведица, греки называли самое упоминаемое созвездие северного полушария, Большую Медведицу, которое вращается в непосредственной близости от Полярной звезды. Титан Атлант, держащий небо, есть не что иное, как символическое и вполне очевидное указание на земную ось, как бы держащую вращающееся звездное небо. Атлант – не просто северянин, он полярник! На Северный полюс в гости к Атланту ходил за золотыми яблоками Геракл. Этот миф, в частности, указывает на то, что когда-то в полярной области могли вызревать яблоки8. Одна из основных составляющих греческого этноса, дорийцы, считаются пришельцами с севера. Из семи великих «греческих» мудрецов только один не скиф (скифы – жители степей северного причерноморья, чья северная граница проходила по Рипейским горам – Северным Увалам). Возможно, число семь по отношению к «отцам-основателям» различных индоевропейских народов, продиктовано не только нумерологическими соображениями, но также и тем, что Большая Медведица с ее семью яркими звездами играла важнейшую роль в мировоззрении народов северного полушария Земли.

Наука приписывает именно оледенению изменения к худшему, наступившие в теплом климате древнего Приполярья (см. о климате отдельную главу). Б. Тилак приводит много материалов, доказывающих, что в древности год считался десятимесячным (о чем говорит и римское название последнего календарного месяца – «декембер», то есть «десятый»), а два не учитываемых самым древним календарем месяца как раз и «отводились» под зиму, а значит, и под долгую ночь. В Авесте же есть описания десятимесячной зимы наряду с описаниями двухмесячной. Вот первое и относится к тем изменениям в теплом прежнем климате родины арьев, которые внес холод. И это произошло, по мнению Тилака, тогда, когда благодатный климат межледниковья был резко изменен наступающими холодами последнего оледенения. Приводимые Тилаком переводы отрывков из Авесты (из «Вендидада») ясно и выразительно говорят о наступлении снега, льда и холода на теплую страну, а это не может относиться ни к какому более позднему периоду, чем начало последнего наступления льдов. Все эти данные подтверждают тезис о межледниковом периоде в истории предков индоевропейцев, который мог сохраниться лишь в воспоминаниях, отраженных в сообщениях Авесты и Вед.

Полярная теория не только объясняет множество отдельных фактов языкознания или этнографии. Не только увязывает в единое осмысленное целое всю совокупность индоевропейских преданий. Она говорит о том, что когда-то предки всех индоевропейцев жили единой семьей на Крайнем Севере. Затем наступило похолодание, которое длится до сих пор, и люди были вынуждены уйти на юг. Там, на юге, на основе древнейшей северной культуры они создали прекрасные образцы человеческого общества, значение которых не уменьшается и в наше время. На севере же остались народы, которые с древнейших времен населяют Север, прародину многих народов и многих культур. Похоже, что в седой древности на берегу «Молочного океана» действительно была счастливая страна без злобы и войн, и мы, русские, храним отчий дом, прародину народов Европы и Азии.

Загрузка...