Быть самим собой

Елена Сикирич, психолог,

президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в России

Этот безумный мир

Однажды мы отмечали день рождения одного нашего близкого друга. Кто-то в шутку произнес имениннику тост, который я помню до сих пор, потому что он в очередной раз заставил меня задуматься о том, что на самом деле является ценным в человеке. «Красивым тебя не назовешь, умным ты не всегда бываешь, но ты – особенный. Ты уникален, неповторим, ты один такой в целом свете, других таких я не знаю». Как красиво, в точку и как просто!

Таинственное искусство быть самим собой… Нужно ли оно кому-нибудь в наше время, ведь теперь оно совсем не в моде? Все так странно в этом безумном мире! Все ценности перепутались, все словно перевернулось с ног на голову. Ее величество массовая культура навязывает свои законы жизни, «широкопотребительские» – «хочешь бери, хочешь не бери, хочешь соглашайся, хочешь не соглашайся, дело твое, но знай: все равно никуда не денешься». Все условия созданы для того, чтобы самому не думать, не иметь собственных критериев и собственной системы ценностей, – все условия созданы для того, чтобы жить плывя по течению. Быть может, ты сам покупал бы другие вещи, не те, что рекламируют, смотрел бы другие фильмы, слушал бы другую музыку и читал бы другие книги, думал бы иначе, занимался бы чем-то другим, имел бы другую жизненную позицию, если бы постоянно не попадался в одну и ту же ловушку. Стоит тебе только услышать: «Сейчас это самый писк», «Это престижно», «Это интеллигентно», «Это модно, круто, оригинально…», «Это дает хорошие деньги», «Это гарантирует успех» – и все твои благие намерения не плыть по течению улетучиваются. Стоить только услышать – и ты уже, не задумываясь, рванул… а куда, сам не поймешь.

Эта погоня за внешним блеском, этот бесцельный бег по кругу давно уже описан в знаменитой поговорке: «Слетаются, как мухи на мед, как мотыльки на свет». «Меда» нынче сколько угодно, да, к сожалению, и «мух» предостаточно…

Все прекрасно понимают, что в наше время качество и правда уже не в цене. Да кому до них дело, если самое главное – сделать хорошую рекламу, создать хороший имидж, хорошо подать продукт, если достаточно кое о чем умолчать, кое-какие факты преувеличить или исказить, и любая ерунда станет востребованной, популярной, нужной и даже жизненно важной.

Зачем нужен совершенный слух и певческий дар? Ведь нынче, имея достаточно денег, можно любое «воронье карканье» с помощью современной аппаратуры превратить в «соловьиное пение», отрекламировать «новый проект», а счастливчику останется лишь попрыгать на сцене, открывая рот под фонограмму, – и вот уже сошла с конвейера очередная «мировая звезда».

Зачем нужно мастерство живописца, зачем долго учиться, кровью и потом совершенствовать свой талант? Если можно продать много модных картин тем, кто богат, но, как правило, мало что понимает в искусстве, – милости просим: компьютер за тебя отобразит любой кадр с фотографии, и тебе останется лишь немножко его «подкрасить».

Зачем нам переживать и волноваться, кто победит на очередных выборах? Все равно большинство голосов получит тот, чья команда имиджмейкеров лучше поработала. Голова кругом идет, стоит лишь подумать, что целый штат профессионалов месяцами трудится и получает зарплату за то, чтобы переписать в нужном русле биографию кандидата, сочинить за него речи и написать его предвыборную программу, чтобы переделать его внешность и создать ему новый образ, где-то разжалобить, а где-то спровоцировать электорат, где-то не побрезговать «черным пиаром» по отношению к конкурентам… И когда этот «живой продукт» наконец выходит в свет, невольно задаешься вопросом: а что осталось от самого человека, от его естества, что осталось от идеи, которая за ним стоит, в чем ее суть, ее правда, кого и что, собственно, мы поддерживаем?..

Получить высшее образование и остаться полным невеждой сегодня проще простого. Видите ли, потребительскому миру нужны узкие специалисты, абсолютно все знающие о своем «пункте А» и не испытывающие надобности знать что-либо о пункте «Б», «В» или «Г». Старая преподавательская гвардия не знает, что думать и что делать, когда после очередной реформы в вузах, воспитывающих узких специалистов, сокращают часы на такие «никому не нужные» предметы, как литература, история, философия, психология, культурология. А наша интеллигенция все больше славится количеством успешных коммерческих проектов, а не истинной эрудицией и реальными достоинствами души и ума.

Наверное, можно было бы очень огорчиться, глядя, как в очередной передаче типа «Последний герой», «Жадность» или «Дом-1, 2, 3, 4…» люди, сражавшиеся в одной команде, теперь подставляют друг друга и голосованием выгоняют человека, потому что деньги превыше всего, особенно превыше любых человеческих качеств, ибо «цель оправдывает средства».

Можно было бы, как советуют некоторые, закрыть глаза, переключить канал, выгнать детей из комнаты («А кто тебя заставляет смотреть? Ты свободен выбирать!») и попытаться заглушить тошноту, вызванную очередным месивом из ужасов, насилия, крови и абсурда («А что поделаешь: чего люди хотят, то и показываем»), которые мы смотрим по всем каналам, потому что рейтинг и коммерция превыше всего.

Можно было бы пожалеть молодежь и испереживаться за нее, пьянствующую в подъездах, балдеющую от наркотиков, сутками сидящую в Интернете, потому что виртуальная, выдуманная реальность лучше настоящей…

Можно было бы задаваться вопросами и искренне огорчаться, видя многие подобные проблемы, будоражащие совесть, душу и сердце… Только, похоже, мы уже сами начинаем в чем-то тупеть, в чем-то черстветь, а где-то и убегать от этих переживаний в деланое равнодушие, потому что сами растеряны и чувствуем свою беспомощность.

Зная, что огорчайся не огорчайся, ничего этим не изменишь, многие неосознанно выбирают второй вариант – закрывают на все глаза, потому что третьего не дано. Это начинает входить в кровь, становится нормальным, уже перестает мешать и терзать душу, потому что – «пардоньте, но такова уж наша современная эпоха, времена не выбирают…».

Мы действительно живем в мире, где очень много показухи, много ложного блеска и потемкинских деревень с яркими, поражающими воображение фасадами, за которыми либо ничего не стоит, либо стоит что угодно, но только очень мало человеческого. Сегодня очень трудно верить в добро, в человеческое бескорыстие, в сострадание и идеализм, слишком уж силен «условный рефлекс», который выработала в людях потребительская культура: «Доверяй, но проверяй! Если что-то выглядит так хорошо и так светло, значит, за этим не может не стоять какая-то корысть, попытка извлечь собственную выгоду, манипулировать, достичь собственной цели за счет других. Идеалистов не бывает».

Слишком сильно мы обожглись, доверяя тем, кому не следовало доверять, ведь мухи на мед слетаются, но в нем и тонут, и мотыльки на свет летят, но в нем и сгорают…

Но, так или иначе, это еще не повод опускать руки и всю оставшуюся жизнь прятаться и защищаться от реальности равнодушием ко всему и вся, даже если подобная защитная реакция – от нашей беспомощности.

«А король-то голый!»

Нам нужен какой-то новый, нестандартный подход, существенно отличающийся ото всех потребительских подходов, к которым мы привыкли и которые на самом деле нашей душе несвойственны. Если уж вокруг нас так много фарса и фальши, то, может быть, нам следует принять во внимание совет одного философа: «Побольше подлинности, господа!»

И в качестве первого шага нам, наверное, очень понадобится искренний голосочек ребенка, который не пойдет на поводу у всех, а осмелится и воскликнет, как в знаменитой сказке: «А король-то голый!»

Я не имею в виду ни очередных демонстраций, ни политических речей с трибуны – это стандартные подходы потребительского мира, это мы уже не раз проходили. Криками и демонстрациями с транспарантами реальности не изменишь по одной простой причине: в такой ситуации вся ответственность за происходящее и все требования перекладываются на кого-то другого, и получается, что никого из нас эта реальность, в которой мы живем, не касается.

Я говорю совсем о другом – об изменении критериев, жизненной позиции, о душе и предназначении каждого из нас. Как говорит философ Делия Стейнберг Гусман, «когда лучше становится сам человек, лучше становится и весь окружающий его мир».

Я не призываю констатировать очередную проблему, опять качать права и добиваться у кого-то очередных улучшений материального положения. Философ Хорхе Анхель Ливрага говорил: «Дело не в том, чтобы поменять один ошейник на другой. Дело в том, чтобы перестать быть собакой». В нашем случае дело в том, чтобы перестать быть «мухой», «мотыльком», которые, следуя за остальными, слепо и бездумно устремляются к очередному блестящему миражу лишь потому, что весь жужжащий рой туда летит и безумно крутится-вертится вокруг не пойми чего…

Детский искренний голосочек «А король-то голый!» должен в первую очередь прозвучать в нас самих. Не все то золото, что блестит, мало ли кто и за чем гонится! Быть таким, как все, – это часто означает, что в нашей жизни стали первичными ценности, которые лишь на первый взгляд кажутся нужными и важными, а на самом деле за ними стоит пустота, отсутствие смысла, любви, добра, света, порой и скука, тоска зеленая. Когда ты начинаешь это осознавать, вот тогда душа и кричит: «А король-то голый!» Как хорошо, если это происходит вовремя! Бывает, достигаешь многого, к чему сегодня принято стремиться, чтобы тебя как человека уважали и с тобой считались… Ну и что с того, что после каждого нового достижения ты вновь спрашиваешь себя: «А дальше-то что?», «Зачем все это?», «Для чего, для кого и ради чего, собственно, я живу?»! Получается, ты обладаешь всем, чем принято обладать, а на самом деле у тебя нет ничего – на душе пусто, в жизни особо ничего не греет, и нет в ней настоящего смысла. Другие тебе льстят и завидуют, ты сохраняешь свой внешний блеск – много искусственного драйва и мало подлинных мгновений. И ничто не может заглушить детский трогательный голос твоей души, вновь и вновь повторяющий сущую правду: «А король-то голый!» Как многому учит нас мальчишка из сказки про голого короля!

В ней, в сказке, мальчишку вовсе не волновало, видят или не видят другие того, что увидели его собственные глаза. Его мало заботило и то, что все шли на поводу у короля, что все ему льстили и угождали, потому что боялись – кто-то за свою шкуру, а кто-то за свое положение, материальное или общественное. Его еще не успел заразить, испортить полный обмана и корысти мир взрослых. У него даже не было намерения кого-то разоблачить, раскрыть глаза людям, не видевшим обмана. На самом деле он говорил это самому себе. Из его души крик вырвался сам собой, он открыл правду самому себе – искренне, так, как он ее видел, чувствовал и понимал, потому что иначе не мог…

Лучше быть, чем казаться

Вот она, первая истина таинственного искусства быть самим собой. «Лучше быть, чем казаться» – так можно коротко выразить ее словами девиза великого астронома эпохи Возрождения Тихо Браге. Это умение распознавать, отличать везде и во всем первое от второго.

Даже в нашем безумном мире не так уж сложно научиться распознавать фальшь и подлинное, если, подобно мальчишке из сказки, что-то подлинное, чистое и искреннее все еще живет в нас самих, в нашей собственной душе. Всем же известно, что ребенка и животное не обманешь, их душа всегда почувствует фальшь и на нее отреагирует, даже если ее прячешь за девятью замками, за многочисленными масками… Просто ребенок и животное сами не умеют притворяться, делать вид, казаться одними, а по сути быть другими – если уж любят, так любят, если уж остаются верными, так навсегда и несмотря ни на что, если уж познают мир, Природу, жизнь, так до конца, потому что это важно, нужно и интересно… В душе каждого из нас живет много подобных подлинных качеств, благодаря которым мы можем, потому что сами это прожили, узнать все подлинное – в других людях, в Природе, в жизни, в самих себе. Все это возможно, если только захотеть, если только в очередной раз не пойти на поводу у той натуры потребителя, которая так глубоко пустила в нас корни, – натуры, везде ищущей корысти и из всего извлекающей выгоду, да еще любой ценой и любым способом.

Оставаться человеком в любой ситуации и при любых обстоятельствах, что бы с нами ни происходило и что бы ни происходило вокруг. Не делать того, чего не одобряют наша совесть, наше сердце, наша душа. Вернуться к своей сути – к подлинным, естественным потребностям, качествам и критериям души и сердца, ко всем внутренним родникам, которые и дарят нам эту непосредственность, чистоту и искренность ребенка в отношении к окружающему миру, событиям и другим людям. Не терять свое человеческое достоинство, свою душу, свое сердце… Это лишь несколько советов, как не забыть самого себя и остаться подлинным, как быть человеком, а не казаться им.

Найти Свет!

Это не так сложно, если вспомнить старую истину: подобное всегда притягивает подобное. Ведь даже в нашем безумном современном мире не все такое черное, как кажется.

Просто мы часто попадаемся в другую современную ловушку, летим на другой «мед», который нам на этот раз предлагают средства массовой информации, стремящиеся к тому, чтобы побольше «мух» слеталось к телевизору, читало газеты, – «рейтинг важнее всего!». Ведь рассказывают нам в основном о плохом, о «черном», об ужасном, о жареном, скандальном, чтобы света видно не было. Причина уважительная: светлое, доброе и «благостное» гораздо меньше интересует, «а зарабатывать на жизнь надо, однако!».

Только, перед тем как нам вновь слететься на этот «мед» и согласиться, что в этом мире все плохо, хорошо бы нам понять: если даже король голый, то это не значит, что все голые – весь народ, вся страна, вся жизнь, вся Природа, вся Вселенная!!! Не стоит обобщать, это несправедливо! В мире всегда было, есть и будет очень много доброго, светлого, подлинного и всегда было, есть и будет, ради чего и для кого жить, – кому надо, тот и найдет! И чтобы оставаться самим собой, надо иметь нечто прочное, за что можно зацепиться. Надо любым способом искать те Свет и Добро, которые мы давно перестали видеть! Чем мрачнее туннель, тем больше необходимости, поводов и даже вероятности Свет найти.

Это очень важно, потому что мы прикоснулись ко второй истине таинственного искусства быть самим собой. И этому можно поучиться у Природы: у деревьев, растений, птиц. Дерево всегда тянется к свету, к солнцу, независимо от того, на какую почву попало семечко, из которого оно выросло, и, если нужно, преодолеет любые преграды, лишь бы дотянуться до света. Я знаю дерево, которое выросло из семечка, попавшего в подвал старого, развалившегося дома, но оно даже крышу дома своими ветвями пробило, так стремилось к воздуху и свету! У него такая красивая крона! В ней птички гнездятся, а на крышу старой развалины вновь вернулась жизнь! Когда, ведомая той же могущественной тягой к свету, хрупкая ромашка пробивает асфальт, а маленькое зерно выпускает из земли первый зеленый росток, они это делают потому, что следуют зову своего естества, закону своего существования, потому что иначе не могут.

Нечто подобное происходит с душой человека. В нас живет могущественная тяга к Свету – к добру и любви, к истине и справедливости, к мудрости, к счастью, к ценностям не мимолетным, а долговечным. Закон существования человека можно описать как могущественный зов Вечности, зов Бога. Наша душа словно птица – даже если ей крылья сломаешь, она все равно рождена для того, чтобы летать, а не ползать по земле, она все равно будет тянуться к небу, к полетам, к бесконечным далям. Запри птичку в клетку, пусть даже золотую, и ее душа будет медленно умирать, даже если ее поишь и кормишь, даже если она тебе поет… Причина проста: она потеряла саму себя, потому что у нее отняли небо, отняли возможность летать, следовать зову своего естества… Человек отнесся к ней жестоко… Но часто так же жестоко человек относится к своей собственной душе и к душам других людей.

Но в отличие от птички человек не такой беспомощный, каким кажется. Если он теряет себя и не следует зову своей души, это, скорее, не из-за чьей-то жестокости (даже когда она действительно есть), а из-за собственной пассивности, инерции, лени и страха.

Все плохо, черно вокруг тебя, в тебе? Так сделай что-нибудь, ищи свет, ищи добро, ищи истину, ищи любовь, ищи красоту, ищи заветную мечту, – если все это тебе на самом деле необходимо, если твоя душа тянется к ним так сильно, как дерево тянется к свету, к солнцу! Если ты думаешь, что можешь сидеть в своем уголочке, сетовать, что все плохо, и ждать, когда же все добро этого мира снизойдет в твою тесную клеточку, – ты строишь иллюзии! Да кто же там еще поместится, кроме тебя любимого?!

Легко верить, когда есть кому, когда верят все вокруг и когда есть подтверждения, что верить можно, – но твои усилия тогда в чем? Легко дружить, когда есть с кем и когда все люди вокруг добрые, все тебе помогают, – а твоя заслуга тогда какая? Легко любить, когда есть кого, когда вокруг все люди тебя любят, понимают и ты купаешься в чужом тепле. Легко кричать «ура», когда собираешь урожай, выросший из семян, которые посеял кто-то другой. Легко кричать «эврика», когда ходишь по дорогам, которые построил кто-то другой, и любоваться чудесами мироздания, которые кто-то другой своим энтузиазмом, своим потом и кровью извлек из-под земли.

Подобное притягивает подобное

Таинственное искусство быть самим собой, следовать зову своего сердца требует людей из другого теста. Ты сначала сам найди, сам расчисти путь, сам покажи, сам докажи людям – именно тогда, когда все не так очевидно, когда все вокруг говорит об обратном… Это хорошо описывает девиз римских легионеров: «Либо найду дорогу, либо проложу ее сам».

Говорят: «Никому нельзя верить» – а ты покажи, что верить можно тебе, твоим словам, глазам, поступкам, сражениям, твоей радости и твоей боли. И еще покажи, что ты сам веришь искренне и сильно в то, что есть люди, идеи, мечты, достойные веры в них. И тогда ты их непременно найдешь, и они тебя непременно найдут, потому что подобное притягивает подобное.

«Нет в этом мире настоящей любви, дружбы, верности»? – А ты не соглашайся, даже если все вокруг свидетельствует об этом, – сам люби, сильно, бескорыстно! Отвечай за свою любовь душой, сердцем, мыслью, поступками, оставайся верным ей, людям, своим обетам и тяге сердца, и ты найдешь других людей, которые живут тем же, и они тебя найдут, потому что подобное притягивает подобное.

«Эта мечта безумная, несбыточная, невозможная утопия»? – Если твое сердце почувствовало, что дело это благое, нужное и принесет пользу людям, – пусть другие говорят что хотят, пусть сомневаются, пусть издеваются, пусть критикуют, пусть вставляют палки в колеса… А ты не сдавайся, мечтай глубоко и сильно, работай не покладая рук, ничего ни у кого не проси, верь и надейся – покажи, что можно трудиться чисто и бескорыстно, покажи, что есть идеалисты в этом мире, и твой огонь передастся дальше!.. Ты найдешь людей таких же, как и ты, – и они найдут тебя, потому что подобное притягивает подобное.

«Нет сострадания, никто не потянет руку помощи, некому заступиться за страждущего, слабого, немощного»? – А ты молчи и помогай, скромно, щедро, по доброте сердца, без пафоса и не крича об этом на улицах! И найдут тебя другие, такие же добрые, как ты, и вы будете помогать вместе, потому что подобное притягивает подобное.

«Нет гармонии и красоты»? – Ищи, живи ими, захочешь – найдешь или сам проложишь дорогу!

«Нет мудрости, знаний, мастерства»? – Ищи, живи ими, захочешь – найдешь или сам проложишь дорогу!

«Нет в этой жизни смысла, нет истины, нет Бога»? – Ищи, живи ими, захочешь – найдешь или сам проложишь дорогу! По правде говоря, они сами тебя найдут, если твоя душа тянется к ним, как дерево тянется к свету. Потому что подобное притягивает подобное.

Если хочешь быть самим собой, ищи то, что дает смысл твоей жизни, то, что для тебя дороже всего на свете, и живи этим каждый день. Захочешь – найдешь либо сам проложишь дорогу, потому что иначе не можешь, потому что это для тебя естественно, потому что это закон твоей души, сердца, ума, смысл твоего существования.

Быть самим собой – это особый вид глубокой веры в Добро, в Свет, в Истинное в любом их проявлении, потому что душа без них жить не может. Что бы ни происходило в тебе и вокруг тебя, куда бы жизнь тебя ни уносила, у тебя всегда есть стержень, который никто не может ни сломать, ни отнять, – у тебя есть что искать и к чему возвращаться, есть ради чего сражаться и жить. Именно об этом – мудрое изречение: «Что бы ни происходило, не теряй надежду, на этом свете всегда есть Бог и всегда есть люди с добрым и мудрым сердцем». Если ты веришь и живешь тем, во что веришь, ты человек подлинный, искренний, естественный, – в этом суть таинственного искусства быть самим собой.

Времена не выбирают, это правда. Только даже в этом безумном мире каждый из нас выбирает то, во что хочет верить, то, чем хочет жить, и то, за что хочет сражаться. В этом наша беда, но и наша надежда, наше спасение. В нашем безумном мире, как бы мы на него ни ополчались, есть Бог и светлые, добрые, мудрые, удивительные люди. Мы создаем наше собственное окружение этим же выбором – своей верой, своими мечтами и своими сражениями или их отсутствием, потому что подобное притягивает подобное.

Для человека, который хочет овладеть таинственным искусством быть самим собой, этого уже должно быть предостаточно.

Аромат души

Бывают же иногда люди, которых достаточно один раз увидеть, один раз услышать – и ты им уже веришь, твоя душа потрясена, потому что чувствует в них нечто особенное, что трудно объяснить.

Бывает же, ты видишь глаза человека, слышишь его голос, он тебе улыбнулся, или вы просто помолчали вместе – и тебе больше ничего не надо. Твоя душа очарована, тебя к нему тянет, как к магниту, и кажется, что благодаря одному его присутствию вокруг становится светлее, чище, легче, радостнее.

Расскажи кому-нибудь об этом, и твой собеседник вполне справедливо заметит: «Да, конечно, у него особая харизма». Живи мы в другом веке и расскажи то же самое кому-нибудь из древних философов, они, наверное, сказали бы: «Да, конечно, удуши этого человека особый аромат».

Аромат души – как красиво! Мы привыкли чувствовать аромат цветка, вдыхать запах мокрой земли после дождя или запах моря в следах соли, оставшихся на нашей коже после купания… Как жаль, что нам никто не говорил, что у души человека тоже свой аромат, что она тоже пахнет, а чем, это зависит от того, чем она живет и чем каждый день наполняется…

Аромат души – особая сила, особая харизма или флюиды человека, и именно в этом удивительная красота таинственного искусства быть самим собой.

Когда нам говорят, что каждый из нас уникален и неповторим, мы, конечно, в глубине души охотно этому верим (а как же, мы не серые мышки, какими кажемся) – до тех пор, пока жизнь в очередной раз не спустит нас на землю. Ведь, если не считать философов и психологов, которые, утверждая подобное, говорят обобщенно и лично нас не имеют в виду, эту нашу уникальность должен оценить еще кто-то, живой и конкретный. Как правило, особенными, уникальными и неповторимыми мы становимся лишь для тех, кто нас искренне любит (хотя не всегда нам об этом говорит, да и любовь порой бывает весьма субъективной). А что до всего оставшегося человечества… почему-то оно на нас особо не реагирует.

И не мудрено! Мы же сами прилагаем к этому все усилия, просто мало о том задумываемся. Мы все время хотим выделиться среди других, причем неважно, как и чем, лишь бы нас заметили, лишь бы мы самоутвердились и блеснули перед теми, кто должен оценить нас по достоинству. И такое начинается, такой эксперимент над собой! Самое страшное, что чем круче становишься, тем искусственнее все это выглядит и тем больше ты отталкиваешь людей или оставляешь их равнодушными.

Примеров много, иногда словно бес в тебя вселяется. Ходишь на всякие курсы, семинары, всех учишь уму-разуму, цитируешь великих и пересказываешь теории других людей, хотя сам в них мало что понимаешь, но зато «как сказал!», «вот это голова!». Создаешь «крутые» проекты, круче, чем у профессионалов, не имея ни их мастерства, ни их опыта, но зато какое впечатление производишь! Мучаешь народ стихами, которые сочинил, книгой, которую написал, картиной, которую нарисовал, даже и песенку собственного сочинения споешь («интеллигент!»), все спрашиваешь: «Ну как, понравилось?», даже все раздариваешь, чтобы наверняка… энтузиазма у публики мало, но зато ты человек творческий, право имеешь ходить на всякие тусовки! Копируешь жесты, стиль, одежду, дизайн дома… Даже музеи, выставки и концерты посещаешь, порой на них засыпаешь, зато, кому нужно, тот тебя заметит, или чтобы все видели, какой ты культурный…

Тебе уже пошел шестой, седьмой десяток, а ты ходишь с наушниками и торчащими в разные стороны волосами, весь такой современный и модный, дергаешься на дискотеке или выставляешь напоказ свое уже дряхлое тело, которое опять побывало под ножом пластического хирурга, да еще удивляешься, что поклонников мало… Или тебе еще пятнадцати нет, а ты пьешь водку в подъезде, куришь, хотя тебя от всего этого подташнивает, с перепою не ведаешь, что творишь, но куда все – туда и ты, лишь бы те, кто постарше, не назвали тебя молокососом, маменькиным сынком…

Загрузка...