Глава третья Как предсказания влияют на жизни людей

В этой и следующих главах я расскажу о своем путешествии в те места, которые связаны с историей астрологии. Начну я со священного древнего холма Палатин в Вечном городе Риме.

Италия. Рим. Холм Палатин

Дворец когда-то находился на вершине плоского холма между Форумом и рекой Тибр. За две тысячи лет от былого великолепия императорских покоев остались лишь руины. Раньше здесь было все – просторные залы, отделанные мрамором, изящные статуи прославленных греческих мастеров и римские копии их работ, бассейны, сады из пальм и экзотических растений, величественные храмы, отделанные золотом и драгоценными камнями. От всей этой роскоши до наших дней сохранились лишь остатки плоской античной кирпичной кладки и несколько комнат с фресками.

Зато какой вид открывался с верхней площадки Палатинского холма! С сорокаметровой высоты лежащий внизу, как на ладони, римский Форум проглядывался насквозь от Колизея до Капитолийского холма.

«На этой самой площадке когда-то стояли все римские императоры, начиная от первого – Октавиана Августа и заканчивая последним – Флавием Ромулом Августом, – подумал я. – Когда смотришь на Форум с такой высоты, невольно чувствуешь себя властелином Рима. Сенат и народ Рима копошатся где-то там внизу на грешной земле, а ты взираешь на них всех как небожитель с облаков».

В открывшейся панораме Вечного города преобладали четыре основных цвета – белоснежный мрамор, красновато-песочные кирпичи зданий, яркая зелень деревьев и бездонная голубизна ясного неба.

«Юлий Цезарь жил внизу на Форуме, – я облокотился на мраморные перила площадки. – Вон виднеются остатки храма, построенного на месте сожжения тела прославленного римлянина. А рядом располагался его дом. Цезарь старался находиться как можно ближе к людям. Вот за это он и поплатился своей жизнью, пав от рук вероломных сенаторов».

Первый римский император Октавиан Август учел ошибки своего приемного отца Юлия Цезаря, поэтому построил свой дворец вдали от всех, на вершине Палатинского холма. Он никогда не подпускал к себе толпу сенаторов, принимая их строго поодиночке. Телохранители Октавиана тщательно обыскивали каждого, кто приближался к императорской особе, на предмет наличия холодного оружия. И, несмотря на все эти предостережения, Август, встречаясь с кем-либо, предварительно надевал на себя защитный панцирь.

Благодаря всем этим мерам предосторожности он дожил до 76 лет и умер своей смертью.

Налюбовавшись прекрасным видом со смотровой площадки холма Палатина, я прошелся мимо геометрически безупречного сада Фарнезе под сень высоких итальянских сосен с плоской зонтикообразной кроной – пиний. Мой путь лежал во дворец, точнее то, что от него осталось, человека, именем которого назван месяц август, – первого римского императора Октавиана Августа.

Кстати, один любопытный факт – мало кто из людей знает, как именно переводится с латинского языка слово «август».

«Август» переводится как «освященный авгурами». Авгуры – это верховные жрецы, совершавшие официальные государственные гадания для предсказания исхода важных мероприятий. В древности ни одно серьезное решение не принималось без предварительного одобрения со стороны жрецов-оракулов.

То есть, получается, весь мир в наше время пользуется календарем, один из месяцев которого назван в честь предсказателей.

Вопрос – почему Гаю Октавиану дали именно такой титул – «Август»?

На этот счет есть удивительная история.

В 45 году до н. э. восемнадцатилетний Гай Октавиан отправился в греческий город Апполонию для получения образования.

Однажды он вместе со своим другом Марком Агриппой поднялся на башню к местному астрологу Феогену. Агриппа обратился к нему первым и получил предсказание своего будущего – великого и почти невероятного: он одержит множество военных побед и будет занимать высокие должности.

Тогда молодой Октавиан из стыда и боязни, что его доля окажется ниже, решил скрыть день и час своего рождения и упорно не хотел их называть. Когда же после долгих упрашиваний он нехотя и нерешительно назвал эти числа, Феоген, составив гороскоп, вскочил и благоговейно бросился к ногам Октавиана, приветствуя в его лице будущего правителя Рим-а.

Всего через несколько месяцев после этого события предсказание астролога сбылось: Юлий Цезарь был убит заговорщиками в Риме, и после оглашения завещания погибшего диктатора выяснилось, что тот назвал своим наследником приемного сына Гая Октавиана.

И вот тут наступил весьма важный момент в жизни будущего императора. Октавиану в момент убийства Цезаря было всего девятнадцать лет – он был еще совсем молодым юношей. Он находился далеко от Рима – в греческом городе Аполлония Иллирийская (на территории современной Албании).

Все знакомые и близкие стали отговаривать молодого наследника трона от поездки в Рим, предрекая ему верную смерть от рук заговорщиков.

В этой сложной ситуации именно предсказание астролога Феогена помогло юному Октавиану принять правильное решение. Несмотря на все предостережения, он все-таки поехал в Рим.

И оказался прав! В конечном итоге Октавиан победил всех своих соперников, наказал убийц своего приемного отца Юлия Цезаря, разгромил армию Антония и Клеопатры, завершил гражданскую войну и стал первым императором Римской империи. Пророчество сбылось. К своему титулу он прибавил титул «Август» – благословенный предсказателями.

С тех пор Август был настолько уверен в своей судьбе, что даже обнародовал свой гороскоп и отчеканил серебряную монету со знаком созвездия Козерога, под которым он был зачат. В Древнем Риме гороскопы составляли не от даты рождения человека, а от момента его зачатия.

Предсказание Феогена относительно судьбы Марка Агриппы также сбылось – тот стал великим полководцем и государственным деятелем. Он победил в морских битвах Секста Помпея и Марка Антония с Клеопатрой. Именно он построил первый римский Пантеон, его имя до сих пор красуется на фасаде этого грандиозного сооружения.

Октавиан Август вошел в историю как великий человек, мудрый правитель, не допускавший роковых ошибок.

Как ему это удавалось? В чем секрет успеха первого римского императора?

Гай Октавиан считался при жизни суеверным человеком – он пользовался всеми подсказками, которые мог получить Свыше.

К примеру, он придавал огромное значение своим снам, записывал их, анализировал, выбирал из них вещие. Как известно, приемный отец Октавиана Юлий Цезарь перед своей смертью получил предсказание от своей жены Кальпурнии – она видела сон, в котором ее муж лежал на полу в луже крови.

Цезарь проигнорировал это предупреждение, и в результате сон оказался вещим – в этот же день Кальпурния вновь увидела тело своего мужа на полу в луже крови, только уже не во сне, а наяву.

Октавиан извлек из этого случая уроки и стал относиться к вещим снам со всей подобающей серьезностью.

В битве при Филиппах он по причине нездоровья не собирался покидать свою палатку, но вышел, поверив вещему сну своего друга врача Артория. И это его спасло, потому что враги захватили его лагерь и, думая, что он еще лежит в носилках, искололи и изрубили их на куски.

Смерть часто проходила буквально в двух шагах от Октавиана.

Во время Кантабрийской войны при ночном переходе молния ударила прямо перед его носилками и убила раба, который шел с факелом. После этого Гай построил в Риме храм Юпитеру Громовержцу в память избавления от опасности.

До конца своей жизни Октавиан сохранил страх перед молниями. Во время грозы он прятался под тюленьей шкурой (считалось, что молния никогда не попадает в это животное).

При сильных грозах император прятался в подземном убежище, как при бомбардировке.

Стараясь задобрить богов, Октавиан ежегодно в один и тот же день выходил на улицу за подаянием. Он протягивал пустую ладонь к прохожим, выпрашивая медные монетки. Надо полагать, императору подавали весьма охотно. Подобный ритуал был весьма распространен среди богатых людей в древности. Считалось, что подобным образом, демонстрируя свою смиренность, можно было отвести от себя удары судьбы-злодейки. Октавиан стал следовать этому обычаю под впечатлением одного сновидения.

Октавиан считал своим небесным покровителем бога Аполлона. Правильнее сказать, отцом. Во времена Октавиана поддерживалась легенда, согласно которой мать Октавиана Атия за девять месяцев до рождения сына провела ночь в храме Аполлона, где бог, приняв вид змея, овладел ею. На память об этом событии у Атии осталось родимое пятно змееобразной формы, поэтому с тех пор она никогда не посещала общественные бани.

Кстати, подобный сюжет – бог, изменив свой облик, оплодотворяет земную женщину, в результате чего рождается полубог-получеловек, – был распространен в античном мире. Похожим образом, согласно легендам, были зачаты и рождены такие герои, как Геракл и Персей – от Зевса.


«Вот здесь находился храм Аполлона – самое священное место Древнего Рима времен Октавиана». – Я остановился возле руин некогда величественного сооружения.

От знаменитого храма не осталось даже ни одной колонны, лишь кирпичи и камни фундамента. Время безжалостно.

Место для храма было выбрано не случайно. Именно сюда во время страшной грозы ударила молния. Октавиан с его особым отношением к молниям посчитал это знаком Свыше. Он уже давно собирался воздвигнуть храм, который бы стал центром религиозной и духовной жизни империи. И тут такой сигнал прямо с небес!

Место для подобного центра было выбрано весьма удачно – с вершины Палатинского холма открывались потрясающие виды на живописные окрестности. Чуть ниже по склону холма находилась пещера, в которой, согласно легенде, волчица вскормила двух человеческих детенышей – Ромула и Рэма – будущих основателей Рима.

При храме была построена библиотека латинской и греческой литературы по подобию Александрийской. По роскоши это книгохранилище при храме Аполлона не знало себе равных; по свидетельству очевидцев, в этой библиотеке даже полки для книг были позолоченными. Вряд ли кто-то когда-нибудь и где-нибудь в мире относился к книгам с подобным уважением.

В самом сердце храма в пьедестале статуи Аполлона в золотых ларцах хранились самые главные сокровища римлян – священные книги Сивилл.


Кто такие Сивиллы?

Это предсказательницы будущего. Они получали информацию Свыше от Небесных Сил. Все их пророчества аккуратно записывались и хранились под строжайшим секретом в самом главном храме Рима. Доступ к этой информации тщательно оберегался. Никто, кроме главных жрецов и императоров, не имел даже права заглядывать в святая святых.


Как появились эти книги у римлян?

В VI веке до нашей эры к римскому царю Тарквинию Гордому явилась чужестранка – старуха Сивилла из города Кум (возле современного Неаполя). Она предложила ему купить у нее девять книг с предсказаниями о будущем Рима.

Царь не придал этому значения и отказался. Цена за книги показалась ему слишком большой. К тому же в это время он заканчивал строительство храма Юпитера на Капитолийском холме, поэтому не стал отвлекаться на разные мелочи. Он рассуждал так: «Зачем мне знать будущее? Я же строю храм во имя самого главного бога – Юпитера. Никто из царей ничего подобного еще не строил. Разумеется, что меня ждет прекрасное будущее. Юпитер обязательно вознаградит меня за этот храм!»

Сивилла ушла восвояси. Спустя время она вернулась и предложила купить уже шесть книг за ту же сумму. Три книги она сожгла. Тарквиний Гордый гордо отказался и от этой сделки.

В третий раз вернулась Сивилла Кумская и предложила купить уже три книги по старой цене (еще три книги она опять сожгла). Тут вмешались авгуры-оракулы и убедили царя купить оставшиеся книги за первоначальную цену.

Сивиллины книги стали священными текстами для римлян. Вначале их хранили в храме Юпитера Капитолийского и доставали на свет в самые тяжелые времена, как например, после битвы при Каннах, когда карфагенский полководец Ганнибал нанес сокрушительное поражение римлянам.

Удивительным образом сложилась судьба самого Тарквиния Гордого – он оказался последним римским царем. Римляне свергли своего царя за тиранию и установили республиканское правление. Тарквиний Гордый был вынужден бежать из Рима. Свой последний приют он нашел не где-нибудь, а именно в Кумах – том самом городе, из которого когда-то к нему пришла странноватая Сивилла с книгами.

Царь бы сильно удивился, если бы Сивилла еще при самой первой встрече сказала бы ему, что он скоро потеряет свою власть и найдет свою смерть в родном городе предсказательницы. И бог Юпитер ничем не станет ему помогать, несмотря на построенный в его честь храм. Судьба Тарквиния Гордого весьма символична – не стоит пренебрегать предсказаниями будущего.


Римляне более четырех столетий пользовались подсказками Небес из Сивиллиных книг. Пока в 80 году до нашей эры во время очередной гражданской войны храм Юпитера не был сожжен вместе со священными книгами. Казалось, книги Сивиллы погибли навсегда.

В 12 году до нашей эры император Октавиан Август приказал восстановить все пророчества Кумской Сивиллы заново. Были найдены все копии священных рукописей по всей империи, жрецы-авгуры провели кропотливую и трудоемкую работу, отделяя истинные тексты пророчицы от поддельных. В результате удалось воссоздать первоначальный облик Сивиллиных книг (насколько это было возможным). Все прочие рукописи с ложными предсказаниями были сожжены. Таким образом, было уничтожено более двух тысяч книг.

Воссозданный вариант Сивиллиных книг стал храниться в золотом ларце, спрятанном в пьедестале статуи Аполлона в храме на Палатине.

«Это было вот здесь. – Я посмотрел на пустую площадку, обрамленную с одной стороны пеньками древних мраморных колон. – Во времена Октавиана это было самое священное место в Римской империи. Здесь принимались послы иностранных государств и проводились заседания Сената. Октавиан уже не спускался на Форум, а приглашал сенаторов к себе на вершину холма. Вот тут все это и происходило.

Даже римский Сенат стал проводить свои заседания возле статуи Аполлона, под которой лежали книги предсказаний Сивиллы».


Кто такой бог Аполлон и почему ему воздавались такие почести?

Загрузка...