По древнему еврейскому пророчеству, Израиль должен спасти Мессия, который однажды въедет в город Иерусалим на ослице под всеобщее ликование всех иудеев. В Священном Писании говорилось (Захария 9,9):
«Не бойся, Град Сионский! Вот грядет Царь твой, верхом на осленке».
Мятежники желали в точности осуществить пророчество, решив воспользоваться приходом Иисуса в Иерусалим.
Расчет был на то, что сторонники Иисуса, которые уже собрались в Иерусалиме со всей Иудеи, увидев пышное шествие, воодушевятся и присоединятся к своему Учителю.
Эта акция поможет повстанцам убедиться в их силе и единстве, укрепит веру колеблющихся и сомневающихся. Римляне же воспримут все происходящее как часть праздничного торжества и не станут предпринимать каких-либо действий.
Восстание должно начаться в пасхальную ночь, когда по иудейским законам все евреи должны находиться в своих домах и вкушать жертвенного ягненка.
Римляне, зная, что в пасхальную ночь по религиозным правилам правоверным иудеям запрещено передвигаться по городу, будут беспечно отдыхать, не заботясь об охране.
Именно в эту ночь иудеи должны были произвести неожиданное нападение на иерусалимский гарнизон и разоружить ничего не подозревающих солдат. Внезапность атаки должна была обеспечить успех всей акции.
Вот так выглядел первоначальный план восстания.
До наших дней рассказ о Страстной неделе, об аресте и распятии Иисуса дошел в искаженном до неузнаваемости виде. В нем столько противоречий, загадок и нелогичностей, что многочисленные исследователи и историки до сих пор не могут восстановить истинный ход событий.
И лишь только сейчас с помощью ангелов-храните-лей удалось узнать правду о том, как был схвачен и распят Спаситель мира.
Приближалось время празднования самого любимого весеннего праздника у иудеев – Пасхи. Иисус с учениками возвращался из Капернаума, побывав при этом в Вифании, где воскресил Лазаря.
Паломники остановились недалеко от Иерусалима. Христос, как всегда, шел босой и сильно растер ноги в кровь и теперь с трудом передвигался, хромая и опираясь на палочку.
К тому же путешественники отравились водой из придорожного источника. Иисус ослаб и побледнел.
Дурное предзнаменование!
Повстанцы, сторонники Вараввы, решили обманом осуществить свой план. Проходя под видом паломников мимо учеников Иисуса, они предложили им для Учителя молодого осла.
Наконец наступил долгожданный момент – когда Иисус верхом на осле стал спускаться с Масличной горы к стенам города со своими учениками, им навстречу вышла большая толпа людей из числа заговорщиков, которые стали громко провозглашать осанну Мессии.
Как пишется в Библии, «весь Иерусалим пришел в движение». Остальные иудеи, оглядываясь то на Иисуса, то друг на друга, то на фарисеев и книжников, не решались в открытую присоединиться к шествию.
Все выжидали, никто не спешил, боясь совершить ошибку, сделать первый шаг, но и в то же время никто не хотел остаться в стороне, если вдруг произойдет какое-нибудь чудо.
Многие, прекрасно зная, кто такой Иисус, догадываясь, с какой целью он въезжает на осле в город, тем не менее переспрашивали друг у друга:
– Кто это? Что происходит?
Ожидаемого единения народа не произошло, вместо того чтобы последовать за Иисусом и показать свою готовность к борьбе за свободу, евреи осторожно смотрели на все происходящее со стороны. Никто не хотел рисковать раньше времени.
Фарисеи, которые опасались Иисуса больше римлян, стали возмущаться:
– Запрети кричать ученикам своим!
Иисус ответил:
– Если они замолчат, то камни возопиют!
Народ, стоявший вокруг, смотрел на все это молча, мысленно про себя поддерживая не Иисуса, а фарисеев.
Иисус не был бы Сыном Божьим, если бы сразу не разгадал намерение мятежников, но он не стал никому ничего говорить. Он хотел уберечь евреев от ненужного кровопролития. Заговорщики должны были своими собственными глазами увидеть то, о чем их уже неоднократно предостерегал Иисус: иудейский народ еще не готов к восстанию против римлян!!!
Мятежники убедились, что Иисус был прав – народ к борьбе не готов. Но на планы повстанцев это обстоятельство никак не повлияло. Они все равно были готовы пойти на риск и начать войну.
И тогда Иисус произнес свое знаменитое пророчество о бедствиях, которые ожидают этот цветущий ныне город – Иерусалим: «Это сокрыто ныне от глаз твоих, но придут дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Иисус знал, что ожидает Иерусалим в ближайшем будущем. Через несколько десятков лет иудеи все-таки поднимут восстание против римлян и освободят город, но в их рядах по-прежнему, как и сейчас, не будет единства.
И когда римские легионы подступят к стенам города, осажденные в Иерусалиме евреи, вместо того чтобы объединиться в единый отряд, будут выяснять отношения между собой.
После тяжелых кровопролитных боев враг штурмом захватит Иерусалим, и Иудейское царство прекратит свое существование почти на две тысячи лет.
Иерусалим будет разрушен до основания, землю вспашут, в нем действительно не останется камня на камне, и на этом месте римляне построят новый город. Храм иудеев будет полностью уничтожен, и на его основании возведут храм римским богам.
Пророчество Иисуса сбылось – в 70 году римляне залили весь Иерусалим кровью и разрушили храм. А в 135 году столица Иудейского царства вновь была разрушена до основания, камня не осталось на камне и даже земля была вся перепахана по приказу римского императора.
Все, что осталось от того Иерусалима до сегодняшних дней, – это часть каменной кладки из основания храма, известной ныне как Стена Плача.
Иуда Искариот, родной брат Иисуса, был тесно связан с повстанцами. Встретившись с Иисусом, Иуда рассказал ему о планах мятежников.
По замыслу, в пасхальную ночь заговорщики должны были неожиданно напасть на римлян и вызволить из плена своего вождя Варавву. И главную роль в освобождении Вараввы должен был сыграть Иуда Искариот. Именно он должен был возглавить вооруженный отряд, который начнет боевые действия.
Иисус как мог отговаривал своего любимого брата не совершать этого, доказывая несостоятельность всех их замыслов.
Но Иуда был непреклонен, и Иисус понял, что его переубедить не удастся.
Двое молодых людей так увлеклись беседой, что не заметили стоявшего неподалеку апостола Иуду Заакия, который услышал весь их разговор.
Иуда Заакий, узнав о готовящемся восстании, был просто шокирован. После некоторого раздумья он решил, что надо действовать: остановить Иуду Искариота любой ценой. Для этого Иуда Заакий тайно обратился к иудейским священникам и рассказал им о готовящемся мятеже.
Первосвященник Каиафа, узнав о восстании, пришел в ужас. Его вполне устраивала спокойная, сытая жизнь при римлянах. Бунт, мятеж должен был разрушить всю эту идиллию. А если вдруг во время волнений римляне разрушат иудейский храм? А если вдруг римский император запретит проводить в храме богослужения и совершать жертвоприношения? Это же конец всему благополучию!
Каиафа получил свою должность из рук Пилата и ежегодно выплачивал ему определенную сумму за это хлебное место. И ему не хотелось терять все это из-за каких-то мятежников.
Особые опасения внушал Каиафе тот факт, что в рядах заговорщиков находился родной брат Иисуса Христа Иуда Искариот. А какая роль в готовящемся действии уготована самому Иисусу? А вдруг этот проповедник, воспользовавшись ситуацией, возглавит вооруженные массы? Как поступит Иисус с фарисеями, книжниками и священниками в случае победы? Даже подумать страшно!
Каиафа опасался Иисуса больше, чем римлян. Иисус своими действиями и речами подрывал авторитет иудейского духовенства. Поэтому Иисуса нужно было убрать любой ценой.
Именно тогда Каиафа и вынес приговор Сыну Божьему, выступая перед священниками (Ин 11, 49–50): «Вы ничего не знаете и не понимаете, что для вас будет лучше, если один человек погибнет во имя людей, чем если погибнет весь народ».
Иуде Заакию за его предательство было заплачено 30 сребреников. Характером этот Иуда был завистлив и корыстолюбив, деньги эти он взял.
Наконец наступил долгожданный день.
Евреи празднуют Пасху в четырнадцатую ночь месяца ниссана по своему лунному календарю. В 29 году день Пасхи приходился на 5 апреля по нашему современному календарю.
Днем накануне Пасхи все евреи должны были приготовить к праздничному столу жертвенного ягненка, которого полагалось съесть после наступления ночи.
В четверг, 4 апреля, когда закололи пасхального ягненка, Иисус послал двух учеников – Петра и Иоанна – и сказал им:
– Пойдите в город, и встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним.
Они действительно встретили человека, несшего кувшин, это был отец мальчика, которого Иисус когда-то исцелил от недуга. Мальчика звали Марком. Это тот самый Марк, который впоследствии напишет одно из Евангелий.
Пасхальная вечеря должна была пройти в доме его отца.
Собравшись на вечерю, Учитель и ученики первым делом вымыли себе ноги. Они это делали ежедневно, так как постоянно ходили босиком. Иисус говорил, что земля-природа – это мать, которая питает своих детей живительной силой, и поэтому человек, который ходит босиком, получает силу от земли через ступни ног.
Иисус всегда соблюдал правила чистоты и приучил к этому своих сподвижников. В Библии описывается, что Иисус, желая преподать ученикам урок смирения и послушания, своими руками омыл каждому из них ноги.
На самом деле ничего этого не было, каждый мыл свои ноги самостоятельно. При этом ученики, обливая друг друга водой, весело подшучивали друг над другом.
Они не сидели с благочестивыми, постными лицами, как это иногда изображается на картинах и фресках.
Все апостолы были молодыми, здоровыми ребятами, из которых энергия била ключом, собираясь вместе за одним столом, они вели интересные разговоры и обменивались остротами. Эти вечерние застолья вовсе не походили на тоскливые заседания скучных святош.
Пасхальная вечеря не стала исключением.
В этот вечер за столом сидели не тринадцать человек, как считается обычно, а пятнадцать. Иисус, двенадцать апостолов и хозяин дома со своим сыном. На правах хозяев двое последних сидели на почетных местах возле Иисуса – по левую сторону Марк Евангелист, по правую – его отец.
Ученики часто спорили между собой, кто будет сидеть возле Учителя. Сам Иисус особо никого не выделял из общей массы, и каждый из апостолов в равной мере мог претендовать на место возле него.
Чтобы ученики не спорили из-за мест за столом, Иисус придумал круглый стол. Теперь никто из апостолов не сидел на углах, и все были довольны.
Несколько столетий спустя идея с круглым столом была повторена легендарным королем Артуром, который подобным образом усаживал своих верных рыцарей. Они так и назывались – рыцари Круглого Стола.
На самом деле круглый стол был придуман не королем Артуром, как это всегда считалось, а самим Иисусом Христом.
В Библии встречается такое загадочное выражение (Ин 13, 23): «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса».
Как только не пытались трактовать слова «возлежал у груди», какие только версии не выдвигались! В действительности эта фраза означает: «лежал рядом, наклоня голову в сторону Иисуса».
Иногда, когда ученики усаживались в круг возле костра, лежа на боку, кто-нибудь своей головой обязательно оказывался ближе других к груди Иисуса.