А

Автор

(лат. auctor – творец)

Создатель произведения литературы, публицистики, искусства, научного труда, изобретения. В ряде случаев термин используется для указания на создателя опубликованных работ, в большей степени имеющего отношение к литературной деятельности и так называемой «высокой культуре», чем к популярной, массовой культуре. Р. Барт предложил тезис о «смерти автора» в связи с неизбежностью рассматривать произведения отдельно от его создателя (творца). В юридической практике данным термином обозначается создатель охраняемой авторским правом работы; в современной российской практике в соответствии с действующим законодательством автором произведения в области науки, литературы или искусства является гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение.

В медиакоммуникационном пространстве первых десятилетий XXI века активно развивается роботизированная журналистика, направление деятельности, связанное с функционированием искусственного интеллекта и автоматизированным производством журналистского контента (автоматизированным авторством).

Современная творческая и/или научная деятельность предоставляет множественные возможности сотрудничества нескольких субъектов. В подобных обстоятельствах речь может идти о феномене коллективного автора, предполагающем наличие коллаборации, совместной деятельности по созданию конкретного продукта, связанном с децентрализованным авторством, характеризующим новые обстоятельства формирования знания. Под коллективным автором в ряде случаев понимают организацию (любого социального субъекта), от имени которой может быть опубликована конкретная работа. С юридической точки зрения коллективное авторское право возникает в том случае, когда в процессе создания произведения участвует более одного автора. При этом законодательство гарантирует равные права соавторов, если отсутствуют иные дополнительные договоренности. Меру участия каждого из представителей творческого коллектива в создании общего произведения обычно определяет письменное соглашение участников коллаборации.

Литература

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – С. 384–391.

Вартанова Е. Л. Цифровое общество: новые приоритеты СМИ и активные аудитории // Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: сб. мат. Всерос. науч. – практ. конф. «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе». – М.: МЦБС, 2015. – С. 35–47.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.

Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М., Цынарёва Н. А. Роботизированная журналистика: от научного дискурса к журналистскому образованию // Медиаскоп. -2017. – Вып. 2.

От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Панкеев И. А. Авторское право для журналистов: учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. – М.: ИКАР, 2014.

Galison P. (2018) The Collective Author. Voprosy Filosofii 5.

Алгоритм

(лат. algorithmi – совокупность правил)

Предельно точно определенный порядок действий для решения поставленной задачи. Термин имеет весьма широкую область применения – от бытовой сферы до высоких технологий. В медиаисследованиях он, как правило, относится к компьютерным системам, выполняющим набор действий, направленных на создание, упаковку и дистрибуцию контента. В частности, в рекламной индустрии используется алгоритмическая закупка рекламы – способ размещения онлайн-рекламы в автоматическом режиме на основании информации о конкретных пользователях той или иной интернет-площадки. Сложные компьютерные алгоритмы используются при любого рода кастомизации контента – например, формировании персональной ленты новостей в социальной сети или создании набора индивидуальных предложений в электронном кинотеатре на базе ранее выявленных интересов пользователя.

Любое сложное компьютерное решение предполагает алгоритмизацию на том или ином уровне. Для управления компьютером используется программное обеспечение (или софт – англ. soft, сокр. от software, дословно «программное обеспечение») – программа (или комплекс программ), состоящая из команд, которые позволяют компьютеру выполнить необходимые человеку действия.

Для подготовки программного обеспечения необходимо создание специального программного кода, который позволяет перевести предлагаемые человеком команды и данные в форму, непосредственно используемую компьютерным устройством. В широком смысле кодирование – это перевод информации (с помощью определенного алгоритма) из формы, которая удобна (приемлема) для непосредственного восприятия и использования человеком, в форму, обеспечивающую максимальную эффективность ее обработки, хранения и передачи. В современной цифровой технике используется, в частности, так называемый «двоичный код» – форма презентации информации с помощью двух значений (0 и 1). Операция, обратная кодированию, называется декодированием.

Физически процесс взаимодействия человека и вычислительной техники определяется заданным создателем данной техники интерфейсом (пользовательским интерфейсом) – комплексом приспособлений и правил их использования, предназначенных для обмена информацией между компьютером и пользователем.

В современных компьютерах и компьютерных сетях часто работают специальные программы, выполняющие действия в соответствии с заданными их создателями условиями (алгоритмами), – боты (англ. bot). Их использование может быть конструктивным – например, при организации простых диалоговых форм общения в информационных или развлекательных целях (прогноз погоды, курс валют и т. п.), а также деструктивным – в частности, при организации атак на компьютеры. Боты, работающие с человеком в диалоговом режиме (чат-боты), регулярно используются для консультирования или доставки прочего простого контента.

Литература

Манович Л. Теории софт-культуры. – Н. Новгород: Красная ласточка, 2017.

Манович Л. Язык новых медиа / пер. Д. Кульчицкой. – М.: АД Маргинем, 2018.

Аудитория

(лат. auditorium – место для слушания)

Термин традиционно связывают с обозначением фигуры получателя сообщения в линейной модели коммуникации, самостоятельного участника процесса массовой коммуникации, а также используют для наименования совокупности людей, к которым обращаются различные средства массовой коммуникации; тех, кто получает и воспринимает обращенную к читателю, слушателю, зрителю или пользователю информацию. Обобщенно аудиторией называют всех участников публичного мероприятия (наблюдателей, зрителей, слушателей, публику). «Аудитория» также воспринимается как полемический конструкт в публичных дебатах относительно массмедиа, связанный с описанием массы как адресата сообщений, отличающегося анонимностью, разнородностью состава, рассредоточенностью в пространстве, статистическим характером, вероятностной природой формирования и наличием конкретной деятельности в основе общности.

Выступая сложным элементом современной медиасистемы, аудитория обладает набором социально-демографических, возрастных и социально-психологических характеристик, открывающих многочисленные возможности для ее изучения и описания. Аудитория сохраняет характеристики, с одной стороны, связанные с внешним социально-политическим, экономическим и культурным контекстом существования, а с другой стороны, зависящие от специфики коммуникативных практик и информационно-коммуникативных потребностей/интересов данного сообщества и отдельных его представителей.

В традиционных моделях коммуникации аудитория описывается через понятие пользователя, выступающего получателем информации. В современной практике медиаисследований данный термин синонимичен понятию потребителя и обобщенно обозначает субъекта, оперирующего любыми разновидностями интерактивного программного обеспечения, и указывает на пассивность характера пользователей/аудитории традиционных СМИ.

Наличие различных форм участия аудитории в массово-коммуникативных процессах связано с появлением феномена активной аудитории. В ряде теорий она рассматривается не в качестве пассивного получателя информации, а в качестве субъекта, активно, коллективно или индивидуально вовлеченного в когнитивном и эмоциональном плане в процесс производства смыслов; при этом значение транслируемых в процессе коммуникации текстов не является заранее определенным и зафиксированным, оно становится результатом взаимодействия аудитории и текста.

В условиях размывания границ между отдельными стадиями массовой коммуникации и изменения ролей ее участников актуализируется изучение просьюмера как субъекта, активно участвующего одновременно в производстве и потреблении товаров и услуг, информации и смыслов. Термин «просьюмер» предложен Э. Тоффлером в третьей четверти XX века и использован им для описания процессов, связанных с возрождением одновременной реализации функций производства и потребления. Концепт обрел новое звучание в период развития медиакоммуникационной среды в связи с новыми возможностями участия различных субъектов в общественных отношениях, а также в контексте развития гражданской журналистики.

Выросшая из политэкономии СМИ концепция коммодификации аудитории объясняет, что аудитория СМИ превращается и в продукт, произведенный медиаиндустрией, и в продукт, потребляемый рекламодателями. Существует большая сложность в выделении, описании и измерении целевой аудитории. Возможно выделить несколько отличающихся друг от друга типов аудитории (предсказанная, измеренная и фактическая аудитория), только вместе формирующих единый продукт. Предсказанная аудитория – первый компонент конечного продукта, причем именно он, хотя еще и не созданный, оказывается проданным рекламодателю. Измеренная аудитория – главная ценность на рынке аудитории: подтверждает или опровергает правильность контент-стратегий предприятий СМИ по привлечению аудитории, свидетельствует в пользу или против решения рекламодателя о размещении рекламы на данном медианосителе. Наконец, третья форма аудитории – фактическая, реальная аудитория.

Прогресс ИКТ и изменение социальной структуры общества становятся факторами фрагментации аудитории. Цифровые технологии создают инфраструктуру многоканальной и многоплатформенной среды, предлагающей различные формы медиапотребления для индивидуализированного общества. Общая для информационно богатых стран социальная динамика, преобразующая аудиторию, дополняется цифровой эволюцией самих СМИ. Потребительское поведение аудитории быстро меняется. Трансформирующаяся социальная структура общества становится все более сложной, как бы перемешанной, гибридной – и в демографическом, и в поведенческом, и в региональном отношении. Концепция нишевых товаров, ориентированных на индивидуализированное потребление, вызывает к жизни нишевые медиа, экономическое благополучие которых базируется на предложении узкоспециализированного содержания. Конструируя нишевые аудитории привлечением сегментированных потребителей, такие медиа могут процветать, эффективно работая с небольшим кругом рекламодателей.

Технологии микротаргетинга, искусственного интеллекта, автоматизированные системы управления большими данными, доступные цифровым медиа, позволяют предельно точно измерить аудиторию, дают рекламодателю информацию не только о ее базовых социодемографических характеристиках и точных данных о локации, но и поведенческих, вкусовых, личных характеристиках, что, в свою очередь, становится предметом новых дискуссий об этике. Таким образом, представления об анонимности, массовости, рассредоточенности аудитории медиа сегодня частично утрачивают свою актуальность. И под аудиторией медиа понимают любого участника медиа-коммуникационных процессов, активно или пассивно вовлеченного в процесс взаимодействия с медиа.

Литература

Грушин Б. А. Массовое сознание. – М.: Политиздат, 1986.

Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2015.

Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2014.

От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2009.

Загрузка...