Предисловие к греческому изданию

Ощущение бессмертия человеком не плод обучения или внушения, но его внутреннее состояние. Человек должен выстрадать свое бессмертие через причастность бессмертию Господа, Которому он следует.

Старец Иосиф Ватопедский

Человеческое бытие, человек – это великое таинство. Своим умом, силою воли, гибкой мыслью он познал множество законов природы, управляющих вселенной, разделил их по категориям, провел сравнительный анализ и стал их использовать. И вот произошло невиданное техническое развитие, чудо наших дней. Сам человек стоит в безмолвном удивлении перед своими изобретениями. Он восхитился собой и продолжает восхищаться и верить в самого себя более, чем когда бы то ни было. И хотя от этих изобретений он ожидал разрешения занимавших его проблем земной жизни, проблем материалистической суеты лукавого века сего[1], он бездействует или не в состоянии выйти за пределы пространства и времени. Угнетаемый помыслами сомнения, человек готов сражаться со всем вечным. Он страшится пропасти между временем и вечностью, видя, что она непроходима, потому что ему недостает необходимых способностей и сил, чтобы хорошенько разглядеть эту пропасть. Погруженный в смертные чувства, он насмехается над идеей бессмертия. Он поистине сам перемалывается жерновами смерти.

Но что за парадокс! Ум, мысль, совесть, память – элементы человеческой сущности, непостижимые для самого человека, неизъяснимые, сами по себе не поддающиеся исследованию, существуют и действуют независимо от воли человека. Они не подчинены тлению. Они неложно свидетельствуют о бессмертии человека.

Удаление человека от вечного и бессмертного Бога всегда вызывало боль у святых Божиих людей, которые со слезами и великой любовью молились о спасении каждого человека. Также и любовь Бога Отца[2], преисполняющая их сердца, побуждает их ко всякому подвигу ради спасения своих братьев во исполнение изречения апостола Иоанна: мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16).

Именно по этой причине они оставили нам богословские труды, подробно изъясняющие закон Господень.

Наша священная и великая обитель Ватопед, с великой радостью преподносит народу Божию третью книгу «Ватопедских духовных чтений» под названием «От смерти к жизни». Ее автором является наш досточтимый старец Иосиф. Эта книга содержит его собственные мысли и заметки по поводу сладчайших изречений нашего великого современника, сербского богослова архимандрита Иустина (Поповича)[3] из его книги «Человек и Богочеловек».

Наш уважаемый старец монах Иосиф всегда с особой любовью наслаждается писаниями блаженного старца Иустина (Поповича). Как пишет сам наш старец в послесловии к своей книге, «глубочайшие мысли его богословского изложения, ширь и высота его Христологии, непостижимые прикосновения к Божественному домостроительству и подробнейшее рассмотрение дела спасения верных увлекают даже самого равнодушного человека».

В настоящем, третьем, томе «Ватопедских духовных чтений» проводится глубокий и обширный анализ богословского значения таинства Божественного воплощения Христова, анализ настоящей цели человеческой жизни, которая состоит в приобщении радости о воскресении в нас богочеловеческой новой твари и в возвращении падшего человека к бессмертию и вечности через Богочеловека Христа.

Также в этой книге раскрывается и объясняется заблуждение неоарианства – жалкого гуманизма, кричащего, что «мера всему – человек».

Смиренно молимся о том, чтобы настоящая книга помогла современному человеку-материалисту выйти из тупика антропоцентричного[4] видения жизни и с помощью Господа Иисуса перейти «от смерти к жизни».

Игумен священной великой обители Ватопед архимандрит Ефрем

Загрузка...