Константин Алексеевич Неволин (1806–1855) – ученик и соратник М. М. Сперанского, один из основоположников отечественной правовой науки и юридического образования. Участвовал в подготовке Полного собрания законов Российской империи (далее по тексту – ПСЗРИ) и Свода законов Российской империи. Ректор Киевского университета, заведующий кафедрой гражданских законов Санкт-Петербургского университета. Автор фундаментальных работ: трехтомного труда «История российских гражданских законов» (1851) и «Энциклопедии законоведения» (1839–1841).
См. современное издание работы: Неволин К. А. История российских гражданских законов. Часть первая: Введение и книга первая о союзах семейственных. М.: Статут, 2005. С. 188–189.
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. 7-е изд. Пг.; Киев: Кн. магазин Н. Я. Оглоблина, 1915. С. 4.
Подробнее см.: Крашенинников П. Времена и право. М.: Статут, 2016. С. 11–29.
В самом Риме этот «закон получил значение стража народных прав», – писал С. А. Муромцев. (См.: Муромцев С. А. О консерватизме римской юрисдикции: опыт по истории римского права. М., 1875. С. 13–14.)
См., например: Штаерман Е. М. От гражданина к подданному // Культура Древнего Рима. Т. I. М.: Наука, 1985. С. 24, 31, 53.
Константин родился в феврале 272 г. в городе Наисс (сейчас город Ниш, юго-восток Сербии) в семье императора Констанция и его жены Елены. Родители Константина терпимо отнеслись к христианству, что было совсем нехарактерно для верхов Римской империи. Как известно, Елена (святая Елена) много сделала для утверждения и развития христианства. В 324 г. Константин стал императором.
Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана: очерки по истории становления и общая характеристика. М.: Юрид. лит., 1956. С. 12.
См.: История Византии: В 3 т. / Отв. ред. акад. С. Д. Сказкин. Т. 1. М.: Наука, 1967. С. 132–133.
Там же. С. 165.
См.: История Византии: В 3 т. / Отв. ред. акад. С. Д. Сказкин. Т. 1. М.: Наука, 1967. С. 219–220.
См.: Крашенинников П. В. Античное право: очерки истории. М.: Статут, 2018. С. 93–94.
Свод римских гражданских законов – неофициальное название, широко использующееся с XII века в правовой и исторической литературе всего мира.
См.: Крашенинников П. Античное право: очерки истории. М.: Статут, 2018. С. 95–105.
См.: Культура Византии. IV – первая половина VII в. / Отв. ред. З. В. Удальцова. М.: Наука, 1984. С. 358.
См. подробнее: Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика: к древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. СПб: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1914.
Дашков С. Б. Императоры Византии. М.: ИД «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. С. 129–130.
Цыпин В. А. Церковное право. Электронный ресурс: https://sedmitza. ru/lib/text/432368.
О браке Ивана III и его второй жены Софьи см. § 1 главы 2.
Подробнее см.: Крашенинников П. Времена и право. М.: Статут, 2016. С. 181–219.
Только Новгородская первая летопись старшего извода (Синодальный список) сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции «Повести» в составе свода 1118 года с поправками Добрыни Ядрейковича 1225–1228 годов. См.: Лихачев Д. С. Великое наследие (Классические произведения литературы Древней Руси). М.: Современник, 1980; Никитин А. Л. Инок Иларион и начало русского летописания. Исследование и тексты. М.: Аграф, 2003.
В 1815 году литератор и придворный историограф Н. М. Карамзин выпустил свой главный труд – «История государства Российского». Значительная часть «Истории» Карамзина основывается на «Повести временных лет». Книга, написанная на понятном языке и поддержанная престолом, стала очень популярна у общества и ряда историков.
По разным данным, то ли скандинав, то ли финн, а может быть, славянин из южной Прибалтики.
Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1 / Под ред. В. Л. Янина; Послесл. и коммент. сост. В. А. Александров, В. Г. Зимина. М.: Мысль, 1987. С. 169.
См.: Филиппов А. Н. Учебник истории русского права (Пособие к лекциям). Ч. I. 5-е изд., изм. и доп. Юрьев: Тип. К. Матиссена, 1914. С. 55–67; Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. 7-е изд. Пг.; Киев: Кн. магазин Н. Я. Оглоблина, 1915. С. 91–92; Исаев А. И. История государства и права России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2007. С. 35.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: В 2 кн. Кн. 1. М.: Эксмо, 2022. С. 82.
Малуша, по преданию, была ключницей Ольги и сестрой былинного богатыря Добрыни.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2015. С. 7–8.
Ислам, латинское христианство и иудаизм не подходили Владимиру в силу исторических причин и обычаев славян: мусульмане запрещали алкоголь, иудеи потеряли государство, а латиняне подчинялись папе.
Этот памятник древнейшего русского права был открыт Татищевым в Новгородской летописи письма исхода XV века. Татищев оценил его важность, выписал из летописи, перевел, снабдил примечаниями и представил в 1738 году в Академию наук. Там Русская Правда оставалась без движения почти в течение 30 лет, и только Шлецер отдал ей должное и впервые напечатал в 1767 году. С этого времени она сделалась предметом изучения. (См.: Сергеевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. 4-е изд., доп. и испр. СПб: Тип. М. М. Стасюлевича, 1910. С. 46–47.)
См. подробнее: Крашенинников П. Античное право: очерки истории. М.: Статут, 2018. С. 114.
«Римское законодательство о браке было преобразовано, согласно с духом Евангелия и по указаниям закона, данного Богом… В этом преобразованном виде, как плод образованности древнего мира, очищенный и оживотворенный христианским началом, оно сообщено было новым народам, жившим вне пределов Римской империи. От Церкви римско-католической, из Рима, столицы Западной Римской империи, оно было сообщено народам германским; от Церкви православной греко-восточной, из Константинополя, столицы Восточной Римской империи, – славянским народам». (Неволин К. А. История российских гражданских законов. Ч. 1: Введение и книга первая о союзах семейственных. М.: Статут, 2005. С. 229.)
Карамзин Н. М. История государства Российского: В XII т.: В 3 кн. Кн. 1. Т. I–IV. Послесл., коммент. А. Ф. Смирнова. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 141.
«Право отыскивалось по суду (в древности) почти исключительно присягою или свидетельскими показаниями, послушеством, главный момент которого также составляет присяга. Отсюда понятно, что имя правда могло быть перенесено с права как цели суда на то действие, которым эта цель на суде достигалась. Дальнейшее развитие понятия правды в смысле присяги (и не на суде) легко понять обособливо, если припомнить, что правдою называлось право вообще, а присяга была во всяком случае его утверждением». (Мрочек-Дроздовский П. Исследования о Русской Правде. Выпуск II. Текст Русской Правды с объяснением отдельных слов. М.: Университетская типография (М. Катков) на Страстном бульваре, 1885. С. 21.)
Готье Ю. В. Очерк истории землевладения в России. Сергиев Посад: Тип. И. И. Иванова, 1915. С. 9.
Там же.