Некоторые начинают карьеру с явным преимуществом в плане продуктивности. Они могут быть умнее других, происходить из хорошей семьи, обладать физической привлекательностью или полезными личностными качествами. Научно доказано: каждый из этих факторов делает кого-то продуктивнее вас. Согласно исследованию, совокупность данных качеств может предопределять до 50% индивидуальной продуктивности[4]. Давайте назовем эти предпосылки «неизменными», поскольку во взрослой жизни они в основном не меняются.
Конечно, никто не утверждает, будто человек, обладающий бо́льшим количеством «неизменных» качеств, обязательно будет высокопродуктивным сотрудником, однако это означает, что у кого-то есть преимущество перед остальными уже в самом начале карьеры. Очень красивый, умный и добрый человек с врожденным трудолюбием, принадлежащий к среднему или высшему социальному классу, имеет больше шансов стать высокопродуктивным сотрудником. Он может потерпеть жестокое поражение в будущем, но причиной будет явно не отсутствие хороших задатков.
Это нечестно, и вы можете подумать, что высокая продуктивность от вас почти не зависит. Но, к счастью, «неизменные» качества определяют лишь 50% продуктивности. Вам подвластны все остальные факторы, влияющие на продуктивность, начиная с ваших навыков и манеры поведения – и заканчивая связями и уровнем личностного развития. Мы знаем об этом благодаря тысячам исследователей, изучивших всевозможные способы повысить продуктивность, начиная с верной постановки целей и выбора методов обучения и заканчивая повышением качества сна. Давайте назовем оставшиеся 50% качеств «изменяемыми»: вы можете формировать их по собственному усмотрению.
Для желающих максимально повысить свою продуктивность проблемой может стать необходимость разобраться с огромным количеством сведений, выявить среди них по-настоящему важные, после чего верно применить их на практике.
В этой книге все обширные исследования уже упрощены и сведены к набору проверенных наукой рекомендаций о том, как повысить свою работоспособность и стать максимально продуктивным сотрудником.
Наше обсуждение лучше всего начать с ответа на вопрос: «Чем может быть полезна высокая продуктивность?»
Высокая продуктивность позволит вам получить больше того, что лично вы считаете ценным, будь то маневренность в действиях, власть, благоприятные возможности, деньги или признание. Она – основа успешной карьеры. Она дает доступ к тем областям деятельности компании, о которых вы иначе не узнали бы, – ведь руководители организаций любят высокопродуктивных сотрудников. Руководители понимают: такие люди – залог успеха компании, именно они способствуют ее дальнейшему процветанию. Руководители делают все, чтобы выявить выдающихся личностей и уделить им больше времени, внимания, предоставить больше возможностей для развития и дополнительно наградить за труд – лишь бы только те продолжали увлеченно работать и не покидали фирму.
Руководители понимают, насколько полезны для них продуктивные личности, и желают заполучить как можно больше таких сотрудников себе, причем немедленно.
Дополнительные вложения – здравое решение со стороны компании, ведь исследования подтверждают, что высокопродуктивные сотрудники приносят в два, а то и в шесть раз больше прибыли, чем коллеги со средним и ниже уровнем[5]. Высокопродуктивные вкладывают больше ресурсов и, соответственно, больше получают в ответ. Сотрудники со средним уровнем продуктивности не менее ценны, однако в них вряд ли будут вкладываться так же сильно, как в высокопродуктивных коллег.
Ради повышения тоже стоит увеличить свою продуктивность. И хотя нельзя быть уверенным, что очередная благоприятная возможность представится только благодаря вашей продуктивности, вы в любом случае будете выше остальных коллег.
Если вы считаете, будто ваша организация работает иначе, одинаково ценит всех своих сотрудников или высокая продуктивность не входит в ее приоритеты, обратитесь к недавнему исследованию корпоративной культуры, опубликованному в журнале «Harvard Business Review».
В данном исследовании приняло участие более 250 представителей компаний, которым было предложено выбрать один из восьми стилей культуры, преобладающий в организации. Варианты включали в себя культуру, основанную на заботливом отношении, на общей цели, на получении удовольствия и прочее. В 89% случаев компании выбрали стиль, при котором упор делается на «результаты»[6]. А результаты – это показатель продуктивности. Культуры, основанные на общей цели или изучении нового, были выбраны только 9 и 7% респондентов соответственно. Это подкрепляет утверждение: почти любая организация в первую очередь заботится о продуктивности своих сотрудников.
Высокая продуктивность позволит вам получить больше того, что лично вы считаете ценным, будь то маневренность в действиях, власть, благоприятные возможности, деньги или признание.
Я уверен в этом, ведь консультирую по данному вопросу самые крупные и комплексные организации в мире. Наша консалтинговая фирма создает стратегии, позволяющие выявить самых продуктивных сотрудников, развить их потенциал и максимально вовлечь их в деятельность компании. Руководители понимают, насколько полезны для них продуктивные личности, и желают заполучить как можно больше таких сотрудников себе, причем немедленно. Они хотят вкладывать средства в отбор и развитие самых одаренных работников, а также «совершенствовать» (под чем обычно подразумевается увольнение) тех, кто ни за что не сумеет повысить свою продуктивность до максимума.
Выясняя, что действительно увеличивает продуктивность, легко отвлечься на ежедневный шквал ненаучных историй по теме (к примеру, представленных в блоге Тима Феррисса[7]) или ссылки с вопросами, можно ли повысить производительность труда посредством голодовки[8].
Подобные источники обычно не имеют ничего общего с настоящей наукой или делают акцент на одном-двух интересных наблюдениях, вырванных из контекста. В любом случае они не дают рекомендаций о том, как применять представленные ими обрывки информации на практике.
Осторожным следует быть даже в тех случаях, когда информация подается как «научно доказанная». В свой бестселлер (по версии «The New York Times») под названием «Гении и аутсайдеры» (англ. «Outliers») Малкольм Гладуэлл[9] включил главу, основанную на научном исследовании, утверждавшем, будто каждый из нас может освоить любой навык, если потратит на это десять тысяч часов[10]. Эта история раз за разом освещалась средствами массовой информации; она цитировалась в школьных учебниках и статьях более шести тысяч раз. К сожалению, это неправда, и другие ученые быстро доказали: от количества часов практики зависит менее трети успеха[11].
Если вы хотите максимально повысить свою продуктивность, важно сохранять бдительность. Для оценки правдоподобности того или иного заявления о высокой продуктивности, попробуйте причислить его к одной из трех категорий: результаты исследования, результаты научного исследования или неопровержимые результаты научного исследования. Решите, насколько вескими должны быть доказательства, чтобы вы поверили заявлению.
Результаты исследования: консалтинговая фирма проводит исследование и сообщает о результатах, нередко в поддержку своего продукта или услуг. Полученные итоги могут быть верны, однако им недостает независимой проверки. Вряд ли консалтинговая компания позволит кому-то проверять, правдивы ли сделанные заявления.
Результаты научного исследования: некто проводит тщательно спланированный эксперимент с целью проверить гипотезу (к примеру: если выбирать на должность кандидатов с высоким уровнем интеллекта, то они будут показывать высокие результаты). Описание исследовательского процесса и его результатов публикуется в рецензируемом научном журнале. Можно прочесть о проведенном эксперименте и сделать собственные заключения по поводу полученных результатов.
Неопровержимые результаты научного исследования: другие ученые проводят тот же самый эксперимент сотни тысяч раз. Почти каждый раз они приходят к одним и тем же выводам. Это самое убедительное доказательство неоспоримости результатов исследования.
Каждый из восьми шагов основан на неопровержимых результатах научных исследований; я буду использовать термины «научное исследование» или «исследование» при отсылке к концепциям и примерам, которые можно оспорить. Я включил в книгу сотни ссылок, так что вы можете обратиться к первоначальному исследованию, описанию результатов или неопровержимых результатов научного исследования, доказывающих истинность концепции восьми шагов.
Что вы можете сделать для повышения продуктивности? Неопровержимые результаты научных исследований предлагают восемь шагов:
• шаг первый – ставьте крупные цели: постановка целей чудесным образом помогает сосредоточиться и мотивировать себя; высокая сосредоточенность и мотивация способствуют высокой продуктивности. Я объясню, как определить несколько самых важных целей и оценить свои возможности по их достижению. Вы получите превосходные рекомендации и оправдаете свои завышенные ожидания по поводу собственной продуктивности;
• шаг второй – подстраивайте поведение: не всякий образ действий подходит в любой ситуации. Вы узнаете, какое поведение является самым приемлемым на работе, как не потерять контроль над собой и как изменить свои действия, чтобы показать наивысший результат. Вы также узнаете, как определить стиль поведения, подходящий именно вашей компании;
• шаг третий – развивайтесь быстрее: у вас будет больше шансов стать максимально продуктивным сотрудником, если вы отточите навыки, в которых больше всего нуждается ваша компания. Вы поймете, как сохранить оптимальное равновесие между приобретением опыта, знаний и анализом обратной связи, и ускорите ваше личностное развитие. Вы создадите карту личного опыта, которая будет способствовать саморазвитию;
• шаг четвертый – налаживайте связи: старое изречение не совсем верно, но те, кого вы знаете, и правда важны, а прочность отношений с ними – еще важнее. Вы узнаете, как создать нерушимую систему связей внутри и вне вашей компании, даже если вы по натуре интроверт и боитесь общения больше всего на свете;
• шаг пятый – максимально соответствуйте: люди работают продуктивнее всего, когда «вписываются» в рабочую обстановку; значит, несоответствие окружению может превратить потенциально успешного сотрудника в рядового. Вы узнаете, как определить сценарии, позволяющие лучше всего соответствовать обстановке, и как изменить свое поведение, чтобы повысить продуктивность;
• шаг шестой – притворяйтесь: возможно, вы слышали или читали о том, что следует быть «искренним» или «верным себе» руководителем. Мы объясним, почему иногда стоит «притворяться» во имя эффективности и как подстраивать манеру действовать под разные этапы карьеры, чтобы неизменно добиваться успеха;
• шаг седьмой – следите за самочувствием: ваш организм играет важную роль в продуктивности, и это единственное, что подвластно вам целиком и полностью. Вы узнаете о том, как сон способствует высокой продуктивности, а также прочитаете удивительные факты о влиянии физической активности и правильного питания на работоспособность;
• шаг восьмой – не отвлекайтесь: бывает непросто понять, какие советы (вне зависимости от того, сильно ли они распространены и сколько благодаря им было продано книг) на самом деле бесполезны. Итак, восьмой шаг поможет вам избежать рекомендаций, предлагающих чересчур простые решения для сложной задачи по повышению продуктивности и отвлекающих вас от проверенных методов.