Перед тем как мы приступим к практике, очертим кратко круг тем, которыми будем заниматься. Ключевыми понятиями, от которых мы оттолкнёмся, являются «внимательность» и «осознанность». Но к чему именно мы можем быть внимательны? На что может быть направлена наша внимательность? В каких сферах жизни применима осознанность?
Перечислю несколько аспектов, областей применения и, соответственно, акцентов в практике.
1. Устойчивость внимания и осознавание.
Это первый, базовый уровень практики. Здесь всё начинается с исследования того, чем вообще является внимание и чем является осознавание. А затем в практике нарабатывается устойчивость внимания и осознавания – способность долгое время удерживать внимание на произвольно выбранном объекте и способность непосредственно знать, что происходит.
2. Метакогнитивный уровень.
Здесь мы учимся использовать внимание как инструмент для исследования содержаний своего ума, распознавания, различения. А также осознаём последствия того, как работает наш ум, и делаем выводы. Это уровень осознавания и понимания того, что и как происходит в уме. Здесь же нарабатывается способность переключаться между двумя вариантами субъектности – «личностью» и «позицией наблюдателя».
3. Качество жизни.
Применение осознанности для привнесения изменений в свою жизнь. Здесь можно говорить о двух аспектах – саморегуляции и проактивности. Под саморегуляцией имеется в виду применение умения управлять вниманием и применение различающей способности для управления своим психосоматическим состоянием. Речь идёт, в первую очередь, о непосредственном воздействии на состояние через искусное управление вниманием. Но приёмы косвенного воздействия, конечно, тоже могут использоваться. Например, регуляция самочувствия через соматические практики.
Что касается проактивности, то она пересекается с саморегуляцией, но охватывает более широкое поле. Тут мы используем наработанные до этого способности для понимания того, что является для нас действительно важным и для выстраивания соответствующего поведения. Это ценностно-поведенческий уровень, работа на котором ориентирована не только на состояние, имеющееся здесь и сейчас, но и на более длительную и объёмную жизненную перспективу.
4. Экзистенциально-онтологический уровень.
Уровень, на котором мы используем внимательность, осознавание и понимание для исследования «предельных вопросов»: того, как всё обстоит «на самом деле», для выяснения, что же такое «реальность», что такое «Я». Речь идёт, конечно, о субъективном знании, о феноменологическом подходе, а не об объективном научном знании.
Эти четыре аспекта и будут сферой наших интересов. Практика на каждом уровне будет порождать инсайты и понимания, будет развивать определённые способности и открывать возможности. Мы последовательно пройдём по этим уровням, выполняя соответствующие техники и размышляя о сделанных открытиях.
Как и в любой модели, разделение на несколько уровней и сфер применения – условно, и нужно исключительно для того, чтобы сразу не запутаться. На самом деле, все аспекты плотно пересекаются, все развиваемые на разных этапах навыки и способности взаимозависимы. Это достаточно подробно будет показано в тексте, особенно, в последних главах. Но рекомендую изучать материал последовательно – понять и практиковать описанное в последних главах без практики и обдумывания предшествующего материала весьма непросто.
Интересно и то, что выводы, которые будут сделаны по результатам выполнения разных практик, иногда будут как будто бы противоречить друг другу. Это нормальная ситуация. Мнения о том, как удобнее перемещаться – на четвереньках или вертикально – у полугодовалого ребёнка и взрослого человека будут разными, и оба варианта будут верными для соответствующего контекста, соответствующего этапа развития. Выводы и понимания всегда неокончательны – это одна из идей, которую нужно усвоить как можно раньше.
Работая с одним разделом практики, вы можете начать обесценивать то, что открылось вам в работе с другими разделами. Наиболее вероятна такая ситуация при работе с материалом последнего раздела, последней главы. Мне, конечно, хочется предупредить и предостеречь вас от попадания в эту ловушку. Но я не уверен, что это ловушка – может, действительно всё именно так, как кажется. Тут вам предстоит разобраться самим. Но к каким бы выводам вы ни пришли, не относитесь к ним слишком серьёзно – это единственное эффективное лекарство от последующих разочарований. Впрочем, если вы последовательно и на практике разберёте весь предложенный материал, думаю, легко согласитесь по поводу «не относиться серьёзно».
И последнее, что стоит сказать перед тем, как мы перейдём к практике. Как и почти в любой жизненной ситуации, в любой технике есть инструкция, то есть то, что надо делать, и есть реальная задача. Есть действие, создающее контекст для выполнения задачи, например, исследования, и есть сама задача или цель. Есть прогулка по морозу и гололёду до магазина, и есть задача купить продукты. Очень часто, особенно когда инструкция достаточно сложна или предлагаемое действие непривычно, всё наше внимание, вся наша активность уходит на выполнение инструкции, и главная задача, то, ради чего стараемся, забывается. До магазина дошёл по холоду, обратно вернулся, сделал это быстро, устал и замёрз, но продукты не купил. Если бы целью изначально ставилась прогулка, то всё в порядке. Но если цель – купить продукты, то что-то явно пошло не так, за сложным и/или увлекательным процессом забылось «зачем».
Я буду часто обращать ваше внимание на такие моменты, но будет хорошо, если вы заранее будете готовы к такому положению дел. Ещё лучше, если перед тем как продолжить чтение, вы вспомните примеры из своей повседневной жизни, когда всё складывается аналогичным образом – за действием-контекстом забывается то, ради чего это действие совершается. Если вы задумаетесь и поищете примеры, вы, возможно, будете ошеломлены количеством якобы имеющих смысл поступков, цель которых теряется за бурной или вялотекущей активностью.
Подумайте немного и возвращайтесь.