Глава 2

Если верить Нестору Летописцу, который в своих «Повестях временных лет» утверждал, что Новгородские купцы еще в 11-12 веках не только ходили за «Каменный пояс» но даже торговали с местными народами, то почему же Сибирь стала так активно и динамично осваиваться только в начале 17-го века?

Всего за пятьдесят лет русские первопроходцы, перевалив Уральские горы, дошли аж до Тихого океана. И не только дошли. Они покорили народы, проживающие на этих землях, заставили их присягнуть русскому царю и принять православие.

Вероятно, что ранние попытки русских проникнуть в Сибирь были скорее индивидуальной инициативой, чем государственной программой России. Люди шли за Урал, на Восток, по собственной воле. Скорее всего, уходя от гнета государства, от его налогов, повинностей и уже появившегося на Руси крепостного права. Да собственно и государства-то российского на ту пору еще не было как такового.

Только в средине 16-го века Иван III, объединив вокруг себя большинство удельных княжеств, расширил границы Московского княжества. Освободив Русь от монголо-татарского ига, он провозгласил себя государем всея Руси. Но ему тогда было точно не до освоения Сибири.

Завоевание Западной Сибири Ермаком Тимофеевичем началось лишь при Иване Грозном и только с тех пор освоение Россией Сибири уже можно считать государственной программой.

Почему же русские люди шли именно на Восток? Почему не на цивилизованный Запад или теплый Юг?

Да потому, что страны и Юга и Запада граничащие с Россией были более развитыми и бороться с ними, измотанная монголо-татарским игом она, была просто не в состоянии. Бедная была страна. Потому и первопроходцы, осваивающие Сибирь и преследовали в основном корыстные цели, пополнение государственной казны материальными ресурсами.

Поскольку основным и самым востребованным товаром на международном рынке в то время был мех, особенно мех соболя. Его даже называли – «мягким золотом». А добывался соболь в основном за Уралом, в Сибири потому-то туда и были направлены все силы и средства Российского царства.

Когда в 1555 году по просьбе правителя Сибирского ханства Едигера Иван Грозный принял его под свое покровительство, то оплата такой услуги стоила для Сибирского хана всего 1000 соболей в год. Сейчас такое вознаграждение показалось бы смешным, но по тем временам для России это считалось очень даже выгодной сделкой.

Утверждения, что Россия, проникая вглубь Сибири, прежде всего, была заинтересована поисками полезных ископаемых, кажется маловероятной. Тех объемов руды, которые требовались для слабо развитой промышленности России, было вполне достаточно и на Урале.

Освоение же таких необъятных просторов просто ради увеличения территории государства, тоже весьма сомнительно. Ведь не секрет, что чем дальше распространялась формальная власть Москвы на новые земли, тем труднее было физически этими землями управлять – строить остроги, поселения, города заселять их русскими людьми, прокладывать дороги для снабжения переселенцев необходимыми товарами.

Население России к началу 17-го века составляло примерно 7 миллионов человек, подавляющая часть которого, жила в сельской местности. Естественно, что они были привязаны к своему личному хозяйству и большого желания, путешествовать по сибирской тайге не имели. Так что стоит только удивленно развести руками – как вся территория Сибири и Дальнего Востока уже к началу 18-го века, полностью находилась под контролем России.

Ведь в Российской армии того времени служилого люда было всего ничего – 80 тысяч казаков, да стрельцов едва 30 тысяч набиралось. На всю Сибирь из этого войска приходилось не более 5-ти тысяч служилых людей. Именно этим людям Россия и была обязана своим расширением и процветанием.

Загрузка...