Розанов В. В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники. М, 2001. С. 47.
Розанов В. Б. Мысли о литературе. М., 1989. С. 503–504.
Розанов В. Б. Литературные изгнанники. С. 19.
Вестник Европы. 1886. № 10. С. 851.
Розанов В. Б. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 710.
РГАЛИ. Ф. 419. Оп. 1. Ед. хр. 219. Л. 5.
Розанов В. В. Собр. соч. Литературные изгнанники. С. 329.
Розанов В. 28 января 1881–1901 // Новое Время. 1901. 28 января. Для книги «Около церковных стен», куда вошла статья, Розанов изменил эти слова.
Розанов В. Кому «горе от ума» в действительной жизни // Русское Слово, 1896. 19 февраля.
Бердяев Н. А. Собр. соч. Париж, 1989. Т. 3. С. 691.
Бердяев Н. А. Самосознание. Париж, 1949. С. 158.
Биржевые Ведомости, 1916. 28 июля.
Бердяев Н. А. Собр. соч. Париж, 1989. Т. 3. С. 349.
Розанов В. В. Уединенное. М., 1990. С. 183.
Розанов В. Князь Е. Н. Трубецкой и Д. Д. Муретов // Колокол, 1916. 12 августа.
Розанов В. В. Уединенное. С. 121.
«Вестник Европы», 1891 года, май. С. 246–247.
Формула дели человеческой жизни в утилитарной теории, которая в 60–70-х годах была общераспространенною.
Совокупность всех наук (лат).
«Последний довод (лат.).
Напр., спор о дарвинизме, долго тянувшийся в последние годы.
Тургенев, который, даже и в последние годы, не всегда мог скрыть это чувство (см. его переписку); Достоевский – во всех своих произведениях; Л. Толстой в отношении к сожалеемой им, но лишь в ее уродстве, фигуре Николая Левина; наконец, Гончаров в лице Марка Волохова. Только само это поколение как прежде, так и теперь всегда восхищалось собой.
Выражение г. H. Михайловского, поддерживаемое и «Вестником Европы» (см. 1891 г., май, статья «Писатель 60-х годов»).
Вообще в развитии «западнического» учения нет ни преемственности, ни роста, и это выражается в простом факте, что история его не написана и не может быть написана. Напротив, история славянофильской теории существует.
На звездное небо мы можем смотреть долго, не отрываясь и при этом вовсе не рассматривая на нем созвездий; днем на небо мы можем только взглянуть, полюбоваться им, восхититься, вообще пережить момент наслаждения, но не наслаждение длящееся.
Г. Вл. Соловьев сам выше говорит «особи активного пола, самцы преследуют самку» и пр.
После долгих и тщетных попыток найти, что есть безусловно общего во всех живых существах и безусловно постоянного в них, пока они живы, ученые остановились, наконец, на мысли, что это есть раздражимость. Кембриджский профессор Глиссон (в XVII в.) первый указал на нее как на общее свойство всех живых тканей и видел в ней истинную причину жизни; последующие ученые все более находили, что разнообразные формы органической жизни суть действительно только модификация этого первичного свойства. Понятны поэтому попытки их дать строгое определение того важного явления; однако они и до сих пор не остановились ни на чем общем. Нам думается, что правильнее всего явление раздражимости можно определить так: оно есть свойство отвечать на действие внешнего агента большим или меньшим, нежели сколько содержит в себе это действие, рассматриваемое как причина. Таким образом, раздражимость есть первое нарушение основного закона механики, что действие равно противодействию или обратно: противодействие равно действию, – и выводит весь ряд существ, обладающих ею, из-под законов механической природы, и образует из них особый мир живых и органических существ. Внутренняя причина, лежащая в воспринимающем действие существе, которая уделяет или задерживает это противодействие, может совершить это потому только, что она не есть причина механически действующая. Некоторый излишек в движении против законов механики создается при этом, или, напротив, производится некоторый недостаток. Эта способность – поглощать в себя движение или производить из себя сто – есть глубочайшая черта органической природы. В этой органической природе есть некоторая скрытая глубь, куда уходят и откуда возникают явления, без того чтобы вы видели их последствия или причины. Потому-то и правильно думают, что там, где начинается органическая природа, начинается господство совершенно особенных законов и сил, нежели какое мы знаем во внешнем, окружающем нас мире. Неудивительно, что эти законы и силы до сих пор совершенно не разгаданы.