В Древнем Риме на кресте распинали преступников, это была мучительная и позорная казнь. У римлян увидеть крест считалось дурным предзнаменованием, знаком беды, смерти. Поэтому, когда Константин Великий (274–337), тогда ещё император Галлии и Британии, перед битвой с Максенцием пребывал в тяжёлом раздумье (у Максенция было очень большое войско, и к тому же он прибёг к помощи магов) и вдруг увидел ночью на небе светящийся крест, он и его воины пришли в ужас. Они думали, что в битве потерпят поражение или будут убиты. Но около креста на небе возникла надпись: «Сим побеждай». Призвав христианских священников и посоветовавшись с ними, Константин велел сделать золотую хоругвь в виде креста и носить её перед войском, и воинам на шлемах и щитах изобразить крест. После этого он выступил на битву. Войско Максенция было разбито, а сам тиран, спасаясь бегством, утонул в реке Тибр. Победитель с торжеством вступил в Рим и водрузил ту золотую хоругвь на самом видном месте города. Благодарные римляне поставили статую в честь нового императора. Константин велел изобразить себя с крестом и сделать надпись: «Этим спасительным знамением я освободил ваш город от ига тирана».
Из знамения смерти и позора крест стал чудотворящим знамением победы после того, как на нём был распят и умер за нас Господь Иисус Христос, Сын Божий.
Вот как пишет об этом наш русский святой, великий чудотворец, праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908): «Слава дивной силе Креста Твоего, Господи! Когда Господь наш Иисус Христос висел на Кресте, пригвождённый к нему римскими воинами, тогда – о, дивное и ужасное дело! – Христос и Крест были одно, Христова Плоть и древо крестное соединены были гвоздями в одно. Таким образом, Господь как бы обручился с Крестом, и несколько часов висения Его на Кресте соединили Его, так сказать, с Крестом до скончания века; и вот почему Крест имеет многоразличную силу и будет иметь её до скончания века; вот почему Крест называется Христоносным и Животворящим».