– Расскажите о себе. О себе сейчас. То, что по Вашему мнению, является ключевым, и делает Вас той, кто Вы есть. То, что помогло бы понять Вас: кто Вы и почему именно такая? Это Ваш первый шаг к знакомству с собой. Возможность описать себя другому человеку, сказать то, что считаете нужным, чтобы о Вас сложилось наиболее правильное понимание. Любые пояснения и примеры из прошлого, или свои желания. Всё, что Вам покажется уместным. Никаких ограничений.
Арина некоторое время молчала, а потом начала, с заметным трудом подбирая слова.
– Как бы я рассказала неизвестному человеку о себе… Чтобы он понял кто я, что из себя представляю… Для начала хорошо бы самой понять, кто же я. – Арина снова замолчала, чтобы собраться с мыслями. – Думаю, что после моей самохарактеристики ни у кого не возникнет желания общаться со мной. – Вердикт прозвучал жёстко и резко. Кажется, это было единственное, в чём у Арины была полная уверенность. – Себе сегодняшней ставлю оценку 2 с плюсом. Плюс за ту информацию по психологии, что удалось найти в интернете за два последних года. Довольно поверхностную, но всё же позволившую осознать наличие бездны проблем и комплексов у себя, – добавила она, и снова замолчала.
Я не торопила. Практика «Знакомство…» многое помогает понять уже на первой сессии. То, как мы себя видим, в каком свете преподносим свои достоинства и недостатки, то, что считаем особенно важным для описания свой личности – всё это очень индивидуально, и даёт бесценную информацию для дальнейшей работы.
Прошло довольно много времени прежде, чем Арина нашла в себе силы продолжить:
– Очень строгая мама, пережившая в своем детстве гитлеровскую оккупацию, голод, и приехавшая летом поступать в институт в резиновых сапогах на босу ногу, потому что больше нечего было обуть, совместно с пионерским отрядом воспитали дрессированную отличницу без намека на критическое мышление. В музыкальную школу, на гимнастику, танцы, рисование записывалась сама, было интересно, но постепенно всё бросила. Надо было сажать картошку, учить уроки с младшей сестрой, приносить из школы только пятерки, ходить на все комсомольские собрания, «помогать колхозу» на полях. Была абсолютно деревянной, послушной, удобной для взрослых, за что в подростковом возрасте подвергалась травле со стороны одноклассников.
Поступила учиться, куда мама сказала. Вышла замуж, за кого не хотела (первого встречного негодяя). Отъезд в колхоз по распределению и жёсткая встреча с реальностью, которая отличалась от лозунгов на плакатах. Ходила на работу – ветеринар на ферме в несколько тысяч голов, дома сажала огород и молодые деревца, как папа когда- то, кормила поросят и уток. По ночам шила занавески и новогодние костюмы своим детям, и, заслышав шаги мужа, молниеносно пряталась в щель между буфетом и стеной…
При этих словах Арина непроизвольно напряглась, словно вытянутая струна, голос стал низким и глухим. На лице отразилось отчаяние и безысходность.
– Вдруг поняла, что всё это закончится только вместе со мной. У меня есть опыт бракоразводного процесса, сидя под замком в подвале. Без одежды, денег и документов. С сотрясением мозга и ушибами ребер. Я тогда не верила в реальность происходящего…
Арина погрузилась в глубочайшие раздумья. Понадобилось время и усилия, чтобы осмыслить собственные откровения и взять себя в руки. Было заметно, что о пережитом ранее рассказывали не часто. А возможно и никогда.
Арина в числе таких детей. Мы ещё не затрагивали тему отношения с мамой и папой, но, опираясь на многолетний опыт, могу сказать совершенно точно: терпеть насилие может только человек, у которого в детстве были серьёзные проблемы с родителями. Это широчайшая и неиссякаемая тема для обсуждения, и мы будем возвращаться к ней снова и снова. Сегодня же выделю моменты, особенно характеризующие описанные воспоминания.
"Что люди скажут!"
Самый настоящий бич старших поколений. Лозунг, под которым ломались жизни свои, а потом дочерей, и их дочерей. Когда женщины готовы были терпеть любое насилие, зачастую даже выдумывая оправдания перед другими для своего домашнего тирана, лишь бы соседи не узнали и косо не посмотрели.
«Бьёт, значит любит» – из той же серии. Я знаю сразу несколько примеров, когда супруга выдумывала для подруг байки о своих несуществующих любовные похождениях, чтобы оправдать побои супруга любовью и ревностью, якобы, действительно, было за что.
Для тех, у кого было здоровое детство, подобное покажется немыслимым бредом. Разве может быть возможным такое? Однако для тех детей, чей опыт познания собственной ценности и важности через призму родительского отношения оказался травмирующим, самые немыслимые унижения и трагедии становятся кошмаром наяву.
И начинается всё с самых ранних лет. С семьи. В которой по отношению к ребёнку допускается жестокое обращение. Или, когда мать терпит издевательства отца, якобы ради детей, чтобы была «полноценная ячейка общества», и люди косо не смотрели. На деле же, закладывает в голову своим дочерям и сыновьям картины того, что станет для них нормой.
К счастью, в последние годы наметился прорыв в этой тяжелейшей проблеме. Женщины, наконец, перестают бояться и обращаются за помощью. И если раньше, не находя поддержки не только у общества, но, часто, и у собственных матерей, замыкались в своём кошмаре, не пытаясь ничего изменить, сейчас идут в соответствующие правоохранительные структуры и анонимные сообщества, больше не опасаясь осуждения, как в прежние времена. Посещают специалистов, находя в них опору для решительных действий. Тем самым меняя себя, а значит и мир, к лучшему.
Если вы прямо сейчас находитесь в опасной ситуации, обязательно обратитесь за помощью! Ни чувство стыда, ни навязонная ложная вина не могут быть важнее, чем вы сами и ваша безопасность! Тем более, если среди участников трагедии дети! Берегите себя и своих родных!