Примечания

1

Первая версия «Парадокса об актере» Дидро вышла еще в 1769 году, но лишь в 1830 году полный текст эссе печатается посмертно в переработанном варианте.

2

Долгое время в современной истории театра актер действовал в рамках так называемой системы амплуа, когда всю карьеру ему приходилось играть только определенные роли.

3

См.: Warnet J.-M. Les Laboratoires. Une autre histoire du théâtre. Paris: Entretemps, 2014.

4

См. упражнение «Кошка», стр. 377.

5

См. упражнение «Искусство убивать. Искусство умирать», стр. 425.

6

См. упражнение «Разрез», стр. 434.

7

См. упражнение «Буффон», стр. 395.

8

См. упражнение «Счет», стр. 413.

9

«Что меня захватывает больше всего, – пишет Станиславский в 1908 году, – так это пространство чувств, развитие аффективной памяти и психо-физиология творческого процесса». Цит. по Benedetti J. Stanislavski: His Life and Art. London: Methuen, 1999. P. 184.

10

Цит. по: Van den Dries L. Corpus Jan Fabre. Observaties van een creatieproces. Gent: Imschoot, 2004. P. 259.

11

Wilson E. O. Consilience: The Unity of knowledge. NY: Vintage Books, 1998.

12

См. упражнение «Больное тело», стр. 208.

13

См. упражнение «Эрос и Танатос», стр. 274.

14

Шекспир У. Гамлет, принц датский. Макбет. М.: АСТ, 2020. С. 93.

15

Fabre J. Nachtboek, 1999–2002. Napels: Cronopio, 2020. (Указание на конкретную страницу здесь и ниже отсутствует, так как на момент выхода настоящей книги цитируемое издание еще не опубликовано. – Примеч. пер.)

16

Не все сигналы проходят через мозг. Очень многие реакции – например, рефлексы – исходят напрямую из тела.

17

Проприоцепция – ощущение частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве. – Примеч. пер.

18

Fabre J. Nachtboek 4. Cronopio: Napels.

19

Эдвард Гордон Крэг впервые высказал свои идеи о «сверхмарионетке» в журнале «Маска» (1908). Он считал, что современные ему актеры чрезмерно взывали к чувствам и эмоциям, уничтожая все искусственное в театральном творчестве. По мнению Крэга, актера нужно выгнать со сцены, заменив более идеальным перформером, которого он назвал «сверхмарионеткой»: «Сверхмарионетка не станет соревноваться с жизнью. Ее идеалом будет не живой человек из плоти и крови, а, скорее, тело в состоянии транса: она станет облекаться в красоту смерти, сохраняя живой дух» (Крэг Э. Г. Актер и сверхмарионетка // Воспоминания, статьи, письма. М.: Искусство, 1988. С. 228).

Загрузка...