Итак, со страхами вы все-таки справились и приняли решение сменить работу. С чего же начать? Сразу скажу, что в книге я в большей степени ориентируюсь на среднестатистические коммерческие организации. Если ваша область ближе к бюджетной сфере или госпредприятию, то там, конечно, есть своя специфика.
Основной источник информации о вакансиях сейчас – интернет. Если вы забьете в поисковик фразу «работа в (название города)», то сразу увидите ряд сайтов, которые как раз специализированно занимаются размещением вакансий и резюме. На данный момент абсолютным лидером по количеству вакансий в России и СНГ является сайт hh.ru («Хэдхантер»). Крупные проверенные работодатели пользуются в основном им. Размещение вакансий там платное. И если компания не может себе этого позволить, то подумайте, сможет ли она платить хорошую стабильную зарплату. Сайт имеет массу полезных инструментов для поиска, удобное меню, приложение, также предлагает и платные услуги, если вам нужно выделить свое резюме. Много настроек фильтров для поиска вакансий, где можно выбрать желаемый уровень зарплаты, полную/неполную занятость, удаленную/офисную работу и тому подобные условия. Другие популярные сайты (superjob.ru, rabota.ru, zarplata.ru и т.п.) также могут быть использованы для поиска работы, но, опять же повторюсь, для квалифицированных сотрудников, ищущих стабильных проверенных работодателей, hh.ru является оптимальным вариантом и шансы найти там хорошее предложение выше.
Как альтернативу «Хэдхантер» для линейных вакансий (продавцы, грузчики, секретари и т.п.) довольно успешно можно использовать сайт avito.ru. Он простой, хорошо всем знакомый и имеет огромное количество пользователей. Здесь можно откликнуться на вакансию, просто написав работодателю, но можно пользоваться и полными возможностями – создать полноценное резюме и прикрепить его к отклику. Также сайт хорошо работает для поиска сезонной работы, предложения фрилансерских услуг или подработки на неполный день. Ну и помните, что прямым поиском на различных сайтах рекрутеры тоже занимаются. Если вы разместите объявление, что ищете работу, есть шанс, что вам позвонят.
Я в первую очередь написала про сайты, которые используются по всей России, но в вашем городе могут быть собственные удобные сайты по поиску работы или городские порталы с высокой посещаемостью. Тут также можно ориентироваться на первую страницу выдачи в поисковике по запросу «работа в…». Если в списке есть местные порталы, то вполне возможно, что и работодатель, увидев их на первых местах в выдаче, может разместить там вакансию. Неплохо работают и тематические сайты. Например, на ряде крупных профессиональных порталов для программистов/дизайнеров/редакторов и т.п. есть отдельные разделы форума для размещения вакансий. Специализированные компании нередко ими пользуются, поскольку, как правило, размещение на подобных форумах бесплатное, а потенциальных сотрудников, пользующихся сайтами, немало. Так что это еще один источник, где вполне можно найти приличные предложения, не дублирующиеся на том же hh.ru.
Определить, насколько подходит вам именно этот работный сайт, тоже несложно. Откройте поиск по вашей специальности и посмотрите, сколько вакансий за месяц там опубликовано. Думаю, вы без труда ощутите разницу и определите, на какие сайты стоит тратить время, а на какие нет. Опять же, никто не мешает разместить резюме на нескольких сайтах.
Также при поиске работы вы можете встретить сайты-агрегаторы. Одним из самых популярных сервисов такого рода была ранее Яндекс-работа (на момент написания этой книги сервис не функционирует). Это не собственно сайты для трудоустройства, они действуют по принципу поисковика и по сути являются промежуточным звеном, которое в итоге приведет вас на тот же hh.ru или другой подобный сайт. Такие агрегаторы могут быть удобны, если вы ищете вакансии в определенной сфере, но также они часто дублируют вакансии от одних и тех же работодателей, размещенные на разных сайтах. Например, компания пользуется и hh.ru и superjob.ru, но на агрегаторе вы увидите одну и ту же вакансию в двух разных ссылках. Это тоже создает определенную путаницу (видел – не видел, откликался – не откликался).
Помимо непосредственно сайтов по поиску работы, есть множество вариантов поиска через специализированные группы и каналы в соцсетях. Но, опять же, в основном они, как и платформы-агрегаторы, просто собирают информацию о вакансиях со специализированных сайтов. Или же там размещают объявления небольшие конторы и частные лица, экономящие на полноценном использовании сайтов для трудоустройства.
Еще один из популярных и простых способов поиска работы – это соцсети конкретного работодателя. Большинство крупных компаний имеют аккаунты в различных соцсетях (в т.ч. телеграм-каналы). Причем если компания очень крупная, то она может иметь и общий аккаунт, и отдельное сообщество в конкретном городе, и группу, посвященную непосредственно работе в компании. Как правило, в них публикуется информация и о вакансиях, и о внутренней жизни сотрудников. Если у вас есть цель работать именно в конкретной компании, то имеет смысл подписаться на ее аккаунт и следить за новостями о работе.
Что касается другой рекламы по подбору (на телевидении, радио, на баннерах в городе и онлайн-баннерах в интернете), то нужно помнить, что дело это дорогостоящее, и компания прибегает к подобным способам, когда нужно набрать много людей. Чаще всего работодатели так делают, когда только открывают представительство в вашем городе. Например, крупная сеть может строить гипермаркет или открывать склад, и тогда она задействует большой бюджет на рекламу по поиску сотрудников, используя самые разные методы. А вот если такую рекламу дает компания, которая давно работает в вашем регионе, значит, скорее всего, там высокая текучка, и это не от хорошей жизни (например, в моем родном городе это любят делать некоторые кол-центры, где продержаться полгода – уже подвиг).
До сих пор существуют разделы рекламы с вакансиями в газетах, печатные объявления, которые можно увидеть в общественном транспорте. Такой рекламой также могут пользоваться крупные работодатели в поисках массового персонала (грузчики, продавцы и т.п.) и в уже упомянутых ситуациях открытия нового подразделения или при хронической текучке. Но вот на что я бы точно не советовала тратить время, так это на развешанные на столбах или на дверях подъездов жилых домов объявления без вразумительного указания работодателя, да еще и с высокой зарплатой. Как правило, это развод мошенников, которые завлекают вас в сетевой маркетинг или на платное обучение. В любом случае – это не попытка найти сотрудника, это попытка заработать деньги на человеке, ищущем работу. Нормальные компании расклейкой таких листочков не занимаются. Могут, конечно, в редких случаях раскладывать или раздавать флаеры, но там будет нормальная печать с указанием названия компании, телефона, сайта, где вы можете проверить, что это реальный работодатель, а не мошенник.
Итак, с источниками вакансий немного разобрались, двигаемся дальше.
Открываем hh.ru (или другой хороший проверенный сайт) и размещаем там резюме. Я бы крайне не советовала оставлять резюме на мелких невнятных сайтах, поскольку нормальных работодателей там нет, а вот резюме ваше влегкую оттуда попадет в открытый интернет-доступ со всеми вашими данными. Крупные сайты свою базу кандидатов охраняют, поэтому там можно не бояться утечки.
Если вы еще работаете и боитесь, что начальство узнает о ваших планах, разместите резюме на сайте в закрытом доступе (так вы можете откликаться на вакансии, но сами компании в базе вас не найдут) или закройте свое резюме для своего работодателя (например, тот же hh.ru позволяет сделать ваше резюме видимым для конкретных компаний, в которые, само собой, не стоит добавлять вашего текущего работодателя). Другие компании будут вас видеть в поиске, а ваш нынешний работодатель нет. Все это можно сделать в настройках доступа.
О том, что и как нужно заполнять в резюме, мы поговорим в следующей главе. Здесь же еще добавлю несколько важных моментов.
Если вы разместили резюме и думаете, что можно не смотреть вакансии, потому что вас и так легко найдут, спешу вас разочаровать. На самом деле крупные компании редко ищут кандидатов по базе, смотря в основном отклики на размещенные вакансии (если речь не идет о каких-нибудь узких специалистах типа программиста на специфическом языке), поэтому откликаться нужно постоянно. Как минимум потому, что доступ к базе кандидатов – это отдельные деньги и многие работодатели ограничиваются лишь оплатой размещения вакансий. Во-вторых, поиск по базе данных – дело очень трудозатратное, а вот выхлоп при этом невысокий. Часто люди располагают свое резюме в определенных разделах, не имея при этом нужного опыта и навыков или вывешивают их для поднятия самооценки, не планируя реально менять работу, поэтому холодный обзвон лишь отнимает у рекрутера время. Нередко и крупные компании считают себя слишком крутыми, чтобы искать кандидатов по базе, полагая, что к ним и так должна выстроиться очередь. Опять же, по моему опыту рекрутера, кандидаты, которые не сами откликнулись на вакансию, нередко просто не приходят на собеседование.
В общем, хотите найти работу – откликайтесь на вакансии. Если вы не крутой специалист, которых на рынке труда днем с огнем не сыщешь, звонить вам просто по размещенному на сайте резюме без отклика, скорее всего, будут только компании с такими условиями работы, что на них откликаться никто не хочет.
Опять же, добавлю: присылать резюме лучше через специализированные сайты по трудоустройству. Нередко на сайтах крупных компаний есть раздел «Работа» с кнопкой отклика или адресом почты. Так вот, через них потеряться легче. Потому что, как правило, туда попадает очень много разных непрофильных резюме и их просмотр не очень удобен для рекрутера. Опять же, в компаниях с крупной сетью филиалов все эти резюме могут стекаться в некий общий центр и потом до конкретных городов даже не доходить.
Знаю, что до сих пор есть такая установка, что, если хочешь найти работу, нужно позвонить в компанию и узнать все по телефону. Я лично не советую тратить время на звонки, если у вас нет конкретных вопросов. В 90% случаев вас просто попросят прислать резюме, если вы, конечно, не претендуете на вакансию типа грузчика либо если в компании такие условия, что они реально зовут всех (но нужна ли вам такая компания?).
Еще упомяну про один момент. Не забывайте, что у вас есть друзья/родня/знакомые, которые могут работать в хороших компаниях и порекомендовать вас своему начальству. Не бойтесь использовать такие связи. Если ваш знакомый на хорошем счету и может вас позвать на открытую вакансию, работодатели вполне готовы рассматривать таких кандидатов. Во многих компаниях есть программы «Приведи друга», когда сотрудник за приглашенного знакомого получает дополнительную премию. Единственный момент – многие компании не любят брать в один отдел близких родственников (муж-жена, отец-сын и т.п.), особенно если речь идет о работе с деньгами и другими материальными ценностями, потому что, к сожалению, бывают ситуации, когда возникает семейный подряд, занимающийся мелкими хищениями, где один прикрывает другого. Но это все же частный случай. Поэтому пользуйтесь рекомендациями друзей, но не забывайте при этом, что вы ищете работу прежде всего для себя, где должно быть комфортно именно вам.
Итак, подводим итог. Если вы определились, что собираетесь менять работу, основное, что вам нужно сделать, – составить резюме, разместить его на специализированных сайтах и начать откликаться на вакансии.
В следующих главах мы с вами как раз и обсудим, как подготовить резюме и на какие предложения о работе стоит обращать внимание, а от каких бежать, как от огня.