Во всяком случае у меня они есть. Мы с мужем решились на первого ребенка на полпути между 30 и 40 годами после нескольких месяцев раздумий и колебаний. Наш опыт личного общения с новорожденными ограничивался на тот момент четвертью часа. Как чаще всего и бывает, вся наша подготовка свелась к посещению занятий для будущих родителей. Да еще к изучению рынка подгузников, детской одежды и средств передвижения (мы заядлые велосипедисты и купили ребенку беговел одновременно с малышковыми качельками). Как растить младенца, нам никто особо не рассказывал. Правда, в отличие от большинства будущих мамочек я хотя бы редактировала книгу «Правила развития мозга вашего ребенка», откуда почерпнула немало полезного. Но никакая книга не подготовит к тому, что это такое на самом деле – новорожденный ребенок у вас на руках, плачущий или агукающий. У нас было полно вопросов. Есть они и сейчас.
Всем родителям, кого я знаю, пришлось что-то преодолевать. Это общие трудности, при всем различии в деталях. Как обеспечить будущему ребенку все самое лучшее во время беременности, даже если будущей маме не хочется сильно себя ограничивать. (Первое, что приходит в голову, – отказ от вина и кофе.) А дальше… Сон. Как успокоить ребенка. Как накормить. Сон. Выход из дома с ребенком. Как исхитриться немного отдохнуть. Стимуляция развития мозга ребенка. Как поддерживать дружеские связи. Сон. Цифровые устройства. Приучение к дисциплине. Сон.
Мы с мужем ничем не отличаемся от любых нормальных родителей. Дочка удивляет нас, радует, огорчает и озадачивает. Когда она ставит перед нами очередной «неразрешимый» вопрос, я принимаюсь искать ответ.
Я опрашиваю подруг. Советуюсь с мамой. Роюсь в Интернете. Муж закатывает глаза, но мне-то хочется учесть все точки зрения! А что в итоге? Бескомпромиссные взаимоисключающие заявления (от «Лучшая штука на свете!» до «Совершенно бесполезно!»), туманные педагогические статьи и пустопорожняя болтовня на форумах.
Тогда я кидаюсь просматривать публикации по умственному развитию и воспитанию детей, которых накопилось немало за время работы над «Правилами развития мозга вашего ребенка» и книгой, лежащей перед вами. Я штудирую научные исследования, продираясь сквозь заумь («Говоря вкратце, метод траекторий охватывает все доступные данные по развитию ребенка и соотносит индивидов с точками траектории согласно закону апостериорной вероятности»). Если у вас уже есть ребенок, вы только усмехнетесь с высоты своего опыта: «Как можно говорить так долго и сказать так мало?!»
И вот что приходит мне в голову: как было бы здорово иметь одну книгу, простую и доходчивую, удобную в использовании – подборку лучших, проверенных советов для родителей, согласующихся с мнением ученых! Эта книга перед вами.
Почему я решилась взяться за ее написание? Я не ученый-невролог и не специалист по детскому развитию. Но 15-летний опыт журналистской работы помог мне выжать из научных трудов самую суть и выразить ее нормальным языком – ведь замотанным родителям некогда продираться сквозь дебри. Я дополнила текст историями из собственной жизни. У меня не такой уж богатый и не самый универсальный опыт, но надеюсь, что мои зарисовки – забавные и любопытные, вдохновляющие и предостерегающие – найдут отклик в вашем сердце. Из подобных впечатлений и слагается опыт всякого родителя.
Я ограничилась первыми пятью годами жизни ребенка, поскольку это период колоссальных изменений. По способности к передвижению, членораздельной речи, сопереживанию и по моторным навыкам 30-летний человек не отличается от 31-летнего. Но сравните годовалого ребенка и двухлетку. Какая громадная, потрясающая, непостижимая, фантастическая разница! В эти пять лет мозг человека развивается более чем на 90 %.
Итак, первые годы жизни исключительно важны. Именно в это время мы закладываем фундамент жизненного успеха ребенка. Кроме того, мы формируем собственные представления о том, что значит быть родителем, – свою родительскую философию, значимость которой будет сохраняться еще долго после того, как малыш перешагнет пятилетний рубеж. Эта книга охватывает стороны жизни, одинаково важные и в два года, и в пять лет, и в пятнадцать, и в пятьдесят. Любовь, речь, игра, взаимодействие, дисциплина, движение, умение успокаиваться – это касается любого человека.
Книга опирается на научные исследования. Я не стала перегружать текст цитатами из них, но вы можете ознакомиться с полным списком на сайте www.zerotofive.net. Научные методы поиска ответов на вопросы учитывают все параметры и максимально объективны, так что лучшего руководства просто не может быть.
Тем не менее исследования по общественным наукам – не истина в последней инстанции. Приведу пример. Ученые хотят выяснить, скажем, становятся ли дошкольники умнее благодаря занятиям музыкой. Проводится рандомизированное контролируемое исследование – золотой стандарт в этой сфере. Половина детей случайным образом отбирается в экспериментальную группу – эти дети будут заниматься музыкой, а вторая половина остается в контрольной группе – без музыкальных занятий. Обе группы детей проходят тесты на проверку умственных способностей до начала занятий и по окончании обучения. Надежны ли полученные результаты?
У подобного исследования будут следующие переменные параметры: общее число детей, которых ученые смогут охватить экспериментом, характер обучения, личность педагога, продолжительность обучения в неделях или месяцах, его частота и интенсивность. И это еще не все! Сколько детишек выпадет из исследования до его завершения? Сколько времени пройдет между окончанием обучения и повторным тестированием детей? Какими тестами воспользуются ученые? Насколько сумеют исключить возможное влияние на результаты дополнительных факторов (самые очевидные – доход и интеллектуальный уровень родителей)? Согласуются ли полученные результаты с данными предыдущих исследований? Этот список можно продолжить.
Суть в том, что даже самые достоверные, проверенные-перепроверенные результаты совершенно не обязательно будут описывать вашего ребенка. Если исследование показало, что детям необходимо спать 14 часов в сутки, это значит, что какие-то маленькие участники эксперимента спали 11 часов, а какие-то все 15. В отчете о результатах фигурируют средние цифры, и любой конкретный ребенок может отклоняться от статистических данных.
Все дети неповторимы, как и все родители. Поэтому можно последовать совету и получить противоположный результат – или не последовать, но в итоге получить то же самое. Все, что остается, – пробовать и подбирать то, что подойдет именно вашему ребенку.
Возможно, вы только ищете верный путь, а может, уже нашли его, но нуждаетесь в поддержке, чтобы с него не свернуть. В любом случае эта книга, надеюсь, послужит вам руководством. Разумеется, не обязательно прислушиваться ко всем 70 советам. Главный из них такой: когда родится ребенок, постарайтесь, насколько возможно, расслабиться!
Я знаю, что у каждого вертится на языке множество вопросов. Но, работая над этой книгой, я нашла, пожалуй, универсальный ответ – и оказалось, мы все давно его знаем. Чтобы быть хорошим родителем, нужно чутко откликаться на потребности ребенка, быть с ним не только телом, но и душой, много общаться, твердо, но благожелательно требовать соблюдения дисциплины. Что еще? Побольше обнимашек и… здоровый сон. Все остальное – мелочи!
Этим важным вещам и посвящена наша книга. Пусть она станет для вас помощником, вместе с которым вы воспитаете замечательного ребенка: умного, счастливого, социализированного, эмоционально здорового, нравственного, пытливого и любимого.