На каждом этапе нашего пути к внутренней свободе необходимо сохранять перспективу. Нужно постоянно иметь под ногами твердую почву, все время возвращаясь к осознанию того факта, что вы есть, что вы знаете и всегда знали это. Но вы не можете сосредоточиться на данном факте, потому что ваше внимание слишком поглощено тем, что происходит как внутри, так и снаружи вас. Вы теряетесь в объектах сознания, вместо того чтобы сосредоточиться на его источнике. Духовное пробуждение заключается в освобождении сознания от пут объектов сознания. Для этого необходимо понимать природу его объектов, с которыми вы имеете дело каждый день.
Начнем наше исследование с восприятия внешнего мира. То, что вы воспринимаете с помощью своих органов чувств, занимает важное место в ваших повседневных переживаниях. Каждый день на вас обрушивается нескончаемая лавина информации в форме зрительных образов, звуков, запахов, вкусовых и тактильных ощущений. Если мы хотим исследовать свое внутреннее сознательное «я», нам нужно постараться лучше понять внешний мир, поскольку он составляет очень важную часть нашей жизни. Что на самом деле существует вне нас, откуда это берется и какова наша истинная взаимосвязь со всем этим?
С изучения взаимосвязи с окружающим миром мы и начнем. А конкретнее, начнем с утверждения, с которым вы вряд ли согласитесь: некий фрагмент жизни, который вы наблюдаете прямо сейчас, не имеет к вам абсолютно никакого отношения. Прежде чем вы выразите свое несогласие, просто сосредоточьтесь на нем. Ничего не делайте. Не медитируйте, не пытайтесь вызывать в себе позитивный настрой. Просто наблюдайте. Теперь посмотрите налево – перед вами совсем другой кадр. Посмотрите направо – и увидите еще один. Они существовали до того, как вы обратили на них внимание, и продолжат существовать после того, как вы отвернетесь. Сколько прямо сейчас существует в мире фрагментов жизни, на которые вы не смотрите? А как насчет всей Вселенной? Вы должны признать, что все эти моментальные кадры не имеют к вам никакого отношения. Они существуют сами по себе и взаимосвязаны со всем, что их окружает. Не вы их создали, и не вы заставляете их приходить и уходить. Они просто существуют. Некий фрагмент жизни, наблюдаемый вами в текущий момент, – это просто еще один фрагмент Вселенной, который существует, даже когда вы на него не смотрите. Он совершенно безличен.
Тем не менее вам этот кадр безличным не кажется; напротив, он кажется очень даже личным. Вот почему он может быть источником стольких проблем. Вы страдаете оттого, что этот фрагмент не такой, как вам хотелось бы, и радуетесь, когда он соответствует вашим предубеждениям. Как мы увидим в последующих главах, это происходит из-за того, что вы привносите в наблюдаемый фрагмент что-то свое, субъективное – то, что не является неотъемлемой частью самого этого кадра жизни. Все фрагменты Вселенной – просто фрагменты Вселенной; именно вы привносите в безличные кадры свои субъективные предпочтения и предубеждения, благодаря чему они начинают казаться вашими личными.
Это наш первый опыт осознания того, как трудно бывает отрешиться от привычного взгляда на вещи. Мы вполне готовы признать: то, что сейчас происходит в Тимбукту, не имеет к нам никакого отношения. Точно так же у нас нет проблем с признанием того, что кольца Сатурна, большая буря на Юпитере и пески Марса не имеют к нам никакого отношения. Другими словами, более 99,99999 процента Вселенной не имеют к нам никакого отношения, но оставшиеся 0,00001 процента каким-то образом касаются нас. Это та самая часть мира, которая находится перед вами в данный момент. Вы смотрите на нее – и она перестает быть частью безличной Вселенной и становится чем-то лично вашим.