В тридцать раз больше пришлось заплатить государству злоумышленнице, чем было у нее в свертке с деньгами, оставленном на столе федерального служащего.
…Как говорится, не сошлись концы с концами в финансовой деятельности одной из управляющих компаний города Бийска, где бухгалтером в том году работала пенсионерка Раиса Курбанова.
Образовался немалый долг, возвращать который требовалось по закону.
В рамках сводного исполнительного производства должника, судебным приставом-исполнителем было выписано постановление:
«О незамедлительном предоставлении руководством управляющей компании сведений о расчетных средствах предприятия, а также обо всех счетах, если они были открыты на это юридическое лицо в каком-либо кредитном учреждении».
Больше недели прошло после того, как бухгалтеру Курбановой стало известно о предъявленных требованиях:
– Пора было сообщать запрашиваемые данные.
А вот этого ей очень не хотелось. Но, как не оттягивай неприятную процедуру, волей-неволей пришлось счетному работнику идти в отдел судебных приставов.
Только отправилась туда пенсионерка не с пустыми руками. Прихватила с собой не только требуемые данные, но и небольшой сверток, сооруженный с помощью обычного листа белой канцелярской бумаги.
Разговор занял не так уж много времени.
Сообщив все, о чем её тогда спросили, посетительница отправилась восвояси. Но перед самым своим уходом, проявив крайнюю осторожность, чтобы не быть схваченной за руку на месте преступления, она незаметно оставила на столе подношение.
Когда затея удалась, она стала полагать:
– С того момента все ее проблемы будут решены, и хозяин кабинета не примет, как он намеревался, мер по обращению взыскания на денежные средства управляющей кампании.
Уже после ухода бухгалтера юридического лица, находящегося в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обнаружил у себя на столе посторонний предмет.
Развернув чужой сверток, федеральный служащий увидел в нем, прямо перед собой стопку денег.
В тот же день Раиса Курбанова, довольная, было, исполненным умыслом дать взятку должностному лицу, неожиданно получила по телефону предложение:
– Снова явиться туда, где была накануне.
При этом поводов расстраиваться у нее не было. Наоборот, взяточница посчитала:
– Осталось просто уточнить детали того, как чиновник «отработает своим бездействием» полученную взятку.
Вот почему, работница управляющей компании уже не оттягивала, как прежде, с визитом в отдел судебных приставов. Уже на другое утро она оказалась среди первых у кабинета судебного пристава-исполнителя. И вошла к нему уже без прежней робости, рассчитывая на успех предпринятого шага.
Однако, прямо с порога, встречена была, что называется, не ласково. Федеральный служащий велел забрать обратно сверток, который был ею забыт у него на столе.
Курбанова, судя по всему, только теперь серьезно расстроилась.
Да и то, лишь за то, что:
– Наступил крах всем ее радужным надеждам по сокрытию счетов предприятия, где работала.
Уже потеряв всякую осторожность и нисколько не думая о последствиях, она протянула руку за вчерашним свертком, знакомо упакованным в белый листок канцелярского формата.
Свои деньги в свертке посетительница забрала и спрятала в собственную сумочку. Но уйти без проблем ей уже не удалось.
Распахнулась дверь и в ее проеме показались сотрудники правоохранительных органов, предъявившие санкцию на обыск посетительницы.
Как оказалось, накануне, получив от судебного пристава-исполнителя сообщение о попытке дать ему взятку, полицейские прибыли на место происшествия и обнаружили в свертке крупную сумму денег.
При пересчете оказалось, что в качестве взятки злоумышленница оставила после себя пять тысяч рублей – пятью купюрами.
Вот только уличить ее сразу не далось:
– Так как Курбанова ушла прежде, чем ее деньги были обнаружены.
И теперь следовало это сделать с применением всех возможных технических средств, применяемых в таких случаях.
Вначале все купюры были переписаны по номерам и сериям. Составлен протокол по их изъятию. Затем стопку денег вновь завернули в прежнюю бумагу, как было:
– В точном соответствии с планом оперативного эксперимента, разработанного с тем, чтобы с поличным задержать женщину, подозреваемую в совершении тяжкого преступления.
Кроме того, в кабинете установили записывающую аппаратуру, так что, весь новый разговор федерального служащего с бухгалтером управляющей компании происходил под контролем сотрудников МВД.
Действия Раисы Курбановой были квалифицированы:
«Как покушение на дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо, обстоятельствам».
Но если еще прежде минимальным наказанием за такое преступление был штраф от 2500 рублей, то к той поре вступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменений в УК РФ, КоАП РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Так что были предусмотрены штрафные санкции, кратные сумме коммерческого подкупа или взятки.
Раиса Курбанова постаралась смягчить свою участь. И это ей удалось. Были учтены такие, смягчающие вину, обстоятельства, как раскаяние в содеянном преступлении, явка с повинной, активное способствование раскрытию нарушения закона, состояние здоровья и то, что прежде она не привлекалась к уголовной ответственности.
Суд назначил Раисе Курбановой наказание в виде штрафа в размере тридцатикратной суммы взятки – 150 тысяч рублей, который должен быть выплачен осужденной в доход государства.