Лиза сидела с приехавшим на проверку топ-менеджером за лучшим столиком в зале. Они отлично отобедали. Руководитель выглядела довольной и обедом, и ходом проверки в целом.
Автомобиль уже заведён. Пора возвращаться в офис.
Официант принёс счёт. Лиза попыталась оплатить его картой, но от ответа «Недостаточно средств» её бросило в жар. Она покраснела. Затем достала из сумочки бумажник и, выудив из-под обложки сложенную пополам двухтысячную купюру, протянула её официанту.
Проверяющая сделала вид, что не заметила конфуза, и удалилась в дамскую комнату.
Лиза открыла приложение, проверила баланс карты. Даже овердрафт исчерпан. И когда только она успела в него влезть?! И когда она только успела потратить все деньги на представительские расходы?..
Это как в шутке: «Почему в конце зарплаты остаётся ещё так много месяца?»
Горько осознавать, что ты становишься живым воплощением такого анекдота. Обидно получать хорошие деньги, спускать их за неделю-другую, а потом выживать на оставшиеся крохи, изображая при этом полное удовлетворение жизнью.
Она ещё раз взяла в руки смартфон. Открыла приложение. С чего она взяла, что что-то может измениться?.. Глупо. Снова зашла в историю платежей. Усмехнулась.
Лиза никогда не следила за своими расходами. Ей это попросту не было нужно. Сначала её обеспечивали родители, потом муж. А вот теперь, после громкого развода, ей приходится приспосабливаться, учиться жить заново.
Она положила гаджет на стол, запрокинула голову и закрыла глаза.
Топ-менеджер вернулась и предложила выезжать. Лизе ничего не оставалось, как растерянно пожать плечами и, спешно собрав портфель, отправиться за боссом.
Оставалось надеяться лишь на то, что проверяющая не придаст этому эпизоду значения и не догадается, что проверять нужно было бухгалтерские документы, а не отдел продаж…
Диагноз Доктора Профита
«Гипертрофированная потеря контроля: расстройство финансового поведения на почве интоксикации избыточным уходом в анамнезе».
Нередко люди совершенно не контролируют свои траты. Они попросту недооценивают важность такого учёта.
Посмотрите на проблемы с неочевидных углов и разберите те причины, по которым чаще всего вы бросаете вести учёт своих расходов. И речь пойдёт не о банальной истине, что контроль позволит удержаться в рамках заложенного бюджета. Как аналитический инструмент учёт расходов не интересует.
Систематический учёт расходов способен дать исчерпывающую информацию не только о том, на что потрачена та или иная сумма, но и о том, сколько стоила та или иная покупка, позволяя моделировать (прогнозировать) будущее.
Проще говоря, при регулярном учёте вы точно будете знать, какую сумму следует запланировать на оплату страховки, налога на авто в следующем году или плановую закупку перед учебным годом.
Кроме того, учёт расходов поможет вам контролировать прогресс достижения своих целей, просто подставляя полученные за месяц данные в свой финансовый план. А это уже мотивационная составляющая. Поверьте: после пары месяцев «в молоко» вы волей-неволей возьмёте себя в руки и уж точно не выйдете за рамки бюджета.
Именно из-за непонимания вышеперечисленных бонусов учёта 75 % начавших его вести бросают эту затею уже спустя два-три месяца. В то время как именно квартальные данные дают наиболее приближённый к реальности аналитический материал.
Как же правильно вести учёт и не сорваться?
Ведите учёт ВСЕХ без исключения трат.
Придумайте не более пятнадцати категорий, к которым можно будет отнести разные виды расходов, – так удобнее.
Не делайте слишком много категорий, в противном случае вы просто «утонете» в цифрах, отказавшись от этой затеи.
Следите за тем, чтобы категория «Иное» не занимала в вашем бюджете половину расходной части.
Запомните, что в системе учёта нет места для категории «Не помню на что».
Выберите удобный именно вам способ учёта.
Это может быть мобильное приложение или таблица в компьютере. Все зависит от ваших личных предпочтений. Также не возбраняется комбинировать оба варианта. Например, вести в телефонном приложении повседневный учёт, а в компьютерную таблицу вносить данные за неделю или месяц.