Глава 1 Что внутри – то и снаружи

КАК ОСОЗНАННОСТЬ ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО НАШЕЙ ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ. ЗА СЧЕТ КАКИХ МЕХАНИЗМОВ МЫ ВЛИЯЕМ НА ЖИЗНЬ. ПОЧЕМУ НАШИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА ВЛИЯЮТ НА МИР ВОКРУГ, И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ.

Мне было лет пять или шесть. Я лежала в кровати и глядела на мамину спину. В комнате было темно, а мама сидела за столом, освещенным прикрытой тканью настольной лампой, и писала свою диссертацию по химии. Я все никак не решалась заговорить. В какой-то момент отчаяние победило, и я обратилась к спине:

– Мама!

– Да?

Она встала из-за стола и подошла ко мне.

– Мама, я не хочу жить, – тихо и быстро сказала я наконец, выдавив из себя эти вязкие слова.

– Почему? – удивилась мама, присаживаясь на край моей постели.

– Я не знаю… Мне просто не нравится.

Тогда я не могла объяснить, что мне не хватает любви, радости, тепла, причем не только в семье, но и среди детей и воспитателей. Не хватает искреннего собеседника, которому я могла бы доверять, который выслушает и согреет ободряющим словом.

Конечно, у меня были друзья – и мы с ними шумно носились по двору; были интересные книжки – ими была заполнена вся квартира; и были папа с мамой, которые любили меня и друг друга как умели.

Но в тот момент, ночью, во мне была пустота, как будто облака заволокли небо, а потом, рассеявшись, унесли с собой звезды.

Быстро преодолев замешательство, мама взяла меня за руку и стала уговаривать:

– Доченька, ну как же ты не хочешь жить? Вот завтра ты проснешься, а на улице будет весна, яркое солнышко, зеленая травка. И ты хочешь остаться без всего этого?

– Не хочу, – немного подумав, согласилась я.

По тому, как быстро я дала себя уговорить, я понимаю теперь, что это была уступка. И вопрос, для чего я осталась тогда жить, не покидал меня долгое время.

Но незаметно сомнение моего детства переросло в любопытство юности, затем в наблюдательность молодости, чтобы стать философией в зрелости. Я полюбила жизнь за ту энергию и огонь, которые в ней есть, за радость маленьких и больших открытий, за бесконечные превращения и безграничные возможности, за то, что она дала мне познать служение и любовь к себе, к людям и к творящей Вселенной.

Спасибо тебе, мама, за эту спасительную ниточку из зеленой травы и весеннего солнца! Я люблю тебя.

Что такое осознанность

Тогда, в далеком детстве, я не знала, что означает слово «осознанность». Но если бы кто-то уже тогда поговорил со мной о том, зачем мы живем, в чем заключается моя личная задача и как управлять своей жизнью и отношениями, мне стало бы намного легче – даже в мои пять лет.

Я бы знала, что мне предстоит научиться управлять своими состояниями и радоваться жизни, несмотря ни на что; самой создавать отношения, а не ждать поддержки извне; распознавать свои жизненные уроки и открывать смыслы жизни. Но этот путь мне предстояло пройти самостоятельно – путь поиска ответа на вечный вопрос «Зачем я живу?».

Эта книга написана человеком, который переживает все то же, что и вы, дорогие читатели, отчего ценность опыта, моего и моих клиентов, которым я с вами поделюсь, только больше. Одно дело, когда свой «багаж» описывает человек изначально просветленный. Другое – когда это простой смертный, которому ведомы все муки продирающегося через тернии сомнений и одиночества, но нашедшего способ стать счастливее, радостнее и сделать свою жизнь более наполненной.

ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ОСОЗНАННОСТЬ.

Это управление своими мыслями, чувствами, ощущениями и поведением, своей энергией, чтобы направлять свою жизнь в нужное русло.

Осознанность неожиданно стала модной темой. Почему все вдруг бросились осознавать себя? Потому что поняли, как сильно это влияет на качество нашей жизни.

А что такое качество жизни? Это и амбициозность желаний, и степень их реализации, и наши гармоничные отношения с собой, миром, другими людьми. Это понимание, как мы можем управлять собой и создавать тот мир, в котором мы хотим, выбираем жить, а не вынуждены.

Многие книги об осознанности посвящены практикам медитации, то есть наблюдениям за своими состояниями. Современному человеку знание, как использовать практики наблюдения за собой, как стать спокойнее, счастливее и осознаннее с их помощью, необходимо. Однако умение наблюдать— еще далеко не все. Ведь осознанная жизнь подразумевает еще и умение делать осознанный выбор, ставить осознанные цели.

И тут нам помогают навыки, которые мы можем освоить и закрепить в процессе личностного развития. Их можно назвать практикой осознанности. Во-первых, это умение правильно ставить цели и мечтать для получения желаемых вещей и ощущений. Во-вторых, умение понять, почему с нами случаются те или иные нежелательные ситуации; а главное – что́ мы должны в этой связи изменить в себе и что нужно развивать, чтобы неприятных событий стало меньше или не было вообще. Ведь многие из этих событий являются нашими жизненными уроками.

Скажем, у вашего дома прохудилась крыша. Что вы будете делать? Конечно, полезно понаблюдать, откуда в дом попадает дождевая вода, но не менее полезно залатать эту дыру. А еще можно захотеть построить себе новый дом. Все три составляющие важны: и наблюдение, и изменение ситуации, и создание нового.

Основание пирамиды на схеме «Уровни осознанности» – телесные проявления, а ее вершина – вопросы «зачем, ради чего». Каждый уровень играет огромную роль в осознании себя и мира, которое дает нам настоящую силу, и каждый требует внимания (рис. 1.1).


Рис. 1.1


Как осознанность может повлиять на качество вашей жизни?

Расскажу истории трех своих клиентов.

История первая — про уровень смысла и целей.

На днях моя клиентка, с которой мы работали четыре года назад, планирующая, кстати, теперь это продолжить, рассказала мне удивительную историю.

– Помнишь, раньше я работала руководителем ИТ-департамента? А потом, для получения другого опыта, я пошла управлять работой с ключевым клиентом. Мне достался сложный клиент – большая торговая сеть. И поначалу я все думала, что же с ним делать. Потом вспомнила, чему мы с тобой учились, и сказала себе: «Если жизнь доверила это мне, значит, я точно смогу». И я поставила себе цель – на 57 % повысить продажу шоколада наших марок у клиента.

– Это очень амбициозная цель, практически нереальная, – удивилась я, зная, как сложно идут продажи на падающем рынке.

– А то! И что ты думаешь? В конце года смотрю – а рост ровно 57 %! Не 55, не 58, а 57! Я даже не удивилась, я ведь горячий сторонник твоего метода достижения целей!

– Ух ты! Здорово! Горжусь тобой! И каково тебе было в этой роли?

– Сложно, ты же знаешь о моей патологической честности. А в продажах честность – не всегда уместное качество. Зато потом, когда клиент проникся ко мне доверием, мы с ним такие проекты делали!.. Они-то и повысили продажи.

Казалось бы, что такого? Ну реализовал кто-то бизнес-цели, ну угадал случайно цифру… Нет, это не случайность. Среди моих клиентов есть и те, кто масштабировал бизнес в несколько раз, и те, кто начал заниматься любимым делом, – в общем, те, кто добился поставленных количественных и качественных целей. Это происходит, потому что человек учится точно знать и формулировать, чего он хочет и зачем, и убирает все мешающие мысли и установки.

История вторая – про уровень действий и отношений.

В корпоративном коучинге была у меня клиентка Наташа, которую очень раздражала ее коллега Маша. Работая, они исполняли смежные функции и должны были согласовывать свои действия. Маша хотела, чтобы Наташа следовала ее рекомендациям, а Наташа – чтобы Маша делала все согласно ее замыслам. Мы с клиенткой разобрали этот случай и выяснили, какие ее качества «отражает» Маша, в чем они похожи. Осознав, зачем этот человек в ее жизни и что́ сама Наташа должна изменить в себе (нетерпимость к идеям других, сложности с установлением доверия, заносчивость), она попробовала встать на сторону коллеги и почувствовать себя ею. Затем я попросила Наташу полюбить Машу, то есть принять все ее качества, а особенно те, которые раздражают. Уже на следующий день Наташа радостно поведала мне, что случилось «чудо»: их отношения наладились, и вскоре девушки стали прогуливаться по офису под ручку, мирно обсуждая рабочие вопросы.

Осознанность помогает не только в достижении целей, но и в выстраивании отношений.

История третья – про уровень осознанных мыслей.

Почему-то, когда человек по-настоящему меняет установки, изменения происходят уже на следующий день. Слова про «следующий день» я слышала так много раз, что поверить в случайные совпадения невозможно.

Седьмого марта мы работали с клиенткой Машей над установками «Жизнь трудна» и «Изменения опасны». Обычная история: желание встать на подготовленную заранее почву, а еще лучше – хорошенько там окопаться; страх изменений, которые привносят в ее проекты коллеги, жизнь. Меняем установку на «Жизнь легка» и заодно на «Изменения – это классно!».

Видимо, хорошо поработали. Потому что в тот самый «следующий день» (на который пришлось Восьмое марта) Маше неожиданно привезли пять шикарных букетов цветов.

Оказалось, ей должны были доставить букет от мамы, которая живет в другом городе. И вот Маше привозят большую охапку красивых мелких розовых нераскрывшихся орхидей вперемешку с зелеными мини-хризантемами, тоже в бутонах. Клиентка моя, конечно, благодарит маму и показывает ей цветы по скайпу. Тут выясняется, что букет доставили не тот, какой заказывала мама. И компания, в знак извинения, привозит другую цветочную композицию на замену. Но первый букет тоже оставляет. Когда моя клиентка приняла цветы, заказанные мамой, курьер сказал: «Подождите, я сейчас», – и принес еще два великолепных букета – из тюльпанов, мимозы, роз, ирисов. Затем снова исчез – чтобы вскоре поставить у ее ног огромную корзину с орхидеями. Девушка пробовала протестовать: «Я этого не заказывала, остановитесь», – но он подтвердил: «Это точно вам. Примите наши извинения! С праздником!»

Вот бы он еще добавил: «А вы говорите, жизнь трудна и изменения – это плохо!»

Так и началась у человека новая жизнь: в цветнике и с новыми установками.

А через день компания привезла ей еще один букет и три коробки конфет. Девушка уже даже не протестовала. Жизнь ведь легка и изменения – для нас!

ОСОЗНАННОСТЬ ПОМОГАЕТ НАМ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ В КАЖДОМ МОМЕНТЕ,

проживать более яркую, насыщенную, радостную жизнь.

Как только меняется мышление, меняется и жизнь человека.

«Чудеса», – скажете вы. «Жизнь», – отвечу я вам. Нет чудес – есть законы жизни.

В вашей жизни происходит ровно то, что происходит в вашем сознании. И менять нужно прежде всего ваши мысли, эмоции, ощущения.

Но чтобы произошли изменения, надо приложить усилия. Поэтому осознанная жизнь – это труд, работа над собой и своим сознанием, которая всегда дает свои плоды.

Хорошая новость заключается в том, что множество изменений происходит только за счет перемен в голове, где вам нужно создать правильную систему мыслей, а также за счет правильной работы с собственной энергией. А это значит – нужно четко понимать, что́ вы хотите от мира и что́ он хочет от вас, над чем в своей жизни вы работаете и какой вклад вносите. И транслировать это через себя.

Что же может осознавать каждый из нас и как это может повлиять на качество нашей жизни?

Во-первых, смыслы и цели. Чего я хочу? Зачем оно мне? Зачем я живу? Зная это, человек будет получать от жизни именно то, что он хочет. Он будет удовлетворен жизнью, понимая, зачем и почему с ним происходят те или иные события и для чего он живет.

Во-вторых, действия. Что и почему я делаю, к чему это приводит? Так человек может выбирать делать то, что ведет к лучшему результату.

В-третьих, мысли. О чем я думаю, о чем я выбираю думать? Знания о том, как это влияет на нашу жизнь, показывают, почему важно оставлять только правильные мысли.

В-четвертых, это чувства. Что я чувствую? Почему? Что я выбираю чувствовать? Именно чувства определяют, какими красками для нас окрашивается мир. Управлять ими – означает направлять себя к радости и спокойствию.

И в-пятых, это наши ощущения в теле. Что я ощущаю, что происходит с моим телом и энергией, что я выбираю ощущать? Мы можем осознанно выстраивать работу с нашими ощущениями, нашим телом и здоровьем.

Схема «Уровни и практики осознанности» показывает, в каком направлении строится работа на каждом уровне (рис. 1.2). В этой книге вы найдете примеры, упражнения, практические советы для всех уровней.


Рис. 1.2


Рис. 1.3


Интересно, что осознанность в последнее время – модный тренд в сфере не только личностного, но и корпоративного развития. Многие организации стали обучать осознанности своих сотрудников. И это только начало, ведь компании поняли, что осознанный человек гораздо эффективнее. Почему это так, понятно из схемы «Осознанность на работе» (рис. 1.3).

Проходя обучение стратегическому планированию на курсе уважаемого британского консультанта, я навсегда запомнила его замечательную фразу: «Суть нашего ремесла проста: расширяйте картину, фокусируйтесь на главном и ничего не бойтесь!» Давайте расширим картину и для начала поймем, как мы можем влиять на огромный мир своим скромным существованием и как этот мир влияет на нас.

Физические поля человека

Если вы хотите познать секреты Вселенной, мыслите единицами измерения энергии, частоты и вибрации.

Никола Тесла

Прежде всего, разберемся, как устроено Зеркало Жизни, почему все, что вокруг нас, – это мы сами, отражение нашего внутреннего состояния.

Понимание того, как мы влияем на мир, – один из главных компонентов осознанности. Ведь она предполагает, что мы знаем себя, осознаем наши мысли, чувства, ощущения: можем проследить за ходом своих мыслей, назвать и понять свои чувства, наконец, увидеть себя в отражении зеркала.

Причем важно не только то, что мы там увидим, но и то, чего не увидим, – физические поля человека. О них, прежде всего, и пойдет речь. Это позволит лучше понять, почему реализуются желания и претворяются в жизнь мысли, как происходит наше взаимодействие друг с другом и с жизнью в целом.

Хотя в отличие от акул и собак мы, люди, этого не видим, наша мысль и наше общее состояние транслируются на огромные расстояния. Будучи биологическим и физическим объектом, мы сами пропускаем и излучаем волны в разных диапазонах.

Советские исследователи, физики (академик, член президиума РАН Юрий Васильевич Гуляев, друг нобелевского лауреата Жореса Алферова; и его коллега, доктор физико-математических наук, профессор Эдуард Эммануилович Годик, в 1990–1993 годах директор Центра биомедицинской радиоэлектроники при Институте радиотехники и электроники РАН) вместе с командой биологов, медиков и психологов подробно описали этот процесс и предложили способ его измерения.

Любопытно, как началась история исследования физических полей. В восьмидесятых годах прошлого века научный институт, находящийся рядом с Кремлем, получил необычный заказ от советского правительства.

Вот что пишет о начале своей работы доктор физико-математических наук, профессор Эдуард Эммануилович Годик:

«Когда стало известно, что в Тбилиси появилась восходящая звезда в деле лечения при помощи экстрасенсорики, Джуна Давиташвили, ее пригласили в Москву, дали квартиру, устроили на работу в поликлинику Госплана… Более того, решили придать ей в поддержку Академию наук… Академии было предложено организовать серьезную Программу по исследованию „биополей“ с участием Джуны. Так экстрасенсы (да и „в народе“) называли субстанцию, через которую они бесконтактно получают информацию о пациенте и через которую они лечат…

В качестве головной организации выбрали наш Институт радиотехники и электроники. Когда замдиректора Института академик Юрий Гуляев предложил мне как физику-экспериментатору, занимавшемуся регистрацией слабых инфракрасных излучений, взяться за организацию и осуществление этой Программы, я вначале сильно сомневался… Уж очень отталкивающими выглядели эти квазинаучные термины: биополя, экстрасенсы и тому подобное. Но затем я осознал, что можно организовать профессиональное исследование феноменов, не привязываясь к „ахинее“, которую вокруг них говорят „любители“… Я принял предложение Ю. Гуляева и не пожалел об этом потом…

Мы подошли к задаче как к исследованию возможности бесконтактного информационного обмена между людьми помимо известных органов чувств. Носителями физиологической информации, в принципе, могут быть физические поля и излучения организма. Мы так и назвали Программу – «Физические поля и излучения организма человека». Ее целью была регистрация и визуализация всех возможных физических полей и излучений организма, которые могут быть промодулированы на уровне физиологии, то есть нести физиологическую информацию».

Это исследование, ставшее началом работы, и сейчас цитируется многими западными учеными. Советские ученые измерили несколько видов полей: тепловые, электрические, магнитные, радио-; инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Так, выяснилось, что длина радиоволн, которые излучает человек, вне его тела составляет 3–60 сантиметров, тепловых волн – 1–2; но у людей с особыми способностями длина тепловых волн достигает 4 сантиметров.

Для проведения независимых экспериментов были сформированы команды, каждая из которых отвечала за свой диапазон. В процессе работы было адаптировано и создано немало специальной измерительной аппаратуры. В итоге – найдены способы применения полученных данных в ранней диагностике и профилактике заболеваний, в создании специальных программ развития человека, в изучении особенностей работы мозга и таких процессов, как внимание, стрессоустойчивость и так далее.

Подобные исследования проводятся и в других странах. В наши дни впечатляющие результаты по регистрации сверхслабых излучений от биологических источников получены в Международном институте биофизики (Германия) под руководством Ф. Поппа.

В ходе исследований советские ученые отметили, что излучение человеческого тела распространяется на расстояние от одного сантиметра до полутора метров, но, усиливаясь электромагнитным полем Земли, оно может достигать ионосферы (дальше нее электромагнитное поле просто не может проникнуть). Это можно ощутить и без сложных приборов. Мы предлагаем вам ряд простых экспериментов, которые позволят вам ощутить излучение тела самим. При выполнении ориентируйтесь на приведенные ниже рисунки.


ЭКСПЕРИМЕНТ 1

Поднесите ладони друг к другу. Вы почувствуете тепло. Исследуйте свою энергию. Приближайте и отдаляйте руки (рис. 1.4, а).


Рис. 1.4, а


А потом поднесите ладонь к тыльной стороне другой руки несколько раз (рис. 1.4, б).


Рис 1.4, б


С каждым разом вы будете ощущать тепло все больше и больше. После того как вы проделаете эту практику несколько раз, тыльная часть руки будет «помнить» ощущение тепла.

Этот простой эксперимент даст вам возможность почувствовать свою энергию, прежде всего – энергию теплового излучения.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Участвуют два человека. Один вытягивает руки ладонями вверх. Другой стоит напротив и вытягивает руки ладонями вниз. Таким образом, получится, что ладони одного человека обращены к ладоням другого, располагаясь над (или под) ними.

Сначала попробуйте ощутить поток тепла от рук «оппонента». Затем один мысленно дает любовь и поддержку другому, а тот принимает.

Можете поменяться ролями: теперь второй держит руки сверху, а первый – снизу.

Этот эксперимент позволит вам ощутить энергию другого человека. И хотя на сенсорном уровне мы можем воспринимать преимущественно тепловые волны, все же упражнение дает представление о том, как мы взаимодействуем с миром посредством волн и энергии. Мы представляем собой мощный «радиопередатчик», транслирующий мысли, чувства, ощущения, даже состояние наших органов и клеток, – и «радиоприемник», считывающий информацию внешнего мира.

Почему мы излучаем мысли, чувства и ощущения? Потому что мысль – это электрохимический импульс, который формируется и распространяется в мозге, когда между нейронами образуется связь. Чувства и ощущения – точно такие же импульсы, еще менее осознаваемые, менее управляемые нами. Причем излучаются они не только головным мозгом, но и всей нервной системой. Таким образом, мы общаемся друг с другом и с миром посредством волн.

Приведу очень простой, земной пример. Допустим, вам захотелось ванильного мороженого, вы себе представили хрустальную вазочку, а в ней три прохладных сладких шарика – ароматных, желтых, с точечками ванили. Вы испытали чувство детского восторга и захотели сладкого, почувствовали вкус на языке, сказали себе «хочу ванильного мороженого». Ваш мозг сформировал образ, соединив множество нейронов в вашей голове, – и новая волна добавилась к остальным.

Она присоединилась к сложному волновому ковру, сотканному из всех прочих ваших размышлений, мыслей других людей и процессов во Вселенной. Плюс ваш мозг получил команду выделять мороженое среди других объектов и работать «на эту задачу». В итоге ваша подруга неожиданно позвала вас в кафе и предложила съесть мороженое или вы сами не удержались и купили его себе.

Так ваша мысль стала реальностью. Мозг получил сигнал, и задача включилась в программу ваших действий. Вы транслировали свою мысль вовне, и вся жизнь приняла участие в воплощении этой идеи.

Мысли, чувства и ощущения человека транслируются вовне, материализуются. А он, в свою очередь, может считывать внешний мир, то есть информацию о нем.

Понаблюдайте, и вы заметите, что ваши желания в целом склонны сбываться, а мысли – реализовываться. Особенно это заметно на примере мыслей, случайно брошенных в пространство: «А вот бы мне такую штуковину». И у вас появляется именно такая «штуковина»! Правда, иногда бывает, что вы хотите чего-то очень сильно, а этого все не происходит. О таких случаях тоже будет речь.

Если вы еще не уверены, что ваши идеи способны материализоваться, понаблюдайте за своими желаниями и мыслями, представлениями о жизни.

Я заметила, что желания сбываются, когда была совсем юной.

Мы жили за городом, путь до университета занимал два, а то и два с половиной часа в один конец. Это было очень утомительно. Как-то, проезжая мимо конечной остановки метро, я подумала: «Как здорово было бы жить чуть ближе к метро!» В то время денег на покупку или аренду жилья у меня не было. Но так вышло, что через год я стала жить именно в том районе, который отметило мое сознание. Потом, пробегая по одной из улиц Москвы, зеленой и красивой, я подумала о том же. И – вуаля! – уже через год я жила там.

Подобное повторялось пять раз.

Например, я съездила в гости к своей подруге в Голландию, мне там понравилось, и я захотела пожить там несколько лет. А позже, проходя мимо учебной части, увидела объявление о студенческом обмене с вузом Голландии! Все сложилось отлично, меня приняли в программу, и я прожила в этой стране четыре года.

Почему-то объявление было именно про Голландию, а не про любую другую точку мира! Никогда ни до этого, ни после я не видела на доске объявлений нашего факультета информации об обмене студентами.

Уже уезжая в страну тюльпанов, я случайно бросила взгляд на недостроенный жилой комплекс в Москве и подумала: «Наверное, это было бы отличное место для нашей семьи в России». И вот, когда мы вернулись и стали искать себе пристанище, мой муж из всех новостроек Москвы выбрал тот самый дом! Я была очень удивлена.

Я случайно бросала в пространство мысли и забывала об этом, а потом с удивлением понимала, что жизнь привела меня в загаданное место или осуществила сформулированное мной желание. Сейчас, зная эту закономерность, я осознанно мысленно «заказываю» то, что мне нужно в жизни, – независимо от масштабов желаемого. К примеру, я мысленно «планирую» рабочие поездки в те страны, где я еще не бывала или где мне нравится бывать.

Так, недавно мой клиент отправил меня в Мексику, где до этого я была только проездом. Мне очень захотелось поближе познакомиться с этой удивительной страной, и я загадала поездку двумя годами ранее.

Осознав, что такие совпадения не могут быть случайными, я задумалась над механизмом этого процесса: как он происходит и как им управлять. Это касалось не только постановки целей, но и отношений с другими людьми, мыслей о себе и окружающем мире.

Жизнь давала множество примеров, наглядно подтверждавших мои догадки.

Мы с моим коллегой Семеном сидели за соседними столами, в работе со счетами у нас был один банк и один операционист, но разные юридические лица. Как-то нам обоим пришли информационные письма о том, что следует получить новые электронные ключи к системе. Семен, склонный к негативным оценкам, получив сообщение, стал ворчать: «Опять эти придурки что-то выдумывают! Ничего нормально сделать не могут!» Я же отреагировала спокойно.

И вот мы почти одновременно генерируем новые ключи и отправляем операционисту. У меня все работает, а у Семена – проблемы с подключением. «Я же говорил, что они ничего сделать толком не могут!» – утвердился он в своем мнении. «А я же говорила, что мысли материальны: у меня все почему-то работает, а у тебя – нет», – засмеялась я. Семен серьезно задумался.

Почему так происходит?

Что представляет собой мысль с естественнонаучных позиций? Мозг человека – это 85 миллиардов нейронов. Физически они не связаны, но когда мы думаем, они выбрасывают крошечное количество химического вещества, нейротрансмиттера, которое становится проводником между нейронами. Устройство нейрона очень сложное, поскольку он должен поддерживать свою «жизнь», получать, обрабатывать и передавать сигналы (электрические импульсы, информацию). И у каждого нейрона имеются тысячи входов (синапсов).

Синапс (Synapsis) – это место стыка на выходе одного нейрона и входе другого, в котором происходит усиление или ослабление сигнала.

Каждый синапс индивидуален. Он может либо усиливать, либо ослаблять проходящий через него сигнал. То есть говорить либо «да», либо «нет». Полутона и компромиссы – это уже вопрос сложной комбинации сигналов. Поэтому человек мыслит, развивается, учится через противоположности: «жить или не жить», «люблю или не люблю», «добро или зло» и другие. Такой тип мышления обусловлен строением нашего мозга и принципами передачи сигнала.

То есть все дело в комбинации сигналов и траектории прохождения импульса. Подобный принцип используется в телевизорах: бесконечное количество вариантов изображений отображается ограниченным количеством точек на экране монитора. И что важно, импульс, прошедший по определенной траектории, – это волна с теми или иными характеристиками. Как и в телевизоре, эта волна влияет на то, какое изображение будет транслироваться. Ведь то, что мы видим на экране, – результат оптического излучения.

Думая о чем-то, мы задаем нашему мозгу программу, которую он начинает реализовывать (возможно, именно по этой причине я заметила объявление про Голландию). Мозг излучает волны со своими характеристиками – то есть определенной частоты, амплитуды и так далее). Эти волны излучаются вовне и взаимодействуют с огромным множеством других волн, с мыслями других людей. Расстояния и физические барьеры не являются для них препятствиями. Поэтому, думая, мы влияем на окружающее пространство, формируем его. Соответственно формируем его и для себя!

Как видите, весь механизм, обеспечивающий реализацию наших желаний, можно описать на основе современных научных представлений. Мысли – это электрохимические импульсы в нашей голове. Они создают программу для нас самих, которую мы осознанно или неосознанно реализуем, и взаимодействуют с другими волнами в мире, плетя узорный ковер в пространстве и времени, создавая наше настоящее и будущее (рис. 1.5).

Человек имеет собственное физическое поле, связанное, по мнению ученых, с электромагнитным полем Земли. Уникальные по своей модальности волны человека, взаимодействуя с волнами Земли и усиливаясь ими, распространяются на огромные расстояния, достигая, по мнению квантовых физиков и философов, любой точки во Вселенной.


Рис. 1.5


Так формируется волновой узор, позволяющий людям на расстоянии взаимодействовать друг с другом и с миром в целом. Наглядно демонстрирует это простой пример. Всем известно, что люди часто думают друг о друге одновременно. Наверняка и с вами случалось такое: только вы подумаете о человеке, как он тут же звонит вам. Это называется «синхронизм» и теперь, надеюсь, не является для вас необъяснимым.


ЭКСПЕРИМЕНТ 3

Подумайте о другом человеке несколько раз в течение двадцати минут. Позвоните ему – и наверняка услышите, что он только что вспоминал вас.

Этот эксперимент позволит вам самим получить доказательство того, что люди связаны друг с другом. Мы чувствуем, считываем друг друга на расстоянии, и неожиданно возникший в вашем сознании образ человека может означать, что этот человек думает о нас.

Эти знания – фундамент для понимания многих вопросов, связанных с воплощением ваших желаний и целей в реальность. О том, как сделать так, чтобы они реализовывались, как ускорить этот процесс мы поговорим далее; будем учиться четко и точно формулировать свои желания, ответственно относиться к мыслям и поведению, управлять своими мыслями, эмоциями и ощущениями. А пока, чтобы до конца разобраться в вопросе и осознать, как мы влияем на мир и как мир влияет на нас, посмотрим, почему люди и ситуации – это наши отражения, зеркала, и как мы развиваемся через обратную связь с миром, которую мы получаем от других людей и ситуаций.

Люди – наши зеркала

Бывало ли с вами такое, что человек еще только вошел в комнату, а вы уже чувствуете, комфортным будет ваше взаимодействие или нет? Думаю, это тоже знакомо всем или, по крайней мере, большинству. Мы излучаем и пропускаем волны. Другие люди и Вселенная также ощущают наше воздействие. Подобно радиоприемникам и радиопередатчикам мы принимаем и передаем сигналы, которые подсознательно улавливаются и распознаются другими людьми, животными и даже, по некоторым предположениям, растениями.

Чтобы понять, как это работает, давайте вспомним школьный курс физики (уж простите, читатели-лирики). Если волны похожи по своей фазе и частоте, то они накладываются и усиливаются. Получается более сильная по своей амплитуде волна. Как они суммируются, показано на схеме «Усиление амплитуды» (рис. 1.6).


Рис. 1.6


Что это означает на практике? Например, если вы слишком робки и не позволяете себе кричать, вас могут раздражать агрессивные люди. Это происходит потому, что робость по своей интенсивности – та же агрессия, только со знаком «минус». Казалось бы, вещи противоположные… Но не для нашего мозга! Подавляя в себе все негативные импульсы, мы боимся агрессии и любых сильных проявлений других людей.

Многочисленные эксперименты, когда людей просили не думать о чем-то, например о «знаменитой» белой обезьяне, показывали, что люди начинали подавлять эти мысли именно в том участке головного мозга, который отвечал за их создание. В результате это приводило к тому, что люди не могли не думать о белой обезьяне. Даже если им и удавалось переключиться на другие мысли, участок мозга, отвечающий за «белую обезьяну», все равно оказывался под активным контролем.

На одном из тренингов участник обучения, Евгений, спросил меня:

– То есть вы хотите сказать, что нас раздражает в других то, что мы хотим изменить в себе?

– Да, – уверенно ответила я.

– Это что же получается! – возмутился он. – Значит, когда меня раздражает то, что на MTV люди позволяют себе ходить в чем мать, простите, родила, петь что угодно и ругаться матом, то я хочу от этого избавиться?

Я уточнила, что именно его раздражает.

– Ну, – сказал он, подумав, – то, что они позволяют себе все, что пожелают! Все, что им придет в голову! Никакого уважения!

– И чего же вы себе не позволяете? В чем же вы сдерживаете себя и свою креативность? И в чем вы себя не уважаете? – прямо спросила я.

Евгений, будто заглянув внутрь себя, тотчас же тихо ответил:

– Точно! Вы правы. Есть такое. Мне хочется творить, но я не позволяю себе это делать. И не уважаю свои идеи, свое право на креативность…

Распознать, что именно отражает нам «зеркало» через другого человека, не так-то просто. Люди нам мешают, раздражают нас, но то, что они отражают нас самих, не приходит нам в голову. Хотя если вы спросите себя, что именно вас раздражает, будьте уверены, ответ придет.

Когда вы выяснили, что кто-то чем-то вас раздражает, важно вовремя остановиться в своей негативной реакции, распознать то качество, которое мы хотим изменить, принять его в себе и в другом человеке и начать меняться.

Ваша подруга все время ноет, и это вас раздражает. Но стоит понаблюдать за собой – и вы заметите, как сами ноете и ворчите. Попробуйте принять это свойство в подруге и не стремиться изменить ее – начать меняться самому, а подруга «подтянется».

Принять другого человека – означает мысленно разрешить ему быть таким, какой он есть. Это как, к примеру, вы принимаете то, что идет снег или что ваш трехлетний ребенок не умеет читать. Конечно, взрослый человек (и упомянутая выше подруга в том числе) должен уметь себя вести. Но для него развивать себя – это его работа. А ваша работа – развивать себя. И только когда вы сможете спокойно реагировать на него, вы сможете быть полезны в его и своем развитии: вы перестанете усиливать его негативную волну и поможете ему настроиться на свою.

Это не значит, что нужно позволять людям делать с вами все что угодно. Нет, конечно. Вы можете остановить нытье подруги, но без претензии к ней.

В корпоративном коучинге была у меня клиентка Светлана, которую очень раздражала ее коллега Елена. Та все время предъявляла Светлане претензии по поводу качества работы. Мы разобрали этот случай, и Светлана осознала, что она делает то же самое по отношению к другим людям. Я попросила ее полюбить Елену, то есть принять ее. Каково же было мое удивление, когда уже на следующий день, как радостно поведала Света, их отношения наладились, а вскоре они стали подругами! И кстати, подругами стали именно потому, что имели много схожих внутренних качеств.

Изменения могут происходить быстро, если вы нащупаете корень проблемы.

Постарайтесь принять человека, а не раздражаться – тогда вы не будет посылать ту же волну, на которой «вещает» другой, но создадите встречную, как показано на схеме «Ослабление амплитуды» (рис. 1.7).


Рис. 1.7


Позитив усиливается по тому же принципу, что и негатив – вы уже видели это на схеме «Усиление амплитуды» (рис. 1.6). Волна усиливается, когда встречаются люди, подобные друг другу, с одинаковыми мыслями или в одинаковых эмоциональных состояниях. Если вам весело, а ваш партнер по беседе поддерживает веселье, вскоре оно может перерасти в безудержный смех. Это происходит как раз вследствие способности волн усиливать друг друга, когда накладываются волны сходной фазы. Благодаря обратной связи между двумя людьми определенная активность растет. Только при общем хорошем настрое вас ждет приятное нарастание позитивных эмоций, мыслей, ощущений.

Усиление и, наоборот, ослабление волновых колебаний, амплитуд, ярко показывают, что нам нужно учиться останавливать свою негативную реакцию, принимать других людей и менять себя, а также – что мы можем создавать встречную волну принятия и поддержки и усиливать позитивные состояния друг друга.

В книге будет подробно рассказано о том, как этим управлять.

Это же относится не только к людям, но и к ситуациям. С нами происходят различные события, которые отражают нам нас самих. Они помогают нам развиваться и достигать наших целей. Нужно «читать» то, что нас раздражает в других людях и ситуациях, как то, что мы хотим изменить в себе. Принимать это – и меняться.

Ваша Жизнь – это ваше зеркало, она отражает то, чем вы являетесь. Как получается отражение в зеркале, когда вы стоите перед ним? Свет, то есть волна, многократно отражается от вас и от поверхности зеркала, и вы видите себя. Так же и с жизнью. Волны отражаются от вас, от устойчивой структуры ваших мыслей, и показывают вам то, что вы собой представляете. То есть мы сами, осознанно или нет, создаем в своей жизни то, чем являемся.

Теперь мы знаем, как и почему человек влияет на мир своими мыслями и чувствами и как мир «отражает» нам наши мысли посредством других людей и ситуаций.

Это и есть энергетическое лидерство – мы управляем ситуацией. Но управляем именно потому, что меняемся сами, создаем вокруг себя ту энергию, которую хотим видеть в своем пространстве, и эта энергия начинает работать на наши цели и отношения.

Поскольку мы излучаем волны и принимаем их, важно иметь правильные мысли, чувства и ощущения. Мы можем осознанно выбирать ту энергию, которая будет определять и наши отношения, и наш жизненный путь. А главный центр управления движением по этому пути – это наша душа.

Поэтому давайте поговорим о главном – о душе и духовном развитии.

Загрузка...