Мы не получаем мудрость; мы должны найти её сами, пройдя путь, где нас никто не сможет пожалеть.
Концепции, которые описаны в книге «Осознанность в действии», были разработаны и отшлифованы в организациях, на открытых семинарах, а также в ходе индивидуальных коучинговых сессий, проведённых авторами на протяжении 15 лет. Некоторые из этих концепций публиковались в ряде периодических изданий. Мы получали обратную связь от очень широкого круга клиентов, участников семинаров и от читателей – руководителей бизнеса, консультантов, работников сферы здравоохранения, психологов и просто читателей из разных уголков США и мира. Люди из таких стран, как Южная Африка, Австралия, Таиланд, Бразилия и Великобритания, писали нам, чтобы поделиться своим энтузиазмом от знакомства с нашим подходом к Эннеаграмме и чтобы убедить нас написать книгу на эту тему. Обратная связь касалась следующих тем:
• Люди считали наш подход позитивным в описании типов личности, направленным на описание как положительных, так и отрицательных черт; он указывает на то, как добиться улучшения, а не зациклен на дисфункциях.
• Они считали, что наши формулировки и подача материала были простыми, и они могли обращаться к материалу снова и снова для того, чтобы получить несколько новое понимание своего собственного поведения и поведения своих коллег.
• Процесс Осознанность в действии – это простая, но в то же время чрезвычайно эффективная модель для роста.
• И, наконец, люди считали, что концепция «стратегий», центральной темы, которая лежит в основе каждого типа личности, – это ясный и точный способ понять разницу между окружавшими их людьми.
Именно эту концепцию мы считаем наиболее полезной и в нашей работе, она и послужила толчком к написанию этой книги.
Когда мы в 2000 году начали писать то, что стало книгой «Осознанность в действии», то думали просто связать идею эмоционального интеллекта с тем, что мы знали про Эннеаграмму. По мере продвижения работы мы постоянно сталкивались и с переменными, и с постоянными чертами типов личности. Это означало, что люди, относящиеся к одному типу личности, имели как общие черты, так и явные различия. Когда мы внимательно изучили, что лежит в основе общих черт, мы стали понимать, что лежит в основе «типа»: центральная тема или привычный «способ пребывания в мире», что оказывало влияние на мысли, чувства и поведение людей. После долгих обсуждений мы договорились использовать слово «стратегия» для описания этой темы или паттерна, так как она представляет собой способ ориентации этого человека в этом мире.
Работа с Эннеаграммой с точки зрения стратегий, а не черт личности изменило наш подход к работе. Взгляд на девять типов с точки зрения «общих черт» (как это делают большинство авторов) часто ведёт к недопониманию и неправильному определению типа. Многие книги по Эннеаграмме описывают типы в терминах на кого они похожи («Девятки миролюбивы, покладисты, спокойны» и т. д.), а не с точки зрения того, почему они делают то, что они делают («Девятки могут избегать конфликта или умаляют собственное достоинство, потому что они стремятся быть миролюбивыми»).
Описания черт личности могут быть полезными (и мы предлагаем такие описания в этой книге), но они не отвечают на вопрос почему, например, Девятки могут иногда спорить и проявлять агрессию, или почему люди других типов могут иногда избегать конфликта и вести себя «как Девятки».
Концепция стратегий объясняет эти противоречия. Девятки прежде всего стремятся быть миролюбивыми. Это обычно приводит к тому, что они покладисты и спокойны, но иногда они могут быть агрессивны, когда их внутренний мир оказывается нарушенным.
С нашей точки зрения, стратегия лежит в основе «типа». Черты, которые демонстрируют люди того или иного типа, – это просто логические проявления стратегии. Они обычно последовательны, но далеко не всегда.
Ценность этого подхода не только в том, что он более точный, – он более оптимистичный и освобождающий: вы не являетесь своим типом; у вас просто есть привычная стратегия нахождения в этом мире, и вы можете изменить своё поведение, если сделаете три шага, описанных в процессе Осознанность в действии.
Концепция стратегий также позволила нам применить Эннеаграмму к ряду моделей компетенций по лидерству, продажам, коучингу для руководителей и тимбилдингу. Когда вы изучили эти стратегии и понимаете, как они могут влиять на поведение людей, вам становится относительно просто наблюдать, классифицировать и предугадывать тенденции в наборе компетенций.
Клиенты просили нас использовать это понимание для того, чтобы помочь их сотрудникам улучшить ряд своих компетенций. Краткое описание того, как мы делали это применительно к модели лидерства и модели продаж, представлено в Приложении Е.
Обратная связь с клиентами и читателями была для нас отличной возможностью улучшить свою работу. Понимание того, как читатели использовали наш подход для улучшения своей карьеры и личной жизни, было для нас огромным подарком и позволило подружиться с людьми со всех уголков мира. Нам будет очень интересно услышать ваши истории и любые отзывы о содержании этой книги. Пожалуйста, связывайтесь с нами через наш сайт www.awarenesstoaction.com.