Часть первая Ваша личная осознанность

Работайте на процесс!

«Если не сейчас, то когда? Если не ты, то кто?»

Робин Шарма

Во время бизнес-встреч в нашей компании мне нередко задают один и тот же вопрос: «Что важнее – результат или процесс?» Чаще всего люди ставят на результат. Я же всегда ставлю на процесс. Потому что только процесс может указать нам правильное направление, правильную скорость и правильное движение.

Собственно, мой путь к осознанности и начался с размышлений о процессе как исходной точке и центре всего, что есть в нашей жизни. Эти размышления помогли мне определить три базовых уровня осознанности, с которыми так или иначе сталкивается каждый человек.

Концентрация на процессе

Нам нужно быть внутри процесса. Всегда и во всем. Даже в самых патовых и, казалось бы, безнадежных ситуациях процесс вытягивает и помогает. Но что значит быть внутри процесса и работать на процесс?

Если говорить о той или иной профессии, то, например, процесс для спортсмена – это ежедневные тренировки. Процесс для студента – ежедневные занятия, учеба. Процесс для повара – ежедневное приготовление блюд. Для сетевого предпринимателя процессом станут ежедневные коммуникации, встречи, продажи, презентации.

Если же мы затрагиваем повседневную жизнь, то процесс в семье – это ежедневная работа над отношениями, коммуникация с партнером.

Процесс сохранения тела в хорошей спортивной форме – правильное питание и ежедневные тренировки.

То есть, процесс – это наши повседневные действия в какой-либо сфере, но действия осознанные, нацеленные на конкретный результат. Образно говоря, процесс – это тот путь, который вы проходите, чтобы достигнуть конкретного пункта назначения. И вот здесь нам с вами никак не обойтись без концентрации – одного из базовых элементов осознанности.

Самый первый и, пожалуй, самый простой уровень – концентрация на конкретных делах и действиях. Это практика чем-то схожа с практикой дзен: когда вы пьете чай – пейте чай, когда вы моете посуду – мойте посуду, когда вы любуетесь цветами – любуйтесь цветами. Концентрируйтесь на одном конкретном действии. Вместо многозадачности – однозадачность.

Это очень полезный опыт. Сейчас во многих странах мира уже признали, что многозадачность – не что иное, как миф. Выполняя сразу несколько дел, не сделаешь ни одного. К тому же давайте откровенно: почти все действия со временем превращаются в привычку. Иногда мы вообще не задумываемся, что, как и зачем делаем. Выполняем то, что надо, автоматически. Автоматически подписываем бумаги, автоматически произносим слова в телефонную трубку, автоматически реагируем в социальных сетях, автоматически разговариваем с близкими. Что поделать, привычка…

Но есть привычки хорошие, а есть плохие. Хорошие приводят к развитию, плохие – к деградации. Скажем, если вы каждый день читаете полезные книги по саморазвитию, то со временем эта привычка станет мощным толчком и позволит с помощью приобретенных знаний и фактов получить новые интересные идеи и решения. А вот привычка есть нездоровую пищу или курить ожидаемо приведет к лишнему весу и проблемам со здоровьем. Осознанная концентрация на своих действиях – это тоже привычка, но она работает в плюс.

Контроль над эмоциями

Второй уровень осознанности чуть сложнее – это контроль над эмоциями. Осознание своих мыслей, эмоций, чувств, и их осознанное проживание.

«Я сержусь, потому что…»

«Я повысил голос, потому что…»

«У меня это вызвало досаду, потому что…»

Назвать эмоцию и дать ей объяснение – первый шаг к тому, чтобы снизить градус этой эмоции, ее накал.

В данном случае практики осознанности действительно помогают снять стресс и тревожность, дают возможность переключиться с негативных эмоций на конкретные действия. Это хорошо помогает в бизнесе. Любой бизнес – череда сложных, а порой и негативных ситуаций, и, если вы реагируете на них остро и неадекватно, в бизнесе вам делать нечего. Чем выше должность, тем больше таких ситуаций.

Когда мы находимся внутри процесса (не столь важно, в бизнесе или в какой-то повседневной ситуации), на первый план всегда выходят эмоции. Как правило, негативные. Давайте честно признаемся, что в большинстве случаев нам проще выпустить пар, выплеснуть негатив, проявить категоричность и бескомпромиссность. Это результат эмоций, с которыми мы не умеем или не хотим работать. Я хорошо это знаю.

По натуре я импульсивный и в то же время очень искренний человек. И я точно не дипломат. Да, это не очень хорошее сочетание для бизнеса, но уж как есть. Раньше я всегда давал волю эмоциям. Если видел, что у собеседника есть какой-либо недостаток или он вел себя глупо с моей точки зрения, я прямо говорил об этом в лицо. Сейчас думаю: а зачем? Зачем я это делал? Почему не мог взять паузу и подумать: а так ли это хорошо – поддаваться собственным эмоциям? Кому от этого станет легче?

Любая коммуникация – это взаимообратный процесс. Наши плохие эмоции приводят к тому, что в ответ мы получаем точно такие же. Если вы создаете негативную ситуацию для собеседника, он обязательно ответит тем же. Стоит лишь возникнуть негативу (неважно, в настроении или в отношениях), как он растет подобно снежному кому: не успеешь оглянуться, и ком превращается в лавину, которая сметает все на своем пути.

В режиме нон-стоп люди бросают друг другу обвинения, спорят, ругаются, расстаются едва ли не врагами. Хотя всего-то и нужно – взять контроль над эмоциями.

Поэтому так важно научиться не только принимать, объяснять свои эмоции, но и превращать негативные в позитивные. Любую негативную эмоцию или мысль можно сделать позитивной. Даже при самом плачевном стечении обстоятельств можно найти нечто, что позволит принять оптимальное решение. Когда эмоции зашкаливают и берут вверх, мы проигрываем. Абсолютно плохих или совершенно безнадежных ситуаций не существует, существует только наше к ним отношение. Мы сами выбираем мысли и эмоции, и они могут нас либо вдохновить, либо уничтожить.

И вот здесь на помощь приходят практики осознанности. Чтобы взять контроль над эмоциями, сделайте три шага.

Первый шаг – понять, принять и, главное, озвучить свои чувства.

(Я паникую, я боюсь, я злюсь, меня раздражает, я сержусь.)

На этом этапе самый главный вопрос: что я сейчас чувствую?


Второй шаг – объяснить эти чувства.

«Я паникую, потому что сделка может сорваться».

«Я боюсь выступать публично, потому что люди в зале могут надо мной посмеяться».

«Я злюсь из-за того, что мои планы сорвались».

«Меня раздражает сложившаяся ситуация, потому что она развивается без моего контроля, я ни на что не могу повлиять».

«Я сорвался, потому что устал и плохо себя чувствую…»

То есть на этом этапе мы задаем себе вопрос: почему я это чувствую (испытываю)?

Иными словами, вы не просто называете эмоцию, вы даете ей объяснение и проговариваете ее вслух.


Третий шаг заключается в том, чтобы спросить себя: что я в данной ситуации могу сделать? Как негативная ситуация может стать позитивной? Можно ли что-то исправить (сделать), чтобы эмоция из негативной стала позитивной?

«…Если сделка сорвется, я смогу проанализировать ошибки, извлечь опыт и заключить новую, более выгодную сделку».

«…В начале выступления я пошучу над своим страхом и озвучу его».

«…В том, что мои планы сорвались, нет ничего страшного. Я смогу уделить время другим делам, а в будущем всегда буду продумывать план Б».

«…Мне только кажется, что я ни на что не влияю, от меня конкретно зависит вот этот момент».

«…В будущем я стану больше отдыхать и следить за своим здоровьем».

Самое сложное в концентрации на эмоциях – поймать тот самый момент, когда чувства берут верх над разумом и мы перестаем думать и принимать адекватные решения. Но, как известно, сложнее всего «не думать о белой обезьяне», когда она занимает все ваши мысли. То же самое и с эмоциями. Поэтому если вы человек эмоций и знаете, что они вам мешают, придумайте себе стоп-сигнал. Это может быть подбрасывание монетки, перебирание четок, измерение пульса, дыхательные практики, таблица умножения, счет с десяти до нуля, – все, что угодно, лишь бы только вы смогли сместить фокус внимания с разрушающей эмоции на паузу.

Есть еще один важный нюанс в работе с эмоциями, который я однажды заметил. Когда мы осознаем эмоции и начинаем ими управлять, то… прекращаем себя обесценивать. И, что не менее важно, перестаем критиковать (даже мысленно) других. Я знаю людей, которые в форс-мажорных ситуациях либо впадают в панику и занимаются самобичеванием, либо обвиняют в своих неудачах других. В бизнесе такое поведение – гарантия стопроцентного провала. «Я поддался эмоциям, я не мог объективно воспринимать ситуацию, я принял неверное решение, потому что запаниковал». И все, вы сами с помощью собственных эмоций разрушили то, что с таким трудом выстроили.

Быть рабом своих эмоций – это тоже привычка. И ее нужно менять. Как только вы поймали в себе негативную эмоцию (неважно, адресована она вам или окружающим), включите осознанность: поработайте с отрицательной эмоцией и превратите негатив в позитив. Это очень полезная практика, особенно когда в жизни и бизнесе все идет не так, как хочется (а чаще всего так и происходит).

Нет негативной эмоции – нет и ее разрушительных последствий.

Но есть и третий, самый сложный уровень, когда с помощью практик осознанности мы постепенно, шаг за шагом, меняем шаблоны поведения. И вот об этом давайте поговорим поподробнее.

Шаблоны поведения

Вам знакомо чувство дежавю?

Как-то я поймал себя на этом. Повтор знакомой ситуации. Потом еще один такой же повтор. И еще. Мистика? Все проще: если вы постоянно испытываете чувство дежавю в повседневной жизни или, что еще хуже, в бизнесе, могу вас «поздравить»: у вас есть шаблон поведения и, может быть, даже не один.

Ключевой момент сетевого бизнеса заключается в том, что мне ежедневно приходиться коммуницировать со множеством людей. У них, казалось бы, совершенно различные паттерны поведения, несхожий опыт, разный возраст и неодинаковый социальный статус. Но однажды я заметил любопытную вещь: со временем у каждого человека формируются определенные шаблоны поведения. Весьма стандартные, надо сказать. То есть в схожих ситуациях и обстоятельствах тот или иной человек ведет себя в соответствии с приобретенными ментальными установками, привычками и стереотипами. Наступает такой момент, когда все последующие действия собеседника, коллеги, конкурента можно практически на 100 % точно предсказать.

Сколько раз я слышал примерно следующее: «Филипп, откуда ты знал, что я поступлю именно так? Ты догадался? Тебе, наверное, просто повезло или ты обладаешь даром предвидения». Увы, дара предвидения у меня нет, зато есть навыки анализа и знание психологии: я просто проанализировал ваши шаблоны поведения и сделал выводы. И эти выводы попали прямо в яблочко. Предсказать действия конкурента – это, бесспорно, хорошо. Но что, если кто-то сможет предсказать ваши действия и решения? Вам это понравится?

Если ваше поведение и решения можно предсказать – вы замечательный объект для манипулирования.

Шаблоны поведения, как и привычки, есть хорошие, и есть плохие. Тут, как и везде, свои минусы и свои плюсы. Скажем, когда вы только входите в сетевой бизнес и начинаете работать с нуля, мы даем вам очень качественный и хороший шаблон поведения сетевика.

Мы создали этот шаблон после многолетней работы, методом анализа проб и ошибок. И мы точно знаем, что он работает и работает очень хорошо. Алгоритм выверен до мелочей, в нем учтено практически все, что нужно знать и помнить о современной сетевой индустрии, психологии потребителя, об основах маркетинга и продвижения товара или услуги на рынке. Шаблон помогает не только начать свое дело, но и в короткие сроки добиться первого успеха – заработать.

Если новичок будет действовать на свой страх и риск, без нужных навыков и знаний, без отработанного шаблона, он, скорей всего, потерпит поражение. Если с шаблоном – заработает первые деньги.

Проблема в другом. К такому шаблону слишком быстро привыкаешь. Когда все идет по накатанному пути, просто, легко, по шаблону, то… есть риск расслабиться. Зачем что-то менять, если и так все хорошо? Зачем рисковать, если можно остаться в привычной зоне комфорта?

Если бы речь шла о традиционном бизнесе, я бы даже, наверное, и не спорил. Традиционный бизнес построен на шаблонах. В нем есть долгоиграющая зона комфорта. А вот в сетевой индустрии все обстоит иначе.

Одно из главных отличий сетевой индустрии заключается в том, что она изначально нацелена на движение и постоянные изменения.

Ни один мой рабочий день не похож на предыдущий. И то же самое у моих коллег и партнеров. И если вы уже работаете в сетевом бизнесе или только собираетесь в нем работать, приготовьтесь к тому, что «дня сурка» у вас точно не будет. Никакой рутины, распорядка «от сих до сих», ничего из того, к чему мы привыкли в традиционном бизнесе. Разные результаты, инструменты продаж, клиенты. Менталитет и психология тоже разные. Поэтому по мере развития своего дела приходится отходить от привычных шаблонов, включать творческое мышление, искать новые решения, новых клиентов, общаться с самыми разными людьми и пробовать различные подходы к ним. Вы сами почувствуете этот момент и поймете, что прежний шаблон больше не работает. Вы выросли, ситуация изменилась. Шаблон нужно менять.

Загрузка...