Некоторые черты глобализации начали проявляться уже в эпоху античности, когда происходило глубокое переплетение различных культур и появилось межрегиональное разделение труда. Первое упоминание глагола «глобализировать» (to globalize) происходит в послевоенные годы (50 е годы). А самому термину «глобализация» впервые дает определение американский социолог Р. Робертсон в 1985 году. К середине 90-х глобализация становится важным и распространенным процессом в условиях современного мира. Известный американский социолог М. Уотерс писал: «подобно тому, как основным понятием 80-х годов был постмодернизм, ключевой идеей 90-х может стать глобализация, под которой мы понимаем переход человечества в третье тысячелетие»1.
Сегодня под «глобализацией» мы подразумеваем «процесс усиления взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик всех стран мира в результате углубления интернализации производства и капитала»2. Интернализация – более узкое понятие, под которым понимают установление устойчивых производственных связей между хозяйствующими субъектами разных стран. В результате интернализации производственный процесс одной страны выходит за рамки государства и осуществляется в рамках всего мирового хозяйства. Глобализация способствует интенсификации политических, экономических, финансовых, культурных, военных связей и зависимостей между сообществами. Данный процесс происходит во всех областях и проявляется в деятельности транснациональных компаний, международных экономических и финансовых организаций, миграционных процессах, интеграции финансовых рынков, экономическом сотрудничестве отдельных стран и регионов. Глобализация в экономической сфере сотрудничества развивается по следующим основным направлениям:
● международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
● международное движение факторов производства (капитала, рабочей силы);
● международные финансовые и валютные операции.
В условиях глобализации на мировом рынке наряду с товарами, работами и услугами «четвертую корзину» составляют права на результаты интеллектуальной деятельности – интеллектуальная собственность. Структура рынка в условиях перехода к новому, шестому технологическому укладу и обострения конкурентной борьбы имеет устойчивую тенденцию к изменению «к 2015 году в пользу роста доли рынка интеллектуальной собственности (15 % ВВП). Обусловленность дальнейшего инновационного развития наличием цивилизованного рынка интеллектуальной собственности давно признана в США, Японии, Германии, затем в середине 1990-х годов – в Китае, в 2010 г. – в России, в 2011 г. – в Европейском союзе. Сегодня лидирующие позиции в мировой торговле интеллектуальной собственности занимают страны АТЭС: США, Япония и Китай»3.
Глобализация международных отношений является сложным и противоречивым процессом. Основная проблема глобализации сегодня – это взаимодействие и сотрудничество стран с неодинаковой степенью развитости экономики и вовлеченности в международное разделение труда. «Мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных экономических отношений»4. Вследствие этого глобализационные процессы влияют на различные страны в разной степени. Зачастую развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не способны противостоять импортной экспансии наукоемкой и высокотехнологичной продукции из развитых стран. Положительным эффектом глобализации является создание предпосылок для перемещения технологий и капитала из развитых в развивающиеся страны, а рабочей силы – в обратном направлении. Тем не менее наибольшие выгоды от процесса глобализации получают развитые страны, которые расширяют рынки сбыта их конкурентной продукции.
Важными элементами глобализации являются интеграционные процессы, которые происходят не только в международной торговле, но и в масштабе всего мирового хозяйства. Международная экономическая интеграция, как одна из форм МЭО, имеет более длительную историю. С одной стороны, она интенсифицирует свободную торговлю, способствуя свободному перемещению всех факторов производства. Но, с другой стороны, интеграция может сдерживать перемещение товаров и услуг за её пределы. Страны – члены интеграционного объединения переориентируются на взаимную торговлю в ущерб торговле с внешними странами, не входящими в интеграционную группу.
Росту взаимосвязанности национальных экономик также способствует и либерализация торговли и рынков капитала. Либерализация ведет к снижению протекционистских барьеров, защищающих национальную экономику от иностранной конкуренции. Либерализация является идеологическим фундаментом деятельности Всемирной торговой организации, которая способствует более свободному движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На данный момент ВТО – единственный официальный форум, на котором проводится большая часть переговоров по торговым вопросам.
Глобализация и ВТО неразрывно связаны между собой как некий процесс и один из используемых в нём инструментов. «ВТО регламентирует глобализацию в области мировой торговли. Нормы и правила ВТО регулируют 97 % всей мировой торговли товарами и услугами. Данная организация занимается разработкой и внедрением многосторонних торговых соглашений, которые подписываются большинством стран мира и ратифицируются их парламентами»5. «В этой связи понятно, что Россия просто не могла остаться за бортом этой организации. В Минэкономразвития РФ подчёркивали, что вступление России в эту организацию – это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия страны в формировании правил международного экономического сотрудничества»6. Участие в ВТО содействует модернизации российской экономики и гармоничной интеграции в мировое сообщество.
Практически два года назад завершился многолетний период сложнейших переговоров и Россия стала полноправным участником важнейшей международной организации. Базовыми соглашениями данной организации являются:
● Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ);
● Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
● Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Наиболее сложным и противоречивым документом среди перечисленных выше является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС, англ. – Agreementon Trade-Related Aspects of Intellectual Property Right, сокращенно TRIPS). Главной задачей Соглашения ТРИПС является способствование соблюдению прав в области интеллектуальной собственности и определению основных правовых средств, к которым могут прибегать правообладатели для защиты своих прав. Страны, подписавшие данное соглашение, обязаны бороться с незаконным производством и распространением пиратской продукции.
В России ежегодно отмечается стабильный рост преступлений, связанных с производством и реализацией фальсифицированной продукции. Поступая на внутренний рынок, данная продукция представляет опасность для экономических перспектив развития регионов страны и сопровождается угрозой жизни и здоровью потребителей поддельных товаров. В отечественной экономике доля теневого сектора достигает внушительных размеров, и объем производства данной продукции вполне заслуживает названия «параллельной» экономики. При этом границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически не существует. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, «теневой сектор российской экономики в 2013 году составил примерно 15–20 % от ВВП страны. Если теневой сектор у нас где-то 15–20 % от экономики, а ВВП – 60 трлн руб., то 15 % – это 9 трлн», – сказал он, отвечая на вопрос о размере недополученных налогов в бюджет. Совокупная налоговая нагрузка на экономику России, по словам министра, составляет 35 %»7. Уровень контрафактной продукции в других странах мира тоже остается высоким. Таким образом, сложившаяся ситуация на российском и международном рынках свидетельствует о глобальности проблемы контрафакта и пиратства. Борьба с контрафактом и пиратством должна быть ужесточена на уровне правительств, которые должны более строго следить за соблюдением законов по охране интеллектуальной собственности.
Глобализация мирового хозяйства способствует развитию взаимосвязей и контактов между странами и регионами во всех областях деятельности, но в то же время создает определенные препятствия и проблемы. Для современной глобальной торговой системы характерна либерализация, ослабляющая государственное вмешательство в экономику и снимающая ограничения в сфере внешней торговли. Главной международной организацией, регулирующей данную сферу, является ВТО. Одна из сфер деятельности ВТО – регулирование и соблюдение прав интеллектуальной собственности в рамках соглашения ТРИПС. Для России Соглашение ТРИПС позволяет создавать благоприятную обстановку для развития и защиты инновационных технологий и для их защиты.
Всемирная торговая организация (ВТО) была создана на базе действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО ведет свою деятельность с 1 января 1995 г. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. «ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 гг.)»8. В компетенцию ВТО входит надзор за соблюдением членами организации всех подписанных многосторонних торговых соглашений. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Но так было не всегда.
В 1930 е года протекционистские действия государств мешали развитию мировой торговли. В тот период правовой основой функционирования международной торговли были двусторонние соглашения. Они затрагивали лишь узкую категорию товаров и были малоэффективны. В 1944 году на конференции в Бреттон-Вуде совместно с основанием МВФ и МБРР предполагалось создание Международной торговой организации (МТО), целью которой являлось содействие развитию и либерализации мировой торговли. В 1946 году на Гаванской международной конференции США и страны послевоенной Европы не смогли достичь консенсуса, в частности, относительно количества голосов, предоставляемых странам-участницам, и в ратификации соглашения было отказано. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 году и вступило в силу с 1 января 1948 года. Изначально в ГАТТ входило 23 государства. Данное соглашение являлось временным, дополняющим в таможенно-тарифной сфере и торговой политике работу Международного валютного фонда (МВФ). ГАТТ основано на принципах либерализации мировой торговли. Задачи ГАТТ сводились к постепенному понижению обычных таможенных тарифов, отмене преференций, устранению ограничений импорта и способствованию экономическому развитию. В рамках данного соглашения проводились раунды переговоров между странами-участницами. На Уругвайском раунде, проходившем с 1986 по 1994 гг. ГАТТ было ликвидировано и подписана Марракешская декларация об учреждении Всемирной торговой организации. Марракешская декларация завершила самые крупные по числу обсуждавшихся вопросов и самые продолжительные многосторонние торговые переговоры, в которых участвовало 124 государства. Подписанное соглашение о создании ВТО регулировало:
● торговлю товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года; в 1994 году в ГАТТ были внесены изменения);
● торговлю услугами (в связи с их всевозрастающей ролью – на начало XXI века доля услуг в мировой торговле составляла около 20 %). Сферу услуг регулировало Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
● торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
ВТО принимает решения по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). На сегодняшний день состоялось 8 раундов, в том числе Уругвайский. Девятый раунд переговоров начался в 2001 году в Дохе, Катар. Первоочередной задачей этого раунда является устранение торговых противоречий между развитыми и развивающимися странами, а также разрешение конфликта между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму. В декабре 2013 года на острове Бали прошла IX Министерская конференция ВТО, по итогам которой 159 членов этой организации подписали «Балийский пакет» по упрощению торговли, сельскому хозяйству и торговым проблемам развивающихся стран.
Согласно правилам ВТО, развивающиеся страны – члены организации имеют определенные льготы по сравнению с развитыми странами. Это выражается в высоком относительном уровне таможенно-тарифной защиты рынков. Но на практике зачастую продукции из развивающихся стран сложно попасть на мировой рынок из-за высокого уровня таможенно-тарифных санкций развитых стран.
«Главной целью ВТО является содействие беспрепятственному, свободному, справедливому и предсказуемому развитию торговли»9. Данная цель выражается в:
● достижении предсказуемости, стабильности и прозрачности в торговых отношениях между странами – членами ВТО;
● обеспечении защиты национальных интересов путем равного доступа к механизму ВТО по разрешению споров;
● возможности реализовывать свои торгово-экономические интересы посредством выработки новых правил международной торговли.
Для выполнения указанных целей ВТО выдвигает следующие приоритетные задачи:
1. Глобализация торговли. Мировая торговля должна быть глобальной, либеральной, свободной.
2. Либерализация мировой торговли представляет собой инструмент развития промышленности для развитых и развивающихся стран. Развитие экономики и промышленности возможно только при «открытой» экономике.
3. Ликвидация торговой и инвестиционной дискриминации. Если государство заключило соглашение о снятии ограничений в торговле с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к другим государствам.
4. Ликвидация дискриминации в области движения капитала. Государство не имеет права вводить количественные и качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (эмбарго, запрет, квоты, введение минимальной цены за экспорт и импорт).
5. Национальные самоограничения в области торговой политики. Вступив в ВТО, государство вправе изменять или отказываться от каких-либо условий лишь по истечении трехлетнего периода.
6. Ликвидация ограничений в области управления трудовыми ресурсами. Государствам запрещается обязывать инвесторов использовать товары, произведенные только в этой стране, или принимать на работу население только этой страны.
7. Ликвидация дискриминации в области регулирования валютных расходов. Государство не имеет права регулировать уровень валютных расходов и не может предписывать инвесторам, как распоряжаться выручкой.
8. Признание статуса и полномочий суда ВТО. Каждая страна может предстать перед судом ВТО.
«Основными функциями ВТО являются:
● контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
● проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
● разрешение торговых споров;
● мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
● техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
● сотрудничество и заключение соглашений с международными организациями (МВФ, МБРР).
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:
● взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле (обеспечение одинаковых условий торговли для всех стран – членов ВТО);
● взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения (недискриминация);
● регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
● отказ от использования количественных и иных ограничений;
● транспарентность торговой политики;
● разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.»10.
В соответствии с Марракешским соглашением «ВТО будет продолжать практику принятия решений путем консенсуса, которая применялась в соответствии с ГАТТ 1947 г. Если иное не предусмотрено, то в случае невозможности принятия решения консенсусом решение по рассматриваемому вопросу принимается голосованием. На заседаниях Конференции министров и Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос»11. Однако в практике ВТО голосование при принятии решений почти не применяется.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция. Она проходит один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет. Возглавляет его с 1 сентября 2013 года генеральный директор Роберто Карвальо де Азеведо. Генеральный совет отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по обзору торговой политики и по урегулированию споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам и другие. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО:
– Совету по торговле товарами (руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ 1994 в сфере торговли товарами);
– Совету по торговле услугами (осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и рабочая группа по профессиональным услугам);
– Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (осуществляет контроль над выполнением соглашения ТРИПС, занимается вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами).
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, расположенный в Женеве, выполняет административно-организационные функции, обеспечивая техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции в техническом содействии развивающимся странам, проведении анализа мировой торговли и разъяснении положений ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Главным условием присоединения к ВТО является гармонизация национального законодательства с соглашениями ВТО. Вступив в данную организацию, Россия также взяла на себя обязательства привести законодательство в соответствие с международным правом, в том числе в области защиты интеллектуальной собственности. Данные меры будут способствовать улучшению инвестиционного климата России, что приведет к притоку инвестиций в страну и развитию проектов, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности.
Процедура по присоединению к ВТО неодносложна и имеет несколько этапов. Сначала создаются рабочие группы и оценивается степень соответствия торгово-политического режима присоединяющейся страны нормам ВТО. Затем проводятся консультации и переговоры об условиях участия страны в данной организации. Присоединяющаяся страна предоставляет определенные уступки, но в то же время получает права по доступу своей продукции на рынки стран – участниц организации. В рамках ВТО существует Орган по разрешению споров, куда можно обратиться в случае ущемления своих прав. После ратификации Протокола о присоединении страна становится полноправным участником ВТО.
В начале XXI века мировая экономика перешла на качественно новый этап своего развития. Для современных международных экономических отношений характерна взаимосвязанность и взаимообусловленность экономик на региональном и общемировом уровнях. Глобализация способствует интенсификации политических, экономических, финансовых, культурных, военных связей и зависимостей между сообществами. Глобализация тесно связана с либерализацией, которая характеризуется свободным перемещением товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Снятие или уменьшение экономических, юридических, административных барьеров в торговле создает единое экономическое целое в глобальном масштабе. Основную роль в многостороннем регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО), которая была создана в результате Уругвайского раунда 1986–1994 годов и главной целью которой является «содействие беспрепятственному, свободному, справедливому и предсказуемому развитию торговли»12. ВТО играет важную роль в системе мировой торговли и во взаимоотношениях с нашей страной. Данная организация оказывает воздействие на дальнейшее развитие Российской Федерации в общем и на ее отдельные рынки в частности.