Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Человек информационной эпохи живет в пространстве коммуникаций, которое соткано из образов, имиджей, сообщений, символов, мифов, стереотипов. Появился даже термин «человек информационный»; для него умение получать, обрабатывать и передавать информацию безотносительно к ее содержанию является основным ценностным ориентиром[3].
Коммуникация лежит в основе формирования не только человеческой идентичности с другими, но и самоидентичности. Коммуникация и диалог являются способами репрезентации человека, а сущностью диалога был всегда человеческий разговор, который предполагал «апогей саморождающегося внимания». Коммуникация – это и путь сообщения, и форма связи, и акт общения, и сообщение информации, в том числе сообщение информации с помощью технических средств[4].
Обыденное понимание коммуникации означает чаще всего «пути сообщения, дороги, средства связи мест». Психологи рассматривают коммуникацию как психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), как общение, установление и развитие контактов между людьми в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают социальный процесс, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию (общение) как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка. У современного читателя иронию или недоумение вызывает определение коммуникации, которое было дано в «Философском словаре», многократно переиздававшемся: это «категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива»[5].
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) означает:
1) путь сообщения (водная, воздушная, транспортная коммуникации);
2) форму информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);
3) акт общения, связь, взаимодействие между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании (реплика, взгляды, жесты, обращение, беседа, ссора, переговоры);
4) сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
5) массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям[6].
Наиболее широкая и универсальная дефиниция коммуникации, объясняющая ее сущность в живой природе (биокоммуникации), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации) – это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). Коммуникация происходит не только в социуме, но и в мире животных (коммуникации среди животных – это зоокоммуникации: язык дельфинов, брачные танцы животных и птиц), в созданных человеком технических устройствах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет)[7].
Научное понимание коммуникации многоаспектно, поскольку сложен и многогранен сам процесс коммуникации. Понятие «коммуникация» имеет много значений, которые отражают многоплановость подходов к нему. Оно коррелируется с такими понятиями, как связь между различными объектами (способы, средства и механизмы связи, т. е. каналы связи между объектами), пути и средства сообщения между пространственно разделенными объектами, как движение, как различные формы общения между людьми, как взаимодействие, как обмен сигналами между животными, как передача и обмен информацией между людьми, как информационное взаимодействие и даже как «субстанция идеальной природы, суть которой составляют информационные образования», информационные продукты деятельности[8].
В настоящее время термин «коммуникация» интерпретируется как: 1) средства связи любых объектов материального или духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация)[9]. По мнению Ф.И. Шаркова, первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств, второй – межличностных коммуникаций, третий – на проблемы воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений. Под коммуникацией в широком смысле он понимает и систему, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию»[10].
«Вебстеровский» словарь определяет коммуникацию в трех основных значениях: 1) как акт общения, совместного взаимодействия, связи субъектов взаимодействия; 2) как пути или средства связи, сообщения; 3) как собственно сообщение, послание[11].
Можно привести еще ряд определений коммуникации, но по существу в широком смысле коммуникация понимается как связь, движение, передача информации (сигналов и сообщений) в технических, биологических и социальных системах; в этом смысле существуют инженерно-транспортные коммуникации, био- и зоокоммуникации, а также различные уровни и виды социальной коммуникации. Таким образом, в самом широком смысле понятие коммуникации включает технические (инженерно-транспортные коммуникации), биологические (обмен сигналами между животными, связь растений с энергией солнца и с почвой) аспекты, а также социальные, социокультурные и психологические аспекты ее понимания (различные формы общения, ритуалы этикета, деловое совещание, презентация нового продукта, чувство симпатии, улыбка, рукопожатие, приказы в армии, манипулирование, интерпретация символов картин Иероима Босха или Уильяма Блейка). Универсальное понятие «коммуникации», включающее и техническое, и биологическое, и социальное ее понимание, соотносится с такими понятиями, как связь, движение, обмен информацией, информационное взаимодействие, контакт, общение, каналы связи между объектами, сообщение, информация, пути и средства сообщения, взаимодействие, символические посредники.
Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами живой и неживой природы. Транспортные коммуникации, телеграфная связь, охота львов, брачные игры животных, молитва верующих, песни, приветствия, улыбка, чтение газетных статей и книг, дуэль, учебная лекция, публичная презентация новой книги, просмотр фильмов, объяснение в любви, общение по мобильному телефону, съемка рекламного киноролика и его трансляция, ссоры и примирения, переговоры лидеров государств, электронная почта, создание социальных мифов, формирование имиджа политического лидера, государства или корпоративного имиджа, восприятие рекламного сообщения, создание бренда Одессы и оценка его экспертами и разными целевыми аудиториями – все это примеры различных коммуникаций.
Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «masscommunication») ввел американский социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) в 20-е гг. прошлого века в монографии «Социальный процесс», после чего начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации, или Human communication. Ч.Х. Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В широком понимании коммуникация «включает в себя выражение лица, позы и жесты, тон голоса, слова, письменные и печатные документы, железные дороги, телеграф, телефон и любые прочие достижения в области покорения пространства и времени»[12].
Английский ученый Колин Черри определяет социальную коммуникацию как «социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Коммуникация – это то, что связывает любой организм воедино»[13].
В широком смысле социальная коммуникация понимается «как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте». В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов». По мнению Д.П. Гавры, в качестве идеальной коммуникационной субстанции, движущейся в ходе коммуникационного взаимодействия от одного субъекта к другому, могут выступать информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов». Термины «коммуникация» (ед. число) и «коммуникации» (мн. число) имеют разное значение и обозначают разные феномены. Под коммуникацией (communication, ед. число) понимаются процессы человеческого общения, опосредованные субстанциями информационной природы. Человеческая коммуникация – понятие неисчисляемое. Правильнее говорить о средствах, видах, способах и участниках коммуникации. Под коммуникациями (communications, мн. число) понимаются прежде всего технические системы, обеспечивающие перемещение материальных предметов, вещества, энергии, информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и другие материальные носители энергии, информационных сигналов, которые можно подсчитать)[14].
По мнению В.П. Конецкой, стоявшей у истоков институционализации в России образования по специальности «Связи с общественностью», коммуникация – это «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных)». По сути, это понятие социокоммуникации. Понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения. Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации[15].
Автор одного из первых российских учебников по теории коммуникации профессор А.В. Соколов научную дефиницию социальной коммуникации определяет как «движение смыслов в социальном пространстве и времени», т. е. как «движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве»[16]. И.П. Яковлев рассматривает коммуникацию как информационную связь между объектами и субъектами. Под гуманитарно-социальной коммуникацией он понимает информационное взаимодействие между личностями, группами людей, организациями и средствами массовой информации[17]. Социальную коммуникацию он определяет как «социокультурное взаимодействие между людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях». Презентационные каналы коммуникации – это естественные каналы (жесты, мимика, голос); репрезентационные, искусственные каналы – книги, картины; электронно-механические носители – телефон, радио, телевидение[18]. С.В. Бориснёв определяет коммуникацию как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, которая занимает ведущее место в сфере социальных процессов[19].
Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) собственно коммуникативными интеракциями (взаимодействиями) считал «такие интеракции, в которых их участники согласовывают и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость», т. е. на истинность, правильность и правдивость[20].
Основатель кибернетики Норберт Винер (1884–1964) отождествлял понятия «коммуникация» и «управление». Он отмечал, что «понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и относящихся к нему средств связи, и в будущем развитию этих сигналов и средств связи, развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль». Н. Винер впервые объяснил значение механизма «обратной связи» в структуре и функционировании коммуникационных процессов сложноорганизованных систем, включая общество, организацию, организм[21]. Обратная связь – это реакция на получаемое сообщение: в технических системах она означает хорошее качество связи; в гуманитарных она предполагает запоминаемость (количество информации) и понятность (качество) получаемой информации; в массовых коммуникациях формой обратной связи являются звонки на радио, письма в редакцию, опросы, рейтинги[22].
Чтобы представить общую схему-модель социальной коммуникации, необходимо выделить основные ее элементы, без которых процесс коммуникации невозможен (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Модель социальной коммуникации
Коммуникатор-источник, адресант формирует и отправляет сообщение, закодированное в знаках. По мнению английского психолога Ф. Фэринга, коммуникатор – это лицо (или инстанция), намеренно производящее или контролирующее какую-либо целостность знаково-символического материала.
Код коммуникации определяет порядок, правила выбора, сочетания и расположения знаков самого сообщения (послания).
Каналы коммуникации – это материальные носители коммуникации (естественные каналы, например тембр голоса, и искусственные, т. е. созданные, например газеты, электронные каналы – радио, телевидение).
Сообщение передается по каналу и содержится в закодированном виде в форме социально (или индивидуально) значимой информации. Это конечное и упорядоченное множество знаков, выстроенных по определенным правилам орфографии, грамматики, синтаксиса, логики. Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов, изложенных в различных жанрах литературы, журналистики, паблик рилейшнз) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения.
Понятие «контекст» не менее важно, чем «текст». Контекст предполагает ту или иную организацию текста сообщения. Контекст указывает, в каком именно культурном пространстве репрезентируется (представлен) данный текст, как можно понять символы в конкретном социокультурном контексте. Так, в цветовом каноне VI в. белый цвет в Византии символизировал чистоту, отрешенность от мирского, божественное начало; черный цвет был знаком скорби; золото (как застывший солнечный свет) всегда означало богатство и власть[23].
Содержание сообщения часто называется его контентом (от англ. content – содержание). По мнению декана факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурского, одно из значений понятия контент – удовлетворение; сегодня, когда удовлетворяется потребность получить контент не через СМИ, а через поисковые системы Интернета или мобильную связь без посредников, появляется возможность создавать газеты без журналистов.
Адресат, реципиент, коммуникант получает и декодирует информацию.
Чем меньше барьеров (шумов, фильтров), препятствующих адекватному восприятию информации, тем эффективнее осуществляется процесс коммуникации.
Традиционными для исследователей коммуникаций и коммуникационных процессов являются следующие вопросы.
• Кто и кому передает информацию (источники и получатели)?
• Почему осуществляется коммуникация (функции, цели и намерения, или интенции отправителя сообщения)?
• Как происходит коммуникация (каналы, язык, коды, процессы кодирования, декодирования)?
• В чем состоит содержание коммуникации (контент, содержание сообщения и его смысл, знаки и значения)?
• Каковы последствия коммуникации (планируемые и (или) непланируемые эффекты, или результаты коммуникации: психологические факторы регулирования поведения реципиентов: изменилось или не изменилось сознание и (или) поведение получателей информации)?
Один из классиков теории коммуникации, американский инженер и математик, создатель информационной теории коммуникации Клод Шеннон (1916–2001) выделил три главных уровня исследования любой коммуникации:
1) уровень А: технический (канал коммуникации, избыточность сигналов информации, точность передаваемых знаков);
2) уровень B: семантический (адекватность в передаче и понимании соответствия знаков и значений сообщения);
3) уровень C: уровень эффективности (насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на сознание и (или) поведение в желаемом направлении)[24].
Любая наука состоит из понятий и теорий, а также имеет свой объект, предмет и методологическую базу исследования. В качестве самостоятельной науки, имеющей собственный объект и междисциплинарный предмет исследования, теория коммуникации возникла в середине ХХ в. на пересечении, в результате теоретического синтеза целого ряда наук: философии и социологии, психологии и политологии, социолингвистики и культурологии, кибернетики и технических наук, каждая из которых в свою очередь имеет свой объект, предмет, теории и направления исследования.
Объект науки – это часть объективно существующей реальности, обладающей очевидными границами и относительной автономией, на которую направлен интерес исследователя и на что направлен процесс познания. Самые крупные, сложные и многогранные для познания объекты реальности – это человек, общество, природа, техника, и каждый из них служит объектом изучения целого ряда наук. Более того, сложные объекты необходимо изучать междисциплинарно, используя комплексный подход. Коммуникация также является объектом изучения многих наук – не только социогуманитарных, но и технических.
Технические, биологические, гуманитарные, социальные виды коммуникации изучает коммуникология как наука о коммуникациях, которая является естественно-технико-гуманитарной дисциплиной. Гуманитарно-социальная коммуникология изучает коммуникацию между людьми в обществе. Гуманитарное – это все, что касается человека, а социальное – групп, аудиторий, институтов общества[25].
Объектом теории коммуникации, или гуманитарно-социальной коммуникологии, является именно социальная коммуникация, т. е. коммуникация в человеческом обществе, или «Human communication». В широком смысле социальная коммуникация понимается как «осознанный или неосознанный, с намерением или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях»[26].
В этой предельно широкой дефиниции социальной коммуникации содержится несколько моментов: 1) процессуальность; 2) наличие определенной цели, намеренность, сознательность, или интенциональность коммуникации; 3) ее форма (вербальные, опосредованные словом, и невербальные – без слов – знаковые средства кодирования информации); 4) ее уровень (участники коммуникации: коммуникация с самим собой, между двумя индивидами, в больших и малых группах, коммуникация, направленная на массовую аудиторию).
Социальная коммуникация – движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий; это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Социальная коммуникация отличается процессуальностью, целесообразностью, функциональностью, длительностью, динамизмом, направленностью, интерактивностью, необратимостью, контекстуальностью, иногда – конструктивностью (она всегда происходит в определенных пространственно-временных и социокультурных условиях, в определенной ситуации, т. е. в каком-то контексте). Ситуационными характеристиками, воздействующими на коммуникацию, являются следующие: знакомая-незнакомая, формальная-неформальная, ориентированная на выполнение дела или на общение, поверхностная – интимная)[27].
Коммуникация всегда имеет знаково-символический характер, т. е. передаваемая информация, сообщение кодируются при помощи каких-либо знаковых средств или сигналов (в словах, изображениях, формулах, звуках, картинах, взглядах и жестах, цветах одежды, байтах, символах, других средствах культуры). Родоначальник интерпретативной антропологии, американский теоретик культуры Клиффорд Гирц (1926–2006) подчеркивал символичность человеческого поведения, которое имеет смысл, что-то означает для тех, кто принимает в нем участие. Человек живет в «паутине значений», представляющей собой систему смыслов, которые ориентируют его по отношению к другим и в окружающем мире[28]. Коммуникация – это «передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов»[29].
Коммуникация связана с информацией (см. главу 7, параграф 7.4). Социальная коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю[30].
Основными функциями социальной коммуникации являются: информационная (передача информации); экспрессивная (способность выражать не только смысловую, но и оценочную информацию); прагматическая (способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на адресата в конкретной ситуации); взаимодействия (передача и восприятие информации, формирование значений) и воздействия; репрезентативная. Специализированными функциями коммуникации являются: контактоустанавливающая; самопрезентации; аппелятивная; побудительная; волеизъявительная; регулирующая; ритуальная; перформативная[31].
По мнению профессора Техасского университета Сан-Маркос Стивена Биби, объектом самой социальной коммуникации является сообщение, а ее предметом – социальные отношения, возникающие по поводу и в связи с сообщениями[32].
Предмет исследования – это всегда часть объекта, результат исследовательской деятельности ученого, которого интересуют те грани, свойства, отношения, аспекты, характеристики и связи объекта, которые он специально вычленяет из него, абстрагируясь от других свойств. Предмет существует в голове, в сознании исследователя. В отличие от объекта предмет исследования субъективен и связан с процессом познания объекта в рамках какой-либо парадигмы, теории. Вот почему нет одного определения предмета ни в одной науке. Для науки предмет – это результат и итог ее развития. Предмет имеет исторический характер, он изменяется в истории науки, и в рамках различных парадигм науки он определяется по-разному. Предмет – это логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя. Это идеальный образ объекта, модель, конструкция действительности. Как правило, наука имеет дело с объектом, а учебная дисциплина – с предметом.
Развернутая «цепочка звеньев», раскрывающая предмет научной и учебной дисциплины, представляет собой следующую последовательность: объект – предмет – структура предмета (понятия, теории, методология исследования и закономерности развития; в данном случае закономерности развития социальной коммуникации) – соотношение с другими науками – функции (роль, наблюдаемые последствия как для общества, так и для других коммуникативных дисциплин – социологии массовой коммуникации, связей с общественностью и рекламы) – связь с практикой, которая всегда обогащает теорию. Так, новые технические средства связи и информационно-компьютерные технологии изменили возможности воздействия на общественное сознание различных видов и средств массовой коммуникации – кино, рекламы и особенно Интернета.
Таким образом, предмет любой науки, включая основы теории коммуникации (гуманитарно-социальной коммуникологии) раскрывается в ее понятийно-категориальном аппарате, теориях, методологии исследования, соотношении с науками, имеющими тот же сложный и многогранный объект исследования, функциях и связи с практикой.
В широком смысле предмет теории коммуникации – это социальные (в широком понимании), психологические, семиотические и другие явления, процессы и отношения, возникающие между различными субъектами в процессе коммуникации, общения, обмена информацией (смыслами), т. е. в процессе их взаимодействия[33].
Особенности предмета (точнее «предметного поля») гуманитарно-социальной коммуникологии заключаются в том, что он имеет междисциплинарный характер. Как самостоятельная наука, имеющая свой отдельный предмет исследования, она возникла в результате теоретического синтеза, интеграции философии, социологии, психологии, семиотики, культурной и социальной антропологии, политологии, культурологии и др. гуманитарных и технических наук.
Теория – это практически подтвержденная система представлений о соответствующих явлениях, системное и достоверное знание о предмете. Теория фиксирует в явлении (процессе) самое существенное, общее, повторяющееся. Теория объясняет реальность, предлагает видение действительности. Высшей формой теоретизирования являются суждения, в которых формулируются закономерности[34]. Научная дисциплина «Основы теории коммуникации» имеет не одну теорию социальной коммуникации, а множество теорий социальной коммуникации (философских, социологических, психологических и др.), объясняющих ее сущность (см. главу 7). Так, классик теории коммуникации, профессор университета Нью-Мексико в США Эверетт Роджерс предшественниками обобщающей науки о коммуникациях считает представителей не только гуманитарных и социальных наук, но и естественных и точных наук (биологии, кибернетики, математики). По его мнению, теоретическими источниками для теории коммуникации как междисциплинарной науки послужили идеи Ч. Дарвина, психоанализ З. Фрейда, теории К. Маркса и представителей Франкфуртской школы К. Левина, Дж. Г. Мида, Г. Лассуэлла, «отца» кибернетики Н. Винера, инженера К. Шеннона, социологов чикагской школы К. Ховланда, П. Лазарсфельда, В. Шрамма и многих других[35].
Для выявления междисциплинарной специфики предмета дисциплины «Основы теории коммуникации» (назовем далее – теории коммуникации) рассмотрим ее соотношение с другими науками.
Философия и теория коммуникации. Понимание сущности социальной коммуникации, являющейся объектом теории коммуникации, предполагает обращение к таким философским категориям, как «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «информация», «смысл», «модель», «система», «структура», «понимание», «истина» и т. д., без чего невозможно представить процессы коммуникации в обществе между людьми. Философские аспекты коммуникации связаны с глубинным пониманием смысла подлинного общения. Без философии невозможно понимание и толкование текстов (сообщений), чем занимается ее часть – герменевтика (Гермес – в греческой мифологии – вестник богов, разъясняющий людям их послания). Логика как часть философии помогает в осмыслении процессов и форм мышления, задействованных в человеческих коммуникациях, а также в поисках истины. Риторика как часть философии в античную эпоху понималась либо как средство постижения истины, либо как средство выражения (и украшения) истины. Этика как часть философии необходима для осмысления и практического владения навыками нормативных регуляторов в групповых, личностных, межкультурной и массовой коммуникациях.
Социология и теория коммуникации. Понятийный аппарат и методология социологии позволяют изучать прежде всего особенности массовой коммуникации и ее реципиента – массовую аудиторию, основные социальные функции массовой коммуникации, СМК и СМИ, а также их роль в формировании целей общества и моделей его развития, социальные институты массовой коммуникации (журналистику, СМИ, институты хранения информации), роль лидеров мнений в медиакоммуникациях, особенности рекламных коммуникаций, воздействие СМК на общественное мнение. Как минимум две функции массовой коммуникации следует принимать во внимание при изучении ее социологическими средствами: 1) функцию средства социализации, которая связана с передачей знаний, социальных ценностей и норм, включая задачи информирования, воспитания; 2) коммерческую и идеологическую – функцию средства навязывания своей воли аудитории, формирования и изменения мотивов ее поведения. Массовая коммуникация, дифференцируя состав аудитории, формирует мотивы поведения тех людей, на которых она направлена[36].
Психология и теория коммуникации. Психологическая грань междисциплинарного «предметного поля» теории коммуникации позволяет изучать прежде всего психические аспекты внутриличностной, межличностной и массовой коммуникаций, намерения и мотивы коммуникатора, психологические потребности аудитории, структуру и важнейшие функции общения, механизмы перцепции (восприятия), способствующие навыкам эффективного межличностного общения, а также социально-психологические функции массовой коммуникации.
Американский исследователь массовой коммуникации Дж. Доминик выделил такие отдельные психологические потребности аудитории, как потребности в знаниях, в отвлечении (от скуки обыденной жизни), в расслаблении (уходе от жизненных забот), в эмоциональной разрядке, в контактах с другими людьми[37]. Успешное проведение рекламной кампании невозможно без знания ее психологических основ, т. е. основных потребностей, способствующих продаже: чувства уверенности (холодильники, кондиционеры), надежности (лекарства, банки), самоудовлетворения, иначе признания собственной значимости окружающими (для разных целевых групп предлагаются свои товары и услуги), творческих наклонностей (выпечка, садоводство), объектов любви, силы, семейных традиций, бессмертия (страховые компании)[38]. Знание психологических аспектов коммуникации способствует диалогическому общению, познанию себя и партнеров в процессе общения, сигналов невербальной коммуникации (общения без слов). Так, этимология (происхождение) слова «такт» (тактичный, деликатный человек) связана с понятием «такесика» – частью невербальной коммуникации, изучающей различные значения дозволенных и статусных прикосновений (рукопожатий, объятий, поцелуев). Политический PR невозможен сегодня без знаний структурных элементов эмоциональной атмосферы общества: общей удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью; оптимизма/пессимизма; чувства уверенности/неуверенности в себе; уровня агрессивности (интенсивности агрессивных эмоций – жестокости, враждебности, гнева, ярости, возмущения, злобы, мщения); уровня тревожности (интенсивности тревог, страхов); интенсивности социальной идетичности/уровня доверия социуму в целом[39].
Лингвистика и теория коммуникации. Лингвистическая грань «предметного поля» теории коммуникации предполагает изучение речевой коммуникации (коммуникации, опосредованной словом) и ее видов: чтения, письма, говорения и слушания. Она связана с изучением проблемы глоттогенеза (происхождения языка) и значения речевой коммуникации в процессе антропосоциогенеза[40], а также с исследованием изменений языка под влиянием социокультурных условий и факторов, чем занимается социолингвистика. Например, тысячи неофициальных названий и наименований городских объектов и персонажей, которые были придуманы петербуржцами и используются ими в повседневной речи на протяжении трех веков, можно найти в «Словаре петербуржца», составленного Н.А. Синдаловским[41].
Так, учение евразийцев представляло собой не только их социологические и политологические концепции об историческом и культурном своеобразии, особом пути России, основанные на представлении об особенностях ее «местоположения» и «месторазвития», о «симфонической» личности, но и, по мнению автора лингвистической модели коммуникации Р.О. Якобсона, – «русскую лингвистическую традицию». Для евразийцев язык – это коллективная норма, которая включает в себя (в силу того, что носители языка принадлежат разным поколениям и «сродственным» евразийским народам) как консервативные тенденции, так и нововведения. По мнению евразийских мыслителей, и в частности П.Н. Савицкого, отношения между языками подобны отношениям между организмами, распространение которых – естественное явление, гармонически соответствующее месторазвитию; евразиация предполагает обрусение, но не в насильственном, а в органическом смысле – свободы выбора русского языка, имеющего и западные говоры, и дальневосточные диалекты. Изменения евразийского языка «симметричны»[42].
Семиотика и теория коммуникации. «Сема» в переводе с греческого языка означает знак. Поскольку в процессе коммуникации передаются сообщения, закодированные в знаковой форме, имеющие содержание, смысл и значение, то теория коммуникации связана с изучением природы и типологии знаков и знаковых систем, пониманием значений, т. е. с семиотикой (семиологией). Семиотика изучает знаки, в том числе знаки культуры как феномены коммуникации. С позиции семиотики культура может быть рассмотрена как знаковая система.
Отечественный культуролог Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) в 1984 г. ввел понятие «семиосферы» – знакового (семиотического) структурно неоднородного, внутренне разнообразного и имеющего границы пространства, внутри которого реализуются коммуникационные процессы и вырабатывается новая информация. В центре семиосферы, имеющей строение в виде концентрических кругов (сфер), находятся очевидные, последовательные, не вызывающие сомнений структуры, представляющие мир упорядоченным и наделенным высшим смыслом. Движение к периферии повышает степень неопределенности и дезинтеграции, свойственные внешнему по отношению к семиосфере миру, и подчеркивает значение одного из главных понятий семиосферы – ее границы. Каждому человеку понятна семиотика его родной культуры[43].
Знаки коммуникации обращены к человеку, вопрошающему о смыслах жизни и о своем предназначении. Эйфелева башня, Медный Всадник (как символы Парижа и Петербурга), крест, полумесяц, звезда, цвет флага и другие культурные символы, цифры, буквы алфавита, ноты, астрологические, математические, денежные, дорожные знаки, логотипы, покраснение лица, дым – все это различные виды знаков.
Теория журналистики и теория коммуникации[44]. Можно продолжить рассмотрение соотношения теории коммуникации с кибернетикой, биологией, политологией, этнопсихологией, культурологией, имиджелогией, социологией рекламы, социологией массовой коммуникации, теорией и практикой связей с общественностью, информатикой[45].
Теория коммуникации связана также с техническими науками, поскольку каналы коммуникации (ее материальные носители) – бумага, книги, журналы, газеты, провода, детали, схемы, множительная техника, устройства радио- и телекоммуникаций, компьютеров предполагают материально-техническое и технологическое обеспечение всех опосредованных коммуникаций. Техническая грань междисциплинарного предмета теории коммуникации предполагает знание о том, когда был изобретен печатный станок, появились радио, кино, телевидение, ноутбуки и другие технические средства связи. Каждый образованный европеец знает имя Иоганна Гутенберга (1400–1468), создателя подвижного (разборного) шрифта, «подвижных литер», который в середине XV в. изобрел печатный типографский станок, именно на нем была опубликована первая в мире книга – Библия. Каждый житель Китая назовет имя Пи Шена – китайского печатника, который применил этот способ гораздо раньше, в XI в.
Таким образом, «Основы теории коммуникации» как наука и учебная дисциплина имеет междисциплинарный характер. Ее предмет соотносится с целым рядом социогуманитарных наук (философией, психологией, социологией, лингвистикой, семиотикой, культурологией и др.) и с техническими науками.
Основные понятия теории коммуникации, которые будут раскрыты в последующих главах и параграфах данного учебного пособия: коммуникация, социальная коммуникация, уровни, формы и виды в типологии коммуникаций, невербальная коммуникация (НВК) и ее виды, «открытые» и «закрытые» сигналы НВК, вербальная коммуникация (и ее виды), аксиальная и ретиальная коммуникации, массовая коммуникация (и ее виды: реклама, политические коммуникации, PR-коммуникации, журналистика), межличностная, диалогическая, экзистенциальная, манипулятивная, императивная коммуникации, аутокоммуникация (внутриличностная коммуникация), межкультурная, этнокультурная, публичная коммуникации, коммуникации в организациях, деловые коммуникации, соотношение понятий «общение» и «коммуникация», перцепция и ее механизмы, интеракция, коммуникатор, коммуникант, адресант, адресат, социальная информация, массовая информация, специализированная информация, индивидуально-личностная информация, коммуникативная компетентность личности, коммуникативное поведение, коммуникативная культура, характеристика моделей коммуникативного процесса (линейных, с обратной связью, трансакционных, диффузных, имиджевых), каналы коммуникации, код, СМК (средства массовой коммуникации), СМИ (средства массовой информации) и их типология, социальные функции массовой коммуникации, коммуникационные знаки (и их типология), семиотика (и ее структура), язык коммуникации, коммуникационные революции, закономерности эволюции социальной коммуникации, философские, психологические, семиотические, лингвистические, макросоциологические, микросоциологические теории коммуникации и др.
Специфика предмета любой науки предполагает ответ на вопрос: какие методы и методологические подходы, связанные со сбором и обобщением полученного знания (в данном случае – знания о коммуникациях), в нем используются.
Методология – это учение о путях научного исследования, изложение основных принципов, предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения. Различаются три группы понятий методологии:
1. Понятия, фиксирующие результаты познавательной деятельности (идея, концепция, теория, гипотеза, факт и др.). Так интересна теория как концептуальная модель изучаемого объекта. Любая теория всегда абстрактна, состоит из понятий и связей между ними, объясняет объективную реальность. Теория – это системное и достоверное знание о предмете. Теория фиксирует в явлении существенное, общее, повторяющееся. Не одна, а все теории о коммуникации (философские, семиотические, психологические, макро- и микросоциологические) составляют содержание коммуникологии.
2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания исследователя, познающего субъекта (картина мира, образ социальной действительности, представления, подход).
3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя или ее отдельные аспекты (парадигма, метод, способ, эксперимент и др.)[46].
Методологические подходы и методы исследования, используемые в теории коммуникации. Во-первых, это общенаучные методы исследования, используемые во всех науках: описание, типологизация, объяснение, прогнозирование, обобщение, умозаключение, индукция, дедукция, анализ, синтез; сравнительно-исторический, идеально-типической реконструкции, диалектический методы и др. Во-вторых, основными методологическими подходами к изучению социальных коммуникаций являются:
• информационно-технологический подход – анализ коммуникаций через понятие «информация» и процессы ее передачи;
• семиотический подход – анализ содержания сообщения, языка коммуникации через понятие «знак», объективное значение (денотацию) и субъективное значение (коннотацию);
• деятельностный подход, позволяющий исследовать социальные коммуникации при помощи понятия «деятельности» ее субъектов (деятельность для себя, для другого, совместно с другими, против других и т. д.);
• системный, или структурно-функциональный, подход – рассмотрение коммуникации как системы, состоящей из элементов и связей между ними, имеющей структуру и функции по отношению к системе[47].
Научное исследование такого сложного объекта, как социальная коммуникация, целесообразно осуществлять, используя методологию комплексного подхода, т. е. достижений целого ряда социогуманитарных наук. Комплексный подход – это особая стратегия научно-исследовательской деятельности, «комплексирование, или особый вид познавательной деятельности, направленной на объединение наук, знаний и действий различных специалистов в целях многостороннего и целостного изучения сложноорганизованных объектов[48].
Содержание основных концептуальных подходов к иследованию социальных коммуникаций (системно-кибернетического, информационного, семиотического, когнитивного, интерпретационного и других) раскрывается в отдельной главе.
Главными функциями теории коммуникации являются следующие:
• гносеологическая (познавательная) – проявляется в том, что изучающие данную научную дисциплину должны понять и знать сущность, природу, механизмы, структуру, значение коммуникаций и коммуникационных процессов в обществе, в организациях, в человеческом общении;
• методологическая – заключается в том, что по отношению к более частным научным коммуникативным дисциплинам, так или иначе изучающим коммуникационные и информационные процессы в обществе (связи с общественностью, история рекламы, журналистика, имиджелогия, основы межкультурной коммуникации и др.), теория коммуникации (коммуникология) является более фундаментальной наукой, метатеорией (теорией теорий). В ее рамках разрабатываются методологические основы для более прикладных и практических коммуникативных дисциплин;
• гуманистическая — проявляется в том, что, несмотря на культурное многообразие, влияющее на практики повседневного общения, обобщающее знание о коммуникациях способствовало бы взаимопониманию между представителями разных языков, культур и субкультур;
• критико-ориентирующая – заключается в том, чтобы уметь критически осмысливать содержание СМИ и средств массовой коммуникации в современном обществе;
• прогностическая – состоит в том, чтобы на основании знаний о закономерностях функционирования социальной коммуникации в условиях глобализации прогнозировать основные тенденции развития массовой коммуникации, СМИ, коммуникационных каналов, институтов и потребностей.
Как уже отмечалось, гуманитарно-социальная коммуникология изучает коммуникацию между людьми в обществе; ее объектом является именно социальная коммуникация, чему и посвящено данное учебное пособие.
В защиту признания статуса коммуникологии как обобщающей науки о коммуникациях (наряду с Р.Т. Крейгом, Э. Роджерсом и другими зарубежными учеными) высказываются и отечественные специалисты. Это позиция И.П. Яковлева, О.Л. Гнатюк, являющихся также сторонниками термина «коммуникология». Так, по мнению И.П. Яковлева, коммуникология является естественно-технико-гуманитарной дисциплиной, которая изучает естественные, технические и социокультурные коммуникации. О.Л. Гнатюк определяет коммуникологию как «общую, интегративную науку о коммуникациях (ее развитии, структуре, коммуникационных процессах) в обществе, природе и технических системах». Коммуникология синтезирует комплекс социально-гуманитарных, естественно-научных и технических знаний». Коммуникология включает как теории социальной коммуникации, так и теории био- и зоокоммуникаций, а также теории коммуникации из технических наук[49].
Некоторые авторы рассматривают коммуникологию как социальную науку, т. е. как наиболее общую фундаментальную теоретическую науку, которая изучает место и роль коммуникации в обществе, закономерности ее развития, коммуникационные процессы, средства[50]. Поддерживает название коммуникологии как обобщающей науки о социальной коммуникации Ф.И. Шарков.
Коммуникативистика является более прагматической дисциплиной, которая изучает системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей и информационно-коммуникационных технологий в обществе. Коммуникативистика – наука о гуманитарных аспектах развития информационных средств и систем[51].
С точки зрения Д.П. Гавры, «основной континуум науки о коммуникации включает ряд дисциплин, включая теорию массовой информации, межличностную и деловую коммуникацию, теории вербальной, визуальной и виртуальной коммуникаций, коммуникационный менеджмент, международные и глобальные коммуникации, историю коммуникаций». Это и мнение А.В. Соколова: «метатеория социальной коммуникации, обобщающая закономерности развития социально-коммуникационных явлений, межнаучная обобщающая теория, формирующаяся на основе различных наук, изучающих те или иные грани, аспекты социальных коммуникаций». Схожие мнения у В.П. Конецкой, Р.С. Цаголовой, М.А. Василика и др. Согласно позиции М.А. Василика, «центральными проблемами коммуникологии как науки о коммуникации являются объяснение коммуникативной природы социальной реальности, определение механизма коммуникативных связей, взаимодействия в различных коммуникативных системах, структурах и процессах, концептуальные подходы, основные теории и модели коммуникаций»[52]