Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – учение, в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Его ввел в оборот французский философ О. Конт в 30-х гг. XIX в. Объективным основанием процесса становления социологии как самостоятельной отрасли знания послужили экономические и политические потребности общества, а также внутренняя логика развития наук. Субъективно этот процесс стимулировался стремлением утвердить в обществе идеалы рациональности, ориентированные на принципы научного знания.
До О. Конта учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Попытки объяснить общественную жизнь предпринимали античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Средневековья и Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе, используя принципы позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.
Однако большинство социологов в первой и даже второй половине XIX в. продолжали издавать труды, содержащие концепции, созданные на основе случайных фактов. Превращение социологии в отрасль знаний, опирающуюся на эмпирический базис, ускорилось лишь в конце XIX в. Известную роль в этом процессе сыграли немецкая и английская школы статистиков и американские институционалисты, но только в 1920-е гг. сбор, обработка и анализ информации начали осуществляться научными методами. Прогресс в этой области под влиянием позитивизма часто сопровождался упадком теоретического анализа. Основные усилия западных социологов после 1920-х гг. оказались направленными не на построение теоретических конструкций, таких, какие создавали в свое время Г. Спенсер или М. Вебер, а на решение многочисленных частных задач сугубо прикладного плана.
Основоположниками современной социологии признаны Э. Дюркгейм и М. Вебер. Они многое сделали для того, чтобы узаконить социологию как науку.
В широком смысле слова социология – это система знаний об общественном устройстве жизни людей, о природе и разнообразных проявлениях коллективности. В узком смысле социология занимается анализом структуры социальных отношений, процессов социального взаимодействия, группового поведения.
Существует множество определений социологии как науки, предложенных известными отечественными и зарубежными учеными, например «это наука о факторах культуры в широком смысле слова» (Е.В. де Роберти); «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М.М. Ковалевский); «наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности» (П.А. Сорокин); «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации, о социальных отношениях, закономерностях социальных действий и массового поведения» (В.А. Ядов). Краткое, но четкое определение принадлежит современному английскому социологу Э. Гидденсу: «Социология – это наука о социальной жизни человека, групп и обществ».
Социология как наука решает фундаментальные проблемы развития общественных форм жизни, процессов группового поведения и взаимодействия между людьми. Это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, которая анализирует все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Социология пользуется специально разработанными средствами, особыми методиками познания. Среди социологических источников получения информации опросы, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперименты.
На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. Такой же точки зрения придерживаются многие видные современные ученые, в частности П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс.
Важные сведения, которые накопила социология об общественных явлениях и процессах, используются в социальном управлении, для воздействия на экономическое, политическое, правовое поведение человека. В условиях рыночной системы нужны маркетологи, исследователи социальных сегментов рынка, формирования покупательских потребностей, и здесь не обойтись без социологии.
Большую роль в современном обществе играет изучение общественного мнения относительно разных вопросов социальной жизни, того, как меняются взгляды людей, их ценностные ориентации, представления о социальных проблемах образования, семьи, здоровья, растущей угрозе наркотизации и алкоголизации и т. д.
Социология призвана не просто выявлять и описывать тенденции общественного развития, но и объяснять, интерпретировать их, предлагать варианты практического решения тех или иных проблем, отвечая тем самым на вызовы природы и истории.
С 1920-х годов происходит активная специализация социологии. Сейчас она объединяет свыше 40 отраслей (семьи, города, права, медицины, образования, труда, катастроф, науки, религии, предпринимательства, управления и т. д.), и их количество постоянно растет. По мере развития общества расширяется и круг изучаемых явлений и процессов внутри каждой отрасли. Так, в рамках социологии семьи до 1970-х гг. не рассматривался такой феномен, как пробный брак, но когда он получил массовое распространение (особенно в молодежной среде), его начали изучать наравне с другими явлениями, относящимися к данному социальному институту. В социологии образования интерес исследователей привлекают сейчас коммерционализация высшей школы, переход многих отечественных вузов на платную форму обучения, введение ЕГЭ, элементы рыночных отношений в школе и т. д. К каким последствиям приведут эти изменения, как скажутся на социальной структуре общества, не углубят ли социального неравенства, не станут ли противоречия в системе образования тормозом общественного развития страны – в поиске ответов на эти вопросы социологи принимают самое активное участие.
Роль социологии возрастает в переходные периоды, когда меняются все стороны жизни – экономика, политика, социальные институты, система ценностей, повседневность бытия граждан. По образному выражению польского социолога П. Штомпки, значительные социально-экономические преобразования носят травматологический характер. В таких условиях перед социологами возникают две главные задачи: во-первых, осмыслить радикальные трансформации в обществе под углом зрения разных теоретико-методологических подходов и, во-вторых, найти максимально адекватную связь между «высокой теорией» и повседневной социальной практикой.
Социология, возникшая после других наук, вобрала в себя их понятия, статистику, а заимствование является показателем преемственности развития научного знания. Его состояние в современной социологии выражается прежде всего в предмете исследования.
У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов, а описывается при помощи теоретических понятий. Социология анализирует все социальные явления и процессы в их взаимодействии. Внимание социолога может быть направлено на общество с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями или на одну из сфер общественной жизни, на большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, например молодежь, производственные коллективы). Но общество, человек, культура, этнос и т. п. наряду с социологией изучаются и другими общественными дисциплинами – историей, экономикой, психологией, демографией, культурологией, этнографией. Все эти науки имеют один и тот же крупный и сложный объект изучения – общество. А вот предмет изучения у них разный: каждая выделяет в объекте те характеристики, аспекты, свойства, признаки, которые интересны именно ей. И хотя социологическое знание включает в себя взаимосвязь представлений о функционировании и развитии экономической, политической, правовой, духовной сфер общественной жизни, социолог вовсе не дублирует экономиста, политолога, правоведа или этика. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в этих сферах, он оперирует другими категориями и использует особые инструменты и методы познания.
Признанные классики социологической науки О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Т. Парсонс, М. Вебер, К. Маркс, В. Парето, П. Сорокин заложили следующие принципы социологической методологии:
• построение социологии по образцу естественных наук;
• эмпирическая обоснованность, точность и доказательность теоретических положений;
• изучение социальных явлений, доступных наблюдению, а также проверке и измерению;
• количественное описание социальных явлений;
• свобода от ценностных суждений и от связи с идеологией.
Особенность метода социологии заключается в конкретном анализе конкретной ситуации с помощью конкретного социологического исследования. Какую бы область общественной жизни ни исследовал социолог, он начинает с выявления проблемной ситуации. Дается ее общая формулировка, которая потом уточняется, конкретизируется. В зависимости от окончательной формулировки проблемы выбирается объект исследования, т. е. то, что порождает проблемную ситуацию и на что направлен процесс познания. Но конкретному изучению подвергается не весь объект, а те его свойства и особенности, которые наиболее значимы с точки зрения исследовательской проблемы. Это и есть предмет исследования. Предметом являются выявленные социальные факторы и личностные особенности.
Таким образом, объект изучения социологии – это общество как социальная система, его подсистемы, социальные явления и процессы, а также проблемы совместной жизни людей. Предмет социологии – существенные с точки зрения научных интересов и потребностей практики черты, свойства и закономерности социальной реальности.
Социология заняла особое самостоятельное место в системе общественных и гуманитарных наук. Теоретическое и практическое значение социологии выражается в выполняемых ею функциях. К важнейшим из них можно отнести познавательную, практически-преобразующую, управленческую, инструментальную и др.
Познавательная функция заключается в том, что социология добывает и накапливает знания об окружающем нас мире, обобщает и систематизирует их, стремясь составить полную картину современного общества, выявить закономерности его функционирования и развития. Эта задача решается средствами теоретической социологии в тесной связи с эмпирическими социологическими исследованиями.
Особенность реализации познавательной функции состоит в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать краткосрочный или долгосрочный прогноз их дальнейшего развития, предусмотреть возникновение возможных тенденций, в том числе негативных.
Практически-преобразующая функция социологии заключается в разработке рекомендаций, моделей организаций (предприятий, учреждений, организаций и т. д.), в создании и использовании способов воздействия на поведение и установки людей с целью разрешения социальных проблем, адаптации социальных институтов (собственности, государства, армии, семьи, воспитания, образования, права и т. д.) к изменяющимся условиям и сохранения социальной стабильности.
Что касается управленческой функции социологии, то ее реализация тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. На основе такой информации вырабатываются управленческие решения в разных сферах общественной жизни.
Особенно важна эта функция сегодня, в ситуации новых экономических реалий. Перед социологами труда, например, возникли новые проблемы, которые было сложно предвидеть в минувшем столетии: наличие многообразных форм собственности, в том числе частной, совместные с иностранными фирмами организации, угроза безработицы.
Практически-преобразующая функция социологии связана с управленческой функцией. Выполняя отдельные социальные проблемы и определяя возможности их решения в целях улучшения социального самочувствия людей, условий их жизнедеятельности, социология создает предпосылки для мобильного и эффективного социального управления.
Особую значимость приобретает участие социологии в решении Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года, таких проблем, как насилие и преступность в обществе, социальные и национальные конфликты, в выработке терпимого отношения к иному образу жизни и образу мыслей. В связи с увеличением экологических бедствий и техногенных катастроф управленческая функция социологии должна быть востребована в получении знания о социальных и социально-политических последствиях таких событий и разработке эффективных мер, учитывающих поведение людей в ситуации природных бедствий.
Итак, функции социологии раскрывают широкий спектр решаемых ею задач, свидетельствуют о богатом содержании этой науки, характеризуют ее специфику, особенности ее объекта и предмета.
Накопление знаний в любой науке определенным образом организовано и имеет свою структуру. Структура социологии отражает, во-первых, сложность, многоплановость социальной жизни, разнообразие социальных процессов на разных уровнях социальной организации, их многофакторность; во-вторых, специфику общественного предназначения данной науки, т. е. ее функций.
Одним из общепринятых подходов в рассмотрении структуры социологии является разделение ее на теоретическую и прикладную.
Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата, методов социологического исследования. Разрабатываемые в этой области концепции отвечают на два вопроса: что познается (объект) и как познается (метод). В совокупности они формируют теоретическую, фундаментальную социологию.
Прикладная социология решает задачи, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные системы и протекающие в них процессы.
Теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту или методу исследования, а по той цели, которую они себе ставят. Деление социологического знания на фундаментальное (теоретическое) и прикладное условно, ибо любое из них вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.
Структура социологии, выражающая ее дифференциацию (т. е. дробление, разделение) по тем зависимостям, которые имеют место в ее познавательной, продуктивной деятельности (т. е. по полученным результатам), может быть представлена в следующем виде:
• методологические и теоретические основы социологии, история ее развития;
• общие теории функционирования и развития социальных систем разного уровня;
• специальные и отраслевые социологические теории;
• социоинженерная область знания;
• теория и методы социологического исследования.
В зависимости от масштаба исследуемых социальных процессов и систем выделяют микро- и макросоциологию. Первая исследует микропроцессы, связанные с повседневным поведением людей в ситуациях взаимодействия их «лицом к лицу»; вторая изучает такие широкомасштабные системы, как политический строй, экономический порядок, анализирует исторически длительные процессы, например развитие образования, индустрии. Деление на микро- и макросоциологию условно, ведь глобальные социальные процессы нельзя рассматривать в отрыве от межличностного, межгруппового взаимодействия.
Таким образом, социология, как и всякая самостоятельная наука, имеет свой предмет и соответствующий ему метод. В качестве объекта социологического познания в широком смысле выступает общество. Понятия «социальность» («социальное»), «социальные связи и взаимодействия», «способ их организации» служат исходными для раскрытия особенностей предмета социологии, его отличия от предмета других общественных наук.
Предмет социологии представляет собой существенные с точки зрения решения возникающих проблем совместной жизни людей, обеспечения прогрессивного развития конкретного общества, черты, свойства социальных явлений и процессов, закономерности функционирования и развития социальных систем, механизм действия и формы проявления этих законов и закономерностей в деятельности человека.
Метод социологии включает в себя общенаучные познавательные принципы, опирается на все богатство общенаучной методологии, обеспечивающей надежность и достоверность полученного знания. В своей познавательной деятельности социология использует понятийный аппарат, категории и законы других общественных и гуманитарных наук. Учитывая своеобразие своего предмета, она разрабатывает социологическую методологию, важной составной частью которой являются методы, методика и техника социологического исследования.
Сегодня социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре, занимает центральное место в общественных науках, реализуя познавательную, практическую и управленческую функции, имеет сложную структуру. В нашей стране ей еще предстоит стать действительно научной основой социальной политики, социального управления, доказав свою практическую ценность.
1. Раскройте объективные предпосылки превращения социологии в одну из ведущих общественных наук современности.
2. Каковы основные направления развития современной социологии?
3. Перечислите особенности развития социологии в России.
Социология как самостоятельная наука сложилась в результате естественного процесса дифференциации и интеграции многих отраслей знаний. С момента возникновения социологии существовало множество разных по содержанию и подходам школ и направлений, которые базировались иногда на противоположных мировоззренческих и философских позициях. Каждая научная дисциплина возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин «социология» связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что он единолично создал эту науку. Ее становление оказалось возможным благодаря творческой деятельности многих поколений ученых, пытавшихся ответить на вопрос о природе человека и общественном устройстве, осмыслить новые явления в жизни общества. И все же Конт по праву считается основоположником социологии, поскольку он первым выступил против того, чтобы рассматривать общество как простую совокупность индивидов, которых многие мыслители квалифицировали чуть ли не как «социальные атомы».
Первые идеи о создании особой науки об обществе, названной социологией, разработаны О. Контом (1798–1857), энциклопедически образованным французским философом. Им был введен в употребление термин «социология». Занимаясь классификацией наук, он выделил пять абстрактных теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию, а также позитивную науку об обществе, которая была названа социальной физикой, а позднее социологией. По его мнению, истинная наука должна отказываться от неразрешимых вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Главная задача науки состоит в открытии законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между теми или иными явлениями и процессами. Называя социологию позитивной, Конт противопоставлял ее теологическим и метафизическим спекуляциям, умозрительным подходам к изучению общества.
Слово «позитивный», по разъяснению О. Конта, имеет следующие значения: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному. Конт пояснял, что позитивная социология базируется на научных наблюдениях, а не на воображении или догадках, и стремился сделать ее реальной, полезной, достоверной, точной, способствующей повышению организованности общества.
О. Конт пользовался понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которых раскрывал механизм общественного прогресса. Кроме того, он вывел «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества», согласно которому познавательная деятельность людей проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии доминируют военно-авторитарные режимы, на метафизической – застой и разложение, анархия умов, на позитивной – порядок и организованность. Социология призвана обосновать органическую связь порядка и прогресса, найти принципы взаимодействия между всеми сторонами жизни общества и достичь его гармонизации.
Многие идеи О. Конта актуальны и в настоящее время. Именно в силу актуальности поставленных им проблем его учение было продолжено многочисленными последователями. В частности, представления Конта об обществе как целостном организме развил английский мыслитель Г. Спенсер (1820–1903). Уже в первой своей книге, вышедшей в 1851 г., он сформулировал «закон равной свободы», согласно которому каждый человек свободен делать все, что хочет, если не нарушает равной свободы другого человека. Свобода индивидуальных действий, конкуренция и выживание наиболее приспособленных – вот все, что нужно для развития общества.
С именем Г. Спенсера связана биологическая концепция в социологии, суть которой в том, что общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. Подобно Ч. Дарвину, Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни – выживают те, кто умеет приспособиться к социальным условиям.
В подтверждение разрабатываемой им концепции Г. Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека, торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а деньги – с кровяными тельцами. Свой подход он обосновывает с помощью следующих доказательств:
• как живые организмы, так и любые общества на протяжении своего существования увеличиваются в объеме;
• и те, и другие усложняются;
• их части приходят во все большую зависимость друг от друга;
• и те, и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.
Всякое развитое общество, по Г. Спенсеру, имеет три системы органов: 1) поддерживающую (обеспечивает производство необходимых продуктов); 2) распределительную (отвечает за связь разных частей); 3) регулятивную (в ее «ве́дении» подчинение составных частей целому).
Центральное место в творческом наследии Г. Спенсера занимает идея социальной эволюции. Это развитие общества по пути усложнения и совершенствования социальных институтов, причем развитие обусловлено потребностями и интересами людей. Тем не менее эволюция не означает улучшения жизни, речь идет об ускоряющемся движении от однородности к разнородности, и регресс имеет место так же часто, как и прогресс.
Огромную роль в разработке и утверждении метода социологии сыграл французский социолог Э. Дюркгейм (1858–1917). Содержание его книги «О разделении общественного труда» гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем. Дюркгейм полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе – предметом ее интереса являются только социальные факты. Их нужно рассматривать как вещи и объяснять другими социальными фактами. Главным двигателем социальной эволюции является внутренняя социальная среда.
В учении Э. Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения, позволяющие понять взаимодействие общества и личности, исследуется роль группового, коллективного сознания. Центральной в творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности – высшего морального принципа, высшей универсальной ценности. Солидарность в архаичных обществах он называет механической. Для нее характерно репрессивное право, когда единство поддерживается прежде всего наказанием. В развитом обществе действует органическая солидарность. Она базируется на общественном разделении труда, когда индивид выполняет отдельную функцию. Люди вынуждены обмениваться продуктами своего труда, возникает взаимозависимость, формируется осознанная солидарность.
Будучи сторонником рационалистического, т. е. строго логического объяснения явлений общественной жизни, Э. Дюркгейм под этим углом зрения исследовал проблемы морали, религии, самоубийств. Разработанный им метод лег в основу структурного функционализма – направления, в рамках которого общество рассматривается как саморегулирующаяся система, изучаются общественный порядок и аномалии, причины отклоняющегося поведения и др.
Крупнейшим социологом конца XIX – начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие практически всех областей и направлений социологии, был немецкий мыслитель М. Вебер (1864–1920). Круг его научных интересов необычайно широк. Он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и искусства, размышлял над природой капитализма, исследовал проблему урбанизации.
С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций Вебер использовал такие понятия, как «идеальный тип», «понимание». Его методом постижения действительности становится понимание, или стремление исследователя увидеть конкретные исторические мотивы поведения людей, их рациональные суждения и поступки. Но задача социологии не сводится к поиску «безупречно объективных» фактов, а заключается в конструировании моделей, которые помогают выявить реальные социальные процессы. Вебер называет эти конструкции идеальными типами. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, а нередко и противоречит действительному положению дел, он несет в себе черты утопии.
М. Вебер выделял четыре типа социального действия:
1) целерациональный – человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает реакцию других людей на свои поступки;
2) ценностно-рациональный – человек, не считаясь с последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, религиозное предписание или важность какого-либо дела;
3) аффективный – действие совершается эмоционально, под влиянием чувства;
4) традиционный – человек руководствуется привычкой.
По мнению М. Вебера, в историческом процессе растет степень рационализации социальных действий. Приверженность привычным нравам и обычаям постепенно вытесняется соображениями интереса. Рационализируются способы ведения хозяйства, управления, политики, культуры, образ мышления. Повышается роль науки. При этом материальная рациональность все больше заменяется формальной, основанной на количественном расчете. Мировоззренческие предпосылки рационализации экономики возникли благодаря протестантизму, поскольку экономический успех возведен протестантской этикой в религиозное призвание.
Концепция рационализации нашла свое отражение в учении М. Вебера о типах господства (легальное, традиционное, харизматическое), что позволяет считать его одним из создателей политической социологии.
Большой интерес представляет социологическая система итальянского ученого В. Парето (1848–1923). Уподобляя социологию точным наукам (химии, физике, астрономии), он предлагал строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям с тем, чтобы обеспечить достоверность, надежность и обоснованность социологического знания. Парето истолковывал закон как «единообразие», повторяемость событий, которая имеет вероятностный характер и должна представляться в виде количественных формул и показателей. Этические и ценностные элементы в исследовании ведут к искажению фактов, фальсификации, поэтому доверять можно только эмпирически обоснованным суждениям, полученным с помощью логико-экспериментального метода. Широко известна выдвинутая Парето концепция циркуляции (смены) элит, согласно которой основа общественных процессов – это творческая сила и борьба элит за власть.
Наиболее одаренные представители низов поднимаются вверх, пополняя ряды правящей элиты. Представители же правящей элиты, деградируя, опускаются вниз. Так происходит «круговорот элит». Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты и ее смены являются законом существования человеческого общества. Чем более открыт правящий класс для социальной мобильности, тем более он способен сохранить свое господство. И наоборот – чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку. Теория круговорота элит В. Парето послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизма власти.
Наряду с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др., широкое распространение во второй половине XIX в. и в XX в. получила социология марксизма, созданная великими немецкими мыслителями К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895). До Маркса позитивистская социология оставалась разновидностью идеологической философии. Свою социальную теорию Маркс назвал историческим материализмом. Именно Маркс был первым, кто стал рассматривать общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Из всего многообразия общественных связей Маркс и Энгельс выделили главную, определяющую. Такой связью является способ производства.
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимании истории, выработанное на основе изучения объективных закономерностей исторического процесса. Ее главная идея состоит в том, что фундаментом общественного развития является развитие материального производства. Эта мысль очевидна, но Маркс идет дальше и утверждает, что материальное производство определяет развитие общества. Поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и взгляды обусловлены материальными потребностями и интересами.
Большое место в марксистской социологии занимает учение о том, что развитие человеческого общества есть последовательная смена общественно-экономических формаций, которая неизбежно ведет к высшей формации – коммунистической. Достигнув ее, человечество сможет реализовать свою извечную мечту о всеобщей справедливости. История показала утопичность этой благородной идеи. Тем не менее в течение всего XX в. западная социология творчески перерабатывала марксистское наследие, отвергая то, что противоречило явлениям новой эпохи, но сохраняя его методологию и критический дух, помогающий диагностировать болевые точки общества.
Социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Знакомство с идеями О. Конта и других западных социологов происходило довольно быстро, и влияние их концепций на русскую социологическую мысль не подлежит сомнению. Однако появление социологии в России не может быть сведено только к заимствованию западных идей. Ряд блестящих представителей русской социологии оказали существенное влияние на становление социологии как самостоятельной науки. Многие социологические разработки отличались оригинальностью и национальной спецификой, корни которой уходят в традиции русской культуры.
Предшественниками отечественной социологии можно считать ярких представителей социальной мысли двух противоборствующих ориентаций – славянофильства (Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев) и западничества (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев). Неудовлетворенность социальным устройством общества подготовила почву для широкого распространения в России марксистских идей. Этим же, видимо, объясняется исключительная популярность идей политической социологии.
Долгое время в нашей стране не было специальных исследовательских учреждений, учебных курсов, кафедр и социологических журналов. Из-за отсутствия прочной институциональной основы социологии исследовательская и писательская деятельность не разграничивались, социологические работы часто носили публицистический и социально-философский характер.
Усиливающееся влияние идей и методов естествознания на общественную мысль привело к попытке обосновать своеобразие социально-культурного развития России географическими факторами. Наиболее полно такой подход выражен Л.И. Мечниковым (1838–1888). Согласно его концепции в органической жизни борьба и сотрудничество составляют две равно необходимые силы. В обществе стремление к кооперации становится ведущим, поэтому мерилом прогресса в общественной жизни оказывается солидарность, которая в ходе эволюции постепенно вытесняет первичную борьбу за существование, господствующую в природе.
Солидарность может возникать добровольно или по принуждению. Начальный период в истории характеризуется преобладанием подневольных союзов, удерживаемых внешней принудительной силой. Затем наступает господство подчиненных союзов, в которых объединение происходит благодаря разделению труда. В высший период истории принуждение и подчинение заменяет свободный и добровольный союз, соединяющий отдельные группы людей в силу общности их интересов и сознательного стремления к солидарности. Уменьшение деспотизма и насилия и увеличение осознанной свободы и самостоятельности – таково основное направление развития общества. В жизни народов эта тенденция реализуется по-разному. Неравномерность общественного развития Л.И. Мечников объяснял влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Благодаря гидрологическому фактору происходит перемещение центра цивилизации из одной страны в другую, именно этот фактор и определяет основную тенденцию развития человечества – от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям.
Положения геосоциологии в какой-то мере использовались С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским. По мнению Соловьева, однообразие природных форм предопределяет однообразные занятия, обычаи, нравы, верования, одинаковые потребности и способы их удовлетворения. Как бы ни была обширна равнина, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно она станет областью одного государства. Согласно Ключевскому исторические законы есть результат взаимодействия трех основных сил – личности, общества и природы страны, которые создают и движут совместную жизнь людей. Характер социальной динамики он пытался объяснить природными условиями.
Органическая концепция в русской социологии представлена А.И. Строниным, П.Ф. Лилиенфельдом и Я.А. Новиковым. Общество трактовалось ими как организм, который состоит из клеток – человеческих индивидов. Социология должна строиться по аналогии с физиологией. Полная аналогия наблюдается и в эволюции общества, каждое из которых, как и любой организм, рождается, развивается, болеет и умирает. Группировка людей происходит по законам объединения клеток в отдельном организме.
С конца 1860-х годов в России получили большое развитие анархические идеи. М.А. Бакунин (1814–1876) социологией считал всю науку о человечестве, включая антропологию, психологию, логику, мораль, экономику, эстетику, теологию и метафизику. Центральная проблема социологии – уничтожение государства как силы, подавляющей абсолютную свободу личности. Любая власть действует развращающе и на подчиненных, и на правителей. Государство обрекает большинство народа на нищету и угнетение, оно всегда антигуманно и враждебно личности.
П.А. Кропоткин (1842–1921) выделял два фактора эволюции: 1) общественный, суть которого во взаимной помощи, и 2) индивидуальный, заключающийся в самоутверждении отдельного индивида или группы. Он полагал, что борьба за существование как закон сохранения человечества направляется не внутрь общества, а на борьбу человека с природой. Дарвиновский закон борьбы за существование должен быть дополнен законом взаимной помощи. В природе отсутствуют «управляющий центр», органы власти, значит, в обществе государство и власть противоестественны и должны быть уничтожены.
Общественный прогресс П.А. Кропоткин рассматривал как взаимосменяемость двух неравнозначных периодов. Медленное эволюционное развитие заканчивается тем, что наступает необходимость глубоких изменений. Государство своим негибким поведением и нежеланием пойти навстречу новым требованиям жизни толкает народ на революцию. Начавшаяся революция должна развиться до своих крайних пределов. Однако враждебные силы не дают утвердиться свершившейся революции. Наступает реакция, и линия прогресса быстро падает. Постепенно прогрессивные силы опять начинают свое действие, но на гораздо более высоком уровне. Таков закон прогресса человечества.
Н.К. Михайловский (1842–1904) выразил субъективное направление в социологии народничества. В центре его внимания находилась проблема эмансипации личности от социального гнета общества, неразумной организации труда, религиозных, социальных и других предрассудков. Скорость социального прогресса определяется прежде всего индивидуальной деятельностью. В отличие от Дарвина с его пониманием борьбы за сосуществование, когда особь приспосабливается к среде, Михайловский утверждал, что среда приспосабливается к личности. Историю он представлял как борьбу личности за свою индивидуальность, что проявляется в смене типов кооперации. В объективно-антропоцентрическом периоде отсутствовала социальная дифференциация, человек ставил себя в центр мира, и отношения строились на основе простой кооперации. Эксцентрический период связан со сложной кооперацией, при которой в результате разделения труда люди утратили гармоничность своего развития. Будущее за третьим периодом, в ходе которого человек вновь станет мерилом всех вещей.
С конца 1870-х годов в российской социологии складывается психологическое направление, потребность в котором В.П. Воронцов (1847–1918) обосновал практическими нуждами индивидов. Он считал, что в деятельности людей большое значение приобретает знание не закона «сущности исторического процесса», а более простых явлений, потому необходимо изучать психику человека, его психическую природу.
Видным представителем психологического направления в российской социологии был Е.В. де Роберти (1843–1915). Он исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется их желаниями, страстями, волей и другими психическими факторами. Социология должна быть тесно связана с психологией, должна познавать законы психологического взаимодействия. Центральной категорией социологии при этом становится понятие надорганического, которое в своем развитии проходит две стадии – психофизических отношений и психологических взаимодействий. Психологические взаимоотношения включают в себя множество исторических фактов и процессов, относящихся к науке, философии, искусству. Развитие цивилизаций происходит под влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания. Непосредственным двигателем любого социального явления могут оказаться чувства, желания, воля, но определяющим элементом психологического взаимодействия выступает мыслительная сторона. Коллективная психика воплощается в морали людей, определяет нравственные нормы и принципы, духовную и материальную культуру, влияет на функционирование экономических, политических и других институтов общества.
Плюралистический подход к обществу в русской социологии получил обоснование в работах М.М. Ковалевского (1851–1916). Он был уверен, что при решении сложных социологических проблем необходимо учитывать совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов. Социология для Ковалевского является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками. Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, политических, демографических, психологических, нравственных, религиозных. Но ни один из них не имеет постоянного решающего значения. Все зависит от ситуации, когда любой фактор может выйти на передний план. В этом и заключается суть социологического плюрализма Ковалевского.
В обществе, по Ковалевскому, происходит непрерывный прогресс, начинающийся с образования круга людей, соединенных общей задачей – сохранить жизнь и продолжить род. Затем несколько объединений сливаются в одно на основании договора или путем завоевания. Такие союзы ведут к увеличению плотности населения и вызывают интенсификацию труда, что достигается путем его разделения. Разделение труда, в свою очередь, упрочивает зависимость отдельных групп друг от друга и является фактором дальнейшего развития солидарности и расширения круга объединенных союзов. Солидарность – это норма, а борьба и революции – отклонение от нее. Революции возникают как результат ошибок правительства, пытающегося задержать естественное развитие общества или насильственно ускорить его.
Важную роль в социологии М.М. Ковалевского играет историко-сравнительный метод, позволяющий выявить как некоторые общие законы исторического развития народов разных стран и эпох, так и специфические особенности эволюции их культур. Тем самым открывается возможность прогнозирования, что повышает практическое значение социологии.
Оригинальная концепция социального развития, получившая название «теория культурно-исторических типов», разработана Н.Я. Данилевским (1822–1885). Мировая культура есть поток, расчленяемый по горизонтальному и вертикальному измерениям. Мощные вертикальные образования получили название культурно-исторических типов. Под ними понимается совокупность психоэтнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков, по которым классифицируется мировая культура на ряд уникальных видов. На место однолинейной схемы Данилевский попытался поставить драму многих культурно-исторических типов, каждый из которых возникает, расцветает, имеет собственные представления и идеи, истощает свои силы и приходит к естественному концу.
К первой группе культур народов, выполняющих роль положительных деятелей истории, Н.Я. Данилевский отнес египетскую, китайскую, древнесемитскую, индийскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую. Во вторую – культуры, развитие которых было насильственно прервано, в результате чего они не успели завершить свой жизненный цикл (перуанская, мексиканская). Сюда он отнес также молодой тип – славянский, который только вступает в полосу своего расцвета. Третья группа – варвары, не создающие, а разрушающие культуру (гунны, монголы). Наконец, последняя группа является сырым этнографическим материалом истории. Это племена, не достигшие исторической индивидуальности (например, эскимосы).
В ходе взаимодействия культур положительное влияние оказывает только усвоение того, что стоит вне сферы народности (наука, техника, технология). Механическая пересадка, перенос культуры с одной почвы на другую, насаждение чуждой культуры приводят к социальным болезням.
С.М. Соловьев (1853–1900) выделил три силы, которые управляли человеческим развитием. Первая сила пытается подчинить человечество во всех сферах и на всех ступенях одному верховному началу, смешать и слить все многообразие частных форм, подавить самостоятельность лица, свободу личной жизни. Один господин и мертвая масса рабов – вот к чему стремится эта сила.
Вторая сила в противоположность первой почти безгранично дифференцирует, атомизирует и индивидуализирует элементы общества. Под ее влиянием отдельные элементы человечества действуют исключительно для себя, общее теряет значение реального бытия, превращается во что-то отвлеченное, пустое, в формальный закон, а затем и вовсе лишается всякого смысла. Всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи – вот крайнее выражение этой силы.
Третья сила примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидая тем самым целостность общечеловеческого организма. Необходимо ориентироваться именно на эту силу, поскольку только она способна дать человеческому развитию его «безусловное содержание». По мнению С.М. Соловьева, совместно существуют три культуры, различающиеся между собой преобладанием одной из трех сил: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.
К.М. Тахтарев (1871–1925), исследуя историю развития социологии, выделил следующие основные теоретические школы: ранний позитивизм О. Конта, социальный дарвинизм, органицизм, исторический экономизм К. Маркса, психологическое направление и статистико-социологическую школу. Обосновывая необходимость развития последней, Тахтарев указывал на плодотворность «численного измерения» и эксперимента в социологии. Социология призвана быть особой естественной наукой об общественной жизни, изучающей особый класс социальных явлений. Только усваивая точные научные приемы массового наблюдения и исследования социальных явлений, численного их измерения и статистико-социологического выяснения их необходимых соотношений, социология может стать действительно точной общественной наукой.
Среди отечественных теоретиков, оказавших заметное влияние на развитие социологии, ведущее место занимает П.А. Сорокин (1889–1968). Завидная социологическая эрудиция, глубокое знание западноевропейской социологии, необычайно широкий диапазон научных интересов, стремление к синтезу всего ценного, что было накоплено социологией за всю ее историю, выдвинули его в число ведущих социологов мира.
Главная теоретическая работа русского периода деятельности П.А. Сорокина «Система социологии», опубликованная в 1920 г., позволяет судить о состоянии социологии на рубеже веков, какой она представлялась в русских социологических кругах. В этой книге сформулированы многие положения подхода к обществу как к социальной системе, определены понятия структурного анализа в социологии, развитых в дальнейшем Сорокиным.
Характеризуя предмет социологии, П.А. Сорокин ответил: социология изучает явления взаимодействия людей, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, – с другой. Если люди и их взаимоотношения, рассматриваемые с точки зрения физика как простые «центры сил» или «комплексы материи», изучаются физико-химическими науками; рассматриваемые как организмы, находятся в ведении биолога, то человеческие взаимоотношения в их собственном родовом значении дают основание для существования особой научной дисциплины, называемой социологией.
Объекты социологии и индивидуальной психологии различны. Последняя не изучает явления «междучеловеческие», а представляет дисциплину, исследующую состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Что касается отношений социологии к коллективной, или социальной, психологии, то объекты их в зависимости от того, что под социальной психологией понимается, или совпадают, или частично совпадают.
Взаимоотношения с другими социальными науками определяются тем, что социология есть наука, изучающая наиболее общие свойства явлений взаимодействия людей, отдельные виды или стороны которых анализируются специальными, т. е. социальными, науками. П.А. Сорокин иллюстрирует это теоремой Л. Петражицкого, гласящей: «Если есть видов сродных предметов, то теоретических наук, вообще теорий должно быть • + 1». К числу частных социальных наук, изучающих • видов социального явления, должна присоединиться (• + 1) – я наука – социология.
Структуру социологии П.А. Сорокин считает наиболее целесообразно представить так:
• теоретическая социология, изучающая явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она распадается на три основных отдела – социальную технику, социальную механику и социальную генетику. Предметом социальной техники является изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. Социальная техника имеет два подотдела, изучающих простейшее социальное явление, и сложные социальные единства. Социальная механика имеет своим предметом изучение не строения, а процессов взаимодействия людей, иными словами, поведения людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика основной своей задачей ставит формулировку исторических тенденций или линии развития и объяснение разных отклонений и отступлений от этих тенденций;
• практическая социология, которая должна быть прикладной дисциплиной. Опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, практическая социология должна дать возможность управлять социальными силами сообразно поставленным целям.
П.А. Сорокин соглашается, что невозможно изучать общество, не разложив его на части, но «социальной клеткой» нельзя считать индивида, так как из индивидов нельзя получить того, что называется обществом. Моделью социальных процессов могут быть только процессы взаимодействия между индивидами. Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления и может служить упрощенной моделью громадного и сложного механизма общественных явлений. Социологию можно определить как науку о поведении взаимодействующих людей.
Явление взаимодействия людей, по П.А. Сорокину, дано тогда, когда психические переживания или внешние акты либо то или другое одного (одних) индивида (индивидов) представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов. Когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями или внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда можно утверждать, что эти индивиды взаимодействуют.
Для того чтобы явление взаимодействия людей было возможно, необходимы три основных условия:
1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих переживания и поведение друг друга;
2) наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки;
3) наличие проводников, передающих действие или раздражение актов от одного индивида к другому.
Эти необходимые условия были названы элементами взаимодействия. Соединение их образует в совокупности своеобразное единство или особую систему. Изучение строения этой модели позволит познать строение всех общественных явлений.
После Октябрьской революции в России была сделана попытка использовать социологию в целях разработки социальной теории нового общества на основе проведения конкретных социальных исследований, но она оказалась несовместимой с господствующей идеологией сталинизма. В 1930-х годах социология была объявлена буржуазной лженаукой, и ее развитие было искусственно прервано до начала 1960-х гг.
В начале XX века центр развития социологии постепенно перемещается в США, и в 1930-е гг. за американской социологией закрепляется роль лидера. Особенностями этого этапа развития социологии становятся ее эмпирическая направленность, попытки преодолеть излишнюю теоретизированность. Отличительными чертами эмпирической социологии стали:
• отождествление научной социологии с эмпирическими исследованиями;
• разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу разных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теории;
• увлечение математическими методами анализа данных, приводящее иногда к отказу от теоретических обобщений;
• теоретический и методологический плюрализм, отсутствие общепринятых научных стандартов в оценке получаемых результатов.
Особенно бурное развитие получила индустриальная социология, представители которой занимались изучением трудовых отношений людей на предприятиях и разработкой рекомендаций по повышению эффективности производства. В рамках индустриальной социологии сложились три относительно самостоятельные отрасли:
1) социология труда, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние его условий на отношение к труду;
2) социальная инженерия, основными проблемами которой были проблемы повышения безопасности труда и сокращения производственного травматизма, снижения утомляемости работника и обеспечения комфортности в системе «человек – машина»;
3) прикладные теории организации и управления, переросшие в менеджмент.
Начало многим концепциям индустриальной социологии было положено теорией человеческих отношений, разработанной на основе хотторнских экспериментов американским социологом Э. Мэйо. В результате наблюдений за экспериментальными переменными был сделан вывод, что решающее влияние на увеличение выработки оказывают не материально-вещественные, а человеческие факторы. Признана важность взаимных связей и информации между работниками и руководителями, участия рабочих в принятии решений, касающихся их рабочих мест, влияния неформальных групп на производительность труда. Мэйо считал, что успех экономической деятельности фирм в значительной степени определяется остротой конфликтов рабочих с администрацией, степенью их удовлетворенности работой, характером взаимоотношений внутри группы.
В 1930-е годы социологи интенсивно изучали функционирование малых групп с позиций теории групповой динамики К. Левина и социометрии Д. Морено. В 1950-е годы Д. МакГрегор разработал теорию управления через соучастие. В 1960-е годы широкое распространение получила теория обогащения труда Ф. Герцберга, основное положение которой заключается в том, что для мотивации труда необходимо использовать прежде всего потребность человека в творческом самовыражении, стимулировать производительность содержанием труда. Последующее развитие эти теории получили в концепциях гуманизации труда, ориентированных на создание более человечных условий труда, на повышение качества трудовой жизни.
Усиление интереса к теоретической социологии обозначилось в конце 1940-х гг. Ведущим направлением теоретических исследований стал структурный функционализм, опирающийся на следующие положения:
• общество как органическая система саморегулируется, имеет тенденцию к гомеостазису и равновесию;
• как самообеспечивающаяся система, аналогичная организму, общество имеет определенные базисные потребности и нужды, удовлетворение которых необходимо для его выживания, сохранения гомеостазиса или равновесия;
• социологический анализ самообеспечивающейся системы с потребностями и нуждами должен быть направлен на исследование функций ее частей, заключающихся в удовлетворении потребностей системы и, таким образом, сохранении равновесия и гомеостазиса;
• в системах с потребностями должны существовать определенные типы структур, обеспечивающих их выживание и равновесие.
Самым крупным и влиятельным представителем структурного функционализма был Т. Парсонс. Разрабатывая теорию социального действия, он пришел к пониманию социального действия как самоорганизующейся системы. В качестве элементарной единицы анализа было выработано понятие «элементарное действие», включающее в себя действующее лицо, цель, ситуацию и нормативную ориентацию действия. Элементарное действие должно рассматриваться не изолированно, а как единица более широкой системы, которая включает в себя множество подобных действий, называемых «системой действия».
Формализованная модель системы действия состоит из культурной, социальной, личностной и органической подсистем, находящихся в отношениях взаимообмена. Разработаны следующие типовые переменные действия, которые исчерпывающим образом описывают в общем виде ориентацию любого социального действия:
• аффективность – аффективная нейтральность, имеет отношение к количеству эмоций, или аффекту, который соответствует взаимодействию в данной ситуации;