Глава 1. Социокультурное направление сексологии

«…эволюционируя от сырого мяса и корешков растений до разносолов нынешних гурманов, половые отношения от примитивных поднялись до высот изощренной эротики.»

З. Фрейд

Прежде чем говорить о сексуальной культуре, следует рассмотреть вопросы, связанные с появлением науки, в рамках которой закономерен предметный разговор об этом явлении. Речь идет о социально-культурном направлении сексологии – области знаний, в которой рассматриваются вопросы половой жизни в социальном и культурном пространстве. О существовании этой науки все вроде бы знают в России, уверенно произносят название, но чаще всего её отдают на откуп медицинским сексологам или психологам, вспоминая о З. Фрейде и его последователях. Сексология в гуманитарных ВУЗах до сих пор не включена в перечень основных учебных дисциплин, и студентами изучается в основном самостоятельно или факультативно.

Может быть такая картина имеет место потому, что до сих пор свежо утверждение известного философа Мишеля Монтеня – «Чем повинен перед людьми половой акт – столь естественный, столь насущный, столь оправданный, – что все как один не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют затрагивать эту тему в серьезной и благопристойной беседе?

Мы не боимся произносить: убить, ограбить, предать, – но это запретное слово застревает у нас в зубах. Нельзя ли отсюда вывести, что чем меньше мы упоминаем его в наших речах, тем больше на нем наши мысли?»

1.1. Понятия и термины социокультурной сексологии

Сексология (от лат. sexum — пол) – наука о поле, половых отношениях. В сферу исследований данной науки прежде входили различные стороны «сексологического треугольника». По мнению И. Кона, главные разделы этого научного знания – биология, психология и общественные науки. В. Каган расширяет их, включая биомедицинские, социокультурные и психолого-педагогические стороны. Такой подход вызывает споры ученых и политиков, правоведов и социологов, обывателей и философов, наиболее часто подвергаясь радикальным изменениям в стремлении расширить число отраслей знаний, изучающих проблемы пола.

Сегодня граней сексологической сферы значительно больше. Среди них присутствуют методологический, антропологический, философский, биологический, медицинский, исторический, социальный, культурологический, поведенческий, психологический, педагогический, морально-нравственный, юридический и множество других аспектов, которые, соединяясь, образуют обширную сферу сексологии как междисциплинарной области знаний, охватывающую широкий круг проблем.

Учитывая разные стадии жизненного цикла, выделяют: эмбрионально-зародышевую, младенческую, детскую, юношескую, взрослую, старческую сексологию. Ряд авторов, изучающих эту область знаний, различают следующие направления сексологии: генетическую, концептивно-контрацептивную, морфологическую, гормональную, акушерско-гинекологическую, нейрогормональную, нейроанатомическую, нейрохимическую, парентальную и фармакологическую.

Многоплановость подходов к каждой из них ведет и к различным трактовкам предмета сексологии. По мнению К. Имелинского, сексология – «наука, занимающаяся изучением эротической любви, интимной жизни во всех её аспектах: психологическом, социальном, педагогическом, этико-моральном, правовом, этнографическом, антропологическом, биологическом, гигиеническом, религиозном и медицинском». Т. Бостанжиев и 3. Лев-Старович включают в сексологию весь комплекс социокультурных взаимоотношений между полами.

По словам Б. Ананьева, предметом изучения сексологии является половой «диморфизм в филогенезе-онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого явления у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, с воспитанием и т. д.». У Д. Мани сексология – это наука «о половом диморфизме и дифференциации полов и об эротическом (сексуальном) парном союзе». Он считает, что сексология имеет дело с поведенческо-психологическими и соматическими данными.

На сегодняшний день наиболее устоявшимся в нашей стране является определение, где сексология – это междисциплинарная область знаний, посвященная изучению пола и сексуальности. Предметом исследования сексологии выступает поведение, а объектом науки – сам человек. Соответственно в социокультурном направлении сексологии объектом изучения остается человек со всеми присущими ему особенностями, а предметом – поведение человека, его сексуальная деятельность в социокультурном окружении.

Сексуальная деятельность (сексуальное активность) – одна из самых значимых в жизни человека. И закрывать глаза на неё в современном мире становится сложнее и сложнее. Наоборот, в последние годы не без влияния демократических реформ, усилении феминистского движения, расширения свободы общения мужчин и женщин, с бурным ростом исследований в различных направлениях сексологии и ряда других факторов, она привлекает повышенное внимание и предполагают появление новых видов, типов, аспектов и прочих элементов структурного деления науки..

По мере формирования сексуальности в её онтогенезе, например, сексологи выделяют следующие этапы сексуального развития


Таблица 1. Жизненные этапы


Следует отметить, что раннее начало половой жизни (до полового созревания) имеет отрицательные последствия: истощение молодого организма, мешающее его половому формированию и укреплению, как устойчивой биологической системы; наличие серьезных разочарований и психических потрясений, поскольку в этом возрасте чувства возбудимы, но кратковременны. А по мере становления психосексуальной ориентации формируется личность, просматриваются привитые в социальном окружении установки относительно секса, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высокие чувства и эмоции. С появлением общественных представлений и социального сознания, адекватной оценки своих способностей в последующем возможен выбор объекта влечения с его индивидуальными особенностями, и реализация последовательных действий по удовлетворению этого влечения в определенной ситуации, которая впоследствии соответствует индивидуальному ритуалу.

В начале XXI века для постороннего наблюдателя в России сексология предстает всё в том же зачаточном состоянии, что десятилетия назад. Между тем, наиболее ярко в этой междисциплинарной области знаний, которая до сего дня не признана официальной наукой в РФ, существуют самостоятельные направления, представители которых объединились в рядах Российского научного сексологического общества. Среди них: медицинская сексология, которая прежде называлась в СССР сексопатологией; психология сексуальности; социокультурная сексология; правовая сексология.

В настоящее время возросла потребность в сексуальном здоровье граждан, в высоком уровне сексуальной культуры и наличии целенаправленной работы по половому воспитанию и просвещению, созданию высоконравственных половых взаимоотношений между людьми. Книги теологического и светского толка, исследования по теории воспитания и педагогического творчества позволили констатировать многообразие воспитательных систем, концепций, подходов, приоритетов в оптимизации сексуального поведения различных социальных образований.

Вопросы классификации сексологии по отдельным признакам еще ждут своих исследователей. Но условное выделение социокультурного направления среди обилия общественно-гуманитарных дисциплин в конце прошлого века сегодня не удовлетворяет многих ученых (Кон И., 1990). А теория сексуальной культуры, которая является ключевым звеном социокультурной сексологии, вообще является одним из наименее разработанных направлений научных исследований в области социологии. По мнению польского исследователя З. Лев-Старовича в конце прошлого века «…культурная сексология находится в пеленках, и можно лишь предвидеть её развитие в будущем». (Лев-Старович З., 1991)

Социокультурная сексология, как и всякая область знаний, формирует свой понятийно-категориальный аппарат. О сексе нелегко говорить и писать понятно и доступно для всех, главным образом потому, что эта тема скользкая и «влажная», по словам Э. Берна. Но сексуальная лексика, как словарный запас терминологии о сексе, существует (См. Рис.1).

В России слово «секс» долгое время считалось неприличным и непроизносимым в обыденной жизни. Поэтому сегодня социокультурная сексология, имеющая дело с вещами и явлениями, казалось бы, прекрасно известными любому человеку, использует понятийные аппараты различных наук, в которых одни и те же термины могут иметь разное, порой противоречивое, содержательное наполнение. Причина в том, что эта наука является междисциплинарным знанием, с соответствующими терминами, понятиями и т. д.

Сексологическая терминология, по мнению К. Имелинского, пока еще недостаточно унифицирована (Имелинский К., 1973) В ней есть слова, которые являются наиболее популярными: потенция, эякуляция, либидо, половой акт, эрекция и многие другие. Но для наиболее уверенного понимания проблем сексуальности необходимо владеть сексуальной терминологией, изучить слова и понятия по специальным словарям или глоссариям. Одни из них издаются отдельными книгами, другие есть в специальной литературе, третьи публикуются в Интернете.

Однако, незнание терминологии может вообще исключить возможность диалога между людьми. Как в известной притче о вымерших мамонтах или в анекдоте:

«Вечер, село. На лавочке сидят парень и девушка. Парень курит папироску и молчит.

Девушка:

– Ну, я, типа, пойду?!

– Сиди!

Проходит час. Девушка:

– Ну, я, типа, пойду?!

Парень:

– Сиди!

Проходит второй час. Девушка:

– Ну, я, типа, пойду?!

Парень:

– Сиди!

Девушка встает и уходит. Парень тушит папироску…

– Хм, не дала!»

Слова, которыми люди пользуются для обозначения основного полового действия в сексе, начинаются с «конъюгации» – и это относится к низшим организмам. Далее следует «копуляция» – соединение двух особей при половом акте – это для высших. «Половым сношением» называют это у людей. Те, кто по ученее говорят «коитус». Но беда всех этих терминов в том, что они кажутся сухими и холодными, когда речь идет о близких и знакомых. «Совокупление», может быть, больше соответствует сути дела, но несколько отталкивает архаической выспренностью. «Коитус», «соитие», «половое сношение» не придает привлекательности и больше подходит для материалов уголовного дела. С видеокассет перекочевало в обиход ужасное слово «трахнуть», и даже в детских мультфильмах придумали слово – «тили-тили-тесничать».

Это синонимы глагола, обозначающего основное эротическое действо. Не лучшим образом обстоит дело и с конечным результатом этой деятельности: «сексуальное удовлетворение», «спустил», «кончил». У юристов свои термины: «сожительство», «сексуальные отношения», «прелюбодеяние», «адюльтер», которые иногда звучат, как обязательства или обвинения.

Некоторые считают, что более привлекательно и менее вульгарно звучит «заниматься любовью». Действительно, в этом есть нечто благозвучное. Никто не может сказать, что будет утром с людьми, которые совокуплялись, произвели коитус или провели половое сношение. Те же, кто занимались любовью, наверняка утором выпьют вместе по чашечке кофе. Поэтому в большинстве случаев эти слова предпочтительнее остальных.

Научный язык сексологов содержит по большей части медицинские и биологические термины, знание которых помогает специалистам быстро и точно понять друг друга. Но он так же, как и все профессиональные языки имеет тенденцию превращаться в элитарную тайную лексику, которая преграждает путь к просвещению остальных людей. Например, «Представленная автором психоделическая фантасмагория раскрывает перед читателем диалектическую экзистенциальность синдрома посткоитальной абстиненции, когда индивидуум не способен селективно абстрагироваться от ламинантно присущих ему девиантных аберраций, являя тем самым яркий пример конвергенции деструктивной ментальности и перманентно когнитивного креатива».

В «занаученном» общении, если его использовать в быту, речевая коммуникация начинает походить на игру в испорченный телефон: «Табу на интромиссию в пубертате не исключает куннилингуса и фелляции; что некоторые считают перверсивной девиацией, в отличие от соматического коитуса, направленного на прокреацию.» Кажется, все понимают, о чем идет речь, но каждый понимает по-своему.

«Уличный» язык очень точно обозначает органы и функции, но он – «стыдный» язык. К тому же, такая лексика предназначена не для отражения сексуального поведения, а в основном для оскорбительных выпадов; Например, известные бранные выражения генитального адресования: послать на… или в… Соответствующие слова при этом воспринимаются, как ругательства, а не как обозначения.

Быстро становится смешным и потому неприемлем «детский» язык: писька, попка. Слово «пенис» для большинства людей представляется чем-то не слишком внушительным. Этот термин годится для невозбужденного состояния в отличие от «фаллоса» – обозначающего половой член в состоянии эрекции. Правда, этот термин порой звучит несколько не к месту и слишком высокопарно.

У М. Кинессы в книге «Физиология брака» приведены такие выражения для обозначения половых органов мужчин, как: ласкун, лебедь, балун, султан, елда, малыш, принц, король, голован, слон, ванька-встанька, жених, василек, счастливчик.


Рис.1 Сексуальная лексика


В литературном языке, применительно к женщинам, например, используются: манилка, лебедушка, цесарка, дурилка, хмелевка, чародейка, сластунья, любава, гетера, пава, костянка, обезьянка, княгиня, невеста, мадонна, вакханка. Звучат они гораздо приятнее, чем просто гениталии, но поэтически заметно уступают восточной терминологии (в даосизме, например: струна лютни, маленький ручеек, черная жемчужина, дно долины, внутренние двери, северный полюс).

Неприемлемость «детского», «уличного», «стыдного», «научного» языков зачастую сводят общение супругов, лектора и аудитории, половых партнеров к языковому вакууму, компенсирующемуся лишь эвфимизмами или многозначительными намеками. Как у А. Чехова: «Слушая их отборную ругань, можно подумать, что не только у моего возницы, у лошадей и их самих, но и у воды, у парома, у всех есть матери»…

Нас запугали обилием эротических слов и выражений в европейских языках: приблизительно шестьсот слов для обозначения мужских и женских гениталий и свыше полутора тысяч – для описания полового акта. Для этих целей французы, например, используют почти сорок слов. У англичанина Г. Н. Кэри из Чикаго в начале XX века список синонимов для обозначения полового акта занимал 29 страниц. Он начинался со слов «acme of delight» («пик восторга») и заканчивался словом «work» («работа»). У Д. Клеленда в 18 веке в книге «Фанни Хилл» можно обнаружить свыше 50 метафорических вариантов для обозначения пениса («хозяин», участник пиров», «срыватель замков», «соска любви» и т. д.). У немцев есть свой разговорный, но к сожалению, больше непристойный словарный запас, а в литературном языке нет даже приличного слова для обозначения любовного акта, кроме неблагозвучного «ficken» («трахаться»). Многие слова по большей части считаются запретными и неприличными.

Русский язык позволяет варьировать, и его не зря называют «великим и могучим». Если все европейские страны используют полторы тысячи, то мы можем говорить о любви, применяя более 50 000 слов, если верить популярному словарю С.И.Ожегова. Любое существительное в русском языке применимо к обозначению пресловутых гениталий, а в уменьшительно-ласкательном виде этой формой обращения к ним пользуется подавляющее большинство населения нашей страны. Мужского рода существительные подходят к мужским детородным органам, женского рода – к женским. Чтобы это проверить, достаточно заглянуть в словарик или вспомнить, как вы называете гениталии в интимной обстановке, милуясь друг с другом.

Ряд авторов: В. Е. Коган, И. С. Кон, М. Вислоцкая и другие видят выход в использовании медицинских терминов, сочетающих в себе семантическую (смысловую) точность с отсутствием нежелательной эмоциональной окраски. Для научной, преподавательской работы – это решение проблемы. А для бытового общения, воспитательной деятельности необходимы любовная лирика, высокий слог, доходчивость и понятность. Возможно при этом появление и использование новых слов, фраз, которые со временем обогатят русский язык. Поэтому одна из серьезных проблем прикладной социокультурной сексологии состоит в ознакомлении людей не только с терминологическим словарем сексологии, но и в умении пользоваться языком, причем с раннего детства, прививая тем самым определенную сексуальную культуру.

1.2. Концепции сексуальности

Человеческая сексуальность – чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающее совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции. В поисках оптимальных путей регулирования сексуальной активности общество выработало несколько систем взглядов на сексуальную активность. При этом большинство авторов, как правило, отталкиваются от сущностного подхода: а) к ключевым функциям сексуальности (гедонистической и репродуктивной), б) аскезе – обратной стороне сексуальности, в) к платонической природе любви, г) к сакрально-трансцендентальным концепциям человеческого предназначения. Суть этих концепций выглядит следующим образом (См. рис.2)

Теологическую концепцию предложили представители религиозных течений, исповедующие христианство. Она предполагает, что сексуальность человека дарована индивиду свыше, Богом. Поэтому смысл и цель жизни, согласно ее постулатам, в посмертном вознаграждении, а о проявлениях сексуальности они вспоминают лишь при необходимости прокреационных действий. Ниспосланное свыше не изменишь, поэтому в данной концепции практически умалчивается о важности формирования сексуальной культуры или осуществляются нападки на сторонников изменения традиционных взглядов на половое поведение.


Рис.2. Концепции сексуальности


Сторонники биологической концепции считают, что человек по природе своей – животное, его побуждения представляют собой естественные инстинкты, а индивид борется за существование и питание, чтобы размножаться ради сохранения вида. О сексуальной культуре, её формировании здесь не говорится, а предполагается использование просвещения только ради секса, направленного на прокреацию. Яркими представителями этого направления являются Ж.-Ж Руссо, бунтовавший против «цивилизации» в защиту «природы», Лоуренс Д. у которого природное бытие для человека тождественно денатурализации, Марселли, ратовавший за «непрерывность универсальной жизни», гарантированной «инстинктом самосохранения».

Биолого-психическую концепцию, у колыбели которой стоял основоположник психоанализа З. Фрейд, отличает опора на врожденные психосоматические установки сексуального поведения, которые подвергаются только лечению и коррекции определенными психотерапевтическими и медицинскими средствами. Поэтому, считают ее сторонники, знания сексологии и, в основном, сексопатологии, необходимы исключительно специалистам для осуществления лечения и профилактики заболеваний половой сферы.

Социоэтническая концепция предполагает идею высшего развития. Суть ее наглядно показал В. Соловьев: если в низшем пределе мы находим только размножение, воспроизведение, то в высшем пределе мы обнаружим половую любовь, которая возможна лишь в результате полного и исключительного отречения от воспроизводства. Тоже крайность в отношении формирования сексуальной культуры, ориентированной на аскезу как определенную функцию сексуальности.

Гедонистическая (или эвдомистическая) концепция берет свое начало в Древней Греции и Риме, в ряде религиозных течений Востока. Смысл ее хорошо выражен в словах Шопенгауэра: «Лучшее для рода находится там, где индивиду случается обнаружить максимум удовольствия». Формирование сексуальной культуры, по мнению ее последователей, здесь состоит в первую очередь в том, чтобы обучить технике любовных игр, поиску эффективного личностного удовлетворения в соитии.

Психогидравлическая концепция предполагает, что половое напряжение кумулируется, как в паровом котле, и стремится разрядиться в разного рода сексуальных действиях. Поэтому главная цель в формировании сексуальной культуры – научиться вовремя открывать «клапан» для разрядки.

Магнетическая концепция уходит корнями в эзотерические учения. Ее сторонники видят в сексе мощный инструмент преображения человеческой личности, который позволяет прийти к «высшим аспектам бытия» по трем путям: а) аскеза, б) нормированное использование сексуальности в супружестве, в) преображение себя через Тантру и др. Письменные тексты Дао, например, положенные в основу дошедших до потомков различных руководств, не сохранились в подлиннике. По мнению многих авторов, они редактировались, переписывались и переиздавались в течение ряда столетий. Тем не менее в большинстве из них направления формирования сексуальной культуры виделись в том, чтобы следовать космическим целям половых отношений; овладеть техникой предварительной любовной игры, самого полового акта и различными приемами, стимулирующими желание; обучать выбору подходящей партнерши и др.

Наиболее приемлемой сегодня является тривиумальная (от лат.trivium, от tres – «три» и via – «путь, дорога») концепция сексуального развития, которая характеризует этапность изменений личности в совокупности сексуального соматогенеза, психогенеза и социогенеза. В центре внимания сторонников этой концепции (С. Агарков, Е. Кащенко), занимающихся изучением проблем человеческого развития, находятся различные области жизни, среди которых в сексологии, в первую очередь выделяются:

1) соматосексуальная, предполагающая изменения тела, здоровья, двигательных навыков, внутреннего и внешнего состояния человека;

2) психосексуальная, включающая процессы мышления и решения проблем, изменения восприятия, памяти, рассуждения, воображения, эмоций, чувств и проч.;

3) социосексуальная, которая оценивается взаимодействием личности и ее социального окружения, постижением традиций, навыков, норм, правил, ценностей, свойственных той культуре, где живет и что усваивает реальный человек.

Эти три составляющие являются определяющими в силу особой значимости для личности, поэтому тривиумальная концепция наиболее полно отражает изменение сексуальности человека в ходе его развития.

Социокультурная концепция. В основе социокультурного подхода к развитию индивида как личности лежит дуализм его существования, проявляющийся в постоянном противоречии и борьбе между «верхом» и «низом», душой и плотью. При гармоничном единении одного и второго достигается идеальное существование иррациональной человеческой сущности, но появление пары, достигшей этой цели и ощущающей себя счастливо, – явление исключительно редкое и, чаще всего не афишируемое окружающим.

Если традиционный подход к половым отношениям заключается в поиске путей воссоединения двух половых начал, то социокультурная концепция, помимо этого, учитывает деятельностную и нормативные составляющие сексуального поведения, новые подходы к известной дихотомии (делению на гетеросексуальные и гомосексуальные отношения) и возможность бисексуальных проявлений, индивидуальных особенностей сексуальности личности, тем самым, расширяя объект притязаний.

Поэтому социокультурная концепция полового развития предполагает:

а) формирование определенного сексуального поведения посредством всего многообразия мер, средств, форм и способов, которые выработало человечество в ходе исторического развития;

б) стремление к повышению уровня сексуальной культуры индивидов, общественных групп или к выравниванию её уровней в паре.

Таким образом, социокультурная концепция рассматривает сексуальное поведение в самом широком спектре его проявлений от аскезы – до пансексуализма. При этом наличие определенного уровня сексуальной культуры личности является условием его изменения, регулирования и формирования в процессе различных форм половой социализации.

Существующие акценты на санитарно-гигиенических и морально-этических аспектах пола, неприятие сексуальных извращений, профилактическая и просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни, гармоничных взаимоотношений партнеров, борьба со СПИДом в настоящее время находят поддержку широкой общественностью. Эти направления оправдали себя. Но не всегда эти подходы приемлют свободный секс, предполагают возможность открыто, без лицемерно-моралистического замалчивания обсуждать проблемы пола, осуществлять исследования, опираясь на достижения мировой сексуальной культуры, прогрессивные философские взгляды и социальные теории. Действуя обособленно, решая частные задачи, приверженцы обозначенных выше подходов не имеют тесных связей между собой, оторваны друг от друга, так как конференции, обмены мнениями, дискуссии достаточно редки и последствия их зачастую не имеют существенного общественного резонанса.

Среди государственных, общественных и институциональных формирований на сегодняшний день в России нет ни одного, которое бы являлось единым центром в области организации и изучении сексологии. Может быть поэтому в последнее десятилетие двадцатого века активизировалась работа Международной федерации планирования семьи, претендовавшей на эту роль в глобальных масштабах. Она брала на себя задачу перевести развитие охраны сексуального и репродуктивного здоровья из области риторики в область практики, а в сексуальном просвещении и воспитании видела одно из приоритетных направлений своей деятельности. Российская ассоциация «Планирование семьи» пыталась материализовать ее цели на территории нашей страны, но была подвергнута ожесточенным нападкам со стороны православия (которое отстаивает вековые христианские постулаты в области половых взаимоотношений), и современными специалистами в области школьного образования, не готовыми к сексуальному воспитанию и просвещению по отечественным программам и учебным планам.

В начале XXI века в России нет государственного участия и поддержки в работе ученых-сексологов, создании сексологических центров, институтов и определенных структур, которые взяли бы на себя ответственность за осуществление половой социализации и формирование сексуальной культуры. Существуют множество энтузиастов с авторскими курсами или коммерческие специалисты в области сексологии, которые популяризируют в СМИ собственные взгляды на сексуальность. В этих условиях наиболее плодотворной видится деятельность Российского научного сексологического общества (РНСО), которое поддерживает контакты с Европейской федерацией сексологов (ЕFS) и Всемирной ассоциацией сексологов (WAS). Ученые этой организации регулярно проводят научные конференции, осуществляют выпуск научно-популярной литературы и подготовку специалистов на организованных курсах повышения квалификации.

Невмешательство государства в ход данных процессов, своеобразная разумная индифферентность выглядят как равнодушное наблюдение за людьми на льдине, которых течение может прибить к берегу, а может и не успеет, льдина расколится и они утонут. Глубинные потоки российской жизни и уровень сексуальной культуры российских граждан обусловливают их сексуальное поведение на фоне обилия проявлений сексуальности в западных и восточных традициях. Но какая сексуальная культура нам нужна? И каков механизм её изменения?

Ответ найти достаточно сложно по ряду причин: из-за индивидуального характера сексуального поведения; сложившихся традиций и норм общественной жизни; разнообразии целей и задач половой социализации, сексуального воспитания среди различных возрастных групп; обилия концептуальных подходов и отсутствия государственной поддержки в обеспечении институциональных изменений сексуальной культуры.

1.3. Понятие «сексуальная культура»

В научно-теоретическом и бытовом пространстве ХХI века реализуются самые разнообразные идеи и возможности, апеллирующие к многообразному миру человеческой активности. В силу привлекательности её познания представители некоторых наук пытаются исследовать различные аспекты этой активности в ряде областей знаний, среди которых находится и сексология. К числу явлений, которые изучает эта условно выделенная дисциплина социологами, культурологами, философами, психологами, историками и педагогами относится «сексуальная культура». Изучение этого феномена видится в разрешении широкого комплекса теоретических проблем, определяющих различные аспекты жизни человека и общества. Одни из них детально изучены, о вторых ведутся дискуссии, третьи – пока «белые пятна». К числу последних относится и сексуальная культура.

Представления о культуре половых отношений противоречивы и далеко не универсальны. Не случайно одни ученые говорят исключительно об искусстве любви, другие акцентируют внимание на сексуальности, третьи не отделяют одно от другого. В современной сексологии исследование понятия сексуальной культуры крайне бедно. В последнее время в нашей стране кроме как у В. Розина и И. Кона нет, наверное, специальных работ, посвященных этой проблеме, а зарубежные авторы рассматривают её не в полном объеме и несколько с иных позиций. О сексуальной культуре писали Э. Берн и Э. Фукс, З. Фрейд и И. Блох, А. Форель и В. Соловьев, К. Имелинский и З. Лев-Старович. Существует многообразие подходов к изучению сексуальности: от религиозно-мистического до научного. Исследователи определяли понятие сексуальной культуры в зависимости от преследуемой в своих рассуждениях цели.

Большинство из них, анализируя социокультурные аспекты пола, говорят о любви и сексе, культуре половой жизни, сексе и культуре. И. Кон, например, в связи с этим выделяет двуединую задачу: с одной стороны, понять, как общественные отношения и культура формируют и видоизменяют взаимоотношения полов, а с другой – выяснить, как сексуальность и конкретные её формы проявления влияют на развитие общественных отношений и культуры. Он говорит о сексуальной культуре как об «очеловеченном» половом инстинкте, при котором происходит определенное подчинение сексуального поведения социальным нормам.

К. Имелинский рассматривает сексуальную культуру в достаточно узком понимании – как совокупность знаний, навыков и умений, касающихся «совершения самого полового акта и всего комплекса общения с партнером для того, чтобы и ему и себе обеспечить максимальное сексуальное удовлетворение».

В. Каган под тем же самым понятием понимает систему стандартов и норм, регулирующую психосексуальное поведение людей.

А. Сосновский, описывая развитие эротической любви и сексуальных отношений, определяет различные культурные эпохи со своими моральными приоритетами.

Однако такой социальный феномен, как сексуальная культура, охватывает не только прошлое и настоящее, выступая «очеловеченным» половым инстинктом, комплексом общения между партнерами, системой стандартов и норм, но и простирается в будущее. Он конкретизирует отношение людей к вопросам любви и пола, принятые в соответствующем обществе: от религиозных или мистических аспектов в исследовании сексуальности до анализа в естественноисторическом ключе, на основе достоверно установленных фактов, а не только с точки зрения религии и морали.

Ведущей методологической проблемой любого анализа научного исследования является определение понятий, раскрытие сущности и структуры тех явлений, которые эти понятия отражают. Определение понятия сексуальной культуры осложняется, во-первых, тем, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе практически не делалось попыток его сколько-нибудь глубокого философского анализа. Во-вторых, тем, что это – составное понятие, каждая из сторон которого требует рассмотрения.

В социокультурной сексологии существуют различные понятия для обозначения какой-то сферы деятельности или отношений, связанных с областью пола, или совокупности процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. Это понятия половой и сексуальной жизни, половой морали и полового поведения, полового символизма, половой культуры, культуры секса, искусства любви и другие. Они зачастую либо ỳже обозначенного нами явления, либо не позволяют выразить всей его сути.

Наиболее предпочтительным видится подход к понятию «сексуальная культура», который предполагает трактовать её как часть общей культуры, акцентированной на сексуальной активности человека. Поэтому в изучении данного понятия предлагается рассмотреть его составляющие части: «сексуальное» и «культура».

В начале – о слове «сексуальное», которое имеет ряд значений.

Прежде всего, слово «секс» 1) обозначает биологические аспекты, связанные с размножением; 2) служит для обозначения сексуальности как всей совокупности человеческих чувств, установок и действий, связанных или ассоциирующихся с половыми отношениями; 3) используется для обозначения мужской или женской особи как биологического вида; 4) обозначает действия, связанные с половыми отношениями, или индивидуальные свойства личности и ее способность к реакции на эротическое воздействие.

На бытовом уровне обычно нет сомнений в отношении того, что следует понимать под термином «сексуальный» (в него, правда, вкладывают порой «непристойный» смысл, такой, о котором не следует говорить вслух). Считается, что это показатель определенной активности, своего рода деятельности, поведения, отношений, реакций и многого другого, связанного с половой сферой.

В советский период сложилось негативное отношение к словам «сексуальный» и «секс», употребление которых приписывали исключительно буржуазным авторам. Поэтому слово «секс» заменяли на более благозвучное – «пол». С одной стороны, считалось, что «чужое» слово секс больше свойственно капитализму в отличие от «своего» – пол, применение которого в советской педагогике и в быту не вызывало возбуждающих ассоциаций. С другой стороны, при таком подходе появилось разночтение дефиниций «половое» и «сексуальное». В результате буржуазное общество якобы осуществляло сексуальное воспитание, а социалистическое – половое.

Причиной разночтений явилась и многозначность подходов к понятию «пол».

Во-первых, по мнению, например И. Андреева, оно изначально означало дуальность, раздвоение, сокращенную форму понятия половина, содержало в себе не только силу, разделяющую целое пополам, но и силу взаимного притяжения, слияния. От половин, соединенных в одно целое в браке, – вот откуда идет понятие пол. «Мужчина и женщина – разные элементы, и брак есть не просто двуединство, а нечто новое (подобно тому, как водород и кислород дают воду),» – утверждает данный автор православно-русское понимание явления.

Во-вторых, понятие пол выражает идею разделённости единого высшего начала. И не только на мужское и женское. По мнению Ю. Эвола, существует, по меньшей мере, три уровня проявления пола: телесный, душевный, духовный.

В-третьих, до сегодняшнего дня многие российские авторы медико-биологических публикаций под термином «пол» понимают совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов (или, в широком смысле, комплекс репродуктивных, соматических и социальных характеристик, определяющих индивида как мужской или женский организм).

В-четвертых, обилие переводной литературы (преимущественно англо-американской), где английское слово «sexual» иначе как «половой» не переводится, привело к тому, что термины «половой» и «сексуальный» ассоциируются как синонимы.

При всём при этом не у всех специалистов и не во всех областях знаний сегодня нет однозначного отношения, как к разграничению, так и к замене одного слова на другое. Чаще всего сексом называют совокупность телесных, психологических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо). А под сексуальностью понимается характеристика сексуального влечения, сексуальных реакций, сексуальной активности.

В начале 21 века большинство ученых сошлись в едином мнении с рабочим определением ВОЗ, где в широком понимании принято называть сексуальность центральным аспектом бытия человека на протяжении всей его жизни.

Последнее определение кажется несколько философским, но для характеристики понятия «сексуальной культуры» вполне достаточным. Поэтому под «сексуальным», как характеристикой изучаемого понятия, понимается совокупность соматических, психологических, социальных и иных процессов и отношений, связанных с сексом.

Из всего многообразия подходов к такому широкому явлению, как культура (которую рассматривают и как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, и как качество человека, общества в целом, и как традиции, и как социальное наследие, и как характер человеческой деятельности, и как духовное состояние общества, и как способность к познанию и передаче опыта, умению любить, и проч.), видится предпочтительной деятельностная концепция, которая получила свое обоснование в работах Э. Маркаряна, М. Кагана, Н. Злобина, Б. Сапунова и др.

Данная концепция культуры исходит из понимания деятельности как определенной активности живых систем (особей), направленной на преодоление их энтропийности и утверждение в окружающем мире. При этом имеется в виду, что человеческая деятельность носит чрезвычайно сложный биосоциальный характер и осуществляется как бы на двух основных уровнях. Первый уровень – биологический, инстинктивный, бессознательный, присущий человеку как всякому живому существу. Это уровень, на котором удовлетворяются его низшие потребности. Второй уровень, исходящий из культурных особенностей человека, направлен на реализацию его познавательных, этических, эстетических побуждений.


Рис.3. Понятие сексуальной культуры


По определению, человеческая деятельность является организованной активностью, осуществляемой по культурно установленным нормам и правилам. Она же является средством создания мира искусственных объектов и освоения заученного поведения, то есть предпосылкой существования того, что принято называть культурой. Несомненно, что культура как категория, обобщающая имеющиеся в обществе совокупности идей, образов, вещей, технологий, регулятивных механизмов и ценностей, относима ко всем общественным структурам: материальному производству, политике, социально значимому знанию, быту, досугу. Культурное содержание можно выделить в сфере любой социальной деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его социальных целей. Поэтому не возникает сомнений в том, что она применима и к таким чрезвычайно важным для человечества и для каждой личности сферам жизнедеятельности, как отношения полов, любовь, сексуальность.

Эта часть общей культуры (или субкультура) людей отражает содержание сексуальной активности человека, направленной на утверждение каждого из них в окружающем мире половой жизни. Результаты именно такой культурной деятельности служат обеспечению актуального (в настоящее время) и исторического единства общества, средством общения людей. По определению В. Библера, «…культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур». Причем не только посредством полового поведения, направленного на продолжение рода. Функции сексуальности человека достаточно широки, и его сексуальная активность, проявляющаяся в соответствующем поведении, предполагает удовлетворение как биосоциальных потребностей, так и гедонистических, нравственных, эстетических интересов. Посредством её реализуются познавательные, коммуникативные, компенсаторные, созидательные запросы (См. Рис.3).

На основании изложенного предлагается следующее определение: сексуальная культура есть часть общей культуры, способ утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов.

Данное определение трактует сексуальную культуру в широком смысле этого понятия, где сущность ее сводится к отношениям между мужчиной и женщиной, основывающимся на продолжении человеческого рода, социальном и духовном единстве людей как личностей, удовлетворении потребностей человека. Представляя собой единение «сексуальности» и «культуры» как многозначных явлений, этот социальный феномен сочетает такие элементы, как духовное и плотское в половых отношениях. При этом в первую очередь особое, приоритетное место уделяется любви.

Приведенное определение сексуальной культуры опирается на то, что секс без любви, то есть физиологическое действие, не одухотворенное культурой, выпадает из понимания ее сущности. Примем это утверждение как аксиому, так как более подробно разговор о любви пойдет в других главах.

1.4. Структура сексуальной культуры

В целях полного уяснения того, что же понимается под сексуальной культурой, следует рассмотреть её структуру, которая представляет собой две стороны: функциональную, подразумевающую сексуальную активность (которая выступает как предметная деятельность по созданию мира искусственных объектов; как отношение цели, средств и результатов в процессе освоения заученного поведения; как общение; как единство с другими людьми), и нормативную (характеризуемую установками, правилами, нормами, ценностями).

Рассмотрим последовательно ряд элементов структуры сексуальной культуры. (См. Рис.4.)

Функциональная сторона сексуальной культуры. Сложный социальный феномен сексуальной культуры предполагает определенные половые отношения, в которых проявляется мудрость природы через институт продолжения рода человеческого. Благодаря конкретной активности (назовем ее «сексуальной») осуществляется коммуникация между прошлым, настоящим и будущим: люди, основываясь на инстинктах, знаниях, навыках, умении, на прошлом опыте, дают жизнь новому человеку и создают половые отношения. Эту активность, в самом общем виде, можно определить как сексуальное поведение, специфически человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование половой жизни человека. Поэтому под сексуальной активностью (а именно, она лежит в основе функциональной стороны сексуальной культуры) следует понимать определенную человеческую деятельность по реализации всей совокупности процессов, в основе которых лежат половые потребности и удовлетворение полового влечения.


Рис.4. Структура сексуальной культуры


Может показаться, что сексуальная активность есть поведение, свойственное всему живому и представляющее систему или порядок действий, направленных на поддержание биологического существования и воспроизводство потомства. Так сказать сексуально-процессуальная деятельность (или форма сексуального поведения). Однако это утверждение опровергается уже тем, что репродуктивное соитие, приводящее к появлению человеческого эмбриона, в процентном отношении составляет тысячную долю всех тех половых актов, которые люди совершают в процессе половой жизни.

Дело в том, что сексуальную культуру как сложное социальное образование, необходимо рассматривать, прежде всего, со стороны характера и специфики самой деятельности. Нужно изучать не отдельные поведенческие акты и мотивационные синдромы сами по себе, а весь жизненный мир личности как целое, причем не только в его постоянстве и устойчивости, но в связи с конкретными жизненными ситуациями, в которых находится личность и от которых подчас зависят содержание и смысл ее деятельности в данный момент. Это предполагает анализ таких компонентов функциональной стороны структуры сексуальной культуры, как соотношение цели, средств и результатов в процессе освоения заученного поведения.

Со времен З. Фрейда и раньше представители психогидравлической концепции, например, в основу мотивации сексуального поведения вкладывали половое влечение, удовлетворение которого сводится к разрядке спонтанно возникающего в организме психофизиологического напряжения. «Нервная система – это аппарат, функцией которого является избавление от достигающих его стимулов или сведение их к минимальному возможному уровню», – писал по этому поводу З. Фрейд. Такой подход идет вразрез с сегодняшней трактовкой «сексуальной культуры», которая предпологает высший уровень человеческой деятельности с потребностью в творческой активности, любви, познании и пр.

С развитием сексологии Р. Уэйлен, например, стал мотивировать сексуальное поведение готовностью сексуально-эротически реагировать на сексуальную ситуацию, а У. Саймон и Д. Ганьон начали учитывать сексуальные сценарии. В итоге возросло количество факторов, определяющих мотивацию сексуальной активности человека по достижению конкретной цели. Исследования этих и других ученых позволили И. С. Кону утверждать, что сексуальное поведение радикально меняется в зависимости от того, каким потребностям оно соответствует. С такой позиции сексуальная активность преследует достижение следующих целей:

релаксации (разрядка полового напряжения);

репродукции (деторождение);

рекреации (чувственное наслаждение);

познания (удовлетворение любопытства);

коммуникации (достижение единства между партнерами);

сексуального самоутверждения (проверка себя или доказательство другим собственной сексуальной привлекательности);

достижения внесексуального самоутверждение (брак по расчету, повышение социального статуса и т. п.);

проведения ритуала;

компенсации недостающих форм деятельности;

созидания (эротическое искусство и литература).

При интимной близости достигаются различные результаты: появляется потомство, получается удовольствие, достигается материальная выгода, удовлетворяется любопытство, поощряется воображение и др.

Средства здесь достаточно вариативны. При достижении этих и, возможно, иных целей используются такие средства как танцы, мастурбация, гетеросексуальный коитус и иные проявления экстрагенитальных и генитальных форм половой жизни человека. Когда средство (интромиссия, оральный или анальный секс, петтинг, мастурбация и др.) полностью заменяет цель, зачастую происходит извращение половых отношений. И тогда мы будем иметь дело с пороком, извращением полового инстинкта, неестественным способом полового удовлетворения. «Половая жизнь может служить источником величайших добродетелей, до самопожертвования включительно, но, с другой стороны, в ее чувственной силе кроется та опасность, что она может перейти во всепоглощающую страсть, быть источником величайших пороков. Необузданная страсть подобна вулкану, все разрушающему, все уничтожающему, подобна пропасти, поглощающей все – честь, состояние, здоровье». Уподобление Краффт-Эбингом порочной страсти пропасти наиболее точно отражает суть: культура стремится вверх, к совершенству, возвышению, облагораживанию, повышению своего уровня, а антикультура ведет вниз и потому – асоциальна.

Именно в противоречии цели и средств заложены многие трагедии любовных и сексуальных отношений, отраженных в произведениях сексуальной культуры, которая выступает и как предметная деятельность по созданию мира искусственных объектов. Категория предметной деятельности (даже при самом содержательном и предельно ёмком ее истолковании) имеет свои принципиальные ограничения, свои не только временно-локальные, но и неустранимые границы. Из-за приписывания ей мнимой безграничности не работает и теряется целая совокупность проблем.

По существу это определенная часть материально-производственной и социально-преобразовательной составляющих практической деятельности, которая отражает половые взаимоотношения и сексуальное влечение людей в процессе создания искусственных объектов. Являясь функциональной стороной сексуальной культуры, она наиболее заметна. Эротическое искусство, музыка, произведения литературы, архитектуры и живописи, отображающие одну из самых значимых сторон человеческой жизни в сексуальных тонах, занимают видное место в человеческой культуре. Своды законов и правил, норм и предписаний являются тем, что реально отражает уровень сексуальной культуры.

В сексуальной деятельности как общении и через общение проявляется сущность одной из сторон жизни человека – его половой жизни. Сексуальная культура является результатом общения различных людей, ибо вне общения ее формирование вообще невозможно. Только в процессе общения возможно осуществление избирательно-оценочного подхода между мужчинами и женщинами и соединение полов. Именно в процессе общения вырабатываются нравственные нормы и правила, определяющие характер сексуальной культуры, создаются стандарты поведения и стимулы для восприятия, характеризующие различные ее стороны. Общение выступает фундаментальным условием наличия самой сексуальной культуры, взаимоотношений между партнерами и вместе с тем это – способ развития как индивидов, так и социальных общностей.

Сексуальное общение является одной из специфических форм взаимодействия между людьми как сексуальными партнерами. Оно позитивно отражается на продолжительности и качестве удовлетворенности сексуальными отношениями при наличии взаимной эмпатии – знании о том, что каждый из партнеров заботиться о другом, и знает о том, что его забота взаимна (Крукс Р., Баур К., 2005). Сексуальное общение – достаточно широкое понятие, которое существует в нескольких формах: вербальное (речь, текст) и невербальное (выражение лица через взгляд, улыбку, гримасу и проч; жест, прикосновение, дистанция между партнерами; звуки: вздохи, крики, сопение или тишина, темп дыхания), бытующее в реальной жизни и виртуальном мире.

Сексуальное общение зависит от множества факторов: полученного в детстве воспитания и образования, избранного или принятого в данном обществе стиля общения, возраста, состояния здоровья партнеров, принадлежности к определенной религии, расе, территории проживания и многих других. Влияние сексуального общения неоценимо. Например, семейный терапевт В. Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

Хорошее сексуальное общение – это такое общение, которое позволяет партнерам знать и понимать сексуальные желания, уметь решать проблемы друг друга. А это, в свою очередь, всегда вносит большой вклад в развитие и поддержание удовлетворительных и длительных сексуальных отношений (Деммонс Т., 1999).

Можно предположить, что посредством сексуального общения сексуальная культура организуется и развивается. Подтверждением этого выступает известная в психологии «структура общения». С этой позиции три взаимосвязанные стороны общения функционально реализуются в половой жизни людей.

Коммуникативная сторона сексуального общения заключается в обмене информации между партнерами. Составными элементами ее являются ответы на вопросы: «Кто?» «Что?» «Как?» «Кому?» «С каким эффектом?», – характеризующие простейшую модель межличностного общения.

Интерактивная сторона состоит в организации взаимодействия между людьми. Обмен знаниями, навыками и умениями, идеями и информацией неизбежно предполагает, что достигнутый уровень взаимопонимания будет реализован в попытках развить и организовать совместную сексуальную деятельность.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по сексу и установления на этой основе взаимопонимания, симпатии и любви. В ходе этого процесса осуществляется эмоциональная оценка партнеров и попытка понять мотивы поведения друг друга в ходе идентификация и рефлексии.

Таким образом, сексуальная активность как общение, являясь составной частью функциональной стороны сексуальной культуры, представляет собой совокупность некоторых многогранных и достаточно сложных процессов, которые характеризуют взаимодействие и взаимовлияние индивидов в ходе сексуального развития.

Функциональная сторона сексуальной культуры выступает и как единство с другими людьми. В основе этого единства лежит целенаправленная сексуальная активность, обусловленная половым влечением. Исходя из биосоциального характера человеческой сущности, можно с уверенностью утверждать, что психобиологические особенности и физиологическое строение человеческого организма (особенно на первом – бессознательном уровне человеческой деятельности) предполагают удовлетворение заложенного природой полового влечения. Благодаря этому существует естественное деление на два пола, влечение между мужчинами и женщинами.

В единстве с себе подобными осуществляются гетеро-, гомо- или бисексуальные отношения, объединяющие представителей различной сексуальной ориентации и носителей целей сексуального поведения. Познавательные и коммуникативные цели, например, объединяют тех, кто испытывает соответствующие потребности по их реализации.

Нормативная сторона сексуальной культуры. Данная сторона сексуальной культуры заключается, прежде всего, в аксиологии явления, определении ценности, норм, правил, установок. Ориентация людей на определенные общечеловеческие и институциональные ценности сексуальной культуры возникает в результате их предварительной эмоционально-чувственной или рациональной оценки. Помимо этого существует множество объектов и явлений сексуальной культуры, которые человеком признаются как ценности, но существенного влияния на их сексуальную активность не оказывают.

Важнейшими структурными элементами нормативной стороны сексуальной культуры, которые регулируют сексуальное поведение людей, являются ценности, нормы, правила, принципы, каноны и т.п., установленные как обществом, так и человеком для самого себя. Они являются определяющим звеном половой социализации, влияют на процесс формирования мужской или женской половой идентичности, определяют половую роль и избирательность в интимной жизни индивида. С разграничением на «нормальное» и «ненормальное», «красивое» и «безобразное», «желательное» и «нежелательное», связывает, например, И. Кон содержание сексуальной культуры. Именно благодаря нормам, по мнению ученого, половая жизнь перестает выглядеть инстинктивной, а регулирующие ее моральные установки превращаются в сексуальную культуру общества или группы. Вряд ли можно сводить всю сексуальную культуру лишь к нормам, да еще только моральным, но, безусловно, им принадлежит большое значение. Не случайно система образов и норм, определяющих сексуальное поведение, получила «с легкой руки» И. Кона название «полового символизма».

Для всех обществ сексуальная активность на протяжении тысячелетий была «больным местом». Она всегда бралась под контроль (нравственный или правовой) и была соответственно организована: абсолютная свобода могла привести только к социальному хаосу и угрозе дееспособности любой социальной системы. Поэтому нормирование сексуальной активности в процессе исторической деятельности закреплялось в обычаях, традициях, законах: от табуирования в архаичных обществах до строгих моральных норм и правил, регулируемых законами, религией, кодексами чести социальных формирований современной цивилизации.

Если подходить к сексуальной культуре строго эмпирически, бросается в глаза условность норм, которые она приписывает своим носителям. Их использование вольно или невольно приводит к такому положению дел, при котором сексуальное поведение может низводиться до уровня ничтожной мелочи или подниматься до высот совершеннейшего явления, тем самым предполагая исключительную вариативность сексуальной активности в зависимости от социальных установок, влияния различных культурных образований и факторов, детерминирующих конкретную сексуальную культуру.

В роли субъекта сексуальной культуры может выступать как индивид, так и пара, социальная группа и общество в целом. Сравнительный анализ сексуального поведения и взаимоотношения полов представителей различных возрастов, конфессий, национальностей, профессиональной принадлежности, сексуальной ориентации показывает особенности и специфику их сексуального поведения. Это позволило многим авторам определить субкультуры различных социальных групп: школьников, студентов, военнослужащих, рабочих, крестьян, верующих, атеистов, – детерминированных различными факторами, но неразрывно связанных принадлежностью к определенным социальным образованиям.

1.5. Уровни сексуальной культуры

Кроме широкого значения понятия «сексуальная культура», которое отражено в предложенном выше определении, существует и более узкое значение явления. Именно его большинство людей вкладывает в смысл рассматриваемого понятия. Без учета узкого значения сексуальной культуры, которое отражает её уровень, рассмотрение структуры и содержания данного феномена было бы неполным.

Человек – существо социальное. Он живет в обществе и развивается в нем. Для утверждения человека в мире, ориентации в нем, общения с другими людьми у него должна быть целостная картина, модель окружающей действительности, по которой он сравнивает себя с окружающими. Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Степень культуры измеряется степенью развития норм».

При этом субъектом порождения и освоения культурных объектов является человек, конструктивная и деструктивная активность которого носит отпечаток социальных отношений прошлого и простирается в будущее. Степень активного освоения человеком культуры характеризует уровень его сексуального развития. Этот уровень отражает степень приобщения к ценностям сексуальной культуры, степень овладения знаниями (сексуальная осведомленность), умениями (техника «искусства любви»), навыками (сексуальное мастерство), идеями, накопленными человечеством за весь период своей истории.

Составляющими сексуальной культуры, таким образом, выступают знания, навыки, чувства, умения, касающиеся как самого полового акта, так и всего комплекса общения, который обеспечивает партнерам сексуальное удовлетворение. В этом случае имеет значение не только знания «техники» проведения интромиссии или петтинга, но и в равной мере всего комплекса сфер воздействия на партнера с целью вызвать соответствующее настроение и желание половой близости, необходимых для достижения сексуального удовлетворения в половой жизни.

К. Имелинский в своей работе «Психология половой жизни» в ходе анализа психосексуального развития людей примерно так и представляет сексуальную культуру, видя в ней совокупность обозначенных выше факторов. Чаще всего именно так понимается сексуальная культура на обыденном уровне. Примерно в этом же ключе на вопрос: «Что Вы считаете сексуальной культурой?» – отвечало большинство участников социологического опроса, проведенного автором.

Рассматривая идею об уровнях, нам важно подчеркнуть духовность в сексуальной культуре, когда человек растрачивает свою половую энергию не как животное с целью одного только физиологического удовлетворения, а как истинный творец «великой поэмы любви». При таком подходе знания можно охарактеризовать словами «ограниченные», «удовлетворительные» или «богатые», чувства – «незрелые», «наивные», «грубые», «возвышенные», «светлые», «несущие духовное благо», технику секса – «слабая», «совершенная», «искусная» и т. д.

Не случайно, исследователи в области социокультурной сексологии различают два крайних полюса: примитивную сексуальную культуру и изощренную. Первая предполагает физиологический половой акт, направленный, как правило, на прокреацию, вторая подразумевает более высокий уровень сексуального поведения, более совершенную технику любовных игр, разнообразнее и ярче искусство любви.

Однако техника осуществления полового акта – это лишь средство, метод. Знание этой техники, мастерство в процессе совокупления – это лишь признак овладения «ремеслом». Необходимый, но не основной. Так, люди, даже не имеющие опыта половой жизни, интуитивно способны провести нормативный гетеросексуальный коитус. Но получить более полное удовлетворение и наслаждение в любви может только тот, кто овладел знаниями и умением их использовать на практике в «ars amande» (искусство любви).

Помимо знаний, навыков и умений, степень освоения сексуальной культуры предполагает уровень овладения целым комплексом (или сферой) отношений между партнерами, обеспечивающих утверждение человека в мире. Этот комплекс можно представить совокупностью элементов: уровень полового влечения, удовлетворенность половой жизнью, владение техникой любовных игр, способность возбудить и удовлетворить партнершу (партнера), широта взглядов, терпимость к сексуальной свободе и экспериментированию, чувственность, важность соприкосновения при интимных отношениях, общительность, многообразие сексуальных стимулов, отношение к любви и сексу и др. Оценивая показатели этих и многих других элементов, можно представить сексуальную культуру как высокую, среднюю и низкую, в зависимости от уровня знаний, навыков, умений и степени овладения комплексом общения между партнерами.

Исходя из этого, уровнем сексуальной культуры следует считать степень освоения человеком совокупности знаний, навыков, умений, касающихся половой жизни и всего комплекса общения между партнерами для обеспечения сексуального удовлетворения.

Уровень сексуальной культуры человека отражает конкретную сексуальную активность индивида, позволяющую характеризовать определенную динамику его развития. Уровень сексуальной культуры человека позволяет оценивать его способность управлять своими действиями, практически и реально преобразовывать окружающую действительность, планировать и реализовывать намеченное, а также контролировать ситуацию и оценивать результаты своих действий в области половых отношений.

Выводы

Мировое сообщество выработало ряд концепций, отражающий систему взглядов на сексуальную активность: теологическая, биологическая, биолого-психическая, социоэтническая, гедонистическая, психогидравлическая, магнетическая, тривиумальная и социокультурная (последняя является оптимальной для понимания проблем социокультурной сексологии). Социокультурная сексология, как составляющая часть сексологии, является областью знаний, в которой рассматриваются социальные и культурологические вопросы половой жизни человека.

В разговорной речи наших сограждан утверждается на протяжении многих веков особенная сексуальная риторика – умение говорить на темы, связанные с половыми отношениями и сексуальным поведением. Эти монологи, диалоги, диспуты и обсуждения на сегодняшний день предлагают изложение сексуальной лексики с использованием: стыдного, вульгарного, детского, обыденного, научного и литературного языка.

В современной сексуальной лексике присутствует множество слов и словосочетаний, отражающих современную российскую сексуальную культуру. Но в многообразии овладения вербальным сексуальным общением следует провести вектор, направленный на повышение уровня сексуальной культуры

Под определением сексуальной культуры утверждается следующее: это часть общей культуры, способ утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов.

Структура сексуальной культуры выражена двумя основными составляющими: нормативной и функциональной. Узкое значение сексуальной культуры проявляется в её уровне, под которым подразумевается степень освоения человеком совокупности знаний, навыков, умений, касающихся половой жизни и всего комплекса общения между партнерами для обеспечения сексуального удовлетворения.

Загрузка...