Любой естественный язык (русский, английский, французский и т.д.) состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений.
Символ языка – это элементарные знаки, используемые для составления любых текстов.
Набор таких символов называют алфавитом языка.
Алфавит языка «Pascal» включает в себя следующие символов:
1. Латинские буквы (заглавные и прописные).
2. Цифры от 0 до 9.
3. Знаки арифметических операций:
+ – сложение; – - вычитание; * – умножение; / – деление
4. Знаки отношений:
> – больше; <– меньше; = – равно;> = – больше или равно; <= – меньше или равно; <> – не равно.
5. Разделители:
.– для разделения целой и дробной части числа, обозначение конца программы, отделение полей в записи;
, – для разделения элементов в списке;
; – для разделения операторов;
: – для отделения переменной или константы от типа и метки от оператора;
«‘ – выделение символа или строковой константы;
() – выделение выражений, списков параметров;
[] – выделение индексов массивов, элементов множеств;
{} – скобки комментариев.
6. Спецификаторы:
^ – значение величины по ее указателю;
@ – обозначение адреса переменной;
# – обозначение символа по его коду;
$ – обозначение директивы компилятора или знак 16-ричного числа.
7. _ – знак подчеркивания
Последовательность символов образуют слова, группа слов – выражение, а определенные комбинации слов и выражений составляют словарь языка.
1. Указатели функций. В языке «Pascal» существует ряд стандартных функций, которые записываются следующим образом:
<имя функции> (<список параметров>)
Например,
SIN (Х) – синус х;
ABS (5) – модуль (абсолютная величина) числа 5;
Х MOD 2 – остаток от деления величины х на 2.
Язык «Pascal» также позволяет пользователю создавать свои собственные функции.
2. Имена величин (идентификаторы) обозначаются набором символов состоящих из латинских букв (A-Z, A-z) и цифр (0—9).
Имена указывают на элементы языка – константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты. При указании имени на первом месте должна стоять буква. Можно использовать в именах переменных знак подчеркивания «_». Нельзя использовать в качестве имен величин служебные слова языка.
Например, В, Primer, G_18 – правильно заданные имена.
В качестве имен в языке «Pascal» не разрешено использовать служебные слова, стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.
Также имена величин не могут содержать: русских букв, знаков препинания, специальных символов (~, #, $, % и других).
Имя переменной может быть любой длины, не превышающей 250 символов. Также не учитывается регистр букв, то есть переменные с именами Primer и pRiMeR будут рассматриваться как одна и та же переменная.
3. Величины. Величина – это единица данных, представленная своим именем (идентификатором) либо своим значением. С величиной связывается определенное множество значений.
Например, физическая величина СКОРОСТЬ. Она может принимать различные значения 15 м/с, 200 км/ч и т. д.
Также каждая величина имеет свои допустимые значения (интервал значений). Например, величина РОСТ ЧЕЛОВЕКА может принимать значения 1 м 40 см, 2 м 2 см и т. д. Интервал значений данной величины находится в промежутке (приблизительно) от 40 см до 2 м.
Все величины языка «Pascal» можно условно разделить на две группы: постоянные и переменные.
Постоянные величины (константы) – это величины, принимающие в ходе выполнения программы только одно значение.
Постоянные величины делятся на числовые и литерные (символьные, строковые). Например, числовые величины – 5; -45.6; -45216; литерные величины – «стол»; «125».
Литерные величины всегда берутся в одиночные кавычки (апострофы).
Переменные величины в ходе выполнения программы могут принимать разное количество значений. Переменные величины могут иметь буквенное обозначение или с индексом. Например, простые – Х; DF; с индексом – Х1; DF25.
4. Типы величин. В зависимости от значения величины подразделяются на целые, вещественные, литерные, табличные и логические, которые, в свою очередь имеют деление и обозначение в зависимости от размерности значения величины.
целые INTEGER, SHORTING, BYTE, WORD, LONGINT;
вещественные REAL, SINGLE, DOUBLE, EXTENDED, COMP;
литерные CHAR, STRING;
табличные ARRAY;
логические BOOLEAN.
5. Выражения. Выражения языка «Pascal» задают правила вычисления некоторого значения. Все выражения языка «Pascal» можно разделить на арифметические и литерные.
Арифметические выражения записываются с помощью знаков арифметических операций по определенным правилам. Например, 15+2; 12.3*12.8; D-F.
К литерным выражениям относится операция слияния (соединения), которое обозначается знаком сложения (+), но имеет несколько другой смысл, нежели обычное сложение двух чисел. Например, «сто»+«л»
6. Условия. Условия на языке «Pascal» бывают простые и составные.
Простые условия записываются с помощью знаков отношения в виде:
<выражение> <знак отношения> <выражение>
Например, F> 5; H=2; name <> «ваня».
Составные условия включают в себя несколько простых условий соединенных с помощью служебных слов NOT (не), AND (и), OR (или):
<простое условие> {AND, OR} <простое условие>
Например, D> 50 AND T <200; F1=5 OR T2 <=15.
7. Служебные слова (операторы). Все служебные слова языка являются словами английского языка. Операторы задают последовательность некоторых действий (команд), которые необходимо выполнить. Для описания сложных действий используют группу операторов. В этом случае операторы объединяются в составной оператор или блок.
В записи программы на языке «Pascal» обычно не различают малые и большие латинские буквы (PROGRAM, program, Program – одно и то же).
Примеры некоторых операторов языка «Pascal»:
PROGRAM (программа) – название программы;
BEGIN (начало) – начало программы;
END (конец) – конец программы;
VAR (variable – переменная величина);
LABEL (метка);
CONST (константа);
TYPE (тип);
IF (если) … THEN (то) … ELSE (иначе) – условный оператор (команда ветвления);
CASE – оператор выбора;
GOTO – оператор безусловного перехода;
FOR… TO… DO – оператор повторения (цикла);
REPEAT (повторять) … UNTIL (до тех пор, пока не) – оператор повторения;
WHILE (пока) … DO – оператор повторения (цикла);
PROCEDURE (процедура);
FUNCTION (функция).
По ходу усовершенствования языка в словарь могут добавляться новые типы величин и оператор.