Студенту, внуку моему Илюше – посвящаю.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей…
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово. К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое – природные дарования, второе – наука, третие – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук.
Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека… опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что выбор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие.
Слова похожи на стрелы, но летят дальше и попадают чаще.
Я думал уж о форме плана
И как героя назову…
Пересмотрел все очень строго,
Противоречий очень много…
Предмет, которому посвящена книга, в разных ситуациях называют по-разному: то основы ораторского мастерства, то русское красноречие, то риторика, то ораторское искусство… Можно привести еще несколько различных вариантов. Но суть остается неизменной. Предмет этот широко преподавался до 1917 г. во всех типах гуманитарных учебных заведений России: от гимназий до университетов.
Сейчас этот курс под разными названиями восстанавливается в современной средней и высшей школе страны. С этой целью Министерство образования Российской Федерации выпустило в 1994 г. программы по курсу «Основы риторики» для 8–9 и 10–11 классов средней школы.
Данное пособие может быть полезно каждому человеку, интересующемуся качеством своей профессиональной (деловой) и бытовой речи. Оно призвано ликвидировать методический голод, испытываемый преподавателями этого предмета. В книге собраны материалы как теоретические, так и практические; они позволяют изучить историю и теорию вопроса, заняться фактическими упражнениями для формирования устойчивых знаний, умений и навыков в риторическом мастерстве.
С сожалением приходится констатировать, что начало XXI в. будет для русского языка одним из самых трудных периодов в его развитии и распространении. Причины этого явления связаны с тем, что развал Советского Союза, полное отпадение от России бывших стран социалистического лагеря, на территории которых русский язык повсюду являлся языком межгосударственного и межнационального общения, приведет (и уже приводит) к тому, что русский заменяется не только на национальные языки, но и на английский (на Западе) и арабский (на Юге и Востоке).
Такое изменение в одной из наиболее важных систем, в которые включены и отдельный человек и Россия в целом, приводят нас к мысли о том, что использование русского языка внутри страны пойдет по одному из двух путей:
а) дальнейшее ослабление позиций русского языка за счет размывания его лексических, грамматических, фонетических, стилистических и других закономерностей, падение общего культурного и литературного уровня языка в средствах массовой информации, в бытовой коммуникативной речи и т. д. В этом нежелательном для русских негативном процессе уже немало «достигнуто». Для того чтобы убедиться в сказанном, достаточно включить радио, телевизор, прислушаться, как плохо, во всех отношениях, говорят наши журналисты, депутаты, руководители министерств, конечно, не все, но очень многие. Количество и качество англоязычной и «коряворусской» песни может дополнить эту грустную картину. Проблема вторичности отечественной поп-музыки и поп-культуры в целом важна, но выходит за рамки обсуждаемых проблем;
б) укрепление позиций русского языка за счет энергичных мер правительства, которые обозначили бы четкие границы использования других языков в СМИ, в рекламе, в бытовой речи и т. п. Разговоры о том, что никакие законодательные акты не защитят русский язык от неграмотной иностранщины, не могут быть признаны обоснованными. Защитные меры позволили бы руководителям радио, телевидения, газет поставить перед иностранными словами формальные преграды, определяемые совместным постановлением Правительства России и Академии наук.
Становление культурологических ценностей для современной русской школы следует начинать с родного языка, с родной культуры, с отечественной традиции.
В то же время нет сомнения, что становление культурологических оснований школьного базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений России выходит за школьные стены, не может быть лишь академической проблемой, интересующей только учителей да школьников. Вот некоторые детали реального положения национально-культурологических интересов в жизни страны наших дней.
Сейчас практически едва ли не все граждане России знают, что, скажем, 1996 г. называется на Востоке «годом Огненной Крысы», а 1995 г. был «годом Розовой Свиньи». Найдется немало знатоков, которые скажут, что смена года по восточному календарю приходится на 19 февраля каждого последующего года. С недавних времен у нас стали отмечать праздник, известный у католиков как «День влюбленных» (14 февраля), когда все дарят друг другу специальные открытки в виде сердечка, называемые «валентинками». Православная церковь отмечает память святого Валентина 30 июля (12 августа).
Хорошо это или плохо? Да как сказать! Оно бы и хорошо. Мы начали отмечать множество заграничных праздников, что, безусловно, расширяет наши культурнее горизонты. Оно же и плохо. свои собственные забыли, не знаем ни дат, ни реалий.
Скажем, помним ли, что русский первопечатник Иван Федоров был в свое время (ок. 1510–1583) известным пушечным мастером и изобрел «многоствольную мортиру», служил диаконом русской Православной церкви, работал не только в России, но и на Украине и в Белоруссии. Естественно, что о жизни Ивана Федорова сохранилось значительно большее количество фактов, чем здесь названы.
Или. Только с 1992 г. на территории России стал праздноваться День Славянской Письменности (24 мая), когда в центре Москвы на Славянской площади (бывшая площадь Ногина) был торжественно открыт памятник братьям Кириллу (ок. 827–869) и Мефодию (ок. 815–885), созданный одним из наиболее известных современных русских скульпторов Вячеславом Клыковым. В этот же день в соборе Московского Кремля состоялось торжественное богослужение. Алфавит, подготовленный братьями, лег в основу современных русских шрифтов. Сам праздник 24 мая приурочен к записи в Православном Календаре: «24 мая – памяти Святителей Равноапостольных Мефодия и Кирилла, Первоучителей Словенских».
Праздник Славянской Письменности год от года празднуется все более широко и торжественно. И все это, безусловно, только начало. Дальнейшее становление культурологической традиции на широком жизненном фоне нашей страны требует и времени, и усилий, а главное, – желания и понимания той простой истины, что без знания древней культурной фактологии и ее реалий, связанных с многогранной и многовековой историей нашего Отечества, жизнь, развитие и процветание народа и государства невозможны.
Потребности в коренном обновлении содержания школьного обучения и воспитания осознаются всем российским обществом. Школьный курс красноречия, или риторики, может быть на этом пути той ступенькой, которая поможет и учителям, и родителям, и школьникам приобщиться к глубинным истокам отечественной культуры, в первую очередь, а затем и к лучшим образцам культуры мировой.
Сам курс риторики выходит за рамки таких предметов, как русский язык и русская литература, поскольку не только объединяет в себе эти предметы, но охватывает все содержательные стороны культурного поля современного обучения и воспитания в средней школе.
Содержательная сторона риторики предполагает, что учащиеся получают по этому предмету не только знания, но и соответствующие умения и навыки, учатся владеть культурой риторики, культурой ораторского искусства, культурой «русского» красноречия. На пути достижения этих целей преподаватель риторики («ритор», как называлась эта профессия в Древнем мире) будет опираться на сумму тех теоретических и практических посылок в построении концентрической модели обучения и воспитания школьников, которые сформировались со времен древнего мира. В этом смысле предполагается, что овладение учащимися риторикой должно быть сопряжено с познанием многих сторон русской и мировой культуры, их адаптацией к предметно-деятельностной сфере на различных вариативных уровнях, с выработкой у школьников индивидуально-личностных предметных стилей мышления и практической учебной деятельности.
В практической сфере овладение «русским» красноречием позволит каждому ученику лучше учиться. Это случится после того, как ученик, отвечая на вопрос учителя, построит свой ответ согласно теории и практике курса риторики. Овладение риторикой позволит и каждому учителю эффективнее преподавать свой собственный учебный предмет, потому что они будут в силах провести объяснение нового учебного материала более логично, стройно, используя в своей речи адекватные для данного случая ораторские приемы, применяя их изящно и с достоинством при исполнении.
Многолетнее практическое преподавание курса «Основы ораторского мастерства» в высших учебных заведениях страны, чтение аналогичных спецкурсов в различных городах (Барнауле, Калуге, Караганде, Москве, Мурманске, Одессе, Перми, Свердловске и др.), опыт работы с разными контингентами слушателей от студентов до дипломированных специалистов разной направленности (учителя, юристы, журналисты, предприниматели и пр.) позволяют автору настоящего пособия предложить следующий примерный учебный план и тематику для аналогичного современного курса, ориентированного на слушателей первых лет XXI столетия.
На первый взгляд кажется, что в учебном плане преобладают теоретические занятия (лекции). На практике это соотношение может меняться в зависимости от местных условий, а количество часов на деловые игры увеличиваться за счет семинаров и сокращения лекций. Более того: деловые игры могут принимать индивидуальный характер за счет часов на консультации, написание рефератов и т. п.
Общий объем курса (36 ч.) является в современных условиях оптимальным, но может быть уменьшен или увеличен по договоренности с администрацией учебного заведения (в основном за счет деловых игр, на которые может приходиться более половины общего количества часов).
Для занятий должно быть предусмотрено наличие следующего технического оборудования:
– песочные часы (на 5 мин.) для каждого слушателя. Они, как правило, не могут быть заменены современными механическими и другими часами, поскольку позволяют осуществлять на зачетных занятиях визуальный контроль всем слушателям по одному источнику информации;
– 2–3 магнитофона, что позволяет демонстрировать говорившему его речевые недостатки, ораторские успехи и индивидуальные задания;
Таблица 1
Тематика и сетка часов для курса «Основы ораторского мастерства»
– видеомагнитофоны, которые фиксируют на пленку не только звуковые, но и визуальные особенности ораторов;
– специально подготовленные учебные аудиопленки по отдельным темам учебного курса (особенно на деловых играх).
К ним примыкают выступления известных личностей (государственных деятелей, деятелей культуры и искусства и пр.);
– специальная литература, список которой прилагается в конце настоящего пособия.
А теперь о наиболее важных особенностях курса риторики, которые требуют к себе систематического внимания. В начале пособия рассматриваются некоторые общие вопросы теории, без которых трудно понять содержание деловых игр, методику их проведения, принципы построения и использования тестов в процессе обучения. Затем следует раздел, посвященный описанию и анализу деловых игр, который дополнен сводной таблицей таких игр. Заканчивают пособие ряд тестов, каждый из которых сопровождается списком ответов, помещенным в приложении, и хрестоматия.
Кроме того – краткая историческая справка, словарь терминов, список литературы.