Какова у людей жизнь,
Такова и речь.
Можно смело утверждать, что в наши дни нет ни одной области человеческой деятельности, для которой плохая профессиональная речь ее исполнителя была бы благом. Напротив, общепризнано, что каждый человек должен уметь профессионально точно, кратко и красочно выразить свои мысли. То же самое касается не только профессиональной (деловой), но и бытовой (повседневной) речи.
Следовательно, умение говорить логично и красиво необходимо всем, но особенно и в первую очередь:
– школьникам и студентам,
– преподавателям и ученым,
– депутатам и предпринимателям,
– руководителям и подчиненным,
– детям и родителям,
т. е. всем деловым партнерам. Нельзя в этом списке не упомянуть еще и о журналистах да телеведущих, мода на профессию которых, кажется, находится на своем пике именно в наши дни.
То, что написано выше, лежит на поверхности проблемы. Можно попытаться поглядеть в глубь этого явления. Тогда появляется следующий тезис.
Если бы школьники и студенты любых учебных заведений хоть в малой степени владели основами ораторского мастерства, знали бы историю, теорию и практику риторики, то общий показатель их успеваемости по всем учебным предметам поднялся бы, как минимум, на один балл. За счет чего? За счет того, что логичность и краткость оратора, его достоинство при ответе во время экзамена (зачета) подчеркнули бы риторическое владение предметом, а умение аргументировать свои тезисы, навыки в их логичных и внелогичных демонстрациях, владение всеми приемами, которые делают речь «нарядной», продемонстрировали бы каждому из слушателей, что он слышит речь «не мальчика, но мужа».
Итак, основы ораторского мастерства, или риторика, или наука и искусство «русского» красноречия – это один предмет, важный и нужный для каждого гражданина нашей страны.
Как учебный предмет основы ораторского мастерства содержат в себе четыре части: история, теория, практика, техника.
Как наука риторика содержит пять разделов: нахождение материала для речи, его расположение, выражение (учение о трех стилях и об отборе слов для возвышенного стиля, к которому относят также и учение о стилистических фигурах), запоминание и произнесение готовой речи перед аудиторией.
Как древнейшее искусство и наука риторика существует с дохристианских времен (Древняя Греция и Древний Рим), развивалась во все последующие годы и эпохи (Италия, Франция, Англия и т. д.), была хорошо известна в России.
Один факт. На открытии Лицея в присутствии государя и двора директор В.Ф. Малиновский говорил едва слышно, не отрываясь от бумажки, на которой для него была написана речь «важным лицейским родителем – Иваном Ивановичем Мартыновым». Никто не слышал его голоса. Затем вышел профессор права Александр Петрович Куницын. Для него никто речей не писал, он не читал по тексту и говорил об обязанностях гражданина и воина. Далее предоставим слово участнику этих событий – Ивану Ивановичу Пущину, «первому другу» и однокашнику А.С. Пушкина:
«Публика при появлении нового оратора под влиянием предшествовавшего впечатления, видимо пугалась и вооружалась терпением; но по мере того, как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживились, и к концу его замечательной речи слушатели уже были не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклонном положении к говорившему: верный знак общего внимания и одобрения!» (Пущин И.И. Записки о Пушкине. М., 1975. С.18).
Вот четкая и яркая характеристика двух ораторских манер: один читает свой текст (который может быть написан кем угодно), другой говорит «ад либитум» (свободно), не связывая себя и публику домашними заготовками. Настоящее пособие по курсу риторики ориентировано на владение ораторским искусством «ад либитум». Естественно, что свободное владение материалом не возбраняет оратору готовиться к выступлению, думать над ним, составлять тезисы, даже писать свой текст. Напротив, все это нужно приветствовать. Но на трибуне оратор должен быть полностью свободен, свободен в своей теме, свободен в выборе тех ораторских средств и приемов, которые, как он полагает, наиболее эффективно воздействуют именно на эту аудиторию.
Прекрасными ораторами были В.И. Ленин и многие его соратники. Но в первые же годы Советской власти риторика была исключена из учебных программ и даже превратилась в «пережитки проклятого прошлого». Глубокие ораторские традиции были полностью забыты. В последующие годы за термином «риторика» установилось значение «напыщенного пустословия». Теперь практически нет специалистов, которые разделяли бы такую точку зрения.
В основе терминов «Оратор», «Ораторский», «Оратория», «Орарь», «Оранта» и некоторых других лежит слово «Орис».
Орис (лат.) – рот.
Оратор (от лат. ораре – говорить) – 1) лицо, произносящее речь, 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова. Ораторский – 1) относящийся к оратору, 2) соответствующий требованиям красноречия, красноречивый.
Оратория (от итал. ораторис) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
Орарь (или Орарий) – часть облачения диакона, перевязь, расшитая крестами и надеваемая на левое плечо.
Оранта (лат. оранс – молящийся) – изображение молящейся фигуры.
В средние века сложился канон изображения Богоматери, получивший наименование иконографического типа, согласно которому некоторые иконы стали называться «Богоматерь-Оранта», в отличие от других, тоже весьма известных, например, «Одигитрия» (греч. путеводительница).
Ораторская проза – живая речь, получившая художественную обработку.
Издревле различались несколько форм красноречия: речи торжественные, судебные, политические, проповеди, поучения, бытовые (например, за столом, на похоронах и пр.) и т. п. С развитием радио и телевидения появились новые формы бесед, диспутов, интервью.
Что касается термина «риторика», то под ним, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование теоретических основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.
Ритор – оратор в Древних Греции и Риме, а с III в. до н. э. – еще и учитель в ораторской школе. В широком смысле – преподаватель, квалификация которого позволяет ему успешно обучать ораторскому искусству, искусству красноречия.
В таком значении эти термины употребляются в настоящем пособии.
Можно согласиться с тем, что каждый человек говорит так, как говорят люди вокруг него. Поэтому, если он хочет говорить лучше, то должен сознательно поставить перед собой такую цель, не забывать о ней и творчески использовать три основных «золотых» правила риторики.
I. Запомнить формулу М.Т. Цицерона, в которой дается определение оратора: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». В ней сосредоточены основные теоретические требования к квалифицированной ораторской речи. Она содержит в себе пять компонентов: знание дела, любой вопрос, стройно, изящно, с достоинством. Лучше запомнить ее наизусть в формулировке самого Цицерона и постоянно обращаться к ней, как к первооснове всей своей практической ораторской работы.
II. Учесть различия между лозунгом и тезисом, поскольку лозунг не требует от говорящего никаких доказательств, а тезис, напротив, должен быть доказан (последовательно, аргументированно, на основе логических и внелогических демонстраций).