Менеджмент и управление
Чем занимается менеджмент?
Какие задачи решает менеджмент?
Управлять нужно по правилам
Как воздействовать на людей?
Эта глава – начало всех начал. Из нее можно узнать, что такое менеджмент и какие его разновидности существуют; что за задачи и какими способами решает, какими правилами при этом руководствуется.
Понятие управления
Хозяйственное управление
Менеджмент
Кто не знает героев известной басни И. А. Крылова Лебедя, Рака да Щуку? И взялись они, казалось бы, за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном – в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.
Если внимательно посмотреть вокруг, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время несомненно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и проч. являются неодушевленными объектами, подчиняющимися слепым действиям законов природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит технический характер.
Иное дело – люди. Им присущи индивидуальное сознание, воля, интересы, стремления. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя.
Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и т. п. Именно хозяйственное управление и становится предметом нашего непосредственного изучения.
Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответственность за реальные результаты.
Менеджмент также является разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.
Термин management в значении, близком к современному (прежде он означал искусство объезжать лошадей), появился с началом промышленной революции XVIII–XIX в Англии, а затем распространился по всему миру.
Рождением своим менеджмент был обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей – менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название «менеджмент», которое по смыслу аналогично русскому слову руководство.
Менеджмент как деятельность может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания» и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых обстоятельствах.
С другой стороны, менеджмент – это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными; например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т. п.
Цель менеджмента в том и другом случае – достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
И наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Менеджмент – это:
1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.
2. Управление самостоятельным направлением деятельности без создания организации.
3. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения.
4. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления.
5. Учебная дисциплина.
Направления менеджмента
Задачи, решаемые в рамках каждого из них
Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента, с которыми нам сейчас и предстоит познакомиться.
Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.
Управление инновациями, т. е. нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Управление маркетингом (маркетинг-менеджмент), едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т. п.
Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Наконец, управление эккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент) связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Разновидности менеджмента:
1. Управление производством.
2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом.
3. Управление инновациями.
4. Управление маркетингом.
5. Управление персоналом.
6. Финансовое управление.
7. Управление эккаунтингом.
А. Файоль о функциях менеджмента
Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.
Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Анри Файоль в 1916 г. И хотя впоследствии сотни ученых предлагали свое понимание этого вопроса, вариант Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли.
Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест определение порядка функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией.
Доведение до сведения исполнителей управленческих решений, направление деятельности по их реализации в нужную сторону, «воодушевление» на эффективную работу и проч. выполняет функция распорядительства. Осуществление этой функции возлагается на вышестоящих руководителей.
Достижение запланированных целей осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать – направлять в нужную сторону, поддерживать необходимый уровень взаимодействия между участниками. В подобной координации, или регулировании, суть четвертой функции менеджмента.
Результаты работы организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Ее элементом является учет, т. е. сбор, обработка, анализ и хранение информации о состояния объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.
Контроль как таковой призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и «оргвыводы», связанные с поощрением или наказанием исполнителей, однако поиск «мальчиков для битья» не является его задачей.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Основными функциями (задачами) менеджмента, которые сформулировал А. Файоль, являются:
1. Планирование.
2. Организация.
3. Координация.
4. Контроль.
5. Распорядительство.
Принципы управления
Их содержание
Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами – своего рода правилами игры. Соблюдение этих принципов делает ее успешной, несоблюдение может привести к неудачам и большим убыткам для организации. Какие же это принципы?
Едва ли не самым главным из этих принципов можно считать научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять по наитию, без глубоких знаний. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений.
Процесс управления должен быть целенаправленным, т. е. всегда осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.
Важным принципом менеджмента является его специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Футбольной командной нельзя управлять, например, так же, как актерами на сцене, а научным коллективом по аналогии с воинским подразделением. Но поскольку во всех этих случаях проводятся одни и те же по сути действия, сводящиеся к руководству людьми, они должны иметь в основе своей нечто общее, универсальное, независимо от того, кто эти люди – солдаты или академики, артисты или спортсмены.
Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. Иными словами, действия, из которых он состоит, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагать их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Циклическими являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов.
Непрерывность хозяйственных процессов требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.
Последнее невозможно без оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.
Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это создает благоприятный морально-психологический климат в организации и способствует принятию взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.
Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже небольшой «перебор» здесь может повлечь крупные неприятности.
Важным принципом менеджмента считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных методов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация, получения новых знаний и навыков.
В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем спущенные сверху.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Ключевые принципы менеджмента (правила осуществления управленческой деятельности):
1. Научность в сочетании с элементами искусства.
2. Целенаправленность.
3. Специализация и универсальность.
4. Последовательность.
5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.
6. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, межличностных отношений.
7. Единство прав и ответственности в каждом звене управления.
8. Состязательность.
9. Вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.
Методы управления
Содержание
Условия применения
Функции управления реализуются посредством определенных методов, т. е. способов их осуществления. Методы бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими и проч.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. Посредством них организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Но эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущую жизнь и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.
К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т. п.
В противоположность организационным, административные методы активны, ибо с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность. Иначе они называют их методами властной мотивации и основываются либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого принуждения.
Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.
На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Машинист, скажем, не может по своей инициативе изменить маршрут следования или график движения поезда; все это заранее предопределено расписанием, и в случае их нарушения возможна авария.
Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премии или штрафы). Их принципиальной особенностью является субъективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными исполнителем. Например, работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности, ибо размер вознаграждения от этого не увеличивается.
Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления.
Методы управления, позволяющие рядовым работникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты, получившие название экономических, начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.
В отличие от административных, они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются задачи, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем.
Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, которые являются уже не просто заслуженными, а заработанными, например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы. Поскольку в данном случае размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.
Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство, ибо для них деньги – важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. И здесь на помощь приходят социально-психологические методы, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия.
Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, речь идет о формировании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитии благожелательных отношений между его членами, изменении роли руководителя; с другой стороны, раскрытии личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в его трудовой деятельности, а следовательно, к повышению ее эффективности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Методы управления:
1. Организационные – создают необходимые условия осуществления управленческого процесса.
2. Административные – сводятся к принуждению работников выполнять требуемые действия и вознаграждению за исполнительность и покорность.
3. Экономические – основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть прибыли, возникшей в результате более эффективного труда.
4. Социально-психологические – связаны с формированием благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитием личных способностей работников.
1. Как вы думаете, можно ли считать руководителя учебного заведения менеджером, и если да, то в каком случае.
2. Выскажите мнение по вопросу о том, какие виды управления могут иметь место в учебном заведении, а какие – нет.
3. Попробуйте дополнить функции менеджмента, сформулированные А. Файолем, своими.
4. Опишите собственное видение принципов управления.