Авторское предисловие

Идея и начало разработки настоящего пособия восходит к периоду 2009–2010 гг., когда в Центре международной логистики и управления цепями поставок (МЛиУЦП) имени «Дойче Бан» и «РЖД» в Институте «Высшая школа менеджмента» СПбГУ (ВШМ) велась интенсивная работа по созданию и совершенствованию учебно-методических комплексов (УМК) по предмету «Международная логистика» для бакалавриата и магистратуры, поскольку учебно-методическое обеспечение этого предмета в России было крайне недостаточным.

Кроме того, имелась и практическая педагогическая проблема – курсы международной логистики и многих так или иначе связанных с ней дисциплин (например, «Международные коммерческие операции», «Валютно-финансовые расчеты по международным контрактам», «Логистика международных перевозок») должны были быть концептуально объединены. Это должно способствовать снижению параллелизма в содержании курсов, обеспечивающих изучение и понимание международного бизнеса, что очень важно в условиях известной ограниченности бюджета учебного времени. Такое суждение вытекает из необходимости подготовки будущих менеджеров к выполнению важнейшей задачи международной логистики: обеспечить пространственно-временную интеграцию комплексных логистических потоков (товарных, валютно-финансовых, документарно-информационных) при прохождении ветвями международных цепей поставок государственных границ (между национальными маркетинговыми средами) и тем самым избежать торможения/остановки любого из этих взаимодействующих потоков, чтобы минимизировать международные логистические риски и транзакционные издержки фокальной компании и воспроизводить ее глобальное конкурентное преимущество.

Согласно этому определению, дисциплина «Международная логистика» должна пониматься как интегратор и координатор знания о международном бизнесе. Своевременность и важность учебно-методического обеспечения этой дисциплины была оценена в центре МЛиУЦП, где было сделано верное заключение [Федотов, Кротов, 2011]: «Управление цепями поставок – относительно новая управленческая концепция, получившая широкое практическое и академическое признание». В эту дисциплину должны входить разнообразные вопросы: от определения истории и логики ее формирования и соотношения с менеджментом цепи, или сети, поставок [Кирюков, Кротов, 2007] и традиционных разделов логистики (упаковка, транспортировка, складирование) до иных, раскрывающих особенности и условия кросс-граничного движения товара. К последним следует отнести, например, вопросы, связанные с пограничными процедурами обеспечения безопасности международной логистики [David, Stewart, 2010, ch. 15]. Методологически правильно начать эту работу с выявления сущностных сторон международной логистики, уточнения ее предметной области, выполнения соответствующей концептуализации и онтологической коррекции ее терминологической парадигмы.

Настоящее издание структурировано таким образом, что соответствует своеобразной проекции задач и соответствующих им функций/ операций международной логистики на временную схему развития внешнеторговой сделки (контракта). Такая логика построения «Основ международной логистики» вполне оправданна, поскольку, во-первых, международный контракт купли-продажи составляет средоточие приложения основных международных логистических функций при любой форме международной бизнес-операции. Его реализация практически непосредственно связана с тремя видами логистических потоков (товарным, валютно-финансовым и информационно-коммуникативным), формализация и исполнение которых соответствуют формализации и исполнению внешнеторгового контракта; во-вторых, практически любая международная операция, методы/формы которой предлагается рассматривать как средства формализованной (юридически) и реальной (практически) интеграции глобальных цепей (сетей) поставок, поддерживается обеспечивающим ее исполнение внешнеторговым контрактом.

Таким образом, в самом абстрактном виде задача международной логистики сводится к рациональному с точки зрения минимизации логистических рисков и транзакционных издержек пересечению неким контрактным грузом государственной границы между двумя странами. Поэтому в состав международной логистики включаются «все функции, связанные с движением материалов и конечных товаров в глобальном масштабе» [Supply Chain Glossary…, 2016].

Для лучшего понимания целей и задач и состава настоящего издания представлена позиция зарубежных исследователей, поскольку также считаем, что предмет международной логистики поглощается предметом менеджмента цепей (сетей) поставок: «Традиционно, управление цепями поставок представляется как плавильный котел различных дисциплин, где взаимодействуют логистика и транспортный менеджмент, операционный менеджмент, менеджмент материалов и дистрибьюции, маркетинг-менеджмент, а также менеджмент закупок и информационный менеджмент» [Giunipero et al., 2008].

Можно совершенно определенно утверждать, что в логистическом сообществе начиная с 2004 г. окончательно возобладал инклюзивный подход к определению взаимоотношений между логистикой и управлением цепями поставок. Свидетельством тому может служить хотя бы смена названия самой авторитетной международной организации в этой области. Совет логистического менеджмента (Council of Logistics Management – CLM) c 2004 г. стал называться Совет профессионалов менеджмента цепей поставок (Council of Supply Chain Management Professionals – CSCMP).

В работах международного логистического сообщества наметился тренд к использованию термина «сеть» (network) вместо «цепь» (chain) [Raman, Shapiro, 2000], что верно и концептуально, и семантически; поэтому в настоящей работе эти термины употребляются равнозначно. В конечном итоге можно трактовать международную логистику как особую область логистики, ограничиваемую задачами пересечения ветвями глобальных сетей (цепей) поставок национальных границ (границ национальных фракций глобальной маркетинговой среды) и сохранения непрерывности и полной функциональности этих ветвей. Управление цепями поставок включает в себя планирование и управление всеми видами деятельности, которые вовлечены в сорсинг (привлечение сторонних ресурсов) и закупки, переработку, а также все те виды деятельности, которые входят в логистический менеджмент.

Важным моментом является координация и сотрудничество с партнерами по каналам дистрибьюции, которыми могут быть поставщики, посредники, провайдеры сторонних услуг и покупатели. Управление цепями поставок интегрирует управление потоками спроса и предложения как внутри компании, так и входящих (inbound logistics) и исходящих (outbound logistics) потоков.

Таким образом, вышесказанное определяет принципы разработки структуры и содержания настоящего издания. Кратко отразим содержание работы и ее отличительные черты.

Глава 1Международная логистика: предмет, основные концепции и функции – представляет соответствующие теоретико-концептуальные положения, модели и важнейшие работы авторов мирового логистического сообщества. Одним из методологических подходов настоящей главы является соблюдение единства исторического и логического, позволившее обосновать применимость маркетингового подхода к проблемам международной логистики. В качестве дидактического материала предложены призматические модели, визуализирующие проблемы международной логистики, возникающие в результате несходства логистически значимых измерений маркетинговых сред отечества и принимающей страны, а также принцип формирования корректирующих действий в рамках международного логистического менеджмента. Дана классификация международных логистических функций/операций и введены понятия международного логистик-микса (в том числе, кодифицированного) и логистических стейкхолдеров. «Международная логистика» представлена как необходимая менеджерам международных компаний научная, учебная и практическая дисциплина, понятийно-категориальный аппарат, которой до сих пор требует унификации и уточнения.

Глава 2Методы и формы кросс-граничной интеграции глобальных цепей поставок – по своему месту и содержанию отражает наше понимание международной логистики как интегрирующей метаструктуры международного бизнеса в целом. Вводится унифицированная классификация методов и форм осуществления международных операций, позволяющих юридически и операционально обеспечить целостность и функциональность отдельных ветвей глобальных цепей поставок на их кросс-граничных участках. Отправной точкой выбора метода/формы международной операции предстает сравнение ее преимуществ и недостатков в конкретной маркетинговой среде. С опорой на соответствующие международные конвенции сформулированы отличительные признаки международных операций (сделок). Методы международных операций классифицируются как базовые и модифицированные, а формы – как традиционные и мутировавшие, включая международные арендные операции по вещным и невещным объектам. Отмечено, что именно экспортно-импортные операции составляют основу движения товаров через государственные границы, пересекающие ветви глобальных цепей поставок. Представлены 3pl- и 4pl-провайдеры логистических услуг, а также охарактеризованы операции обратной логистики.

Глава 3Основы организации и техники экспортно-импортных операций – посвящена самым распространенным формам международных операций, входящих составной частью практически во все международные операции, а также формализующему ее основному юридическому/коммерческому документу – внешнеторговому контракту. В начале главы даются базовые сведения о правовом обеспечении внешнеторговых сделок, включая основы понятия Lex mercatoria и некоторые положения международного частного права. Эта глава дает представление о значении и основных процедурах экспортного менеджмента, рассматриваемого как составляющая международного логистического менеджмента, играющего важнейшую роль в построении и обеспечении бесперебойной работы глобальных цепей поставок. Особое внимание уделено деятельности и документам международных организаций (включая комитеты ООН и Международную торговую палату – МТП) по унификации и упрощению торговых процедур. Несмотря на понятный акцент на экспорт, определенное внимание уделено и специфике импорта. Достаточно подробно рассмотрен процесс инициализации внешнеторговой сделки (выдача и акцепт оферты, место и назначение контроферты). Основные этапы процедуры заключения и сопровождения внешнеторговой сделки рассматриваются с привлечением таких аналитических инструментов, как структурно-логическая и временная причинно-следственная схемы развития международного контракта купли-продажи. Дана классификация и определены единицы основного документооборота внешнеторговых сделок. Эта глава за счет ее расширенного справочно-библиографического аппарата и приложений предназначена для организации семинаров/воркшопов в рамках курсов, связанных с международной логистикой.

Глава 4Международный финансовый инжиниринг: финансирование и кредитование – дает представление о сущности, составе и классификации основных инструментов финансирования/кредитования международных операций как ключевом моменте обеспечения функционирования глобальной сети поставок. Приводится типология схем и инструментов экспортного/импортного финансирования и определяется место экспортно-кредитных агентств в национальной политике стимулирования экспорта. В силу существующей необходимости глобальной унификации этих инструментов и нивелирования сохраняющихся национальных различий отмечается соответствующая работа международных организаций и приводятся ссылки на соответствующие конвенциональные документы. Уделено внимание такому инструменту внешней торговли, как банковские гарантии и их подобия (например, performance bond). Детально рассмотрены схемы экспортного и импортного факторинга и форфейтинга, а также взаимодействия их основных акторов. В конце главы отражена российская специфика такого финансирования и кредитования.

Глава 5Международный финансовый инжиниринг: акторы, формы и платежные средства в валютно-финансовых расчетах – развивает положения предыдущей главы (в значительной степени) на операционном уровне, давая представление об основных акторах валютно-финансовых расчетов по международным операциям. В контексте реализации международных сделок рассматривается специализация банков, их корреспондентские отношения и унификация межбанковской деятельности. Рассмотрена конвенциальная унификация международных валютно-финансовых расчетов, а также основные формы и платежные средства этих расчетов и связанные с ними риски импортеров/экспортеров. Приведены детальные логико-графические схемы и пошаговые процедуры основных форм внешнеторговых расчетов: авансовый платеж, аккредитив, документарное инкассо, открытый счет. Разъяснено значение и применение основных платежных инструментов (банковский перевод, вексель, чек, кредитная карта), а также их электронных версий. Несмотря на то что материал главы рассматриваются с широким использованием зарубежных источников, в том числе официальных международных организаций, приводятся российские особенности.

Глава 6Торгово-посреднические операции как фасилитаторы интеграции глобальных цепей поставок – определяет природу, роль и место, а также основные характеристики и правовую базу деятельности международных коммерческих посредников и поставщиков логистических услуг в глобальных сетях (цепях) поставок. Рассмотрены важнейшие специализированные посредники/фасилитаторы международных логистических каналов и функции 3pl-провайдеров. В силу исключительного разнообразия агентских отношений и типологии посредников в международных коммерческих операциях материал настоящей главы сфокусирован на трех основных, или «чистых», типах коммерческих посредников, назначаемых продавцами/покупателями в глобальных сетях поставок, а именно: агент, дистрибьютор и консигнатор. Дана краткая типология коммерческих агентов, приведены процедура и критерии из назначения, а также показано, что в зависимости от национальных традиций бизнеса и правовой базы смысловая граница между агентами и дистрибьюторами может быть довольно условной. Сформулированы основные положения международных торгово-посреднических соглашений, даны оригинальные материалы для организации практических занятий по анализу и разработке трех типов торгово-посреднических соглашений.

Глава 7Операции встречной торговли в глобальных цепях поставок – дает современное понимание значения метода встречной торговли. Определено, что в условиях современных валютно-финансовых, экономических и геополитических кризисов операции встречной торговли приобретают особую важность, обеспечивая определенное глобальное конкурентное преимущество, и не могут более рассматриваться лишь как следствие нехватки для расчетов твердой валюты. В главе определяется природа встречной торговли, даются классификация и схемы отношения сторон при реализации ее основных форм, а также раскрывается современное значение этого метода для интегрирования глобальных цепей поставок. Представлены логико-графические схемы основных форм встречной торговли (бартер, клиринг, свитч, встречная закупка, байбэк, оффсет) и соответствующие им процедуры развития взаимоотношений между акторами этих схем. Акцентированы логистические аспекты выполнения международных операций по методу встречной торговли.

Глава 8Риски международной логистики – дает общую картину рисков международного бизнеса, делая соответствующие акценты на собственно логистических рисках. Подробно рассматривается наиболее полная версия модели рисков международного бизнеса PricewaterhauseCoopers (PwC). Наряду с довольно подробным представлением валютных рисков дается общая типология рисков международного бизнеса и примеры практики классификации собственно логистических рисков. Обнаружение терминологического разнобоя привело к необходимости включить в главу основную конвенциальную терминологию риск-менеджмента (по ИСО 31000 – Менеджмент рисков), а также уделить внимание возникшему в отечественной литературе семантическому конфузу с дефинированием феномена «операционный риск». Применен маркетинговый подход к международной логистике, поскольку неопределенность в процессе принятия решений, вызываемая нехваткой знания о фрагментах глобальной маркетинговой среды, пересекаемых ветвями глобальной сети поставок или же резкие изменения логистически значимых измерений этих фрагментов, как раз и является фундаментальным источником логистических рисков.

Издание снабжено Глоссарием (с англоязычными терминами-эквивалентами), что обусловлено существующей неоднозначностью толкования единиц терминологической парадигмы международной логистики (причем не только в русскоязычном ее домене). Кроме того, даны соответствующие более распространенные в современных российских источниках варианты.

В процессе работы над книгой автор неоднократно обращался за советом к российским и зарубежным коллегам и их работам и поэтому хотел бы выразить им искреннюю благодарность, поскольку без их знания и поддержки настоящее издание не приобрело бы нынешнего содержания. Прежде всего коллегам по Институту «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета – доцентам С. И. Кирюкову, К. В. Кротову и Ю.В. Федотову, которые, будучи преподавателями и научными сотрудниками Центра МЛиУЦП, пригласили автора к работе в этом центре, поделившись своими знаниями и создав благотворную творческую обстановку. Важный вклад в выработку понимания международной логистики как системы скоординированных функций/операций, обеспечивающих бесперебойное, своевременное и инвариантное пересечение национальных границ маркетинговых сред комплексными (товарными, финансовыми и информационными) логистическими потоками, дали консультации и работы следующих профессоров: С. В. Котелкин (Санкт-Петербургский государственный экономический университет), И. И. Кретов (Академия внешней торговли, Москва) и Р. Б. Ноздрева (Московский государственный институт международных экономических отношений (Университет) МИД РФ). Многие практические вопросы международной логистики были освещены при помощи работ и консультаций, соответственно, профессора Д.М. Михайлова (руководитель зарубежной консалтинговой фирмы, продолжающий заниматься научной и преподавательской деятельностью) и доцента А. В. Таничева (Балтийский государственный технический университет «Военмех», Санкт-Петербург). Решению ряда вопросов, касающихся международных операций и построения адекватной русскоязычной парадигмы международной логистики, способствовали контакты с профессорами Л. С. Уэлчем (Мельбурнская школа бизнеса, Австралия) и С. Г. Гарднером (Университет Бэйлора, Уэйко, Техас, США).

Автор весьма благодарен рецензентам – профессорам В. А. Фетисову (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения) и В. В. Щербакову (Санкт-Петербургский государственный экономический университет), – суждения которых по состоянию рукописи оказались весьма ценными для подготовки к печати настоящего издания.

Особые слова признательности хочется выразить неимоверно терпеливым и высококвалифицированным сотрудникам Издательства редактору А. В. Добровой и менеджеру Ю. О. Кушнаревой.

Загрузка...