Международный бизнес – это особый вид предпринимательской деятельности, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность. Его главная цель – получение экономических выгод (дохода) в будущем, развитие собственного дела, в котором совместно участвуют фирмы разных государств и (или) используется международный капитал.
Предпринимательская прибыль — особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.
Главная задача всякого предпринимателя, особенно в сфере международного бизнеса, заключается в получении дохода на вложенный труд и капитал.
При этом безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. Бизнесмен не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому следует разграничивать доход предпринимателя и дохода собственника.
Дивиденд на акции, процент по депозитам, арендная плата за землю есть доход на собственность. Получив в свое распоряжение заимствованную собственность, предприниматель действует на рынке: организует выпуск новой продукции, налаживает эффективные коммерческие связи, пускает в оборот чужой капитал, извлекает из этого прибыль для себя.
Совершенно не обязательно, чтобы бизнесмен лично занимался всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано другим лицам. Необходимо отличать предпринимательство от менеджмента, а предпринимателя – от управляющего. Предприниматель самостоятельно действует на свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе имущественную). Менеджером может быть наемный работник, который организует реализацию поставленных предпринимателем задач и несет меньшую имущественную ответственность за свои действия.
Конечно, в настоящее время, когда коммерческая деятельность получила широкое распространение, разделение на менеджмент и предпринимательство в значительной степени условно. Предприниматель не всегда является собственником капитала, но почти всегда он в той или иной степени выступает как менеджер.
Побеждает тот, кто быстро реагирует на запросы общества, расширяет участие на рынке за счет внедрения новых технологий и освоения производства пользующихся спросом товаров.
Среди наиболее важных целей предпринимателя — производство товаров и услуг, получение дохода, престиж, развитие бизнеса. Все эти цели взаимосвязаны.
Было бы наивно думать, что бизнесмен всегда ставит перед собой общественно полезные цели – в большинстве случаев его к этому побуждают сами условия производства, социальная среда, законодательство и правила игры на рынке.
Погоня за прибылью заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать все необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль является стимулом для улучшения качества продукции или услуг, снижения их себестоимости и усиления конкурентоспособности.
Получение прибыли, однако, не единственная причина, побуждающая людей заниматься бизнесом. Поводом к организации собственного дела могут быть также стремление к личной независимости, возможности свободно распоряжаться своим временем, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции.
Вне зависимости от мотивов и сферы деятельности предприниматель реализует свои способности через исполнение следующих функций:
– изучение рынка с целью определения товара или услуг, на которые существует платежеспособный спрос;
– оценка ресурсов, необходимых для производства этого товара или оказания услуг, поиск рынков, где ресурсы можно приобрести по низкой цене;
– организация дела на базе новейшей техники и технологии и управление им;
– реализация товара или услуг с использованием современных принципов маркетинга;
– распределение выручки между фондами потребления и накопления, резервным фондом, фондом выплаты дивидендов и т.п.
Выбор сферы бизнеса. Сфера деятельности определяется предпринимателем по своему усмотрению. Ее выбор является чрезвычайно ответственным делом и осуществляется в несколько этапов на основе анализ а ряда факторов. Прежде всего оцениваются собственные способности, знания, умения, жизненные устремления. Мировой опыт свидетельствует о том, что 90% предпринимателей начинают бизнес в знакомой сфере деятельности.
Следует принять во внимание правовые и экономические барьеры для осуществления отдельных видов бизнеса. Это относится к производству любых видов оружия и боеприпасов, изготовлению и реализации наркотических и ядовитых веществ и ряду других сфер. Определенные виды деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).
Планируя организацию собственного дела, важно осмыслить и чисто экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль – так называемые входные барьеры. Среди них – высокий уровень первоначальных капиталовложений, длительный срок окупаемости вложенных средств, неопределенность в достижении коммерческого результата и др. Следует учесть и экономическую конъюнктуру в отрасли и регионе предполагаемой деятельности. Обычно бывает так, что отдельные регионы переживают бурное развитие, а в других наблюдается застой, соответственно и предприниматели тяготеют к развивающимся регионам.
Сказанное относится и к отраслям. Для бизнеса приоритетными являются новые, динамично развивающиеся отрасли.
Поиск предпринимательской идеи. У предпринимателя, создающего новое предприятие, прежде всего должна быть полезная эффективная идея. Далее следует рассчитывать:
– сколько и каких средств понадобится для старта бизнеса;
– какую годовую прибыль можно получить, начав дело.
Если расчеты показывают, что реализация замысла способна принести хороший доход, надо искать партнеров – людей, желающих работать или имеющих средства и готовых вложить их в предпринимательское дело.
Успех будет достигнут при хорошей организации персонала. Для этого надо составить план работы, установить контроль за исполнением заданий, определить функции каждого работника, т.е. создать механизм управления предприятием.
Конструктивная идея, сплачивающая людей, и последующая организация их работы заменят отсутствующие деньги. Новая идея — не обязательно новый товар или технология. Это может быть и привлечение людей, владеющих денежными ресурсами, к совместной деятельности для общей выгоды, и изучение спроса на товары или услуги, остающиеся не востребованными у тех, кто владеет ими, и знание технологии создания и регистрации предприятия и т.д. Иначе говоря, хорошая идея – это тоже ценность, которая способна приносить доход, но она, однако, должна дополняться деловой инициативой и упорной работой над ее реализацией.
Как правило, у истоков любой организации стоит инициативная группа, желающая создать эффективную структуру для достижения определенных целей, простых поначалу и усложняющихся по мере развития предприятия.
Стратегической, долговременной целью организации, как правило, выступает получение прибыли. Получить прибыль стремится каждый предприниматель, но не каждый знает, как этого достичь. Инициативная группа, в отличие от прочих людей, имеет четкие представления о путях получения прибыли.
Для достижения стратегической цели необходим начальный (стартовый) капитал, размер которого определяется избранной отраслью и масштабами деятельности. Одно дело – создать небольшой магазинчик, совсем иное – коммерческий банк или инвестиционную компанию. От того, какими средствами располагает инициативная группа или индивидуальный предприниматель, зависит организационно-правовая форма предприятия. Если наличных средств достаточно для создания первоначального капитала, то, как правило, регистрируется общество с ограниченной ответственностью. Если средств не хватает, но недостаток их не слишком велик, объявляется закрытая подписка на акции и создается закрытое акционерное общество. При необходимости привлечения значительных средств можно организовать открытое акционерное общество и сформировать уставный капитал путем продажи на фондовом рынке акций вновь созданной компании.
Инициаторы создания закрытого или открытого акционерного общества организуют собственников и регистрируют предприятие.
Люди, имеющие свободные средства, всегда располагают возможностью выбора одного из следующих вариантов: помещение денег на счет в банке, приобретение золота или валюты, покупка государственных ценных бумаг, вложение капитала в дело. Критерием оценки той или иной возможности является доход, который принесут вложения за определенный период при минимальном риске потерь. Поэтому инициативная группа должна четко определить не только вид деятельности будущей организации, но и ожидаемую норму рентабельности вложений, а также убедить собственников, что эта норма будет достигнута при минимальном риске потерь.
Как правило, члены инициативной группы входят в состав собственников, и из их числа уже на этапе создания предприятия выделяется лидер, который становится топ-менеджером организации. Очень часто ориентируясь именно на конкретного руководителя, собственники вкладывают свой капитал в организацию.
Таким образом, при создании предприятия необходимо определить следующие основные моменты:
– вид деятельности;
– размер стартового капитала;
– организационно-правовую форму;
– ожидаемую норму рентабельности капитала.
Предприниматель, открывающий свое дело, может пойти проторенным путем, но мировой опыт свидетельствует, что наиболее многообещающими с точки зрения динамики развития и отдачи вложенных средств оказываются компании, выходящие на рынок с новым продуктом или услугой. Создание таких предприятий не только способствует росту национального дохода и занятости населения, но и служит катализатором структурных изменений в экономике.
Необходимо также изучить положение дел на рынке соответствующих товаров или услуг и отыскать на нем ту, часто очень узкую область, еще не занятую или недостаточно использованную конкурентами, – так называемую нишу рынка, попав в которую производство или коммерческая деятельность может стать прибыльным или быстро растущим.
В экономике любой страны можно найти и выгодно заполнить тысячи и тысячи ниш даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не стремлению их руководителей создать новый продукт, а умению внедрить на рынок тот же продукт или услугу, что и другие фирмы этой отрасли, но нестандартным образом.
Умение чутко реагировать на любые изменения спроса и предложения на рынке, видеть уже сегодня то, что все остальные увидят только завтра,– черта, характерная для преуспевающего предпринимателя.
Бизнес будет идти более успешно в той нише рынка, которую предприниматель знает достаточно хорошо, имеет опыт работы в ней и учитывает все особенности, тонкости и нюансы избранного дела. Но не следует забывать о том, что рано или поздно найдется конкурент, желающий занять эту нишу. Поэтому вы всегда должны искать следующую нишу рынка, на которую при необходимости можно переориентировать предприятие.
Концепция бизнеса. Концепция бизнеса характеризует идеологию формирования и развития предприятия. Ее выработка позволяет определить линию деятельности, которая сплачивает коллектив в стремлении к достижению цели. Эффективно сформулированная концепция рождает положительные эмоции в отношении предприятия, мобилизует людей на конкретные действия.
Создание концепции – это не только ответ на вопрос, почему фирма делает то, что она делает, но и нечто большее. Каждая целенаправленная система исполняет несколько ролей, например производителя, потребителя, поставщика, нанимателя, налогоплательщика.
Концепция — это линия поведения, объединяющая все множество ролей фирмы, без которой она не сможет консолидироваться и действовать как единое целое. В какой-то мере в концепции заявляются идеалы-результаты, кажущиеся порой недостижимыми, но приближение к которым возможно и желательно.
Концепция включает:
– формулирование целей бизнеса;
– выработку стратегии деятельности или нахождение конкретных путей достижения целей;
– выбор средств практического достижения поставленных целей.
Выработка концепции играет важную роль в становлении и развитии бизнеса. Ее влияние на успех дела определяется следующим:
– процесс выработки концепции заставляет руководство фирмы всесторонне оценить факторы, лежащие в основе ее деятельности;
– осмысление концепции помогает получить широкую панораму бизнеса, что позволяет и руководству, и персоналу фирмы взглянуть на происходящее как бы с высоты птичьего полета, без чего немыслимо обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и успех бизнеса;
– концепция имеет большое значение для коммуникации как внутри фирмы (позволяет сотрудникам лучше понять цели бизнеса), так и вне ее (способствует доведению информации до акционеров, поставщиков и потребителей).
Концепция бизнеса обусловливается определенными факторами:
– кругом удовлетворяемых потребностей;
– совокупностью потребителей;
– выпускаемой продукцией;
– конкурентными преимуществами фирмы.
При выработке концепции бизнеса, основной линии деятельности предприятия следует исходить из желаний и нужд потребителей. Перечня предназначений, указанных в уставе или положении о предприятии, недостаточно. Линия деятельности предприятия может быть основана, например, на стремлении занять свободную нишу на рынке или идее производства определенной продукции в связи с изменившимся спросом, на использовании перспективного производственно-технического открытия, сложившейся ситуации в конкурентной борьбе либо других аналогичных факторах.
Линия деятельности должна всегда отвечать на основной вопрос: для удовлетворения каких потребностей создается и действует данное предприятие? Ответ на этот вопрос создаст базу для построения и организации его работы.
Выбор целей бизнеса. Выработка концепции бизнеса предполагает формулирование его целей. Цели — это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности.
Ставя определенные цели, предприниматель обозначает те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия.
Цели являются базисным элементом системы управления предприятием (фирмой), выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции.
При определении целей обычно возникает несколько вопросов:
– какие цели выбрать и как определить их последовательность;
– насколько они актуальны и как оцениваются возможности их достижения.
К типичным относятся цели, связанные с ролью данного предприятия на рынках сбыта, ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками. Постановка целей способствует выполнению основной функции предприятия, выраженной в линии его деятельности. Кроме того, могут формулироваться и ставиться вспомогательные цели, способствующие достижению непосредственно функциональных результатов.
Стратегия деятельности. После определения линии и целей бизнеса наступает этап выработки стратегии.
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей.
В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел предприятия, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы ей следить за изменениями, происходящими во внешней среде. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, занимаясь в основном ежедневной работой, внутренними проблемами, связанными с повышением эффективности использования ресурсов. Сейчас же хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление стратегии, обеспечивающей адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
Например, для стратегии японских фирм характерны:
– ориентация на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы;
– ориентация на определенное место в этой среде;
– отсутствие детерминированного курса;
– учет и использование всех возможностей для выживания и усиление своей роли в изменяющемся мире не только в текущий момент, но и на длительную перспективу;
– выделение в качестве основы выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.
Данная стратегия, отличающаяся гибкостью, способностью к адаптации, стремлением быть на гребне изменений, объективно отражает потребность в умении путем быстрых перестроек отвоевывать свое место на рынке.
Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых общих принципах выработки стратегии бизнеса.
Выбор стратегии осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих внутреннее состояние фирмы и внешнюю среду. Стратегия должна оценить все варианты улучшения использования имеющихся на предприятии ресурсов и возможности для достижения поставленных с учетом элементов внешней среды целей.
При выборе стратегии должны быть учтены следующие ключевые факторы:
– сильные стороны отрасли;
– сильные стороны фирмы;
– цели фирмы;
– финансовые ресурсы фирмы;
– квалификация работников;
– степень зависимости от внешней среды;
– временной фактор.
Выбранная стратегия оценивается путем анализа правильности и достаточности факторов, определяющих возможности ее осуществления. Основной критерий оценки: приведет ли данная стратегия к достижению поставленных фирмой целей?
Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
– соответствие состоянию и требованиям окружения;
– соответствие потенциалу и возможностям фирмы;
– приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Основные стадии организации бизнеса. Задача любого предпринимателя, решившего заняться бизнесом, в общем виде сводится к тому, чтобы определить сферу своей деятельности, найти новую идею, обещающую успех, оценить ее всесторонне с точки зрения возможного риска и прогноза выгод и затем, преодолевая мощные силы сопротивления, которые всегда препятствуют рождению нового, довести задуманное до конкретного результата.
Организация бизнеса включает ряд стадий:
1) поиск и формулирование новой идеи;
2) всесторонняя ее оценка;
3) поиск ниши рынка;
4) разработка бизнес-плана;
5) формулирование концепции деятельности, выбор целей бизнеса;
6) выработка стратегии деятельности;
7) привлечение необходимых ресурсов;
8) реализация проекта;
9) организация и управление предприятием.
Одним из важнейших стратегических решений является выбор местоположения предприятия. Особенно это касается предприятия торговли (магазина). Опыт показывает, что среднего качества магазин может преуспеть, если находится в хорошем месте, и наоборот, даже лучшему из магазинов трудно выжить в неудачном месте.
Организация работы предприятия. После учреждения предприятия в соответствии с законодательством страны базирования, привлечения необходимых ресурсов, выбора поставщиков и определения местоположения необходимо организовать его работу.
Организовать – означает спланировать и определить функции и задачи, которые необходимы для осуществления того или иного вида деятельности в рамках всего предприятия.
Для эффективной работы следует четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия сотрудников, а также их взаимоотношения. При этом важно, чтобы каждый сотрудник предприятия четко уяснил для себя:
– что от него ждут;
– какими полномочиями он обладает;
– какими должны быть его взаимоотношения с другими сотрудниками.
Это достигается с помощью организационной схемы предприятия, дополненной распределением обязанностей.
Для обеспечения слаженной и результативной работы важное значение имеет координация деятельности, т.е. синхронизация прилагаемых усилий, их интеграция в целях наиболее эффективного и оперативного решения поставленной задачи.
Для усиления мотивации персонала необходимо тщательно продумать систему оплаты и стимулирования труда.
Неотъемлемой частью организации эффективной работы является создание системы контроля за выполнением задач. Контроль состоит в сравнении полученных результатов с запланированными, в определении отклонений (особенно отрицательных) от требуемых показателей, выяснении их причин и своевременном принятии необходимых корректирующих мер.
1. Какие факторы определяют сферу бизнеса?
2. Что такое ниша рынка?
3. Какие факторы определяют концепцию бизнеса?
4. Что такое цели предприятия (фирмы)?
5. Что представляет собой стратегия бизнеса?
6. Назовите основные этапы организации работы предприятия.
Факторы, влияющие на выбор организационной формы бизнеса.
Выбор формы предприятия осуществляется в каждом конкретном случае сугубо индивидуально применительно к отрасли и роду деятельности фирмы, ее продукции, финансовому состоянию и другим факторам.
Обозначим наиболее важные из них:
– цели, которые ставит предприниматель (группа предпринимателей), и пути их осуществления в сложившейся социально-экономической среде;
– способ образования стартового капитала;
– методы осуществления производственно-хозяйственной деятельности предпринимателя;
– организационная форма и методы управления бизнесом;
– законодательная и нормативно-техническая база, регламентирующая создание, функционирование и ликвидацию деятельности субъекта хозяйствования;
– форма собственности имущества, используемого предпринимателем;
– форма организации производства и т.п.
Принимая решение о выборе той или иной организационно-правовой формы, предприниматель определяет:
1) требуемый ему уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания бизнеса, возможного круга партнеров, существующего законодательства;
2) форму образования уставного фонда предприятия, что также зависит от профиля и содержания бизнеса, собственных возможностей, масштабов деятельности, уровня конкуренции в отрасли, в которой будет осуществляться бизнес, формы собственности учрежденного предприятия (индивидуальное, акционерное и т.д.);
3) наиболее эффективную форму организационного строения предприятия и схему управления им.
Таким образом, исходя из характера бизнеса, масштабов деятельности, финансовых возможностей, а также анализа достоинств и недостатков различных форм предпринимательства в каждом конкретном случае выбирается наиболее приемлемая организационно-правовая форма предприятия.
Определение масштабов деятельности. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Небольшие компании способны мгновенно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, сочетания разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и малого предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Перечислим преимущества развития малого и среднего бизнеса:
– увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
– рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
– селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуумов, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
– создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
– трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
– подготовка кадров и повышение квалификации работников на предприятии;
– разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, небольшие предприятия чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
– освоение новых рынков, которые солидные предприятия считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и современные наукоемкие отрасли и производства);
– ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
– мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);
– снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 человек продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);
– улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Малое предприятие — это не особая организация, основанная на специфической форме собственности, а специфика масштабов производства или оказания услуг.
В развитых странах основными критериями, по которым предприятия относят к малым, являются объемы хозяйственного оборота и численность работников. Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «мелкие и средние предприятия».
Администрация по делам малого бизнеса США относит к малым предприятия, которые находятся в независимом владении и управлении, не занимают господствующего положения в отрасли и нанимают не более 500 человек.
В Великобритании верхняя граница числа занятых составляет для мелких предприятий 24 человека, для средних – 200 человек.
Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей Франции считает мелкими и средними предприятия, владелец которых имеет в собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство работниками и поддерживает с ними постоянный и прямой контакт. Что же касается количественных показателей, то во Франции к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых от 10 до 50 человек, а к средним – от 50 до 500 человек.
В Японии критерий численности работников, занятых на предприятии, варьируется по отраслям. Подобная практика принята и в других странах. Если в оптовой и розничной торговле, сфере услуг, финансовом и страховом бизнесе крупными считаются предприятия, на которых занято от 50 до 200 человек, то в обрабатывающей промышленности, особенно в ее новых отраслях, они – средние.
Во многих европейских странах существуют также ремесленные предприятия, статус которых определен в законодательном порядке.
Так, во Франции ремесленником является тот, кто организует на свои средства предприятие, обладает профессиональной квалификацией, обеспечивает руководство фирмой и принимает личное участие в ее работе. Численность работников на таком предприятии не должна превышать 10 человек, включая владельца, помогающих ему членов семьи и учеников.
Самое существенное различие между ремесленным и мелким предприятием состоит в том, что ремесленник сам трудится, участвует в производстве как рабочий. Его доход достаточен лишь для того, чтобы осуществлять простое воспроизводство.
Малый бизнес – это весьма пестрая, неоднородная экономическая среда.
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
В США малые фирмы составляют 99% всех компаний.
Основная масса приходится на фирмы, где работает не более 20 человек, в 80% – менее 10 человек.
В США функционирует более 15 млн малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.
В Португалии малые и средние предприятия производят основную массу промышленной продукции. В Италии малые и средние предприятия, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
В Италии на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития экономики. В стране действуют две различные региональные экономические модели.
Первая сложилась на северо-западе Италии с центрами в Милане, Турине и Генуе. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно, здесь развитие малых и средних предприятий подчинено нуждам крупной промышленности. Взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность: финансовую и технологическую сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.
На северо-востоке и в центральном регионе страны малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких, традиционных для Италии производств, выпускающих керамическую плитку, одежду, обувь, трикотаж и т.п., высоко специализированны.
Во всех промышленно развитых странах очень велика роль сферы услуг.
В США, например, на сферу услуг приходится более 1/3 объема продаж, 70% всей рабочей силы. Здесь к сфере услуг относят не только сервис и торговлю, но также консалтинг, образование, информационное обеспечение, финансовую деятельность. При этом взаимоотношения сфер производства и обслуживания оказываются настолько тесными, что провести четкую грань между ними удается не всегда.
Бурное развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано прежде всего с его низкой начальной капиталоемкостью. Так, предпринимателю, решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно стартового капитала в несколько тысяч долларов и не потребуется особой профессиональной подготовки.
Кроме того, создание малых предприятий в сфере услуг нередко связано с частичной диверсификацией крупного бизнеса (выделение таких функций, как охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание и др.). Довольно часто высококвалифицированные работники крупных корпораций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (ремонтные мастерские, гаражи, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т.д.).
В промышленности небольшие предприятия действуют во всех подотраслях и представлены как в традиционных, так и в самых передовых сферах производства. Небольшие компании с одинаковым успехом выплавляют присадки из высоколегированной стали на собственных мини-заводах и выпускают высококачественную научную аппаратуру. Общее машиностроение и генная инженерия, текстильная промышленность и микроэлектроника, кожевенно-обувное производство и робототехника – всюду присутствует и успешно функционирует малый бизнес. Более того, с небольшими динамично развивающимися предприятиями во многих странах связывают надежды на ускоренное развитие перспективных видов производства.
Мелкие фирмы, которые внедряются в передовые подотрасли, стремятся оснастить производство самой совершенной техникой. Поэтому нередко небольшое промышленное предприятие располагает наисовременнейшими компьютерами, многофункциональным оборудованием, обрабатывающими центрами.
Мелкие предприниматели, выступающие в роли партнеров крупных корпораций, получают от них сведения (разумеется, под обязательство не разглашать производственные секреты) о планах на ближайшие 5—6 лет, что помогает подрядчикам и поставщикам активно участвовать в разработке заказанных узлов, деталей, комплектующих изделий, давать рекомендации с учетом своей производственной компетенции. Вся система субподрядных работ находится в непрерывном движении и обновлении.
Трудно переоценить роль малого предпринимательства в сфере инноваций. Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют большую роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса. В США, например, за последние годы около 50% всех промышленных изобретений приходится на малые фирмы. Малыми предприятиями были созданы такие значительные новинки, как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон. Небольшие компании активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения.
В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые предприятия проявляют изрядную мобильность и гибкость. Как правило, их прерогатива – это начальные стадии внедрения новинок, за крупными же фирмами остается более капиталоемкая стадия развертывания производства.
По данным Национального научного фонда США, в расчете на один доллар, вложенный в научно-исследовательские разработки, малые предприятия (до 500 занятых) дали вчетверо больше новинок, чем средние (до 1000 занятых), и в 24 раза больше, чем крупные корпорации (свыше 10 000 занятых). В расчете же на одного занятого результативность разработок небольших предприятий вдвое выше, чем у крупных корпораций.
Столь большой разрыв достигается не только за счет экономии на малых масштабах производства, но и благодаря невысокому уровню издержек, связанных с обеспечением и обменом информацией (небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи), а также лучшей координации действий и более оперативному принятию решений.
Наряду с инновационными фирмами в сфере внедрения технических и технологических новинок действуют еще более перспективные и мобильные венчурные (рисковые) компании. Именно в них стремятся вкладывать средства инвесторы. Фирмы такого рода часто создаются как инновационные, но отличаются от последних существенно более высокими темпами роста. За 5—10 лет после основания фирмы численность ее сотрудников может возрасти до 500 человек. Венчурные компании обычно быстро превращаются в акционерные общества или же вливаются в другие, более мощные фирмы.
Объективный ход научно-технического прогресса и структурные сдвиги в экономике потребовали не только сближения науки и производства, но и создания адекватного механизма кредитования и финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений и вообще любых нововведений, сопряженных с риском, но перспективных; венчурный бизнес вылился в несколько десятков организационных форм, специфика которых определяется, прежде всего, специализацией фирмы.
В США, например, действуют венчурные компании трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые и частные инвестиционные компании малого бизнеса. На первые два типа приходится около 600 компаний, на третий – около 500.
Рынок ссудных капиталов, т.е. банки и кредитные учреждения, обычно ориентирован на минимальный кредитный риск, что ограничивает возможности финансирования инновационных проектов. Доступ на рынок ценных бумаг для вновь созданных малых фирм перекрыт жесткими требованиями к срокам существования компании (3—5 лет), величине активов, размерам минимальной эмиссии. Эти и другие причины и привели к появлению нового вида финансовой деятельности – венчурного бизнеса.
Рисковые проекты реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов.
Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам на стадии появления опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат принципиально новые технические или технологические решения. После научной и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капиталом под гарантии венчурной фирмы в виде получения высокой прибыли. Под выделенные деньги разработчики должны в кратчайшие сроки довести изделие до промышленного образца. Обычно при рисковом финансировании на это уходит не более 6—9 месяцев вместо обычных 18—24.
Но бывает и по-другому: на первом этапе инвестируется идея, на втором – организация производства, на третьем компания уже производит продукцию, но еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения новинки на рынок, или становится самостоятельной, или поглощается крупной фирмой. Весь процесс может занять от 5 до 10 лет.
Только в США ежегодно образуется примерно 50 000 рисковых фирм, половина которых в течение года готова представить потребителям новые товары и услуги.
Особенности различных форм бизнеса. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется:
– объективными условиями;
– сферой деятельности;
– наличием денежных средств;
– достоинством тех или иных форм предприятий;
– состоянием рынка.
Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами – с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства:
1) индивидуальные,
2) коллективные,
3) корпоративные.
Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на малые, средние и крупномасштабные.
Коллективное предпринимательство. В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности:
1) хозяйственные товарищества;
2) хозяйственные общества;
3) акционерные общества;
4) ассоциации;
5) союзы.
Юридическое название указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странах может со временем меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.
Товарищества. Хозяйственные товарищества создаются в форме:
– полного товарищества;
– товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Полное товарищество — это объединение двух предпринимателей (предприятий) и более. Создаваемое ими предприятие путем заключения договора предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) ответственность принадлежащим имуществом по обязательствам товарищества.
Представительство и действия от имени полного товарищества любого из его участников признаются деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества. Изменение состава участников полного товарищества влечет за собой его прекращение.
Полное хозяйственное товарищество — форма хозяйствования, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным или иным соглашением участников.
Преимущества полного товарищества:
– возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки;
– каждый член полного товарищества имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими;
– полные товарищества более привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества.
Недостатки полного товарищества:
– между полными товарищами должны быть особые доверительные отношения, в противном случае может быстро наступить распад этой организации;
– полное товарищество не может быть «компанией одного лица»;
– каждый член полного товарищества несет полную и солидарную неограниченную ответственность по обязательствам данной организации, т.е. в случае банкротства каждый член отвечает не только своим вкладом, но и личным имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное, т.е. смешанное товарищество) — объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики – ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.
Хозяйственное товарищество на вере является разновидностью полного товарищества и имеет следующие особенности:
– состоит из двух групп участников – полных товарищей и вкладчиков. Первые осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут полную неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества. Другая группа участников – вкладчики (коммандитисты) – делает вклады в имущество товарищества, но не отвечает своим личным имуществом по его обязательствам. Таким образом, в товариществе на вере допускается использование капитала сторонних лиц (вкладчиков), т.е. появляется возможность привлечения дополнительных средств не за счет имущества полных товарищей;
– включение в фирменное наименование товарищества на вере вкладчика автоматически ведет к превращению его в полного вкладчика, прежде всего в смысле неограниченной и солидарной ответственности своим личным имуществом по делам товарищества;
– вкладчики не вправе участвовать в управлении делами товарищества на вере и выступать от его имени, но имеют право ознакомиться с его финансовой деятельностью;
– вкладчики обладают имущественными правами, связанными с внесением ими вклада в имущество товарищества: право на получение причитающейся на их долю части прибыли товарищества; за вкладчиками сохраняется возможность свободного выхода из товарищества с получением своего вклада; вкладчик может передать свою долю или ее часть другому вкладчику или третьему лицу, при этом согласие товарищества или полных товарищей не требуется;
– при ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов или их денежного эквивалента из имущества товарищества после удовлетворения требований других кредиторов.
Полные товарищества на вере имеют те же преимущества и недостатки, что и полные товарищества. Дополнительным их преимуществом является то, что для увеличения своего капитала они могут привлечь средства вкладчиков; такой возможности полные товарищества не имеют.
Общество с ограниченной ответственностью ( ООО). Обществами с ограниченной ответственностью признаются предприятия, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общества являются юридическими лицами.
Каждое общество имеет фирменное наименование, в котором указываются вид и предмет его деятельности. Общества могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в арбитраже, суде, третейском суде.
Общество может состоять из двух участников и более. В их числе могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане.
Акционерное общество (АО) — форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций. Различие между обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом состоит главным образом в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) для совместной работы, а во втором – прежде всего капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную своими вкладами.
Акционерным считается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В этом плане АО близки к ООО, но между ними имеются и существенные различия:
– организация уставного капитала акционерного общества иная: существует полное равенство долей и обязательное их оформление акциями;
– акционер при выходе из общества не может потребовать никаких выплат, причитающихся на его долю (ни денежных, ни имущественных), так как осуществить этот выход можно лишь одним способом – путем продажи, уступки или иной передачи своих акций другому лицу. АО в отличие от ООО застраховано от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен.
Организация капитала с помощью отчужденных (оборотных) ценных бумаг – акций – дает обществу два основных преимущества:
1) возможность сконцентрировать большой капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вкладчиков;
2)возможность быстрого отчуждения и приобретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и представительских акций, что означает почти мгновенный перелив значительного капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой. При других формах организации предпринимательства это не удается.
Вместе с тем существует и большая опасность злоупотребления руководителями (директорами, учредителями) таких обществ своими возможностями бесконтрольно распоряжаться немалыми чужими капиталами. Поэтому нормальное и эффективное функционирование АО, как свидетельствует вся мировая практика, возможно лишь в условиях развитого акционерного законодательства.
Акционерные общества могут быть открытые и закрытые.
Акционерное общество, участники которого имеют право отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Преимущества акционерных обществ. Корпоративная форма доказала на практике свою рациональность там, где имеются крупные капиталы, крупномасштабное производство, большая степень риска и совершенное законодательство.
Только акционерные общества имеют право выпускать акции. У других юридических лиц такой возможности нет.
Акционер несет ограниченную ответственность (в пределах своих акций) в случае банкротства общества.
Для образования АО законодательные акты большинства стран требуют оплаты не всего акционерного капитала, а только его части, но не менее 50%. Остальная часть капитальных средств может быть внесена через определенное время, например в течение года. Изменение уставного капитала может происходить в сторону как его увеличения, так и уменьшения. Увеличение уставного капитала достигается обычно выпуском новых акций или увеличением номинальной стоимости акций. Уменьшение уставного капитала происходит за счет снижения номинальной стоимости акций или выкупа части акций у их владельцев с дальнейшим аннулированием.
Крупномасштабное производство. У крупных предприятий больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими они имеют ряд преимуществ. Прежде всего, они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая ее качество и завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие высокий доход. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна малому бизнесу из-за ее низкой рентабельности на малых предприятиях.
Помимо этого у крупных предприятий и организаций есть возможность проводить широкомасштабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.
Концентрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе корпораций позволяет последним осуществлять диверсификацию капитала из одной отрасли экономики в другую внутри предприятия, что наряду с теми преимуществами, которые они имеют за счет концентрации ресурсов, дает им возможность выживания даже в самые неблагоприятные для экономики периоды.
При снижении спроса на одни виды продукции, произведенные суперкорпорацией, она повышает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с научно-техническим прогрессом оказалась главным направлением предпринимательства современного крупного капитала.
Предпринимательские союзы и ассоциации. В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия могут на основании договора создавать объединения в форме ассоциаций (корпораций), консорциумов, синдикатов и прочих союзов.
В мировой практике все названные формы прочно заняли свое место в производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Основой для создания союзов обычно становятся сходный характер технологических процессов, взаимозависимое развитие хозяйства, синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств, необходимость комплексного использования сырья и других ресурсов, диверсификация.
На стыках различных отраслей часто возникают сложные экономические процессы. Для эффективного управления ими необходимы концентрация ресурсов и объединение усилий предприятий различной отраслевой принадлежности, вследствие чего возникла необходимость создания специальных организационных форм управления межотраслевого характера.
Основными задачами формирования подобных хозяйственных объединений являются:
– повышение эффективности работы в результате объединения усилий участников, а также внутренней кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других предприятий в единый хозяйственный комплекс;
– завоевание и удержание рынков сбыта;
– закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и прочих ресурсов;
– ускорение технического развития производства.
Главные принципы образования хозяйственных союзов:
– добровольность объединений;
– равноправие партнеров;
– свобода выбора организационных форм;
– самостоятельность участников;
– ответственность только по обязательствам, взятым каждым пред приятием при вступлении в объединение.
По юридическому статусу указанные хозяйственные образования могут быть разделены на две группы:
– действующие на постоянной правовой и хозяйственной основе;
– ассоциативные или предпринимательские – с правом свободного присоединения и свободного выхода, а также свободного предпринимательства в рамках ассоциации.
Наиболее широкое распространение получили такие структуры, как хозяйственные, финансово-промышленные ассоциации, холдинги, синдикаты и консорциумы. Каждая организационная структура имеет свои особенности, характеризующиеся наличием внутренних имущественных и юридических прав.
Холдинги. Подобные объединения образуются, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал.
Холдинг – предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других компаний, именуемых дочерними.
Холдинг может быть дочерним предприятием другой компании. Дочернее предприятие холдинга не вправе владеть его акциями в какой бы то ни было форме.
Холдинговые компании создаются при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий, объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий, учреждении новых акционерных обществ.
Число участников (учредителей) холдингов не ограничено, причем дочерние предприятия не могут входить в число участников холдинга.
Один из учредителей владеет контрольным пакетом акций, т.е. пользуется безусловным правом принятия или отклонения решений на общем собрании участников (акционеров, пайщиков) и в органах управления. (Форма его участия в капитале может быть любой.)
Холдинговые компании бывают:
– обычными, или смешанными,– акции других предприятий и иные финансовые активы составляют менее 50% капитала холдинга;
– финансовыми – акции других предприятий и иные финансовые активы составляют более 50% капитала холдинга;
– чистыми – весь капитал состоит только из акций других предприятий и иных финансовых активов.
Статус холдинга предприятие получает путем приобретения контрольного пакета акций другого предприятия (поглощения). Поглощаемое предприятие приобретает статус дочернего.
Поглощение предприятия не допускается в следующих случаях:
– поглощаемое предприятие и холдинг или другие его дочерние предприятия реализуют третьим лицам аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги);
– холдинг или какие-либо его дочерние предприятия являются потребителями товара (работ, услуг), производимого поглощаемым предприятием, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35% либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первыми соответствующего товара (работ, услуг);
– поглощаемое предприятие осуществляет сбыт товара (работ, услуг), производимого холдингом или каким-либо из его дочерних предприятий, и доля первого на соответствующем рынке в момент поглощения составляет более 35% либо превышает долю последнего.
Аналогичные ограничения налагаются и на слияние предприятий. Эти ограничения носят антимонопольный характер.
Различают два типа холдингов:
1) чистый холдинг, т.е. когда компания получает доходы посредством участия в акционерном капитале других фирм;
2) смешанный, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния организует новые зависимые предприятия и филиалы.
Компании чистого холдинга, как правило, возглавляются крупными банками; во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством.
Диверсифицированные современные концерны могут быть холдингами по отношению к своим дочерним предприятиям и филиалам и одновременно сами могут входить в качестве дочерних фирм в состав более могущественных холдингов.
Гигантские холдинги способны контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая крупные концерны и банки. Их собственный капитал и активы при этом часто бывают в несколько раз меньше суммарного капитала дочерних предприятий.
Имея свои банки или крупные суммы на счетах в других банках, холдинги предоставляют дочерним предприятиям льготные кредиты, оказывают помощь в вопросах технического перевооружения производства.
Подобная структура характерна и для финансово-промышленных групп (ФПГ), при формировании которых в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом деятельности банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не проценты по кредитам.
Финансово-промышленные группы — это группы предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданные в добровольном порядке на основе договора и объединения пакетов акций, а также директивным путем – в случае объединения государственных предприятий.
Участником ФПГ могут быть предприятия любой организационно-правовой формы, в том числе иностранные.
Интеграция экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов участников ФПГ обеспечивает реальное самофинансирование, наращивание инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Поэтому ФПГ способны стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств (в том числе экспортной ориентации), внедрения достижений науки, экологических программ.
При учреждении ФПГ участники передают принадлежащие им пакеты акций в доверительное управление одному из них, либо один из участников приобретает пакеты акций других предприятий, учреждений, организаций, становящихся участниками группы.
В случае добровольного формирования ФПГ не допускается:
– передача акций в доверительное управление или приобретение акций предприятий, в уставных капиталах которых доля собственности государства, общественных объединений, благотворительных и иных общественных фондов и их предприятий превышает 25%;
– участие объединений, в которых каждое предприятие не теряет прав юридического лица и самостоятельности, а также холдинговых компаний, в структуре капитала которых материальные активы составляют менее 50%;
– перекрестное владение акциями;
– сосредоточение у одного из входящих в группу финансово-кредитных учреждений или инвестиционных институтов свыше 10% активов предприятий ФПГ.
Механизмы образования холдинговых компаний, ФПГ, крупных диверсифицированных концернов на территории бывшего СССР существенно отличаются от механизма создания подобных хозяйственных структур в странах Запада.
Создание западных национальных и транснациональных корпораций (ТНК) начинается с удачной инициативы отдельных предпринимателей, которые в одиночку или объединившись на основе собственного и заемного капитала интенсивно наращивают свое состояние, захватывают крупные секторы производства, торговли, финансового оборота и начинают подавлять конкурентов, скупая их предприятия, торговые дома, долю банковского капитала, в результате чего и становятся корпорациями.
В настоящее время в мире превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации.
Формы управления крупными диверсифицированными объединениями. Стандартной системы управления ассоциацией, холдинговой компанией, ФПГ не существует. В зависимости от доли участия в уставном капитале объединенных в сообществе предприятий, степени их диверсификации и географического размещения управление холдинговой компанией или ФПГ может осуществляться по принципу предприятия, т.е. в режиме жесткой подчиненности центру. Чаще используется форма ассоциативного управления, но без права свободного выхода субъектов из системы холдинга. Иногда применяется смешанная форма.
В странах Запада система более жесткая, чем в России. В частности, когда доля участия холдинга в уставном капитале предприятия превышает 50%, холдинговая компания фактически становится полноправным хозяином этого предприятия и управляет им из центра по принципу управления концерном.
Ассоциация (корпорация) – это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций, имеющее, как правило, ограниченную, а порой чисто номинальную ответственность.
Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и полностью отвечают по своим обязательствам перед законом и партнерами. Они несут ответственность за результаты деятельности ассоциации лишь тем имуществом, которое ими было добровольно передано в коллективное пользование, и не отвечают остальным имуществом и обязанностями, закрепленными непосредственно за предприятием. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий, если это специально не оговорено в уставе.
Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, постоянно координируют свою деятельность, но лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают планы собственного экономического и социального развития. Иногда предприятия готовят годовые и долгосрочные планы, согласуя их с другими участниками ассоциации. После согласования планов с партнерами по установленному перечню показателей составляется объединенный план, выполнение которого контролируется правлением ассоциации.
Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, заключают договор о совместной деятельности. Члены ассоциации могут вступать в другие договорные обязательства без согласования с другими ее участниками. Коллективным органом управления является хозяйственный совет, в состав которого входят директора и иногда другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год.
Решение совета принимается большинством голосов (50% + 1). Хозяйственный совет ассоциации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правление. Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могут принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации.
В функции хозяйственного совета обычно входит:
– определение основных выгодных для участников направлений деятельности ассоциации;
– утверждение нормативных документов, регулирующих взаимоотношения внутри ассоциации;
– согласование планов деятельности предприятий и отчетов об их выполнении;
– утверждение инвестиционной политики и программ технического развития входящих в ассоциацию единиц;
– организация прямых внутренних и внешних хозяйственных связей между предприятиями.
Текущая координация хозяйственной деятельности в период между заседаниями совета возложена на правление и исполнительную дирекцию ассоциации.